Папа Иоанн XXIII
Открытое письмо на II Ватиканский Собор.
Феликс Карелин.
Октябрь 1965 г.  

   Появившееся в  Informations  Catholiques  Internationales (n.249, 1 octobre  1965) послание русских верующих Отцам II Ватиканского Собора обратило на себя всеобщее внимание зрелостью и духовной высотой высказанных в нем мыслей. Приносим здесь нашу искреннюю благодарность редакции  Information Catholiques Internationales, любезно предоставившей в наше распоряжение подлинный текст этого обращения.
                                                                 Редакция  Вестника РСХД  


  
                           
  Досточтимым отцам II Ватиканского Собора
        
                                             Богомудрые и превознесенные Отцы!
       
   Преемник блаженной памяти Папы Иоанна XXIII, Святейший и великий Папа Павел VI в своей энциклике «Эклезиам Суам» пишет:

«...еще раз хотим мы дать заверение, что со вниманием и с религиозным интересом наблюдаем мы за явлениями, имеющими отношение к проблеме единства, касающимися личностей, групп и общин с живой и возвышенной религиозной жизнью. С любовью и уважением приветствуем мы всех христиан этих в ожидании возможности в диалоге искренности и любви быть в состоянии еще лучше продвинуть вместе с ними Дело Христово и дело единства, какого возжелал Он для Своей Церкви».

   Отчетливо сознавая свое личное недостоинство, мы не смеем претендовать на возвышенную религиозную жизнь, но, тем не менее, поощряемые торжественным заверением и ласковым приветствием самого Папы, мы смиренно надеемся, что Отцы Католической Церкви, движимые христианской любовью и глубоким желанием церковного единства) найдут в себе достаточно снисхождения, чтобы со вниманием прочесть и наше, хотя и неумелое, но глубоко искреннее письмо – попытку внести скромный вклад в то воистину великое дело любовного диалога, которое столь своевременно и великодушно начала Католическая Церковь.

        
       Перечисляя в своей энциклике возможных собеседников Католической Церкви, Святейший Папа определяет некую внешнюю, хотя и ближайшую к Римской Церкви, окружность, которую он называет христианским миром, отделенным от Рима. В этом внешнем дворе христианства, наряду с протестантами, действительно некогда отпавшими от церковного Единства, Папа отводит место и св. Православной Церкви, которая, таким образом, вместе с лютеранами и кальвинистами исключается из внутренних покоев Дома Вожия. При этом чадами Дома Божия признаются только члены Католической церкви, которую Святейший Папа вполне отождествляет с Церковью Единой, Святой, Соборной и Апостольской.

   Мы совершенно уверены в искренности Святейшего Папы, мы бесконечно далеки от того, чтобы упрекать его в гордыне и властолюбии, мы глубоко чтим его и как верховного Предстоятеля Католической церкви и как возвышенную религиозную личность. Более того  - мы его любим! Мы благодарны Святейшему Папе за то, что он, великодушно отвергнув дипломатические ухищрения, столь неуместные в диалоге любви, твердо и простодушно, как и подобает истинному христианину, засвидетельствовал свою веру. -  Но при всем том мы не можем, не смеем и не должны с ним согласиться!

   Возлюбленные и великие Отцы!

   Не почтите за  дерзость, если мы засвидетельствуем перед Вами, что никогда ни один православный христианин, подлинно вкусивший благодать Божию в ограде св. Православной Церкви, не посмеет согласиться с тем, что его Священная и возлюбленная Матерь исключена из внутренних Покоев Божьего Дома.

  Тысячу лет Святая Православная Церковь неповрежденно и действенно хранит Священное Предание древней неразделенной Церкви, тысячу лет Православная Церковь выдерживает бурные натиски антихристианских сил, свидетельствуя перед всем миром Свою неодолимость «адовыми вратами», тысячу лет в Ее благодатных недрах Господь воздвигает и прославляет своих великих угодников.

