Петлюровские войска входят в Киев. Декабрь 1918 г.
В.В.Зеньковский, Министр исповеданий в правительстве П.Скоропадского
1918. Октябрь-декабрь

13/26 окт.
   Послание Патриарха Тихона Совету Народных Комиссаров: 

         "Все, взявшие меч, мечом погибнут" (Мф. 26:52).

  Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынешние вершители судеб нашего отечества, называющие себя "народными" комиссарами.
   
  Целый год держите в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину Октябрьской революции. Но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды.

Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? Поистине, вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы (Мф.7:9-10). Народу, изнуренному кровопролитной войною, вы обещали дать мир "без аннексий и контрибуций".

От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решались обнародовать полностью? Вместо аннексий и контрибуций великая наша Родина завоевана, умалена, расчленена, и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото.

Вы отняли у воинов все, за что они прежде доблестно сражались. Вы научили их, недавно еще храбрых и непобедимых, оставить защиту Родины, бежать с полей сражения. Вы угасили в сердцах воодушевлявшее их сознание, что "больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други свои" (Ин.15:13). Отечество вы подменили бездушным интернационалом, хотя сами отлично знаете, что когда дело касается защиты отечества, пролетарии всех стран являются верными его сынами, а не предателями.

Отказавшись защитить Родину от внешних врагов, вы, однако, беспрерывно набираете войска. Против кого вы их ведете?

Вы разделили весь народ на враждующие между собою станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян поставить торжество призраку мировой революции.

Не России нужен был заключенный вами позорный мир с внешним врагом, а вам, задумавшим окончательно разрушить внутренний мир. Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертью, часто без всякого следствия и суда, даже без упрощенного, вами введенного суда. Казнят не только тех, которые перед вами в чем-либо провинились, но и тех, которые даже перед вами заведомо ни в чем не виновны, а взяты лишь в качестве "заложников", этих несчастных убивают в отместку за преступления, совершенные лицами не только им не единомышленными, а часто вашими же сторонниками или близкими вам по убеждению. Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем невинных, а просто по огульному обвинению в какой-то расплывчатой и неопределенной "контрреволюционности". Бесчеловечная казнь отягчается для православных лишением последнего предсмертного утешения – напутствия Св. Тайнами, а тела убитых не выдаются родственникам для христианского погребения.

Не есть ли все это верх бесцельной жестокости со стороны тех, которые выдают себя благодетелями человечества и будто бы сами когда-то много потерпели от жестоких властей.

Но вам мало, что вы обагрили руки русского народа его братскою кровью: прикрываясь различными названиями – контрибуций, реквизиций и национализаций – вы толкнули его на самый открытый и беззастенчивый грабеж. По вашему наущению разграблены или отняты земли, усадьбы, заводы, фабрики, дома, скот, грабят деньги, вещи, мебель, одежду. Сначала под именем "буржуев" грабили людей состоятельных, потом, под именем "кулаков", стали уже грабить более зажиточных и трудолюбивых крестьян, умножая, таким образом, нищих, хотя вы не можете не сознавать, что с разорением великого множества отдельных граждан уничтожается народное богатство и разоряется сама страна.

Соблазнив темный и невежественный народ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совесть, заглушили в нем сознание греха; но какими бы названиями ни прикрывались злодеяния – убийство, насилие, грабеж всегда останутся тяжкими и вопиющими к Небу об отмщении грехами и преступлениями. Вы обещали свободу...

Великое благо – свобода, если она правильно понимается, как свобода от зла, не стесняющая других, не переходящая в произвол и своеволие. Но такой-то свободы вы не дали: во всяческом потворстве низменным страстям толпы, в безнаказанности убийств, грабежей заключается дарованная вами свобода. Все проявления как истинной гражданской, так и высшей духовной свободы человечества подавлены вами беспощадно. Это ли свобода, когда никто без особого разрешения не может провезти себе пропитание, нанять квартиру, когда семьи, а иногда население целых домов, выселяются, а имущество выкидывается на улицу, и когда граждане искусственно разделены на разряды, из которых некоторые отданы на голод и разграбление? Это ли свобода, когда никто не может высказать открыто свое мнение, без опасения попасть под обвинение в контрреволюции? Где свобода слова и печати, где свобода церковной проповеди? Уже заплатили своею кровью мученичества многие смелые церковные проповедники; голос общественного и государственного осуждения и обличения заглушен; печать, кроме узко большевистской, задушена совершенно.

