Архиепископ Никандр (Феноменов). Фото 1912 г.
www.photoarchive.spb.ru:9090/www/showChildObject s.do?object=2500240313
Митрополит Платон Сев.-Американский и Канадский
В.И.Ленин в последние дни жизни
Председатель  обновленческого Синода  митрополит Евдоким - на имя М.И.Калинина по поводу смерти Ленина:
"Вечная память и вечный  покой твоей многострадальной доброй  и  христианской  душе". (!!! - Л.Р.)
В.И.Ленин. Посмертная маска. Работа скульптора Сергея Меркулова. Впервые выставлена в Екатеринбурге 22 апреля 2011 г.
http://www.e1.ru/news/spool/news_id-348092
Бюст В.И.Ленина. Бронза, 1925 г. скульптор Г. Лавров. В советское время скульптура была запрещена. Выставка "Преодоление". Москва. ГЦМ современной истории России. 7 ноября - 9 декабря 2012 г.
Фото: Виктор Андреев.
Постановление ЦИК о прекращении дела патриарха Тихона, 1924г.
Харьков. 1924 год. Слева направо: епископы Стефан (Андриашенко), Константин (Дьяков), Павел (Кратиров), Борис (Шипулин), Онуфрий (Гагалюк), Дамаскин (Цедрик) и Антоний (Панкеев)
http://www.fond.ru/calendar/foto/img3/4-07-2.htm
Архимандрит Васи́лий Димо́пулос (греч. Βασίλειος Δημόπουλος, русифицированная форма Димо́пуло; ум. 4 сентября 1934, Москва). Настоятель Константинопольского подворья в Москве, представитель сначала Константинопольского Патриарха (1923–1932), затем Александрийского Патриарха в Москве (1932–1934).
1924. Январь-апрель
Начало года
   Восстановление органов церковного управления.
 
Д.А. Сафонов:
   «В январе 1924 г. после удара, который был нанесен в ноябре 1923г., начали возрождаться органы церковного управления. Была возобновлена деятельность Московского Епархиального управления во главе с прот. В. Виноградовым, у которого, по данным ГПУ, возникали трения с архиеп. Петром (Полянским). В это же время Патриаршему управлению была возвращена печать. В начал 1924 г. положение "Тихоновского духовенства" в донесениях сотрудников ГПУ характеризовалось следующим образом:

   "По Москве не слышно проявления контрреволюционных выступлений духовенства, большая часть видного духовенства, побывав в тюрьме или ссылке, закупорилась и устранилась от выступлений даже церковного характера".

   Власть всячески старалась помешать укреплению положения Патриаршей Церкви на местах. Многие епископы, назначенные Патриархом на разны кафедры, как об этом свидетельствуют донесения работников ГПУ, не имели возможности выехать из Москвы или вынуждены были возвращаться, потому что местные органы ГПУ требовали их отъезда. Это объяснялось тем, что ГПУ старалось оградить обновленцев от "угрозы" со стороны канонической Церкви. Об этом положении было широко известно в Москве. Так в одном из донесений за февраль 1924 г. говорилось:

  "В Москве много разговоров о том, что на местах не дают житья Тихоновским Епископам. Куда бы ни приехал епископ от Тихона – его сейчас же высылают и арестовывают. Обновленческие деятели заранее предупреждают – лучше не присылайте к нам  епископа, его все равно арестуют и вышлют".

   Важным обстоятельством было и то, что "тихоновские" общины не получали официальной регистрации, это вызывало большое недоумение среди верующих. Как говорится в одном из донесений февраля 1924 г., "все это волнует и создает у тихоновцев повышенное настроение, которое заметно усиливается  после того, как слухи начинают оправдываться и храм за храмом начинают либо закрываться, либо передаваться обновленцам". Многие храмы в феврале 1924 г. были переданы епископу Антонину (Грановскому) и его раскольничьей организации».             
Сафонов, стр.221-222.

10 - 15 января
   Кратковременное пребывание на свободе
арх. Крутицкого Никандра. Освобождение его от должности и назначение арх. Петра (Полянского) с возведением его в сан митрополита.

   Н.Д. Сафонов:
  «Одним из важных событий января 1924 г. было кратковременное освобождение проходивших по делу с Патриархом  митрополита Арсения (Стадницкого), архиепископа Никандра (Феноменова) и П.В. Гурьева. Они были освобождены решением Верховного Суда 10 января из Бутырской тюрьмы, причем сделано это было без согласования с АРК
(антирелигиозной комиссией Л.Р.). Однако уже 12 января АРК на своем заседании рассмотрело этот вопрос, и было принято следующее решение:

  "В виду того, что освобождение означенных лиц политически вредно – поручить ГПУ немедленно их арестовать и на следующем заседании Комиссии поставить вопрос о деле Тихона вообще".

15 января последовал новый арест всех троих, они были помещены в Бутырскую тюрьму.
   За короткое время пребывания на свободе, по сообщениям сотрудника ГПУ, арх. Никандр побывал у Патриарха и выразил желание быть освобожденным от кафедры архиепископа Крутицкого. Патриарх принял его отказ и на Крутицкую кафедру назначил архиепископа Петра (Полянского) с возведением его в сан митрополита.

