Церковно - народный сзезд, Абхазия 2011. Историческое "дежавю".
Раннее утро. В туманной дымке – Симоно-Кананитский Новоафонский монастырь. Здесь через несколько часов будет решаться будущее Православной Церкви в Абхазии.
Все фотографии из блога ТЕНГИЗА ТАРБА
http://ten-go.livejournal.com/profile
Иеромонах отец Андрей (Ампар), настоятель монастыря св. ап. Симона Кананита, встретил нас во дворе. Ремонтные работы в монастыре идут уже несколько лет, но монастырская жизнь, как и жизнь собора св. Пантелеимона не прекращается – монахи несут послушания, в соборе проходят службы, а сотни паломников и туристов приезжают посетить святые места Нового Афона.
В воротах монастыря происходит регистрация участников Собрания.
Такую карточку получил каждый зарегистрированный участник Собрания. В карточку заносится имя, место жительства и год рождения.
Почтенные соборяне.
Архимандрит Дорофей совершает литургию в храме св. Андрея Первозванного.
На службе в храме святого Андрея Первозванного.
Соборяне занимают свои места - многим участникам Собора мест не хватило.
Выступающих с кафедры слушали с неподдельным вниманием.
Первое заседание Совета Абхазской митрополии длилось пять с половиной часов. Десять выбранных на Церковно-народном Собрании членов Совета утвердили структуру Совета и провели работу над Уставом Священной митраполии Абхазии. Заседание проходило в рабочей обстановке, обсуждали и шлифовали каждое предложение.
http://www.portal-credo.ru/site/ ?act=fresh&id=1270
В прозрачную, как на президентских выборах, урну избирательный бюллетень опускает Денис Чачхалиа, член Совета митрополии
Инок Феофан (Крутиков), избранный братией обители представителем монастыря в Совете. Иеромонах Андрей (Ампар), избранный братией монастыря св. ап. Симона Кананита, общим голосованием Совета также утвержден игуменом обители.
Председатель Совета Митрополии архимандрит Дорофей Дбар будет налаживать духовные связи с монастырями Святой Горы Афон и другими Православными монастырями.
По приглашению Вселенской Патриархии 9 января 2012 года в Стамбуле (Константинополе), в здании Патриархии, состоялась встреча Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея с представителями Совета Священной Митрополии Абхазии: архимандритом Дорофеем (Дбар), иеромонахом Андреем (Ампар), иеродиаконом Давидом (Сарсания), Темуром Дзидзария и Германом Маршания.

члены Абхазской церковной делегации на встрече

На встрече также присутствовали: член Священного Синода Константинопольской Церкви, Председатель Межправославной комиссии Митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас), архиграмматевс Патриархии архимандрит Варфоломей (Самарас).
     
     Церковно-народный съезд в Новом Афоне 15 мая 2011 года собрался ровно через 94 года после аналогичного по смыслу и названию «
Съезда духовенства и выборных мирян абхазского православного населения Сухумского округа в г. Сухуме» 11-14 мая 1917 года. http://regels.org/1917aprel-maj.htm

    Так же, как и сейчас, тогдашний съезд принял решение о самоуправлении Абхазской Церкви, обратившись при этом к Церкви Грузинской с просьбой о поставлении выбранного народом епископа во главе «восстановленной, независимой, вполне самостоятельной Абхазской Церкви». Съезд обратился с приветствием по поводу восстановления автокефалии Грузинской Церкви (это решение, поддержанное Временным Правительством России, было принято 12 марта 1917 г.):

  «Святая Грузинская Церковь в муках родила эту независимость и, по историческому праву, она достойна автокефалии. Судьба одинаково была безжалостна как дляЦеркви Грузинской, так и для Абхазской».

  На это обращение руководство Грузинской Церкви ответило отказом, выразив претензию сохранить абхазские приходы в своем административном распоряжении, что вызвало дальнейшие действия со стороны Абхазской Церкви. В ответ на прошения абхазских верующих была послана 21 июля от имени Св. Синода за подписью российского Экзарха Грузии Платона телеграмма такого содержания:

  «Сухум. Князю Александру Шервашидзе. Объявите абхазскому народу, что Св. Синод считает необходимым вопрос о церковных правах абхазцев передать на решение назначенного 15 августа Поместного собора. До решения Собора должно сохраняться существующее епархиальное управление”.     
 