Особенно больно и жестоко нарушение свободы в делах веры. Не проходит дня, чтобы в органах вашей печати не помещались самые чудовищные клеветы на Церковь Христову и ее служителей, злобные богохульства и кощунства. Вы глумитесь над служителями алтаря, заставляете епископов рыть окопы (епископ Тобольский Гермоген) и посылаете священников на грязные работы. Вы наложили свою руку на церковное достояние, собранное поколениями верующих людей, и не задумались нарушить их посмертную волю. Вы закрыли ряд монастырей и домовых церквей, без всякого к тому повода и причины. Вы заградили доступ в Московский Кремль – это священное достояние всего верующего народа.

Вы разрушаете исконную форму церковной общины – приход, уничтожаете братства и другие церковно - благотворительные просветительные учреждения, разгоняете церковно-епархиальные собрания, вмешиваетесь во внутреннее управление Православной Церкви. Выбрасывая из школ священные изображения и запрещая учить в школах детей вере, вы лишаете их необходимой для православного воспитания духовной пищи.

"И что еще скажу. Не достанет мне времени" (Евр.11:32), чтобы изобразить все те беды, какие постигли Родину нашу. Не буду говорить о распаде некогда великой и могучей России, о полном расстройстве путей сообщения, о небывалой продовольственной разрухе, о голоде и холоде, которые грозят смертью в городах, об отсутствии нужного для хозяйства в деревнях. Все это у всех на глазах. Да, мы переживаем ужасное время вашего владычества, и долго оно не изгладится из души народной, омрачив в ней образ Божий и запечатлев в ней образ зверя. Сбываются слова пророка -

"Ноги их будут ко злу и они спешат на пролитие невинной крови, мысли их – мысли нечестивые, опустошения и гибель на стезях их" (Ис. 59:7).

Мы знаем, что Наши обличения вызовут в вас только злобу и негодование и что вы будете искать в них лишь повода для обвинения нас в противлении власти, но чем выше будет подниматься "столп злобы" вашей, тем вернейшим будет она свидетельством справедливости наших обличений.

Не наше дело судить о земной власти, всякая власть, от Бога допущенная, привлекла бы на себя Наше благословение, если бы она воистину явилась "Божиим слугой" на благо подчиненных и была "страшная не для добрых дел, а для злых" (Рим. 13:34). Ныне же к вам, употребляющим власть на преследование ближних, истребление невинных, простираем мы Наше слово увещания: отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключенных, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры; обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани. А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая (Лук. 11:51) и от меча погибнете сами вы, взявшие меч (Мф. 26:52).
Тихон  Патриарх Московский и всея России.
                                         1.Томские Еп. Вед.  1919, № 13-14.
                                         2. Вестник РСХД 1968, № 89-90

Ноябрь
   "Сибирское церковное совещание" в Томске: 13 епископов, представители клира и мирян (в большинстве – участники Поместного Собора).
   Учреждение Временного Высшего Церковного Управления (ВВЦУ) во главе с архиеп. Омским и Павлодарским Сильвестром (Ольшанским).   РПЦ. Очерки истории, стр. 20.

9 ноября
   Провозглашение Германии республикой.    БСЭ. Ст. Ноябрьская  революция 1918 г.

11 ноября
  Заключение в Компьене перемирия между Германий  и  Антантой.                         
   В соответствии с секретным дополнением к нему германские войска оставались на оккупированных территориях до прибытия войск Антанты.

13 ноября
  Аннулирование Брестского мира советским правительством.
   По договоренности с германским командованием Красная Армия приступила к занятию территорий, с которых выводились германские войска. Продвижение советских войск осуществлялось несмотря на протесты правительств Латвийской, Литовской и Эстонской Республик.

   Комментарий Ю.Г. Фельштинского  (доктор истор. наук, автор ряда монографий) по  поводу Брестского мира и его аннулирования:
   «Одно из двух: либо ускорять революцию в Германии и для этого не подписывать  Брестского мира, а вести открытую (позиция Бухарина и других левых коммунистов) или  необъявленную (позиция «ни мира, ни войны» Троцкого) войну, либо, по существу,  ликвидировать Восточный фронт, подписать перемирие с Германией и помочь германскому  правительству – не забудем эпитеты: реакционному, империалистическому, милитаристскому – держать фронт на Западе против бывших союзников России.