   Посудите сами: как можно согласиться с тем, что Святая Православная Церковь пребывает вне внутренних покоев Дома Божия, если Ее избранные чада предстоят ныне перед Престолом Величия на Небесах?

   В этом вопросе не может быть никакого компромисса, ибо, по Слову Спасителя, «не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф.7:17-18). «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым; ибо дерево познается по плоду» (Мф. 13:38).

   Свято веруя в беспредельное милосердие Божие, мы не смеем сомневаться в том, что молитвами Божией Матери и всех святых, спасающая благодать Христа изливается и на тех братьев наших, которые действительно отделились от Церковного Единства и потому пребывают ныне во внешнем дворе христианства, но для нас так же несомненно и то, что благодать прославляющая почиет только на тех, кто неповрежденно стоит в Истине.

   В самом деле: если бы милосердный Бог, повелевающий солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылающий дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:45), Бог без различия благотворящий, – так же без различия прославлял бы, т. е. прославлял бы и тех, кто угодил Ему, служа Его Св. Имени во внутренних покоях Дома Божия, и тех, кто старается угодить Ему, пребывая хотя бы и невольно, во внешнем дворе христианства, то каким образом можно было бы отличить Истину от заблуждения, и не произошло ли бы от такого безразличия пагубного смешения путей.

-  Да не будет!

   Вековой опыт Церкви учит нас тому, что со времен земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и до наших дней прославленная святость есть важнейшее и непреложнейшее свидетельство религиозной Истины, поэтому для определения кафолического достоинства Церковной общины решающее значение имеет Божественное прославление святых угодников.

   В самом деле: если торжествующее Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, равно как и преславное восхождение на небо Божией Матери всецело принадлежат всей совокупности Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, являясь Ее величайшим и неоскудевающим достоянием и непреложным свидетельством Ее стояния в Истине, то Божественное прославление святых угодников, также имеющее универсальное значение и принадлежащее всей Церкви, в то же время сугубо принадлежит тем поместным общинам, в которых протекала их земная жизнь. Прославляя святого угодника, благодать Божия тем самым непреложно свидетельствует, что та Церковная Община, в которой он подвизался, по крайней мере во дни его земной жизни, подлинно стояла в составе Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви – пребывала во внутренних покоях Дома Божия.

   Возлюбленные Отцы!
  
  Около тысячи лет назад, Единая, Святая, Соборная, и Апостольская Церковь видимым образом разделилась на две половины – Западную и Восточную, Католическую и Православную. С тех пор всякий раз, когда мы обращаемся к проблеме Церковного Единства, мы сталкиваемся лицом к лицу с великой и таинственной антиномией - мы веруем, что Церковь Едина, и мы видим, что Церковь разделена.

   Пытаясь найти выход из этого видимого противоречия, Богословская мысль легко (увы!  – слишком легко!) становится на позиции конфессиональной исключительности. За долгие годы разделения ученые богословы Западной и Восточной Церкви собрали множество аргументов и контр-аргументов, пытаясь убедить друг друга в том, что только та Церковь, к которой они соответственно принадлежат, и есть Церковь Единая, Святая, Соборная и Апостольская, а противная сторона есть не более как схизматическая община, отделившаяся от Церковного Единства. Горы книг написаны о Церковном расколе, детально изучена его история, определены и взвешены догматические, канонические и культовые расхождения, четко выработана конфессиональная апологетика. Каждому богословски образованному человеку все это хорошо известно. И тем не менее, несмотря на  достаточно продолжительную и напряженную полемику, которая периодически расширялась до таких значительных по своему масштабу событий, как Флорентийская уния, ни Католическим, ни  Православным богословам так и не удалось убедить друг друга.

   В чем же дело? Не намекает ли полная безрезультатность конфессиональной полемики на то, что сама проблема была поставлена неверно?