    8—10 августа 1917 г. снова состоялся Всеабхазский съезд мирян и духовенства, который обратился с просьбой о самоуправлении  к предстоящему Всероссийскому Церковно-Поместному Собору. Вопрос начал рассматриваться в одной из подкомиссий, но вскоре работа Собора была прервана большевиками. Надо признать, что шансов на предоставление самостоятельности у Абхазской Церкви было мало. Даже самые лучшие представители высшего российского духовенства еще долго продолжали мыслить о церковных делах в имперских категориях. Так, Патриарх Тихон и возглавляемый им Церковный Совет отказались признать автокефалию Грузинской Церкви (Послание от 29 дек. 1917 г.). Что уж тут говорить об Абхазской Церкви, намного меньшей по числу приходов и прихожан!

   Настоятель Сухумского Никольского храма прот. Георгий Голубцов, как наиболее компетентный среди делегатов Поместного Собора по абхазскому вопросу, докладывал о церковной ситуации в Абхазии:

«Церковные дела в нашей епархии с каждым днем все больше и больше запутывались. Наша епархия имеет 125 приходов, которые по национальности распределяются так: 36 русских, 61 абхазский, в том числе 32 самурзаканских (самурзаканцы –  это огрузиненные абхазцы, сами считающие себя абхазцами) (нынешние «мингрелы» Гальского района – прим. Л.Р.), 16 греческих, 4 мингрело-грузинских и 8 смешанных (русско-греческих и русско-мингрельских), и каждая народность предъявляет свои требования. Требуется возможно скорое и авторитетное решение церковного вопроса в нашей епархии, особенно в отношении абхазских приходов, и этого разрешения можно добиться только в Москве. Дело в том, что грузины, объявившие свою церковь автокефальною, все время домогаются разными путями присоединения к своей церкви абхазских приходов…
   Три дня продолжались в Сухуме переговоры грузинской делегации с абхазскими народными представителями; много здесь было сказано грузинскими представителями сладких речей, на которые способны только грузины, о необходимости, в интересах абхазцев, церковного слияния с Грузией. Абхазцы терпеливо выслушивали все речи грузинских демосфенов, но от церковной унии с грузинами решительно отказались…»

   И это говорит русский священник!
   В связи со всем этим невольно возникает чувство исторического «дежавю»…
   Но много времени (и много крови) утекло за прошедшее столетие – надо полагать, что выход из этой ситуации будет сегодня совсем другой.

   Так, Дорофей Дбар, инициатор и Председатель церковно-народного съезда 15 мая 2011 г., перед этим вынужденно провел несколько лет в Греции, продолжая свою учебу и укрепляя контакты с мировым Православием. Недавно его возвел в сан архимандрита (как правило, это последняя ступень перед хиротонией во епископа) Митрополит Гуменисский Макариос, который, наряду с другими иерархами северной части Греции, имеет двойное административное подчинение: формальное – Патриарху Константинопольскому и реальное – Архиепископу Афинскому, предстоятелю Элладской Церкви.  Такое необычное положение было установлено соглашением между двумя Поместными Церквами от 1928 года. Так что теперь в Абхазии, наряду с духовенством грузинского и русского поставления, появился священник Элладско-Константинопольский!

  Трудно сказать, совершилось ли повышение Дорофея Дбар в церковном сане по инициативе Патриарха Варфоломея, но столь же трудно себе представить, что это событие осталось ему неизвестным. В последнее столетие установилась вынужденная, но продуктивная практика временного принятия под управление Вселенского прихода многочисленных православных церковных объединений, разбросанных по всему свету политическими бурями и оказавшихся в неясном административно-каноническом положении.

   Возможно, это решение окажется самым правильным и в данном случае. И, как показывает весь опыт церковной жизни за последнее столетие, в такой ситуации самое разумное как для русской, так и для грузинской церковной администрации – принять такое решение как должное, без ненужного обострения отношений и разжигания страстей.
  
 


 
ДОПОЛНЕНИЕ 10 января 2012 г.
Свято-Пантелеимоновский собор украшен национальными флагами, в воздухе царит приподнятое, даже праздничное настроение.
Настоятель монастыря отец Андрей в центре президиума.
Святое Евангелие и крест - символы церковного Собора.
Общая вместительность собора св. Пантелеимона - около 3 тысяч человек. Спустя пару часов храм был полон.
На площади перед собором св. Пантелеимона.
Архимандрит Дорофей открыл Народно-церковное Собрание краткой исторической справкой о Православнной Церкви в Абхазии.
Архимандрит и настоятель монастыря в президиуме Собрания.
В избирательном бюллетене - имена клириков и мирян, избираемых в Совет митрополии. На место председателя Совета и кандидата во епископы большинством голосов избран отец Дорофей (Дбар).
В ожидании результатов голосования. Пока есть время, самые свежие фотографии и впечатления - в глобальную сеть.
Герман Маршан, секретарь Собрания, зачитывает результаты голосования. Итоги - Совет митрополии избран, правовой статус Собрания определен.