   Ленин выбрал второе. И не он, подписью председателя СНК, разорвал Брестский мир, а  стоявший в оппозиции всей брестской политике Ленина советский  актив – ВЦИК, за  подписью Свердлова, уже оттеснившего Ленина в борьбе за власть в критические  месяцы второй половины 1918 года. Если бы не фактическое отстранение Ленина от  партийных  дел  летом  1918 года  (кстати, именно из-за  его  крайне  непопулярной  брестской политики), Брестский мир, возможно, так никогда и не был бы разорван. И Раппальский дговор 1922 года не рассматривался бы нами как рывок, а лишь как плавный переход от Брестского соглашения к новому, более равноправному.
                          1.Ю.Фельштинский.  Вестник  РХД.  №26 (207).    
                         2. Ю.Фельштинский.  Читая книги  «Ледокол»  и «День-М»  В. Суворова.
                                             В  сб. Правда Виктора Суворова. М. 2006. Стр.135-136.


8/21 ноября

   Назначение  Я.М. Свердлова Председателем  ВЦИК  с  сохранением  должности  секретаря  ЦК  партии.                       БСЭ.  Ст. Свердлов  Я.М.

22 ноября
   Соборное Совещание Сибирских и Приволжских архипастырей и членов Всероссийского Церковного Собора в Томске.
Речь епископа Томского Анатолия на заседании Комиссии по военно-церковным делам в который говорил о вине Армии и военного духовенства в разложении и гибели России.

   Ответная речь (экспромт) главного священника Сибирской отдельной Армии протоиерея Алексея Русецкого: 
Ваше Высокопреосвященство,
Богомудрые архипастыри, всечестные отцы и братие!
Огульное обвинение действующей Армии и всех военных священников в том, что они повинны в гибели и разложении России из уст члена Всероссийского Церковного Собора, Архипастыря Русской Церкви, епископа Томского и Алтайского Анатолия, в таком высоком собрании, как Сибирский Священный Собор и в такой исторический момент, когда вся мыслящая Сибирь и часть освобожденной от большевизма России смотрят с упованием на Собор и ждут услышать слова любви и мира, ждут от него того целебного бальзама, который один только и может уврачевать больную тяжко Россию, ударило в самое сердце нас – военных священников и отзовется долгой тупой болью в сердце русского воинства. Ибо в этот момент, когда нервная система всего русского народа напряжена до крайности, когда истекающая кровью мать Родина требует к себе полной сыновней самоотверженной любви всех ее сынов и очень бережного отношения к ее выздоравливающему детищу, молодой армии, надежде и спасительнице России, – иное отношение может вызвать опять озлобление и недоверие к Матери-Церкви и ее представителям.

Как бы Вы не обвиняли Армию, все-таки нужно сознаться, что спасение от большевизма и прочих недугов мы можем получить только через Армию, как здоровую нашу силу, как живое воплощение нашего бытия.

Ведь благодаря только Армии Вы сидите здесь и мы все получили возможность собраться сюда. К сожалению, до сих пор старались замечать только отрицательные стороны в рядах русского воинства и не видеть положительных. И в настоящее, освободительное от большевизма время, мы всю честь и славу воздали и продолжаем воздавать пришельцам, но не своим родным сынам. которые, хотя и больные, но все же наши дети, наша плоть и кровь.

Вы обвиняете военное духовенство в разложении Армии. Но кто из вас, обвинители, видел нас, когда мы годами сидели в сырых окопах под градом пуль и снарядов, когда мы гнили в болотах, когда нас травили удушливыми газами, когда нас заедали паразиты, когда мы, сидя в земле, месяцами не видели солнца, когда мы на чуждых нам полях Польши и других фронтах совершали томительные переходы без воды, в пыли и грязи, недосыпая и не доедая месяцами. Вы знаете, обвинители, сколько военных священников убито, ранено, контужено, сколько томится в плену? Обо всем этом вы забыли. В то время вы сидели дома и только ждали от нас подвигов. Мы их совершили: об этом скажет история. И вот как вы нас благодарите за наши подвиги, раны и болезни…

Господь Наш Иисус Христос всю вину приписал не соблазненным, а соблазнителям. Вы же, Преосвященнейший епископ Анатолий, обвиняя Армию, совершенно умолчали о тех главных виновниках, которые довели ее до такого состояния и делали это сознательно. Разложение Армии началось не на фронте, а в тылу.