   По этим же данным среди окружения Патриарха, митрополиту Арсению при выпуске из тюрьмы было сказано: "Если хочешь быть на свободе,
сделай так, чтобы Тихон ушел на покой". Митрополит категорически отказался от этого предложения. Эти данные подтверждаются тем, что на первом допрос после ареста митрополиту вменялось в вину "распространение провокационных слухов".  Но не это было главной причиной повторного ареста митрополита. Все трое были арестованы, потому что по замыслу АРК должны были проходить по уголовному делу вместе с Патриархом на планируемом АРК судебном процессе против Патриарха.  Освобождение главных "подельников" Патриарха означало бы отказ от следствия по делу Патриарха и суда над ним. Именно в этот период АРК планировала повторно инициировать процесс над Патриархом. Причиной послужило то, что члены Комиссии, прежде всего Е. Ярославский и Е. Тучков, поняли, что никакие формы давления на Патриарха к реальным результатам не приводят, многочисленные попытки скомпрометировать его в глазах верующих также оказались безрезультатными».                Сафонов, стр. 225-226.

31 дек./13 янв.
   «Разъяснение» Петроградского  прокурора с категорическим
запрещением поминать на  богослужении имя Патриарха Тихона.
  Указываются три основных течения среди «тихоновцев» в Петрограде:
1)поминающие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (без имени);
2)поминающие Патриарха Тихона с полным именем и титулом;
3)поминающие одного епископа Мануила.                            
    Левитин,  т.2

2/15 янв.
  Постановление Патриарха Тихона и Патриаршего Синода о непризнании каноничности обновленческой иерархии.    
Губонин. Затворник А. "Обновленцы...".  Уфа, 1927

2/15 янв.
   Постановление
Патриарха Тихона об увольнении с кафедры сев.-америк. митр. Платона (Рождественского) за "контрреволюционные выступления", направленные "против Советской власти" и "пагубно отражающиеся на Православной Церкви". Предложение митр. Платону прибыть в Москву, в распоряжение Патриарха. Подписали: Патр. Тихон, арх. Тихон (Оболенский), арх. Серафим (Александров), арх. Петр (Полянский).
       
1. Известия 1924, 22 янв.
        2. ЖМП 1934, № 18-19 (там дата указа - 3/16 янв. 1924г.)

   Комментарий
Д.А. Сафонова:
   «Патриарх Тихон вынужден был выпустить 16 января 1924 г. постановление об увольнении митрополита Платона, которое было опубликовано в советских газетах. Одновременно в постановлении содержалось предложение митр. Платону прибыть в Москву в распоряжение Патриарха. Это было одно из требований ГПУ, которое предполагало арестовать митрополита по прибытии в СССР. Однако, как и в случае предыдущих "вынужденных указов"  Патриарха, он сделал все возможное, чтобы
указ не был осуществлен на практике. Так, не было распоряжения о назначении преемника Платону, об этом было решено иметь "особое суждение", но решение до самой смерти Патриарха не было принято.

   По данным сотрудника ГПУ, который имел возможность слышать разговоры близких к Патриарху людей, последние говорили, что "Платон уволен из Америки по настоянию Тучкова. Предполагалось назначить в Америку Анастасия (Грибановского), но будто бы Тучков заявил по этому поводу также решительное требование, чтобы в Америку был назначен кто либо из здесь живущих архиереев". Патриарх Тихон, по всей  видимости, хотел в том случае, если не удастся сохранить митр. Платона, назначить на эту кафедру архиерея, живущего за границей, который ни в коей мере не зависело бы от ГПУ и предлагал арх. Анастасия (Грибановского).

  Кроме того, как писал "митрополит" Иоанн Кедровский в своем письме 28 июля 1924 г. в адрес члена обновленческого Священного синода "протодиакона" С.А. Доброва, Патриарх Тихон дал митрополиту Платону "словесное указание, а затем уведомил его письменно, не уходить из Америки и не выпускать из рук Русско-Американского церковного имущества". Официальный указ о смещении митр. Платона Патриархом ему так и не был послан. Все это позволило митр. Платону выиграть процесс в американском суде по вопросу о церковном имуществе, на которое претендовали обновленцы. В донесениях сотрудников ГПУ есть сведения о том, что американскую кафедру Патриарх предлагал архиепископу Серафиму (Александрову), который категорически от этого предложения отказался, выражая желание ухать в Тверь или удалиться на покой».  
     
Материалы ЦА ФСБ. Цит. по: Сафонов, стр. 222-223.

21 января
Смерть В.И. Ленина.

