В солнечный октябрьский день мы подъезжаем к дому
Заура Чичба в селе Ачандара Гудаутского района. В машине пятеро – профессор Московской Академии нефти и газа им.И.М.Губкина
Павел Васильевич Флоренский, московский журналист
Татьяна Шухова, глава администрации Гулрыпшского района
Адгур Харазия, абхазский литератор
Игорь Хварцкия и автор этих строк. Что же привело нас, столь, казалось бы, разных людей в дом аныхапаю (жреца, хранителя святыни) самого знаменитого и почитаемого в Абхазии древнего святилища Дыдрыпшныха? Во всяком случае, не праздное любопытство.
П.Флоренский и Т.Шутова – давние и преданные друзья Абхазии, а уже около трех лет и ее граждане. Павел Васильевич – не только ученый-геолог, преподаватель вуза, но и друг покойного вице-премьера Абхазии
Ю.Н.Воронова, один из создателей
“Белой книги Абхазии”, публицист (здесь, очевидно, не могли не сказаться гены его великого деда –замученного в сталинских лагерях русского священника и религиозного философа
Павла Александровича Флоренского).
Татьяна Шутова – человек, который своими военными корреспонденциями из Абхазии заслужил высокую награду нашей Родины – орден Леона. Игорь Хварцкия на протяжении вот уже десятка лет занимается исследованием абхазской мифологии и религиозных верований и вместе с Адгуром Харазия уже бывал и в доме Заура Чичба, и у святилища. Ну, а я …
Летом нынешнего года наша газета в трех номерах опубликовала большую статью кандидата исторических наук, сотрудника Института востоковедения РАН
Александра Крылова “Абхазское святилище Дыдрыпш: прошлое и настоящее”. Публикация вызвала большой интерес читателей; при этом некоторые с сожалением отмечали, что такое обстоятельное исследование о феномене Дыдрыпшныха должны были, по их мнению, еще раньше написать и опубликовать в широкой печати наши, абхазские ученые. Мне, безусловно, было очень интересно сравнить написанное Крыловым с тем, что увижу и услышу сам.
И первый вопрос, с которым обратился к Зауру Чичба – высокому худощавому крестьянину лет шестидесяти, – когда мы еще шли от калитки по просторному двору к его дому, было естественное для редактора:
–
Вы познакомились с опубликованной у нас в газете статьей Крылова? Все ли там правильно или были какие-то неточности?
–Все правильно, – заверил Заур.
Потом мы сидели во дворе на вынесенных из дома и расставленных полукругом стульях и говорили о Дыдрыпшныха. Получилась, в общем, такая импровизированная пресс-конференция: мы задавали вопросы, Заур Чичба отвечал. Не знаю, как другие, а я при этом то и дело поглядывал туда, где сквозь ветки яблонь, груш и персиков хозяйского сада виднелись синевато-зеленые склоны ближайших гор, среди которых и она – священная для абхазов гора Дыдрыпш.
Что же узнали мы от Заура Чичба в дополнение к упомянутой публикации про святилище?
Живший в стародавние времена в этих местах и имевший человеческий вид апаимбар (ангел, слуга Бога) которого люди вконец замучили своими мелочными просьбами, обратился к Богу, и тот сделал его невидимым, С того времени люди стали догадываться о его местонахождении только по следам, которые он оставлял,– например, кострищам. И чаще всего эти следы встречались на вершине горы, названной горой Дыдрыпш. Поэтому люди и решили, что она является местом его обитания.
Вершина горы представляет собой довольно ровную травянистую площадку (характерно,
что скот из ближайших крестьянских хозяйств эту сочную траву никогда не ест). Раз в году ачандарские чичбовцы во главе с Зауром поднимаются на нее и приводят ее в порядок: чистят родник, убирают упавшие деревья … Моления же, принесение клятв и т.п. проводятся у подножия горы. Причем это происходит только в определенные дни недели – таких установлено два.
Некоторое время назад автомобили, съезжавшиеся к подножию горы из всех уголков Абхазии, вконец разбили эту дорогу, но тут как бы вмешались высшие силы: образовалась яма, преградившая путь машинам, и теперь желающим обратиться к Дыдрыпшу надо несколько километров идти пешком.
Пока мы сидели и разговаривали, появился очередной посетитель – из соседнего села. Заур извинился и отошел поговорить с ним, а после сообщил нам, что на этой неделе намечено его (как посредника между апаимбаром и людьми) восхождение к Дыдрыпшу вместе с представителями двух семейств. Много лет назад между ними возникла кровная вражда, но мести не было совершено, и сейчас они хотят принести клятву Дыдрыпшу, что пролитая некогда кровь больше не разделяет их.
Заур вспоминал случаи, когда святилище выявляло истину, заставляло человека раскаяться в содеянном. Тут и Татьяна Шутова вспомнила о рассказанной ей довольно давно истории: молодой абхазец, не желавший жениться на сосватанной ему девушке, не придумал ничего лучшего, как опорочить ее: “нечестная”, мол, оказалась. И долго бил себя в грудь, доказывая это, пока с ее родственниками поднимался к Дыдрыпшныха. Но в самый ответственный момент, перед принесением клятвы, задрожал и признался, что солгал: дальше, мол, не могу идти, ноги не идут.
