А. Левитин о Патриархе Тихоне (до его избрания):
«Иеромонах Тихон делал обычную карьеру ученого монаха: в 1892 году он становится архимандритом и назначается ректором Холмской духовной семинарии. 19 октября 1897 года о. Тихон был рукоположен во епископа Люблинского.
…Епископа Тихона с нетерпением ждал его начальник архиепископ Варшавский Флавиан – множество различных дел ожидало его в беспокойном Царстве Польском, которое всегда было самым уязвимым местом Российской империи.
На месте своего нового служения епископ Тихон заслужил всеобщее одобрение. Вежливый и тактичный епископ умело смягчал антагонизм между польским и русским населением и осторожно налаживал отношения с униатами. Благодушный и религиозный, он очень любил служить и произносить проповеди: за свое одиннадцатимесячное служение в Люблине он произнес 120 речей.
14 сентября 1898 года епископ Тихон неожиданно назначается экзархом Северной Америки и переезжает в Нью-Йорк. Благодаря природному такту он сумел ужиться и в этих, столь чуждых ему условиях, многое сделал для расширения русской епархии и, между прочим, основал под Нью-Йорком русский монастырь.
25 января 1907 г. епископ Тихон назначается в Ярославскую епархию, которой он мирно и спокойно правил до 1914 года при помощи двух своих друзей: Иосифа (Петровых), которого он сумел выдвинуть епископом Рыбинским, и своего келейника иеромонаха Серафима Самойловича, впоследствии архиепископа Углицкого, – характерно, что обоим впоследствии было суждено сыграть крупную роль в истории русской церкви.
В 1908 году архиепископ Тихон, будучи в Петербурге, имел свидание с о. Иоанном Кронштадтским в Вауловском скиту Иоанновского монастыря. Старый и больной протоиерей, вопреки этикету, первый закончил беседу следующими словами: "Теперь, владыко, садитесь выше на мое место, а я пойду отдохну". (Церковные ведомости, 1918, 14 июля, № 23-24, с. 706-707.) Эту случайную фразу впоследствии всячески обыгрывали духовные ораторы в своих панегириках патриарху, желая этим сказать, что о. Иоанн Кронштадтский как бы назначил Тихона своим преемником в качестве религиозного вождя русского народа.
3 января 1914 года будущий патриарх был назначен архиепископом Виленским и всея Литвы; в этом сане он пребывал до июля 1917 года, когда, как мы видели, он был избран на Московскую митрополичью кафедру.
Что из себя представлял патриарх Тихон в дореволюционное время как общественный деятель? Его враги впоследствии усиленно распространяли (и устно и печатно) слухи о том, что патриарх до революции якобы примыкал к черносотенцам. Следует сказать, что история совершенно это не подтверждает: ни в одной речи, произнесенной патриархом, ни в одной статье, напечатанной в епархиальных ведомостях тех городов, где он святительствовал, нельзя найти ни малейших следов черносотенства. Правда, будучи в Вильно, он, как и большинство архиереев, числился почетным членом местного отделения "Союза русского народа". Однако никогда никакого участия в работе Союза он не принимал. Что касается приветствия председателя Виленского отделения СРН Кандауровой, в котором она говорит об особой роли архиепископа, которую он играл якобы в Союзе (это приветствие впоследствии всячески использовали враги патриарха), то эту тираду истерички следует отнести к обычным славословиям такого рода, в которых льстивые "восторги" смешиваются с женской экзальтацией.
Люди, близко знавшие патриарха до революции, говорят, наоборот, о его либерализме и терпимости, что очень идет к его мягкой и гуманной натуре. Так, например, архиепископ Тихон положительно отзывается об М.М. Тарееве – смелом богослове-новаторе, которого не выносила официальная церковь. "Что ты, что ты, – возмутился преосвященный Тихон, – рассказывает его ученик Б. Царевский, – какой он неправославный?
Православие тем и хорошо, что оно способно многое включить в свое глубокое русло"
(выделено мною –
Л.Р.) Соборный разум. 1918. Стр. 19. Очень интересен для характеристики патриарха его отзыв об увольнении митрополита Макария на покой:
"По его мнению, если бы всеми уважаемый старец-митрополит и был виноват в том соприкосновении со "старцем" Распутиным, в котором его обвинял этот барин, на время надевший красную рубашку (Львов), не ему
все же выступать с обличениями и кричать и топать ногами на святителя.
- Зачем преосвященный Макарий все-таки подал прошение об отставке? – заметил я (Б. Царевский - Л.Р.).
-То-то все мы лакеи! – с горечью воскликнул владыка. – Веками унижений приучены к покорности! Ну да не все, слава Богу! Скорее бы конец всему этому!
Последние фразы были связаны с такой глубокой горечью, что я искренно покаялся в душе, что неосторожно затронул его наболевшие раны".
Там же, с.19. Таков был человек, которому 21 ноября 1917 года была вверена Русская Православная Церковь.
…Надо сказать, что, будучи патриархом, Тихон очень мало изменился. Спокойствие, добродушие, чувство юмора не покидали его никогда в жизни. Если позволительно привести здесь литературную аналогию, покойный патриарх был удивительно похож на Кутузова, каким его изображает Л.Н. Толстой в романе "Война и мир". Скромный, простой русский человек с ясным практическим умом и добрым сердцем – таким оставался до смерти патриарх Тихон.