Отклики  различных  религиозных организаций:

  
Обновленческий Синод (на имя М.И. Калинина):
   «Священный Синод Российской Православной Церкви выражает Вам свое искреннее  сочувствие по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства векового  насилия и гнета, на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в  сердцах оставшихся светлый образ великого борц  и страдальца за свободу угнетенных, за идеи всеобщего подлинного братства, и ярко светит всем в борьбе за достижение полного  счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ. Пусть могила эта породит 
миллионы новых Лениных и соединит всех в единую, братскую, никем неодолимуюсемью.  И грядущие века да не изгладят из памяти народной дорогу к могиле – колыбели свободы  всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу  оставшихся больше, чем живые. Да будет же и эта, отныне безмолвная могила  неумолкаемой трибуной из рода в род для  всех, кто желает себе счастья.
  Вечная память и вечный покой твоей многострадальной
доброй и христианской душе.
Председатель Синода митрополит Евдоким».
  (Выделено мною Л.Р.)
    
Известия  ВЦИК. 1924. 25  января. №29.

Союз Церковного Возрождения
:
  «Объединение верующих Союза Церковного Возрождения почтительно склоняется перед широтой социальной идеи, воплощенной в жизнь почившим Владимиром Ильичем и  соболезнует неожиданной остановке сердца, которое билось за трудящихся бедняков.  Председатель СЦВ епископ Антонин».   
Там  же

Автономная Белорусская Церковь:
   "В день похорон В.И.Ленина долгом считаю выразить чувство искренней скорби о потере величайшего из вождей человечества. Митрополит Минский Мелхиседек (Паевский)".
   
Сергей Фомин. "Страж Дома Господня. Патриарх Сергий..."  М. 2003. С.221.

Всероссийский Союз баптистов:
«Во Всероссийский Центральный Комитет тов. Смидовичу.
Коллегия Всероссийского Союза баптистов, от лица миллионов трудящихся, входящих в  Союз, выражает свою глубочайшую скорбь в сознании тяжелой утраты, понесенной со смертью Владимира Ильича, которого русские сектанты, угнетавшиеся царями и попами,  чтут как великого борца за славные достижения, в числе которых им особенно ценна религиозная свобода.
  Председатель  Г. Павлов.
  Член коллегии  Б. Силадин.
   Секретарь В. Горин».                               
Там же

Патриарх Тихона и члены Патр. Синода:
  "Прошу через Вашу газету выразить мое соболезнование правительству Союза Советских Республик по поводу тяжкой утраты, понесенной им в лице неожиданно скончавшегося председателя Совета Народных Комиссаров В.И. Ульянова (Ленина)".    
        Там  же   
                                     
   Комментарий
Д.А. Сафонова:
  «Документы следственного дела позволяют опровергнуть закрепившуюся в литературе точку зрения о том, что Патриарх, якобы, в советских газетах выразил соболезнование по поводу смерти В.И Ленина. Изучение газетных публикаций, которые были сделаны от имени Патриарха, приводят нас к выводу, что ни одна из них в полной мере мнения Патриарха не отражала. Все эти публикации осуществились по инициативе АРК и ГПУ, все тексты должны были быть утверждены, а на практике часто и составлены этими органами, Патриарх лишь давал согласие на их публикацию, обычно, при условии внесения в него редактуры. Во многих же случаях власти обходились и без согласия Патриарха, публикуя заведомо подложные материалы с целью его дискредитации. Именно это имело место в данном случае. 25 января 1924 г. в газете "Вечерняя Москва"  № 20/40 было опубликовано "Обращение Святейшего Патриарха Тихона и членов Патриаршего Священного Синода в советскую прессу в связи со смертью Председателя Совета Народных Комиссаров В.И. Ульянова (Ленина) следующего содержания:

  «Прошу через Вашу газету выразить мое соболезнование правительству Союза Советских Республик по поводу тяжкой утраты, понесенной им в лице неожиданно скончавшегося Председателя Совета Народных Комиссаров В.И. Ульянова (Ленина).
  Патриарх Тихон
  Митрополит Тихон
  Митрополит Серафим
  Митрополит Петр
  11 (24) января 1924 г."

   В сообщении одного из
осведомителей ГПУ следует, что 1 февраля 1924 г. Патриарха "совершенно неожиданно посетил с Королевым епископ Платон; из разговоров с ним между прочим, узнал, что Тихон никакого соболезнования в редакции газет по случаю смерти нашего Вождя, тов. Ленина, не посылал, а что Тихона посетил какой-то корреспондент и спросил его, как он относится к смерти; удивленный Тихон ограничился ответом, что "сочувствует", после чего корреспондент ушел, и после чего неожиданно появилась в газетах корреспонденция".

   В "соболезновании" архиепископы Серафим и Тихон здесь названы митрополитами, что не соответствует действительности: это очень характерно для документов, составленных в ГПУ, где часто путали названия церковных санов. Эта публикация была, безусловно, одной из очередных попыток Тучкова скомпрометировать патриарха. Однако и она провалилась, и даже имела обратный эффект. Так, в сводке ГПУ за 29 января говорилось: "Отзыв Тихона на смерть Ленина многие хвалят". Патриарх не выступил с опровержением, потому что это повлекло бы за собой обвинение в контрреволюции. Однако, как следует из тех же сводок, Патриарх ответил кому-то из духовенства на вопрос о том, можно ли молиться за Ленина: "Сам лично служить не буду, но другим разрешаю, раз христиане этого просят". Это его высказывание неодобрительно встретили в Даниловом монастыре арх. Феодор (Поздеевский) и митр. Серафим (Чичагов).
                                                   