Заур говорил также о
“клубящемся огне”, который бывает виден на горе, не раз упоминал являвшихся ему в видениях трех мужчин в сияющих одеждах, красоту которых “
трудно описать словами”…
Тут, наверное, следует сделать отступление и хотя бы коротко остановиться на отношении ко всему услышанному каждого из участников беседы. Есть, думаю, одно, что в данном случае всех нас объединяло и объединяет: уважительное к этому отношение. Павел Васильевич Флоренский, как и его дедушка – православный христианин. Но, как он заявил перед нашей поездкой, всегда уважал “чужих богов”. Вместе с Т.Шутовой он давно мечтал побывать у Дыдрыпшныха. Больше того: когда я перед поездкой скорее в шутку сказал, что подниматься к святилищу (к которому мы в тот день так и не поднялись) можно только чисто вымывшимся, он тут же засобирался в баню…
Игорь Хварцкия также относит себя к православным, но убежден, что христианские воззрения вполне совместимы с древними абхазскими культами и поклонением святилищам. Я придерживаюсь атеистических взглядов (точнее сказать, отношусь к тем, кто считает, что существование Высшего разума нельзя в рамках наших знаний ни доказать, ни опровергнуть); но религии для меня – важная часть всемирной культуры. В примерах чудодейственного
воздействия Дыдрыпшныха на поведение людей, а также в посещающих их видениях я вижу чисто психологические причины. И в культе абхазских святынь, как и в любой другой религии, меня интересует, безусловно, не мистическое начало, а предлагаемая ими этическая система.
… А самое интересное Заур Чичба рассказал под конец.
Это было на следующий день после начала войны. Заур не мог не находиться тогда под сильнейшим впечатлением от происходящих событий, от беды, которая обрушилась на Абхазию. Вечером он прилег дома отдохнуть, и было ему пророческое видение. Перед ним явились трое в блестящих, сияющих одеждах и увлекли за собой. “Не бойся, – сказали они. Мы с тобой”. Двое были впереди его, один сзади. Воспарив над землей, они приблизились к Гумисте. Там, на правом ее берегу, он с высоты увидел множество людей – это были обороняющиеся абхазы. Потом оказался на площади Ленина в Сухуме, тоже заполненной людьми. Но это уже, почувствовал он, были грузины. И подступил к нему какой-то грузинский генерал (острые концы звезд на его погонах прямо-таки кололи в горло Заура, как штыки, заставляли его задыхаться), который держал в руке прут с насаженными на него жертвенными сердцем и печенью. Заура удивило то, что грузинский генерал держит то, что положено держать во время моление как раз ему, аныхапаю.
Но генерал был вынужден признаться, что Бог не принимает его молитв, его жертву. И тут оказавшийся вдруг рядом ачандарец Симка Кецба взял у него прут и передал Зауру. Заур был растерян происходящим. Вокруг гудела толпа грузин. Но тут он увидел рядом Владислава Ардзинба и передал ему прут. Неожиданно печень на пруте стала превращаться в … абхазский флаг и уноситься в небо. Этот флаг держался на такой тонкой ниточке, что Заур испугался, что она вот-вот оборвется, но она не обрывалась, а флаг взмывал все выше и выше… Это видение было воспринято Зауром как пророчество будущей победы над врагом. На следующее утро он в возбужденном настроении поехал в Гудауту, где, знал уже, находятся Председатель Верховного Совета Абхазии Владислав Ардзинба и большинство структур власти Республики. Нашел резиденцию Владислава Григорьевича и попросил охрану доложить ему о себе. Вскоре В.Ардзинба принял Заура. Аныхапаю взволнованно поведал о видении, посетившем его вчера, и убежденно заявил, что победа в этой неравной схватке будет за абхазами. Лидер Абхазии выслушал его очень внимательно, потом, растроганный, обнял Заура и поблагодарил за беспокойство, за то, что пришел и рассказал обо всем.
Вскоре после войны, которая закончилась изгнанием грузинской оккупационной армии, произошла еще одна встреча Владислава Ардзинба и Заура Чичба. Руководитель Абхазии вновь тепло принял хранителя святилища Дыдрыпш и подарил ему бурку, часы и алабашу.
В работе А.Крылова подробно описано состоявшееся после войны благодарственное
моление у подножия горы Дыдрыпш, в котором принимало участие почти все государственное руководство Абхазии, а затем и проходившее здесь летом 96-го моление до пятиста человек, во время которого звучала просьба
“вразумить людей, чтобы они не совершали преступлений”. Эта тема прозвучала и во время рассказа нам Заура Чичба о его последнем пророческом видении. Снова явились ему
“трое мужей необычайной красоты в светящейся одежде” и поведали следующее. По их словам, люди, которые покинули эту землю несколько лет назад, были наказаны за то, что вели себя неподобающим образом. И больше войны в Абхазии, сказали они, не будет, но
“вы должны очиститься”. Всем, кому аныхапаю рассказывал о своем видении, понятно, о каком очищении идет речь– о нравственном. Люди должны остановить волну преступности, перестать приносить столько зла ближним. Вот какое условие мира и благополучия поставил Бог перед абхазами.
Газета "Эхо Абхазии", 3 ноября 1998 г.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------