…Вообще патриарх очень терпимо относился к реформаторам: в Москве, в храме Василия Блаженного, подвизался свящ. о. Роман Медведь, известный своей независимостью, который не раз публично заявлял, что он по ряду вопросов не согласен с патриархом. В церкви Тихона Амафунтского на Арбате служил о. Иван Борисов, настроенный примерно так же, наконец, при патриархе развивал свою деятельность о. Владимир Быков – крупный биолог, принявший сан. О. Владимир смело реформировал богослужение и скандализировал консерваторов своими оригинальными проповедями-беседами. Патриарх ему покровительствовал и даже отвел ему для богослужения одну из церквей Зачатьевского монастыря на Остоженке. Следует также упомянуть об имевшей место в 1919 году попытке создать Рабоче-крестьянскую христианско-социалистическую партию, задуманную священником Гребневской церкви, что на Лубянке, впоследствии ренегатом, С. Калиновским. Патриарх благословил священника на создание этой партии с крайне левой программой, и лишь по независящим от патриарха обстоятельствам партия не была создана. Наконец, патриарх смотрел сквозь пальцы на деятельность Антонина, который после революции как с цепи сорвался: проживая на покое в Заиконоспасском монастыре (на Никольской), совершая литургию посреди храма, читал евхаристические молитвы вслух, кроил и перекраивал богослужение, изменяя его каждый день...»
А. Левитин. Стр.42-47. 11 ноябряПринятие Собором решения об отпевании погибших обеих сражавшихся сторон.
Деян. Соб. 11 ноября 11 ноября Обращение
Собора к победителям в гражданской войне:
«...Священный Собор
во всеуслышание заявляет: довольно братской крови, довольно злобы и мести.
Мести не должно быть нигде и никогда; тем более она не допустима над теми, кто, не будучи враждующей стороной, творил лишь волю их посылавших.
Победители, кто бы вы ни были и во имя чего был вы ни боролись, не оскверняйте себя пролитием братской крови, умерщвлениембеззащитных, мучительством страждующих! Не причиняйте нового горя и позора истерзанной Родине, и без того слишком обагренной кровью своих сынов!
Вспомните о несчастных матерях и семьях и не примешивайте еще новых слез и рыданий о пролитой крови. Даже и те, кто отказался от Бога и Церкви, кого не трогает голос совести, остановитесь хотя бы во имя человеколюбия.
Собор взывает и к вам, руководители движения: употребите все свое влияние на обуздание кровожадных стремлений тех, кто слишком упивается своей братоубийственной победой».
Деян. Соб. 11 ноября 11 ноябряВоззвание
Собора к православному народу
с призывом к покаянию за грех братоубийства и с осуждением "лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия":
«...Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения – кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов – смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга. Происходит всеобщее затемнение совести и разума.
..Давно уже в русскую душу проникают севы антихристовы и сердце народное отравляется учениями, ниспровергающими веру в Бога, насаждающими зависть, алчность, хищение чужого. На этой почве обещают они создание всеобщего счастья на земле...
...Русские пушки, поражая святыни Кремлевские, ранили и сердца народные, горящие верою православною. Но не может никакое земное царство держаться на безбожии: оно гибнет от внутренней распри и партийных раздоров. Посему и рушится Держава Российская от этого беснующегося безбожия. На наших глазах совершается праведный суд Божий над народом, утратившим святыню. Вместе с Кремлевскими храмами начинает рушиться все мирское строение Державы Российской. Еще недавно великая, могучая, славная, она ныне распадается на части. Покинутая благодатию Божией, она разлагается как тело, от которого отлетел дух.
...Для тех, кто видит единственное основание своей власти в насилии одного сословия над всем народом, не существует родины и ее святыни. Они становятся изменниками Родины, которые чинят неслыханное предательство России и верных союзников наших. Но к нашему несчастью, доселе не родилось еще власти воистину народной, достойной получить благословение Церкви Православной. И не явится ее на Русской земле, пока со скорбною молитвою и слезным покаянием не обратимся мы к Тому, без Кого всуе трудятся зиждущие град.
...Покайтесь же и сотворите достойные плоды покаяния! Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!..»
Деян. Соб. 11 ноября 11 ноябряОпределение Св. Синода о возведении преосв. Тихона на Патриаршую кафедру.
Церк. Вед. 1917, № 46-47 21 ноябряТоржественная интронизация Патриарха
Тихона в Успенском Соборе.
Из приветственного слова представителя Константинопольского Вселенского Престола архимандрита Иакова:
«Лучшие и избранные люди нового Израиля, представители клира и народа, совершили великое торжество, избравши Ваше Святейшество при псалмопении и молитвах...
Святейший Первосвятитель! Ничего нет под небесами такого, чего не было бы предназначено свыше. Там, где происходили гонения и потрясения, всегда Божественное Провидение поднимало и борцов сильных и призывало правителей опытных.
Мрачные поднимаются на горизонте тучи, ревет и зловеще стонет море, бурлящее тысячами сталкивающихся страстей. Ужасны подводные скалы физической борьбы и гражданской войны и невидимые подводные камни духовных опасностей. Всюду неизмеримые высоты волн и бездонные пропасти религиозного сомнения, суеверия, охлаждения и полного безверия превращают ровный и нормальный ход великого, богоустановленного церковного корабля в многотрудный и едва осуществимый...