Материалы СА ФСБ. Цит. по: Сафонов, стр.223-225.
Конец января
   Распространение в советской прессе ложных публикаций от имени Патриарха Тихона по поводу смерти В.И.Ленина. Одна из таких заметок:

14/27 января
   Газета "Пролетарский путь" №22 (667), Симбирск.
   "
Патриарх Тихон о смерти Ленина.
    МОСКВА. В опубликованном в газетах письме бывший Патриарх Тихон выражает соболезнование Правительству СССР по поводу тяжелой утраты, понесенной в лице неожиданно скончавшегося Председателя Совнаркома Ульянова-Ленина. В беседе с представителем печати бывший Патриарх Тихон заявил, что Ленин не был отлучен от Православной Церкви, поэтому всякий верующий имеет право и возможность его поминать. Хотя, сказал Тихон, мы идейно расходились с Лениным, я имею сведения о нем, как о человеке добрейшей и поистине христианской души
(! – Л.Р.). Я считал бы оскорблением памяти Ленина, если бы православное духовенство участвовало в похоронах, ибо Ленин никогда не выражал желания, чтобы православное духовенство провожало его тело".           Сергей Фомин. С.153.

Конец января
    Прибытие
еп. Мануила в Москву для беседы с Тучковым о делах в Петроградской епархии.
  «С такими архиереями, как вы, не разговаривают, таких архиереев к стенке ставят, – перебил его на первом же слове Тучков.
   -Вы это сознательно говорите? – спросил его епископ Мануил.
   -Да.
   - В таком случае мне с вами не о чем разговаривать, – сказал еп. Мануил и вышел из кабинета. Перейдя через дорогу, он прошел затем в Наркомат Юстиции, который помещался тогда с другой стороны Лубянки, и принес им официальную жалобу на ГПУ.
   Красиков, работник Наркомата, заведовавший церковными делами, внимательно выслушал владыку, поблагодарил за то, что он обратился в Наркомат, и обещал принять меры. В тот же день епископ Мануил вернулся в Ленинград».                         
Левитин, т.2

20 янв./2 февр.

   Арест в Петрограде, по указанию выехавшего туда Тучкова, епископа Мануила и около сотни человек, которым приписывалось участие в тайной организации.
Еп. Мануил – три года высылки на Соловки.

Левитин и Шавров:
  «Период "мануиловщины" вошел в историю Русской Церкви как период великого религиозного народного движения, как прообраз тех великих движений, которым предстоит еще в будущем обновить и преобразить Святую Церковь и весь мир». 
    Левитин, т.2
         
19 янв./1 февр.
Нота о признании де-юре Советского правительства, принятая на первом заседании нового британского кабинета рабочей партии, победившей на выборах. 
Милюков, т.1, стр. 337

25 янв./7 февр.
   Нота итальянского премьера
Муссолини, оспаривавшего свой приоритет в признании де-юре Советского правительства. (Муссолини поставил этот вопрос еще в ноябре 1923 г.).                                Там же

26 янв. - 2 февр.
Второй всесоюзный съезд советов. Принятие 1-й Конституции РСФСР и постановление об увековечивании памяти В.И.Ленина. Решение о строительстве мавзоля и переименование Петрограда в Ленинград.
Из Конституции:
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

«Со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма».
«Доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам как существующим, так и
имеющим возникнуть в будущем».
«новое союзное государство … послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в
Мировую Социалистическую Советскую Республику». http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1924.htm#i

Здесь - конституционное закрепленная установка на завоевание
мирового господства (Л.Р.) Раздел I: "Декларация об образовании СССР" - опущен в Конституции 1936 г., хотя цели фактически остались те же. 

29 янв./11 февр.
   Ответная нота Советского правительства, признающая
приоритет Муссолини в признании де-юре Советской власти.                                      Там же

13 февраля

  Решение
Антирелигиозной Комиссии о возобновлении дела Патриарха Тихона
   Д.В Сафонов:
  «13 февраля 1924 г. состоялось заседание АРК, которое приняло решение "поручить т. Тучкову затребовать из суда дело Тихона и продолжать по нему следствие". В следственном деле нет документов, свидетельствующих об исполнении Тучковым этого решения. Эта инициатива, видимо, не получила поддержки в Политбюро, да и материалов для привлечения Патриарха у ГПУ не было. Однако, в это время оно оказывало особенно сильное давление на Патриарха. Это могло послужить одной из причин резкого ухудшения состояния здоровья Патриарха в начале 1924 года. 23 февраля во время приема, у Патриарха случился глубокий обморок, уж третий за последнее время. По словам врачей, его здоровье находилось в опасности. Сначала эти явления приписывали переутомлению и хождению в бани, но состоявшийся через несколько дней консилиум врачей обнаружил у Патриарха "болезненные явления нефрита, на почве которого и происходят обморочные явления". Патриарху была прописана диета и отдых. Ухудшение здоровья было настолько значительным, что по Москве даже распространился слух о смерти Патриарха».        
Сафонов, стр. 226-227.