Скажите, где впервые появились большевики, на фронте или в тылу? Вы говорите: бежала Армия, бежали и полковые священники. А я скажу – это не так. Сидящую в окопах Армию насильно удалили из окопов руководители политической жизни России тыловой, а не фронтовой. Говорить противное – это значит сознательно закрывать глаза на все бывшее и не отдавать себе отчета в сказанном. Поэтому, я всеми фибрами своей души протестую против такого тяжкого обвинения Армии епископом Анатолием.

Вы говорите: священники бежали. А я скажу. что побывши на всех фронтах, я таких случаев не видал и не слыхал.
А Вы, Владыки, разве не бежали?
Разве Вы не бежали из Самары, Казани, Симбирска и т. д. от большевиков?
Бежали, да еще с большей поспешностью, чем Армия, оставив свою паству на произвол судьбы. Но кто же из нас упрекнул Вас за это?!

Когда мы ехали сюда, то рассчитывали уcлышать слова мира, любви и взаимной поддержки, но вместо этого услыхали слова осуждения, упреков и даже вражды. Если мы будем только упрекать друг друга, то я боюсь, как бы работа такого Высокого Собрания, как Сибирский Священный Собор, не свелась, в конце концов, к сведению личных счетов.

Главный Священник Сибирской Армии
Протоиерей Алексей Русецкий   22 ноября 1918 года  г. Томск    
  Фонд 40253, о. 1, д. 2, стр. 91-92  РГВА       Сайт  ПОБЕДА.RU  http://www.pobeda.ru/content/view/4456/1/

26 нояб.
   Закон, принятый правительством Финляндии, объявивший Финляндскую Православную Церковь "национальной церковью меньшинства".   А. Ведерников. К положению Православной Церкви в Финляндии. ЖМП 1951, стр. 34-43
Справка: Финляндская епархия по числу паствы - самая маленькая в России, менее 50 тыс. чел. На 1901 г.: 33 прихода, 3 монастыря. Учреждена в 1893 г. - Л.Р.

Конец года
   Возвращение в Польшу православных беженцев.
   А.К. Свитич:
   «Во время первой мировой войны 1914-1918 гг. православное население тогдашнего Привислинского и Северо-Западного краев в подавляющем своем большинстве, вместе с духовенством, было, по распоряжению военных властей, эвакуировано вглубь России и на местах оставалось не боле 10 священников и иеромонахов, исполнявших пастырские обязанности для оставшихся православных. Из епископов оставались лишь два: Виленский архиепископ Тихон (впоследствии Святейший Патриарх Московский), имевший свою резиденцию в уездном городке Диене, на севере Виленской губернии, и епископ Кременецкий Дионисий (Валединский), викарий Волынской епархии, впоследствии возглавивший Православную Церковь в Польше.

  Когда в 1918 году началась реэвакуация и беженцы стали массами возвращаться в родные края, то вместе с народом стали просачиваться и священнослужители, а к концу того же 1918 года, т.е. к моменту восстановления Польского государства, церковная жизнь в Польше стала оживляться, благодаря прибытию также и епископов.

  Так, в 1918 году прибыл в город Вильно и временно тогда управлявший Литовской епархией епископ Ковенский Елевферий (Богоявленский), до того проживавший в городе Диене. Прибыл также в свой епархиальный город Гродно епископ Белостокский Владимир (Тихоницкий). Церковная жизнь начала понемногу налаживаться, восстанавливались православные приходы, рукополагались к ним священники, были организованы Епархиальные Управления в Вильно и Гродно, а в столице Польши – Варшаве создался Церковный Совет, поставивший свой задачей защиту церковных интересов в безвременье».
А.К. Свитич. Православная Церковь в Польше и ее автокефалия//Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии. Материалы по истории Церкви. Книга 14. М. Крутицкое подв. 1997. Стр. 92-93.

Конец года
   Изменения  политической  ситуации в Украине.
   Рассказывает  митр. Евлогий:
    «…Среди населения (вследствие хищнического  поведения немцев - Л.Р.) усилилось крайне  течение украинского сепаратизма – вражда к Скоропадскому и тяга к его вождю - Петлюре.    Правительство гетмана стояло за внутреннее самоопределение Украины, а вовне – за  федерацию с Россией; петлюровцы – за полный разрыв с нею. За свои идеи Петлюра сидел в  тюрьме, но это лишь увеличило симпатию народа к Петлюре. Учитывая создавшееся  положение и опасаясь населения, симпатизировавшего узнику, гетман Петлюру  амнистировал.