В Вас воля Всевышнего воздвигла вовремя человека нужного.
"В руке Господа власть над землею, и человека потребного Он вовремя воздвигнет на ней" (Сирах. X: 4). Мужайся же и стойко держись в предстоящих Тебе подвигах. Ибо страшен поднявшийся в вертограде Господнем ураган, велика и ужасна нависшая отовсюду опасность. Но неустанно держись, Богоизбранный Патриарх...»
Церк.- общ. Вестн. 1917, № 154 Слово митр.
Антония (Храповицкого) в адрес митр. Владимира, уступающего теперь место первенствующего архиерея митрополиту Тихону, новопоставленному Патриарху:
«В то время, как другие совершенно изолгались и постоянно изменяли своим убеждениям, митрополит Владимир не боялся говорить "правду царям" и не "с улыбкой", как наш старинный поэт, но со слезами, сознательно подвергая себя огорчениям и страданиям, и в то же время претерпевая все житейские скорби со смирением и с величайшей твердостью души. Да, это был живой пример нашим владыкам, часто в последние годы переживавшим борьбу между правдой и выгодой, между совестью и честью от людей, – пример тому, как должно предпочитать первое второму!»
Голубцов. Стр.161. 26 ноября Заседание Совета Народных Комиссаров.
Из Протокола №12:
«Слушали:
7. Письмо священника Галкина с предложением своих услуг Соевту Народных Комиссаров в области отделения церкви от Государства и в ряде других областей с приложением статьи для газеты.
Письмо Галкина предано Бонч - Бруевичу 19/XI.
Постановили:
7. Письмо Св. Галкина передать в «Правду» для напечатания его с инициативой Галкина. Поручить тов. Стучка и Бонч-Бруевичу рассмотреть письмо и статью свящ. Галкина, вызвать Галкина для переговоров и дать в Сов. Нар. Ком. свое мнение о возможности привлечения свящ. Галкина к активной деятельности и на какой пост».
РПЦ и ком. гос. Стр.13 28 ноября Указ Патриарха о возведении в сан митрополита:
Антония Харьковского
Арсения Новгородского
Агафангела Ярославского
Сергия Владимирского
Иакова Казанского.
Митр. Мануил. Словарь епископов.
Ноябрь
Преобразование Украинского Церковного комитета в
Церковную раду, которая сразу же наметила свой целью созыв Поместного Всеукраинского Собора.
На Московском Соборе к идее созвать особый Украинский собор отнеслись положительно, «лишь бы он был созван по благословению патриарха».
Поспеловский. Стр. 46. Из воспоминаний
митр. Евлогия: «В Киеве затевался созыв Всеукраинского Церковного Собора. Митрополит Платон был командирован для подготовительной работы. На Украине в тумане революционных настроений назревало стремление к автокефалии, к независимой от Москвы Церкви. Митрополит Платон, верный линии централизма, попал в трудное положение. Мы стали посещать Епархиальный дом, где происходили предсоборные собрания, и познакомились с подготовительными работами. (Я ходил туда в качестве волынского архиерея).
Впечатления удручающие… Стриженые, бритые украинские военные священники, в шинелях, с винтовками… Злые лица… Революционные речи в духе сепаратизма. Крики по адресу митрополита Платона: "Вы хотите задушить Украйну!.. мы не допустим!.." – словом, не церковное собрание, а сплошной митинг с выступлением агитаторов. Было ясно – с Собором ничего серьезного выйти не может.
Решено было с наступлением Рождественских праздников Предсоборное Собрание закрыть. Я уехал на Рождество в Житомир.
(…)
После праздников я произвел выборы делегата на Украинский Собор в Киеве; избранным оказался новый ректор семинарии».
Евлогий. Стр.284.
2 дек.Определение Собора
о правовом положении Православной Российской Церкви.
Первые 8 пунктов положения (из 25):
1.Православная Российская Церковь, составляя часть единой Вселенской Христовой Церкви, занимает в Российском Государстве первенствующее среди других исповеданий публично-правовое положение, подобающее ей, как величайшей святыне огромного большинства населения и как великой исторической силе, созидавшей Российское Государство.
2.Православная Церковь в России в учении веры и нравственности, богослужении, внутренней церковной дисциплине и сношениях с другими автокефальными Церквами независима от государственной власти и, руководствуясь своими догматико-каноническими началами, пользуется в делах церковного законодательства, управления и суда правами самоопределения и самоуправления.
3.Постановления и указания, издаваемые для себя Православной Церковью в установленном ею порядке, со времени обнародования их церковною властью, равно и акты церковного управления и суда, признаются Государством имеющими юридическую
силу и значение, поскольку ими не нарушаются государственные законы.
4.Государственные законы, касающиеся Православной Церкви, издаются не иначе, как по соглашению с церковной властью.
5.Церковная иерархия и церковные установления признаются Государством в силе и значении, какие им приданы церковными постановлениями.
6.Действия органов Православной Церкви подлежат наблюдению государственной власти лишь со стороны соответствия их государственным законам, в судебно-административном и судебном порядке.
7.Глава Российского Государства, Министр Исповеданий и Министр Народного Просвещения и Товарищи их должны быть православными.
8.Во всех случаях государственной жизни, в которых Государство обращается к религии, преимуществом пользуется Православная Церковь.