Февраль
   Подготовка переговоров Советского правительства с британским правительством о торговле и кредитах.  
Там же

Февраль
   Ответ Финляндского Церковного Управления на Постановление Патриарха Тихона от 13 октября 1923 г. (с требованием возвращения в подчинение Московскому Патриарху), с объяснением обстоятельств своего перехода в юрисдикцию Вселенского Патриарха и с отказом возвратиться в ведение Патриарха Московского.
А. Ведерников.ЖМП 1951, стр. 34-43

8/21 марта
   Постановление Президиума ЦИК
СССР о прекращении дела гр. Белавина и др.
   «Принимая во внимание, что гр. Белавин В.И., бывший Патриарх Тихон, публично раскаялся в своих контрреволюционных выступлениях против власти рабочих и крестьян, что среди широких масс рабочих и крестьян проявляется усиленная тяга от религиозных суеверий в сторону науки и просвещения, что тем самым влияние так называемой Православной Церкви на широкие массы рабочих и крестьян решительно ослаблено и что, вследствие этого, гр. Белавин, бывший Патриарх Тихон, и привлеченные с ним граждане не могут быть опасными для Советской власти. Президиум ЦИК Союза ССР постановил:
дело по обвинению граждан Белавина В.И. (быв. Патриарха Тихона), Феноменова И.Г., Стадницкого А.Г., Гурьева В.А. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 62 и 119 Уг. кодекса РСФСР – производством прекратить».
   Здесь же опубликовано Постановление о высылке Яна Цепляка:
  «Президиум ЦИК СССР постановил: определенное постановлением ВЦИК 29 марта 1923 г. наказание гр. Яну Гиацинтовичу Цепляку – десятилетнее лишение свободы со строгой изоляцией – заменить высылкой из пределов Союза ССР».
Известия 1924, 22 марта, № 67

   Д.В. Сафонов о прекращении следствия по делу Патриарха:
   «В начале 1924 г. работа по продолжению следствия и подготовке процесса была свернута. ля АРК и ГПУ это было вынужденной мерой. Политическая обстановка в стране изменилась.
И.В. Сталин, который после смерти Ленина еще более укрепил свое положение, был сторонником более умеренной линии по отношению к Церкви. Председателем Совнаркома стал А.И Рыков, который значительно более сдержанно относился к Церкви, чем В.И. Ленин. Кроме того, ухудшение здоровья Патриарха давало АРК и ГПУ надежду на его скорую кончину (!!! -ЛР) и, как следствие, дестабилизацию в Церкви.

   13 марта 1924 г. Политбюро
по инициативе И.В. Сталина приняло решение прекратить дело Патриарха Тихона. 21 марта это решение было оформлено через ЦИК СССР. Прекращение дела Патриарха осложнило работу ГПУ. Вот как писал об этом сам Е. Тучков:

   "Неожиданное прекращение дела Тихона внесло в нашу работу по церковникам некоторые затруднения, так как Тихон, состоя под судом, всецело находился под нашим влиянием, а также и обновленческое течение имело главным пунктом своей агитации, что Тихон не свободный, а подсудимый человек. Амнистированный Тихон стал значительно смелее и наши советы стали для него не обязательны, а также обновленческое движение упало духом, имея в лице Тихона весьма сильного и освобожденного от суда противника".

  Слова Тучкова о том, что Патриарх находился "всецело под нашим влиянием", не соответствуют действительности. Патриарх был вынужден под давлением ГПУ ради спасения Церкви принимать вынужденные решения и выпускать вынужденные послания, но на практике он сумел добиться того, что практически ни одно из них не было осуществлено».                                  
Сафонов, стр.227-228.

Март

   Беседа
Патриарха Тихона с корреспондентом "Известий" по поводу прекращения судебного дела:
   «Сотрудник РОСТА посетил в Донском монастыре быв. Патриарха Тихона.
   Тихон еще не знал о решении Президиума ЦИК СССР. Прочтя постановление, он встал, перекрестился и сказал:

  "Передайте Советскому правительству и Президиуму ЦИК СССР глубокую благодарность, как от меня, так и от моей паствы, за такое милосердное отношение к моей деятельности. Правительство может быть вполне уверенно, что оно
найдет во мне лояльного гражданина Советского Союза, добросовестно выполняющего все декреты и постановления гражданской власти".

   В дальнейшей беседе Тихон опровергает
сообщение газеты "Накануне" о том, что с ним был удар. (Готовят общество к смерти Патриарха? - ЛР) Врачи, лечившие его, нашли у него нефрит (болезнь почек) и предписали избегать переутомления. Касаясь планов своей дальнейшей деятельности, Тихон сказал, что он займется теперь организационной стороной своей Церкви, считая, что рамки советского законодательства дают для этого широкий простор...

   Относительно примирения с Синодом и той частью духовенства, которая стоит за ним, Тихон говорит, что его точка зрения на этот вопрос не изменилась: он по прежнему ждет покаяния от Синода и молится о том, чтобы Бог вразумил и смягчил сердца его членов.
 