   Во время германской оккупации петлюровцы притихли, но стоило обстоятельствам измениться, они подняли голову. В Австрии и Германии началась революция, и немцы стали  очищать Украину… Гетман с остатками немцев покинул Киев.

   …Петлюровские отряды вошли в Киев под предводительством галицийского генерала  Коновальца. Первое, что они сделали, это расстреляли около Музея более ста офицеров старой русской армии. Мы, архиереи, члены Собора, сидели в Лавре, подавленные жестокой  расправой, и ждали своей участи».      Евлогий. Стр.290-291.

4 декабря
  Арест петлюровскими  властями митр.  Евлогия  и  митр. Антония.          Евлогий.  Стр.291-293.

   В.В. Зеньковский (Министр Исповеданий в правительстве гетмана П. Скоропадского) о  русско-украинских  отношениях:
   «Факт, с которым русская революция встретила украинскую проблему,  в основном и  существенном сводится к тому, что украинское сознание в своем развитии как будто органически (курсив В.Зеньковского – Л.Р.) включает антирусскую установку: столь же основным фактом является та отрава русского сознания, которая явилась в итоге гонений на украинство и которая раздавила былые братские чувства и у русских…

   Ничто так не затрудняет русско-украинское объединение, как это духовное равнодушие к  Украине у русских, расценка ими украинской культуры как чего-то глубоко провинциального… Если по-братски подойти к украинцам – вы легко вызовете то, что живет  в глубине души – искреннюю любовь к России, некую неотменимость темы о России в украинской душе… 

   Любовь к России в украинской душе – любовь без взаимности, и вся горечь неразделенного  чувства, вся тревожная и мучительная острота положения оборачивается тем, что энергия любви к России в процессе подсознательного сдвига уходит в ненависть…
   Совсем иначе в русской душе! Украина может быть мила, забавна, любопытна, но в русской душе нет ни братского чувства, ни братского интереса к Украине. Роль Украины в истории  России так забыта, что нужно было бы немало специальных исследований, чтобы внедрить  в  русское сознание отчетливое понимание того, что такое украинский гений.

  …Русское политическое сознание едва ли будет управлять событиями, из которых сложится – сразу или в несколько этапов – освобождение России от власти большевизма. События эти  будут определяться различными историческими силами, как внутрироссийского, так и  международного характера. При этом возможны два варианта – что в ходе этих событий  Украина окажется внутри общерусского целого или же она оторвется от этого целого и тем вызовет у общерусской власти неизбежность войны за включение Украины в России…  Россия ни за что никому не уступит Украину – как бы не складывались исторически обстоятельства, какова бы ни была воля самой Украины

   Это не каприз, не ”Will zur Macht” со стороны "Московии" – это суровая и глубокая необходимость, с которой должна считаться украинская политическая мысль. Россия не может без Украины – по политическим и экономическим причинам, для нее (России) это суровый императив ее истории, ее судьбы. Тут просто нет вопроса – и как бы ни  возмущались этим украинские политические деятели, но перед неотвратимостью этого как  раз и должна смириться украинская политическая мысль. Если Украине будет угодно воевать  с Россией – пусть  воюет, – но чего бы России не стоила война с Украиной, она будет вести  ее “до победного  конца”».                   Зеньковский. Стр.217-218;  230-231.

Конец года
   Декрет Польского правительства об отчуждении для нужд колонизации и земельной реформы церковных земель.                   А.К. Свитич. Стр.95.                                                                                                        
1917-1918
  Отношение русской интеллигенции к большевистской власти.
   Философ Сергей Хоружий:
   «Как русская культура встретила октябрьский переворот? Этот сакраментальный вопрос задавался множество раз и получал самые разные ответы, часто диаметрально противоположные.

... Мы можем невозмутимо констатировать, что, разумеется, отношение было необычайно разным, от пылкой, беззаветной поддержки до ярой ненависти. Был спектр отношений, и этот спектр можно и нужно исследовать, описывать по множеству показателей, политических, идеологических, социологических, личностных... Из всего этого нашу тему затрагивает только один аспект – однако немаловажный и до сих пор недостаточно осмысленный: различие преобладающих позиций в разных секторах культуры.