   В самом деле, как можно убедить католиков или православных в том, что соответственно Западная или Восточная Церковь пребывает вне внутренних покоев Дома Божия, если и те и другие, сохраняя Апостольское Преемство и живые традиции неразделенной Церкви, сверх того не могут не усматривать несомненного Божественного свидетельства своего стояния в Истине, в целых сонмах Прославленных Святых! И если святые угодники Западной и Восточной Церкви, просиявшие после церковного разделения, действительно предстоят вместе перед Престолом Божьим на Небесах, то не оказываемся ли мы здесь на земле в странном положении, когда пытаемся утвердить свои конфессиональные перегородки, неосновательно исключая друг друга из состава Единой Церкви?

   Не пора ли всем нам понять, что старинные униональные надежды на присоединение Православной Церкви к Риму, равно как и надежды на присоединение Католической Церкви к Восточному Православию лишены достаточного основания, ибо для этого Православная или Католическая Церковь, Та или Другая, должна была бы признать Себя пребывающей в тысячелетней схизме, что, по-видимому, невозможно именно потому, что не соответствует действительности?

   И не следует ли из этого, что осуществление «сияющего идеала целостного христианства, смиренно и глубинно переживаемого», о котором пишет Святейший Папа, надо искать не на старых и, по-видимому, бесплодных путях конфессиональных споров, а на новом пути радостного и любовного соединения двух равнозначных и равночестных половин существенно Единой и Мистически Нераздельной Христовой Церкви?

  Не для того ли Премудрый Бог, по слову Св. Апостола Павла «всех заключивший в непослушание, дабы всех помиловать» (Рим. 11:32), попустил видимое разделение Единой Вселенской Церкви, чтобы две ее половины – Западная и Восточная, Католическая и Православная, пройдя великий и необходимый для созревания искус частной самостоятельности и вполне раскрыв свои самобытные конфессиональные начала, осознали наконец их отвлеченную недостаточность, почувствовав и глубокую жизненную потребность друг в друге и, возжелав подлинной вселенской полноты, царственно обогащенные необъятным опытом тысячелетних исканий, в едином порыве устремились к Вселенскому Единству – «...доколе все придем в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13).

   Наконец: не находится ли грядущее Соединение Церквей в прямой зависимости от того конечного углубления Церковного самосознания, в котором должен открыться верховный Замысел Божественной Премудрости о Церкви и Церковном Единстве – Замысел, в котором всеутоляющий синтез дивно разрешает тысячелетнюю антиномию, примиряя видимое разделение Запада и Востока с мистическим Единством Вселенской Церкви? – 

  Ибо, когда достойным из нас дано будет увидеть Небо отверстым и святых угодников Западной и Восточной Церкви, в согласном соборе предстоящих Престолу Величия на небесах и едиными устами вместе с Пресвятой Владычицей Запада и Востока возносящих Богу свои молитвы о Восполнении Церковного Единства на земле, как и на небе, тогда озаренные умы наши и расширенные сердца в светлом порыве любви и понимания с радостью примут в себя друг друга, хваля и воспевая Бога.

   Возлюбленные и досточтимые Отцы!

   Мы ни в коем случае не хотим сказать этим, что восполнение Церковного Единства может быть осуществлено через нарушение правильной канонической ограды и пренебрежение Церковной дисциплиной – Боже, упаси нас от такой неосмотрительности! – Мы только хотим сказать, что дело Церковного Единства есть дело не столь Церковно-каноническое, сколь духовно-религиозное; когда же Божественное вдохновение вполне обратит наши сердца друг ко другу, Церковная Полнота без труда найдет те правильные канонические нормы, в которые видимым образом отольется существенное и восполнившееся Единство.

   Некий человек, долгие годы томившийся проблемой Соединения Церквей, молил Бога, чтобы Господь вразумил его... и, помолившись, нашел в сердце своем такой ответ: Тайна соединения Церквей в Боге. Углубляйте познание и расширяйте сердце*.