   …В беседе с сотрудником РОСТА управляющий тихоновской Московской Епархией архиепископ Крутицкий Петр сказал, что на днях будут отслужены благодарственные молебны по поводу милосердного отношения советской власти к Патриарху Тихону».                     
    Известия  1924, 23 марта
        
   Рассказ
Левитина и Шаврова о "примирении" Патр. Тихона с Красницким:
   «Не было ли здесь какой-либо связи? – задал один из авторов этой работы – вопрос
Красницкому в 1934 году. "Еще бы..." – улыбаясь, ответил Владимир Дмитриевич. В середине марта В.Д. Красницкий экстренно, под большим секретом, отбыл в Москву. Своим прихожанам и даже своей семье Владимир Дмитриевич объявил, что едет на Украину – выступать на диспутах.

   На самом деле он прибыл в Донской монастырь, где для него была отведена келья (его уже здесь ожидали – все было заранее согласовано с Тучковым). Переговоры начались тотчас после прибытия Красницкого в Москву.

  Тотчас по прибытии в Москву Красницкий имел встречу с руководителями "тихоновщины". Теперь, кроме двух митрополитов – Петра и Серафима, среди них находился еще третий – Тихон Уральский, также только что возведенный в митрополиты. Врач по образованию, кроткий, тихий старичок, он никогда не имел репутации активного человека и теперь всплыл на поверхность только благодаря полному отсутствию архиерейских кадров (все руководящие владыки были в ссылке).

    На другой день Красницкий очутился лицом к лицу
с патриархом. Он встретился с ним за последние полтора года в третий раз: первый раз – ночью, в Троицком подворье, во второй – в этой же комнате – десять месяцев назад, когда Владимир Дмитриевич вместе с Петром Блиновым вручил патриарху определение Собора о лишении его сана.

    Что подумали, что почувствовали эти два человека, встретившись в столь схожей и столь резко отличной обстановке? Истории не дано знать сокровенных движений сердец - их знает только Бог.
    Спокойный и сдержанный Красницкий, совершив обычное метание, подошел к Святейшему под благословение. Тот молча благословил его. Уселись. Митрополит Серафим Александров прервал неловкое молчание словами: "Отец Владимир прибыл вчера из Петрограда и желает изложить вашему Святейшеству
свой план искоренения раскола".
   В своей обычной деловой манере, с привычными интонациями докладчика, Красницкий начал говорить.

   Первая беседа патриарха с Красницким не дала никаких результатов. Решено было продолжать переговоры. В течение двух месяцев длились бесконечные дебаты Красницкого с митрополитом Серафимом. Излишне говорить, что при всех этих разговорах всегда невидимо присутствовал третий – Тучков.

   Красницким он излагается так: в середине марта текущего года им было получено приглашение прибыть из Ленинграда в Москву для особой важности переговоров. В день его приезда состоялось первое совещание с членами Синода – митрополитом Петром Крутицким, Серафимом Тверским и Тихоном Уральским – по поводу ликвидации церковного раскола и создании
единого, приемлемого для всех органа центрального церковного управления.

   Им же был поставлен вопрос об основной цели всего дела – о созыве очередного Поместного Собора. На следующий день он был приглашен к Тихону. Тут Красницким было отмечено, что вопрос о Поместном Соборе объединил всех и речь была только о каноническом и юридическом оформлении новых органов церковного управления».
                                               
Левитин. Стр.385.

24 марта/6 апр.
  Послание Патриарха Тихона по поводу отделившейся
Украинской Церкви, с принятием на себя управление ею.                                 "Второй съезд ВВЦС", М., 1927

28 марта /10 апр.

   Циркуляр НКЮ о сохранении силы за циркуляром НКЮ № 254 от 25.11./8.12 1923 г. (о запрещении поминовения Патриарха Тихона); 
«Разъясняется, что постановление ЦИК СССР по делу гр. Белавина основано на праве частной амнистии, а
не на отсутствии состава преступления в действиях Белавина вообще, а потому нет никакого основания считать, чтобы циркуляр № 254 1923 г. утратил силу».           "Еженедельн. Сов. Юстиции". 1924, № 16

12 апреля
   Постановление епископского Собора Православной
Церкви в Польше о переходе на новый стиль.
А.К. Свитич:
  «Это "деяние" Собора епископов, как громом, поразило всех православных, особенно же на восточных окраинах ("кресах") Польши. На местах сразу создалось неопределенное настроение: миряне были определенно против нового стиля, мнения духовенства разделились. Некоторые приняли это постановление с великой сердечной болью.

   Православное население престало посещать храмы в те дни, когда священники совершали Богослужения по новому стилю, и упорно требовало праздновать праздники только по старому. Духовенство, отказавшееся праздновать по-новому, было взято под подозрение и своею церковной властью, и властью административной.
   От имени Правительства всем уездным старостам, войтам гмин, полицейским комендатурам и т.п. был разослан циркуляр, который гласил:

   "Согласно с рескриптом Министерства Исповеданий и Народного Просвещения, от 30.05.1924 №3777, поручается следить за тем, чтобы новое счисление времени православным населением было принято и исполняемо. О всех случаях неисполнения следует доносить соответствующему посту государственной полиции".