По хрестоматийным описаниям, после победы переворота в революционном Петрограде, в штаб заговорщиков, Смольный, сразу же начали наносить визиты: приходили деятели культуры, готовые или хотя бы расположенные к сотрудничеству. И уже в этих визитах, в первые дни и недели, с ясностью обозначились те различия, о которых мы говорим. Нам незачем описывать всю их пеструю и непростую картину. Было немало секторов, сфер культуры, где произошло расслоение, и заметное число сторонников находили все три режима, рухнувшая монархия, свергнутая республика и новая диктатура. Так было, к примеру, в российской школе, в частности, и в высшей школе. Но были и противоположные примеры, когда можно было по праву говорить об определенной позиции, занятой той или иной областью культуры в целом (с неизбежными исключениями, подтверждающими правило). Некоторые области сделали свой определенный выбор; и в двух случаях этот выбор оказался особо важен, глубоко отразившись на всей дальнейшей судьбе, на всем облике российской культуры. Авангардное искусство России приняло и поддержало большевистскую революцию. Русская мысль, русская философия отвергли ее.

Блок, Мейерхольд, Хлебников, Филонов, Эйзенштейн, еще многие и многие... – русская философия не дала ни одного имени, которое можно было бы добавить в список великих соблазненных. Философы не наносили визитов в Смольный. Большевизм не был для них соблазном, ибо у них была своя история отношений с революционным сознанием и его философской базой, упрощенным марксизмом. Многие из мыслителей, в чьих трудах возникал Религиозно-Философский ренессанс (в частности, Бердяев, Булгаков, Франк), серьезно занимались марксизмом, были его сторонниками – но затем нашли, что он не выдерживает профессиональной критики. Для них, как и для европейской мысли в целом, это был пройденный этап: отнюдь не зачеркиваемый целиком, однако преодоленный и найденный непригодным в качестве базы дальнейшего творческого развития философии (и уж тем паче – в качестве непререкаемой истины).

И на Западе, и в России философия развивалась интенсивно и ко времени революции успела уже выдвинуть целый ряд перспективных новых направлений, оставив марксистский этап далеко позади. Этот ход развития отношений творческой философии с революционным сознанием отчетливо резюмировал Бердяев:

"Идеи, которые потерпели поражение в творческой мысли, в то же самое время побеждали – и победили – в массовом движении"».                С.С.Хоружий. Шаг вперед, сделанный в рассеянии. Сайт "Интеллектуальная Россия". http://intelros.ru/lib/statyi/horuzjy1.htm

Н. Бердяев о причинах успеха большевиков:
   Большевиская революция путем страшных насилий освободила народные силы, призвала их к исторической активности... Русский мессианизм сродни еврейскому мессианизму. Ленин был типический русский человек... На Третий Интернационал перешли многие черты Третьего Рима. Третий Интернационал есть не Интернационал, а русская национальная идея. Это есть трансформация русского мессианизма. Поражение советской России было бы и поражением мировой идеи, которую возвещает русский народ.
  Н.А.Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма. Париж. 1955.

М.Назаров о том же:
   Коммунисты паразитировали и на особенностях традиционного русского экономического уклада, в котором никогда не преобладал голый рыночный расчет (как в капитализме); он дополнялся духовными ценностями, которые вместе с рыночными создавали нестяжательную экономическую модель, облагороживая труд. Коммунисты сделали эту нестяжательность принудительным инструментом всеобщей уравниловки в бедности – для контроля над народом.
  Само название "советская власть" было паразитированием на другом древнем русском понятии "Совет всея земли" – так назывались Всероссийские Земские Соборы. Поскольку коллективизм есть чувство инстинктивно-природное, оно может быть наполнено разным содержанием: в данном случае, у коммунистов, дисциплинарно-животным, в отличие от русского духовного соборного коллективизма как совместного служения Богу в любви, согласии и взаимопомощи.
  На основе русского служебно-равноправного имперского чувства (ЛР) большевики восстановили и почти всю территорию Российской Империи, но не для ее удерживающей миссии, а в виде плацдарма для мировой революции, то есть для дальнейшего коммунистического богоборческого наступления на другие страны – ценой эксплуатации всех сил русского народа.        Михаил Назаров. Вождю Третьего Рима. М. 2005. С.254.

                                                                   1918 г.  КОНЕЦ




------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------