{ Примечание:* Феликс рассказал мне, что эти слова он услышал, когда перед могилой  Вл.Соловьева молил Бога о вразумлении по этому вопросу. Лев Регельсон.}

   Не в словопрениях, а в огне духовном расплавятся исторические средостения; не в ученых спорах, а в таинственном откровении Премудрости воссияет священное Единство; не человеческими усилиями, а Божественным Вдохновением произойдет соединение Церквей!

   Но не без участия человека совершается на земле Божественное дело. Просветленное самосознание, внимательное и сочувственное изучение друг друга, расширение связей,  доброжелательность, дружеское общение и, наконец, сердечная любовь и совместная молитва о Церковном единстве – вот те воистину добрые  дела, которыми Христиане Западной и Восточной Церкви могут активно способствовать грядущему Объединению, творчески подготавливая человеческую сторону Церковного бытия к восприятию  Божественного вдохновения.

   Возлюбленные Отцы!

   Если мы плохо – слишком плохо! – выразили в слове то, что приоткрывается нам в духовных перспективах, то не посетуйте на наше косноязычие. Еще многое хотелось бы сказать нам о нашем столь возвышенном и прекрасном предмете – проблеме соединения Церквей, но мы вынуждены кончать, ибо малейшее промедление может лишить нас столь неожиданно представленной нам возможности отправить Вам это письмо. Мы бесконечно благодарны Господу нашему Иисусу Христу за столь великую радость и совершенно не заслуженную честь, и с надеждой вверяем Его промыслительному попечению наши строки.

   Заканчивая письмо, мы хотим привести древний текст Священного Писания, в котором видится нам сладостное пророчество о грядущем соединении Церквей.

   «И было ко мне слово Господне: ты же, сын человеческий,  возьми себе один жезл и напиши на нем: "Иуде    и  сынам Израилевым, союзным с ним"; и еще возьми жезл  и напиши на нем: "Иосифу"; это – жезл Ефрема и всего дома Израилева, союзного с ним.

   И сложи их у себя один с другим в один жезл, чтобы  они в руке твоей были одно. И когда спросят у тебя сыны народа  твоего: "не объяснишь ли нам, что это у тебя?", тогда скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я возьму жезл Иосифов, который в руке Ефрема и союзных с ним колен Израилевых и приложу их к нему, к жезлу Иуды, и сделаю их одним жезлом, и будут одно в руке Моей.

   Когда же оба жезла, на которых ты напишешь, будут в руке твоей пред глазами их, то скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находятся, и соберу их отовсюду и приведу их в землю их.

   На этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним народом, и один Царь будет царем у всех их, и не будут более двумя народами и уже не будут вперед разделяться на два царства.

   И не будут уже осквернять себя идолами своими и мерзостями своими и всякими пороками своими, и освобожу их из всех мест жительства их, где они грешили, и очищу их,  – и будут Моим народом, и Я буду их Богом.

   А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их. И будут жить на земле, которую Я дал рабу Моему Иакову, на которой жили отцы их; там будут жить они и дети их и дети детей их вовеки; и раб Мой Давид будет князем у них вечно.

   И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их и размножу их и поставлю среди них святилище Мое навеки».     
Иезекииль 37: 15-26

   Если древний Израиль, как это принято считать всеми Церковными толкователями Священного Писания, есть прообраз Христовой Церкви, то историческое разделение Израиля на два царства может быть понято как прообраз промыслительно попущенного разделения Единой Церкви на две половины – Западную и Восточную, Католическую и Православную, а пророчество о соединении Иудейского и Израильского царства как Величественное Пророчество грядущего Соединения Церквей.

   Этим пророчеством позвольте нам закончить наше письмо.

   С искренним уважением, с глубокой любовью, с чувством вселенской связи

  
Смиренный христианин русской Православной Церкви
  
   Вестник  РСХД   №79, 1965    
                                                               КОНЕЦ


----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------