   И полиция принялась за весьма ревностное исполнение этого приказа: она разгоняла народ, собиравшийся перед храмами в дни двунадсятых и больших праздников, составляла протоколы, направляла высшим властям доносы на священников, обвиняя их в неподчинении распоряжениям правительственной и церковной власти и в агитации в пользу старого стиля.  В ряде местностей доходило даже до кровавых столкновений.

   Против введения нового стиля выступили также и православные народные представители в лице депутатов Сейма и сенаторов. Они изготовили канонически и научно обоснованный меморандум против нового стиля и в десятках тысяч экземпляров распространяли его среди верующего народа. Вся печать, и русская, и украинская, и белорусская была переполнена статьями и протестами против насильственного введения нового стиля, в котором видели первый шаг к введению унии».                      
А.К. Свитич. Стр.129-130.

1/14 апр.
   Первое заседание англо-советской торговой конференции.   
Милюков, т. 1, стр. 339

2/15 апр.
   Послание
Патриарха Тихона о запрещении в священнослужении и предании церковному суду обновленческих иерархов: арх. Евдокима (Мещерского) и еп. Антонина (Грановского):
   «Болея сердцем о заблудших и ушедших от Православной Церкви на страну далече, Мы долго ждали, не проснется ли совесть у этих несчастных, не пойдут ли они по пути покаяния и пред Церковью, нешвенную ризу которой они произведенной смутой раздрали, и пред Нами, и не предпринимали решительных мер к осуждению главарей раскола.

   ...Но они не только не приносят покаяния, но и с большим озлоблением, и устно и письменно, выступают против Меня, как Главы Поместной Церкви, и против архипастырей и пастырей, обвиняя всех в небывалых преступлениях и против Советской власти, и против Церкви.

   Бывший Нижегородский архиепископ Евдоким (Мещерский) клевещет, якобы Я, изменяя Православию, веду переговоры с Римским Папой об унии, обманывает верующих, сообщая, якобы Восточная Церковь, в лице Константинопольского Патриарха Григория VII, а равно и представителей других Восточных Патриархов, находящихся в Москве, давно порвала со Мною всякое общение ("Известия", № 76 от 2 апр. 1924г.), и тем еще более поддерживает смуту и раскол; поносит Меня, как Первосвятителя Русской Церкви, забыв и 55-е правило Св. Апостолов, и благословенных Богом Сима и Иафета, уподобляясь осужденному Господом Хаму.

   К сведению верующих и в обличение неправды архиепископа Евдокима (Мещерского) сообщаем, что послание Вселенского Патриарха Григория VII о введении на востоке нового стиля доставлено Нам и адресовано на Наше имя представителем Вселенского Патриарха Саккелионом Василием».                      
Губонин

17 апреля
   Заседание
Св. Синода в Константинополе о появлении церковного движения в России  "Живая Церковь". Вступительная речь и предложение Вселенского Патриарха Григория VII относительно церковных дел в России (пер. с  греч.):
   «Святые братии.
   Во время вынужденного перерыва отношений с Россией и боголюбивым возлюбленным Русским Народом, в течение последних лет, которые вызвали бедствия всемирной войны, но и знаменовались серьезнейшими переменами в жизни Русского народа, который сильно движимый желанием свободы утвердил свое политическое status quo, Матерь Великая Христова Церковь Константинопольская находилась в невозможности оказать какую бы то ни было своевременную помощь с церковной точки зрения, в связи с величайшими событиями, имевшими место в России, равно как не могла иметь точных сведений и оценить надлежащим образом новые проявления русского церковного движения, известного под именем "ЖИВАЯ ЦЕРКОВЬ".

   Наша Церковь не могла содействовать умиротворению и успокоению происшедших разногласий и вражды между разными течениями и направлениями русского церковного движения.

   Православная Наша Церковь, которая всегда искони боролась за утверждение и свободное исповедание истинных начал христианства и православия, имеющих в своей основе равенство и братство людей, не может не молиться за русский народ и ту правительственную власть, которую он учредил, как основание желанного ею прогресса, как власть, давшую полную и окончательную свободу Св. церкви и церковному обществу и определившую границы, гарантирующие существование и полную независимость ее процветания, отвечающую принципам человеколюбия и справедливости, столь близким началам христианской веры и православия.

   Считая необходимым, чтобы для скрепления снова вековых уз и для подачи возложенного на нас долга оказания церковной помощи,  общей любви и соединению мы изучили точно течения русской церковности, известной под именем "ЖИВАЯ ЦЕРКОВЬ", и особенно печальнейших церковных разногласий и разделений и чтобы мы имели полную возможность умиротворения дел и полного прекращения настоящей аномалии, происходящей или от непонимания сущности происшедших внешних перемен или от безмерного и бесполезного возвращения к взглядам и старым системам, потерявших уже всякую жизненную силу и смысл,  предлагаем Священному Синоду послать от Матери Церкви Константинопольской к дочери ее, братской Православной Русской Церкви в России, как это часто бывало в прошлом в исключительных обстоятельствах, особую надлежащую Миссию, снабженную рекомендательными письмами к Русскому Правительству и уполномоченную изучать и действовать на месте на основании и в пределах, определенных инструкцией, согласных с духом и преданиями Церкви. Мы надеемся, что с Божией помощью, она сможет помочь словами любви и указаний к восстановлению согласия и единения во всей Братской Русской Церкви ко благу всех православных».