Далее в определении говорится: об уголовном наказании за поношение и поругание Церкви; о законной силе церковного брака; о полноправии церковных школ; о преподавании Закона Божия в школах для православных детей; об обеспечении военнослужащих армейским духовенством; о запрещении конфискации и отобрания церковных имуществ; о государственном ассигновании на нужды Церкви; о беспрепятственном получении прав юридического лица церковными установлениями и др.
Опр. и Пост. Вып. 2, стр. 6-8 Комментарий арх.
Василия Кривошеина: «Все это были замечательные реформы, показывающие, что ограничение Православия аскетическо-литургической сферой, характерное для Синодального периода, не исчерпывает его содержания. Эта программа имела, однако, один недостаток – полную утопичность в сложившейся исторической революционной обстановке: более того, совершенное игнорирование действительности, очевидно потому, что в это время никто еще большевиков всерьез не принимал. Это не было цепляньем за прошлое, как это хотят изобразить противники Собора, наоборот, дело шло часто об очень смелых реформах, но вне всякой возможности их осуществить. Основная их мысль – свобода и независимость Церкви, ее активное участие в жизни народа и общественном строительстве, воспринимаемое советскими историками как "клерикализм". Интерес этой программы в том, что она показывает как далеки были в то время пожелания Церкви от того стеснительного положения, которое создало для нее советское законодательство».
Арх. Василий (Кривошеин). Отзыв на книгу Реслера: «Церковь и революция».
Вестн. Рус. Зап-Европ. Патр. Экзархата. 1970. № 69. Стр. 71-72
2/15 дек.Приветственная телеграмма Патриарха Тихона королю Великобритании по случаю
взятия Иерусалима английскими войсками:
"Петроград.
Великобританскому послу.
Всероссийский Церковный Собор просит Вас передать Его Величеству, королю Англии, поздравление и радость Православного русского народа по поводу великого события в жизни всего христианского мира, взятия Иерусалима войсками Его Величества. Да благословит Господь начало освобождения Святой земли от иноверного владычества. Уповаем, что отныне великие христианские святыни навсегда останутся в обладании христиан".
Церк. Вед. 1918, № 17-18 7/20 дек.Определение Собора о Священном Синоде и Высшем Церковном Совете.
Св. Синод: Патриарх и 12 членов – постоянно Киевский митрополит, шесть иерархов избираются Поместным Собором на три года, пять иерархов вызываются по очереди на один год.
Высш. Церк. Совет: Патриарх и 15 членов – три иерарха из Св. Синода по выбору Патриарха, и по избранию Собора на три года: один монах из иноков, пять клириков и шесть мирян.
Опр. и Пост. Вып. 1. Стр. 7-11 Митрополит
Евлогий об этом постановлении
(рассказывает, видимо, по памяти - Л.Р.): «Ближайшей задачей Собора было обсудить организацию Патриаршего управления. Вскоре она была реализована. Для канонических и богослужебных, т.е. чисто церковных, дел был создан Патриарший Священный Синод. Для церковно-административных дел – Высший Церковный Совет. Председательствовать тут и там должен был Патриарх. Одновременно определили и круг дел, подведомственный каждому из этих учреждений, причем для дел главных они должны были объединяться в соединенном заседании. Иерархи в члены Синода назначались на один год: 6 архиереев – один от каждого из 6 округов (старейший архиерей каждого округа) и 6 архиереев, выборных от Собора. (Примеч. митр. Евлогия: Вся Русская Церковь географически делилась на округа: северный, северо-западный, северо-восточный, восточный, юго-восточный, южный, Сибирь.).
В члены Синода были выбраны Собором следующие 6 архиереев:
1)митрополит Новгородский Арсений
2)митрополит Харьковский Антоний
3)митрополит Платон, бывший Экзарх Грузии, а потом митрополит
Американский
4)митрополит Владимирский Сергий (впоследствии Патриарх
Московский и всея Руси)
5)архиепископ Кишиневский Анастасий
6)архиепископ Волынский Евлогий».
Митрополит Евлогий (Георгивский).
Путь моей жизни. М. 1994. Стр.282-283. 8/21 дек. Определение Собора
о правах и обязанностях Патриарха. В частности, Патриарх:
«д) сносится с автокефальными Православными Церквами по вопросам церковной жизни,
е) имеет долг печалования перед гос. властью,
м) дает архиереям братские советы, как относительно личной их жизни, так и относительно исполнения ими архипастырского долга; в случае же невнимания к его советам предлагает о том Свящ. Синоду,
н) принимает жалобы на архиереев и дает им надлежащий ход».
О суде над Патриархом:
«10.В случае нарушения Патриархом прав или обязанностей его служения вопрос о признании в его действиях наличности поводов, могущих повлечь за собою его ответственность, разрешается соединенным присутствием Священного Синода и Высшего Церковного Совета. Самое же предание его суду и суд над ним совершается Всероссийским Собором епископов с приглашением по возможности других Патриархов и предстоятелей автокефальных Церквей, причем как для предания суду, так и для обвинительного приговора требуется не менее 2/3 наличных голосов».
Опр. и Пост. Вып. 1, стр. 4-6 8 дек.Определение Собора о круге дел, подлежащих ведению органов высшего церковного управления.
Опр. и Пост. Вып. 1, стр. 12-16
9 дек.Письмо Патриарха Тихона вдове убитого в Петрограде протоиерея Иоанна Кочурова.