   Из Протокола заседания:
«Священный синод, выслушав вышеизложенную речь ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА и обсудив ее, разделяя вполне взгляды и чувства ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА к благочестивому русскому народу и
его Правительству и соглашаясь с необходимостью подачи в настоящих обстоятельствах необходимого совета к благополучному исправлению дел братской Русской Церкви, составляющей одну из важнейших частей всей Православной Церкви, принял патриаршее предложение о посылке особой Миссии для вышеуказанной (дели в Россию и возложил на ближайшее заседание назначение определенных лиц Миссии».

На документе написано: ВСЕЛЕНСКАЯ ПАТРИАРХИЯ
Далее в документе:
Обер-Секретарь Митрополит Сардский ГЕРМАН.
    ВЕРНО:
    Представитель Вселенского Патриарха в России.
    Архимандрит ВАСИЛИЙ ДИМОПУЛО.
    Заверенная машинописная копия. Перевод с греческого. 
    
РПЦ и ком.  гос-во.  Стр.189-190

30 апреля
   Заседание Св. Синода
в  Константинополе о назначении следственной комиссии по делу русских архиереев арх. Кишиневского Анастасия и арх. Сев. Америки Александра.
   Из Постановления:
«Так как по поступившим к Церкви донесениям заявлены серьезные обвинения канонического свойства против здешних русских архиереев Архиепископа Кишиневского и Хотимского АНАСТАСИЯ и архиепископа Сев. Америки АЛЕКСАНДРА, Священный Синод признал необходимым приступить к назначению особой следственной комиссии из членов Синода для допроса обвиняемых. Комиссия эта составлена из синодальных архиереев: митрополита Кизикского КАЛЛИНИКА, Митрополита Никейского ВАСИЛИЯ и Митрополита Принцевых островов Агафангела.

  На время следствия и допроса обвиняемых названные архиереи АНАСТАСИЙ и АЛЕКСАНДР обязаны воздержаться от всякого священнодействия и какого бы то ни было распорядительного церковного деяния; на назначенную же следственную комиссию возлагается сообщение ее решения вышеназванным архиереям.

  Что же касается обслуживания церковных и вообще духовных нужд здешней православной русской колонии, то Обер-Секретариату совместно с Великим Протосинкеллом поручается пригласить из здешних русских клириков первого по очереди, следующего непосредственно за вышеназванными двумя иерархами и возложить на него обязанности духовного предстоятеля русской колонии с определенным поручением, чтобы он представил Великому Протосинкеллу список остальных здешних русских клириков с надлежащими о них сведениями и впредь по всем церковным вопросам сносился с Великим Протосинкеллом, получая только от него надлежащие указания; чтобы он и остальные русские клирики при священнослужениях поминали только имя Вселенского Патриарха, как Архиепископа Константинопольского, и чтобы он, как и остальные, безусловно воздерживался от всякого вмешательства в вопросы чуждые церковного характера.

   Что же касается заявленного обвинения и против других русских архиереев, пребывающих в пределах других Православных Церквей, и вообще вне границ Автокефальной Русской Церкви, как вмешивающихся в главнейшие вопросы религиозного и церковного свойства и определенно в церковные вопросы здешней русской колонии, именующих себя "Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей", то постанавливается, чтобы надлежащим образом было сообщено им, что существование и деятельность Русского Синода в чужой церковной области по церковным канонам никакой канонической силы иметь не может и, что, следовательно, он должен как можно скорее прекратить свое существование согласно давно возвещенного подробного решения и постановления
Патриарха Московского ТИХОНА.

  Одновременно же определенно сообщить к сведению церковных властей в Москве и Блаженнейшего патриарха Белградского, что самозванный в Карловицах "Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей" никогда не получал благословения Вселенской патриархии к распространению синодальной власти над русскими за границей и что русские иерархи, находящиеся в Сербии, и других церковных областях, не имеют никакого канонического права к исполнению пастырских и церковных прав и обязанностей в этих областях».

   На документе написано: КАНЦЕЛЯРИЯ СВЯЩЕННОГО СИНОДА. ГРИГОРИЙ VII. Милостью Божией, Архиепископ Константинополя, Нового Рима и Вселенский Патриарх утверждает.
В документе далее:
    С подлинным верно.
    Обер-Секретарь Патриархии Митрополит СардскиЙ ГЕРМАН
        ВЕРНО:
    Представитель Вселенского Патриарха в России   
    Архимандрит ВАСИЛИЙ ДИМОПУЛО.
Заверенная машинописная копия. Перевод с греческого. 
РПЦ  и  ком.  гос-во. Стр.191-192    







-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------