"...Храним в Своем сердце твердое упование, что украшенный венцом мученичества, почивший пастырь предстоит ныне Престолу Божию в лике избранников верного стада Христова".
Церк.- общ. Вестн. 1917, № 165 18 дек. Послание Патриарха Тихона к Церкви о вступлении на Патриарший Престол.
«В годину гнева Божия, в дни многоскорбные и многотрудные, вступили Мы на древлее место патриаршее. Испытания изнурительной войной и гибельная смута терзают Родину нашу, скорби и от нашествия иноплеменных и междоусобные брани. Но всего губительнее снедающая сердца смута духовная. Затемнились в совести народной христианские начала строительства государственного и общественного, ослабела и самая вера, неистовствует безбожный дух мира сего...»
Церк. Вед. 1918, №1
ДекабрьПосещение Собора Патриархом Тихоном. Свидетельство митрополита
Евлогия:«Первое время после интронизации Патриарх на Соборе не появлялся и Собор заседал под председательством митрополита Новгородского Арсения. Но вот как-то раз, словно ясное солнышко, появился на Соборе Патриарх... С каким благоговейным трепетом все его встречали! Все – не исключая "левых" профессоров, которые еще недавно так убедительно высказывались против патриаршества... Когда, при пении тропаря и в преднесении патриаршего креста. Патриарх вошел, – все опустились на колени. Патриарх проследовал прямо в алтарь, вышел в мантии, приветствовал Собор и, после молебна, благословив всех, – отбыл.
Это посещение – высшая точка, которую духовно достиг Собор за первую сессию своего существования. В эти минуты уже не было прежних несогласных между собой и чуждых друг другу членов Собора, а были святые, праведные люди, овеянные Духом Святым, готовые исполнять Его веления... И некоторые из нас в тот день поняли, что в реальности значат слова “Днесь благодать Святаго Духа нас собра”... »
Митр. Евлогий. Стр. 305 29 дек. Послание Патриарха Тихона по поводу объявления
грузинской автокефалии:«Только Собор кириархальной Церкви может даровать независимость той или иной Поместной Церкви, без Собора же кириархальной Церкви всякие акты провозглашения Церковной независимости признаются недействительными и не имеющими канонической силы... Если это требование не соблюдается. Церкви угрожает схизма...
Умоляем вас, братие, именем Господа нашего Иисуса Христа: да не будет между нами разделений и да будем все мы соединены в одном духе и в одних мыслях. Станем на путь мира и взаимной любви и совместно обсудим создавшееся положение».
Церк. Вед. 1918, № 3-4
Конец 1917 - начало 1918 Рассмотрение на Соборе вопроса об
«имяславии». Из Послесловия
М.Б. Данилушкина к 4-му изданию книги «На горах Кавказа»:
Философ
А.Ф. Лосев о сути вопроса:
«Одни – а это были в основном представители администрации – учили, что Имя Божие – лишь звук пустой и не стоит ни в каком отношении к Самому Богу, что у него то же начало, что и у всего тварного, а потому обожествление его, – говорили они, – есть языческий пантеизм и магия. Другие, напротив, отстаивали Божественное начало имени Иисуса и утверждали, что в имени Божием пребывает сила (энергия) Божия, неотделимая от Его сущности и потому оно не может быть тварным, и в этом смысле Имя Божие есть Сам Бог. Представители последней точки зрения были в основном монахи-ревнители
и отшельники, имевшие обыкновение творить Иисусову молитву и давшие обет молчания.
Суть имяславия наиболее полно проявляется у Восточного монашества в мистическом учении о единении с Богом через Его Имя в Иисусовой молитве.
Суть имяславия может быть выражена в нескольких тезисах:
1.Имя Божие – энергия сущности Божией. И, как энергия сущности Божией, неотделимо от самой сущности и потому есть Сам Бог.
2.Имена Божии – таинственные символы реального действия Бога. Имя Божие есть Сам Бог, но Бог Сам – не есть имя
(т.е. Сущность Божия не есть имя –
М. Д.). 3.Имя Божие не есть имязвучие (т.е. тварное сочетание звуков и букв).
4.Имя Божие – место встречи Бога и человека. Его Именем очищаемся от грехов и спасаемся, Его Именем совершаются таинства. Сама молитва не есть человеческая тварная энергия, ни Божественная сила, которая есть Сам Бог, но это – место встречи двух энергий, Божественной и человеческой; слияние в одном Божественном имени двух сущностей, Божественной и человеческой».
А.Ф. Лосев. Имя. Спб. 1997. Стр.7-11; 55-59. История вопроса в изложении автора Послесловия
(приводится в сокращении - Л.Р.):
«Как видно из дальнейших событий, этот глубоко богословский спор, касающийся древней церковной практики умного делания, был разрешен административно-силовыми методами.
13 августа 1912 года иеросхимонах Андреевского скита Антоний Булатович в связи с гонениями на имяславцев от Игуменов Андреевского и Пантелеимоновского монастыря, запретивших даже на исповеди говорить с духовниками об Иисусовой молитве, пишет Константинопольскому Патриарху Иоакиму III письмо с просьбой защитить имяславие. Тот в своем послании осудил книгу.
После осуждения в России книги «На горах Кавказа» архиепископом Антонием (Храповицким), который назвал имяславие«хлыстовщиной», следует жалоба Обер-Прокурору Св. Синода о защите от подобных нападок.
5 апреля новый Константинопольский Патриарх Герман V утверждает мнение своего предшественника об имяславии как ереси и грозит упорствующим принятием определенных против них мер.
18 мая после предварительного слушания докладов архиепископов Антония, Никона и проф. МДА С.В. Троицкого, следует Послание Святейшего Синода с разбором имяславия. Учение имяславцев в нем признано "хлыстовством" ввиду идеи "перевоплощения Божества". В этом Послании излагаются три лжедогмата:
Имя Божие есть “только имя, а не Сам Бог и не Его свойства, название предмета, а не сам предмет… оно не есть и энергия Божия”; чудеса творятся не Именем Божиим, а верой нашей; священные Таинства совершаются не Именем Божиим, “а по молитве
и вере Святой Церкви”.
Это Послание составлял, между прочим, митроп. Сергий (Страгородский), чем объясняется то, что многие имяславцы отложились от него, когда он стал Заместителем Патриаршего Местоблюстителя.
4 июня на канонерской лодке “Донец” на Афон прибыл по аспоряжению Св. Синода архиеп. Никон, которому в распоряжение были предоставлены военные транспорты с солдатами. Он, приняв на веру Богословскую аргументацию архиеп. Антония, не сумел найти общий язык с Афонцами и, таким образом, был использован как лицо, возглавившее разгром Русского монашества на Афоне, что соответствовало планам Греков по эллинизации Афона и показало неспособность Российского МИД противостоять их давлению.
11 июня русский пароход “Царь” доставил на Афон 118 солдат и 5 офицеров.
3 июля при насильственном выселении имяславцев с помощью солдат на прибывший военный пароход “Херсон”, часть монахов Пантелеимонова монастыря оказала сопротивление. Тогда безоружных, совершавших церковное служение иноков, подвергли неслыханному истязанию – их в продолжении целого часа окатывали в упор из двух шлангов сильнейшей струей холодной горной воды, сбивая с ног, поражая сильнейшими ударами лицо и тело. Для насильственного вывоза были поставлены два пулемета. Из солдат выбирали охотников «бить монахов», которых предварительно игумен Мисаил приказал за обедом усиленно напоить вином, и, наконец, полупьяных и осатаневших солдат бросили на безоружных иноков по команде – “бей штыками и прикладами!”
Били беспощадно… Если не было заколотых насмерть штыками, то только благодаря крайнему непротивлению и незлобию иноков, которые, скрестив руки, не оказывали никакого сопротивления. Однако, было 46 раненых с колотыми, резаными ранами, которых зарегистрировал судовой врач на “Херсоне”… Без чувств скатывались многие иноки с лестниц, а внизу их подхватывали приспешники имяборца Мисаила и избивали их там большими железными кочергами из просфорни... В ту же ночь, как утверждают очевидцы, было похоронено четверо убитых.
Пароход с пленными монахами стоял возле Афона до 9 июля, а затем с 621 монахом (418 из Пантелеимоновского и 183 из Андреевского скита) отправился в Одессу. 40 изувеченных солдатами монахов возвращено в монастырскую больницу с транспорта “Херсон”, как неспособных следовать в Россию. После допроса в Одессе 8 человек отправлены на подворье Андреевского скита, 40 – в тюрьму, остальные в мирском одеянии и с остриженными власами и бородами – для водворения на родину по местам приписки. 17 июля прибыли еще 212 монахов на пароходе “Чихачев”, которые временно были распределены по Афонским подворьям. Некоторых монахов переодевали в еврейские ермолки, что было несомненно ритуальным глумлением.
6 июля оставшаяся часть Афонитов по указанию архиепископа Никона и проф.
МДА С.В.Троицкого подписала отвержение от учения об Имени Божием. Миссия посланцев Синода была завершена. В результате русская часть Афона уменьшилась почти наполовину, так как на следующих пароходах добровольно выехало еще большое число иноков, отказавшихся дать требуемую подписку о непризнании Божества Имени Господня.
…Русскими церковными властями прибывшие Афонцы были встречены сурово. Их разослали по разным епархиям с запретом совершать богослужения. Многих потом погребали по мирскому обряду. Так были погребены: схимонах Ионафан, схимонах Афиноген, прожившие на Афоне один 60 лет, а другой – 45 лет. В последнем приобщении Святых Тайн было отказано схимонаху Севастиану и схимонаху Афиногену. Причем первого священник лишил даже отпевания.
13 февраля 4 представителям имяславцев была дана Высочайшая аудиенция в Царском селе. Государь принял их очень милостиво, выслушал всю историю их удаления с Афона и обещал им Свое содействие к мирному урегулированию их дела, а Ее Императорское Величество настолько была растрогана их печальной повестью, что не могла воздержаться от слез.
Эта высылка была трагедией для русских иноков: многие из них прожили на Афоне по нескольку десятков лет, многие были схимники.
29 июля архимандрит Мисаил телеграфирует Обер-Прокурору Святейшего Синода Саблеру:
“Почтительнейше просим Ваше Высокопревосходительство повергнуть к стопам Его Императорского Величества нашу усерднейшую благодарность за освобождение нашего монастыря от грозившей ему со стороны революционеров и сектантов опасности разорения”.
На Всеподданнейшем докладе об этом Государь сдержанно написал: “Желаю Пантелеимонову монастырю мира, тишины и благочестия”.
9 августа в Св. Синод от уполномоченного более чем от 600 высланных иноков подано Прошение о пересмотре их дел. Иноки под впечатлением ласки Царской семьи надеялись, что им будет предоставлен скит Пицунда, где они выберут своего настоятеля по Афонскому уставу.
В феврале 1914 года Св. Синод приглашает “для келейного увещевания подсудимых Афонских монахов”, Оптинских старцев архим. Агапита и иером. Анатолия, желая привлечь на свою сторону их безусловный духовный авторитет. Однако старцы, сославшись на нездоровье, не приехали. В феврале же Св. Синод поручает Московской Синодальной Конторе принять к рассмотрению дело имяславцев.
25 марта о. Антоний (Булатович) пишет первое письмо Государю с просьбой повелеть разобраться в учении имяславцев, назначив особую Богословскую Комиссию. Промедление и действия Синода "наталкивают" Россию на бедствия:
“К каким дальнейшим бедствиям это приведет Россию, это ведает один лишь Бог”,
– так пророчески заканчивает свое письмо о.Антоний.
В апреле Государь пишет письмо Митрополиту Московскому Макарию, выражая благоприятное мнение об имяславцах.
11 апреля следует Заявление Афонских иноков в Св. Синод, в котором говорится, что “в связи с тем, что неправильное учение о Имени Божием принято Синодом бесповоротно, они отлагаются от всякого духовного общения с Всероссийским Синодом и отказываются явиться на суд Московской Синодальной Конторы”. Под заявлением стояло более трехсот подписей.
15 апреля на Пасху, в Ливадии Государь передал Обер-Прокурору В.К.Саблеру следующую записку:
“В этот Праздников Праздник, когда сердца верующих стремятся любовью к Богу и к ближним, душа Моя скорбит об Афонских иноках, у которых отнята радость приобщения Святых Тайн и утешение пребывания в храме. Забудем распрю: не нам судить о величайшей святыне – Имени Божием, и тем навлекать гнев Господень на Родину; суд следует отменить и всех иноков разместить по монастырям, возвратить им монашеский сан и разрешить священнослужение”.
7 мая последовало определение Московской Синодальной Конторы, в котором говорилось, что “у иноков имяславцев нет оснований к отступлению ради учения об Именах Божиих от Православной Церкви”. Часть иноков была определена в Покровский монастырь, некоторым было разрешено служение в определенных Московских приходах, отменено решение о церковном суде. Однако, это Определение Св. Синод на заседании 10 мая утвердил лишь частично, “не изменив своего прежнего суждения о самом заблуждении”. Подписано это решение было шестью архиереями, причем у подписей архиеп. Финляндского Сергия и архиеп. Никона стояли добавления: “без допущения их к Святым тайнам” (но эти их заметки носили чисто редакционный характер и к исполнению не принимались.
14 мая преосвященный Модест, которому было поручено архипастырское попечение над имяславцами, пишет издателю журнала “Дым Отечества” А.Л. Гарязину: “Все иноки-имяславцы оказались истинными чадами Церкви… Разность мнений не должна мешать единению и любви”.
18 мая следует Заявление от Афонских иноков митрополиту Макарию (Невскому) с благодарностью за снятие обвинения в ереси: "Берем обратно заявление об отложении".
"Архиепископы Антоний и Никон – главные виновники Афонской смуты”. Действия митр.Макария воспринимались иноками как “акт Православия, великодушия и справедливости”. Митр. Макарий в отношении имяславцев действовал по завету старца игумена Германа, настоятеля Смоленско-Зосимовой пустыни, который в ответ на запрос Св. Синода об Афонском споре ответил, что “молитва Иисусова есть дело сокровенное, а потому поднятый вопрос следовало бы покрыть любовью”.
24 мая Указом Св. Синода №4136 утверждалось решение Суда Московской Синодальной Конторы о Православии имяславцев. Еще до суда Московской Син. Конторы, в Киевском епархиальном собрании епископов также было рассмотрено их исповедание и признано православным.
Несмотря на Определение Моск. Синодальной Конторы, где
собрался весь духовный цвет и все авторитеты Богословской мысли, в епархиях имяславцев продолжали считать “еретиками”, так как это решение не было обнародовано и не доходило до местных церковных властей.
1 июля 1915. от схимонаха Илариона, находящегося в горах Кавказа, поступает прошение в Св. Синод, в котором он просит уведомить его, верны ли дошедшие до него слухи, что он отлучен от Церкви. Ответа, видимо, не последовало. В ответе старца Илариона на письмо к нему одного из издателей звучат пророческие слова:
"Я сильно обижен действиями в отношении меня духовной власти. Почему же она, когда разбирала мою книгу и осудила ее, не отнеслась ко мне единым словом или вопросом…
Мнится, что эта ужасная «пря» с Богом по преимуществу высших членов Российской иерархии есть верное предзнаменование близости времен, в кои имеет прийти последний враг истины, всепагубный антихрист” (Выд. мною - Л.Р.) 8 октября 1916 г. О. Антоний (Булатович) пишет свое второе письмо Государю, в котором он мистически соотносит военные неудачи России на фронте с борьбой синода с имяславием, например, гибель парохода “Донец”, на котором прибыл на Афон архиеп. Никон, захват противником Почаевской лавры, из которой раздались первые хулы архиеп. Антония (Храповицкого) на имяславие.
На копии письма есть позднейшая приписка о. Антония
(видимо, начала 1918 г. - Л.Р.): “Не внял Государь благому совету и духовному предупреждению, не восстановлена поруганная честь Имени Господня, и отступление от истинных догматов навлекло на страну и на народ великий гнев Божий и тяжкие кары…”
В октябре 1918 года Св. Синод постановил, что прежнее решение Московской Синодальной Конторы о православности имяславия отрицается. Для принятия в церковное общение, от «имябожников» требуется отречение. О. Антоний и другие запрещаются в священнослужении. Подписан этот акт Патриархом Тихоном, митрополитами: Агафангелом, Арсением, Сергием Владимирским, архиепископами: Евсевием и Михаилом.
…Заканчивая этот краткий хронологический обзор истории имяславия, хотелось бы сказать, что Патр. Тихон, несмотря на свое запрещение, в 20-е годы лично служил в храме с игуменом Давидом, известным имяславцем.
В дальнейшем почти все имяславцы отложились от митрополита Сергия, который ранее, будучи членом Синода, составил Синодальное Послание 1913 года, бросал на пол и топтал ногами разорванную бумажку с именем “Бог”, доказывая этим, что Имя Божие никакого сущностного отношения к Самому Богу не имеет
(неясно, насколько достоверно это сообщение - Л.Р.) Свидетельством того, что учение имяславия продолжает занимать умы Русских Богословов является ряд исследований по этому вопросу, появившихся как в 20-30 годы ХХ века, так и в наши дни (См. Богословские Труды №33; Журнал
«Начала»,№1-4; Послесловие В.М. Лурье к кн. Прот. И. Мейендарфа. Жизнь и труды свят. Григория Паламы, Спб., 1996; Свящ. Павел Флоренский. Переписка с Новоселовым, Томск, 1998 и др.).
Так, в работе прот. С.Н. Булгакова «Философия Имени» имяславие получило апологию, правда, в силу исторических событий не закрепленную Соборным решением. Над этой книгой о.Сергий трудился практически до конца жизни. Свою работу он заканчивает словами:
“Имя Божие есть не только слово, Божественное слово, во всей глубине и неисчерпаемости его значения, но и Божественная сила и сущность. Имя Божие есть Бог в смысле Богоприсутствия, энергии Божией. В этом существеннейшем значении оно должно быть понимаемо в молитве и в жизни… Ему же слава во веки веков”.
Известны также труды по имяславию о. Павла Флоренского, А.Ф. Лосева, еп. Феофана (Быстрова), митроп. Вениамина (Федченкова), богослова В.Н. Лосского.
Таким образом, до момента разбора “Афонского дела” в Св. Синоде, древнее учение об Имени Божием естественно и единогласно исповедовалось Русской Церковью в Ее вероучении и молитвах. То, “что нельзя познать разумом” (св. Иоанн Златоуст) и что монахи-простецы постигали непосредственным подвижническим опытом, мудрствующие лукаво Богословы попытались деловито “препарировать” ножом хирурга, и сами не заметили того, как впали в ново-варлаамитскую ересь.
Действительно, Промыслом Божиим России в начале ХХ века суждено было решить серьезнейший догматический вопрос: она оказалась перед выбором принятия Древне-отеческого почитания Имени Божия или отрицания этого почитания. Усилиями некоторых влиятельных архиереев выбор этот был сделан в сторону отрицания… Но окончательное решение впереди – ведь Соборное постановление еще не вынесено.
…После IV издания книги “На горах Кавказа” (1998 г.) имяборцы подняли новую волну критики: вновь повторяют надуманные искусственные обвинения в том, что с именем Божиим отождествляется Сам Бог. Оппоненты упорно не желают видеть того, что имяславцы говорили о присутствии Божием при призывании Его святого Имени.
Вместе с тем, в 2000 году по благословению и со вступительной статьей Первосвятителя Московского и всея Руси Алексия II, вторым изданием вышла книга митр. Вениамина (Федченкова) “Отец Иоанн Кронштадский”, где дается развернутая апология имяславия. Таким образом, мы не находим возможным относиться к этому событию иначе, как к положительной перемене в оценке этого учения со стороны высшей церковной иерархии.
Последнее и самое важное, на что необходимо обратить внимание. Для того, чтобы поработить народ и без труда управлять им, превратив в словесное стадо (которое “должно резать или стричь”, и которому Божественные дары свободы ни к чему), важно лишить его связи с Богом, осуществляемой именно в призывании Бога через Его Святое Имя.
Для Русского Православия пришло время осознания своих традиций. И восстановление древлеотеческого отношения к Имени Божию важно настолько, насколько важна жизнь всего народа.
Отношение к Имени Божию является определяющим для молитвенной практики. Для молящегося необходимо иметь осознание, что призывание Имени Божия ставит его в присутствие Самого Бога. Без этого осознания, произнесение молитвы превращается в мертвящий набор звуков, о чем предупреждал Спаситель:
“Приближаются ко Мне люди сии усты своими и устнами чтут Меня, сердце же их далече отстоит от Мене” (Мф. 15:8)».
На горах Кавказа. Послесловие, М.Н. Данилушкин. Стр. 904-933. 1917 г. КОНЕЦ
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------