Глава 9. Новый Господин епархии «Благословен грядый во имя Господне». Мк.11,9.
Откуда и как приходит в епархию епископ? Кто его выбирает? Раннехристианские источники определённо указывают, что избрание епископов и диаконов совершалось местной церковью, и в нём принимал участие весь церковный народ. Самые ранние свидетельства мы находим в 1-ом Послании святителя Климента Римского 44,3: с благоволения всей церкви.
«Дидахи» подчёркивает, что епископы и диаконы избираются местной церковью /Учение 12;1,5/. Согласно «Апостольскому Преданию» св. Ипполита Римского, «избрание епископа совершается местной церковью без участия других епископов» /11; 1-2/.
«Апостольские Постановления указывают «рукополагать в епископа того, кто беспорочен во всём, избран всем народом, как наилучший» 129*. Как и в «Апостольском Предании», избрание совершается местной церковью без участия других епископов.
У свят. Киприана находим ряд указаний об избрании епископа местной церковью 130*. У него же находим впервые указание: «собираются для избрания все епископы области и пусть избирают епископа в присутствии народа, который хорошо знает каждого в отдельности» 131*.Свят. Киприан свидетельствует участие других епископов в избрании, как практику, которая соблюдается «почти во всех провинциях». Новая практика ещё не успела утвердиться повсеместно. Итак, традиция меняется: Сперва епископа избирает местная церковь всем народом. Позднее избирают епископа в присутствии народа. Ещё позднее участие народа начинают ограничивать. От избрания устраняется «??? ??????» - чернь, толпа, сборище. Допускаются к участию «знатные граждане». Целостность церковного Тела разрушается, разделяя общину по не церковным признакам: происхождению, имущественному и социальному положению и проч., внося в Церковь «надмение мирския власти». «Местная церковь, как целостность, потеряла возможность участвовать в избрании епископов. Целостность местной церкви нарушается. В ней происходит разделение на отдельные части. Понятие народа приобретает правовой характер, а потому в него вводятся социальные различия» 132*.
123 новелла Юстиниана устанавливает двустепенные выборы. Местная церковь предлагает трёх кандидатов, из которых собор выбирает епископа. Новелла вошла в «Базилики» и оставалась действующей до конца Византии. На практике она не соблюдалась. «Послание Восточных Патриархов» 1723 г. поддерживало идею народного избрания епископа. Эта идея осталась декларативной. Традиция назначений епископа высшей церковной властью не только победила и окончательно упразднила первоначальную практику избрания епископов местной церковью. Она получила авторитет апостольского установления. «Как обычно бывает, новый обычай, получивший права гражданства, принимается за подлинно апостольское установление, а древний, постепенно исчезающий, рассматривается как отступление от нормы» 133*. Избрание епископов
местной церковью имело место в России. Например, в Новгороде до 1478 г. епископов избирали на вече. После избрания они поставлялись митрополитом Киевским, а позднее Московским. В синодальный период поставление епископов определяла воля царя: «Честный отец архимандрит /имярек царя/ всесветлейший и самодержавнейший великий государь самодержец всероссийский именным указом своего величества повелевает и Святейший Правительствующий Синод благословляет Вашу святыню быти епископом благословенных градов» 133**. Синодальная практика назначений отнюдь не гарантировала качество епископата.
Протопресвитер Г. Шавельский рассказывает, что «епископского звания достигали не выделившиеся своими дарованиями и способностью к церковному управлению и творчеству, но лишь одна категория служителей Церкви – «учёные» монахи. Надо было студенту Духовной Академии принять монашество и этим актом ему обеспечивалось архиерейство. Только исключительные неудачники или абсолютно ни на что непригодные экземпляры – и то не всегда!- могли потерпеть фиаско в своих расчётах. Исключения были редки. Упоённый важностью своей особы, свысока глядя на своих товарищей, «учёный» монах нёсся вверх по иерархической лестнице со стремительностью, не позволявшей ему опомниться, осмотреться, чему-либо научиться. После всего сказанного сверлит мой мозг один вопрос: неужели из 150-милионного верующего, талантливого русского народа нельзя было выбрать сто человек, которые, воссев на епископские кафедры, засияли бы самыми светлыми лучами и христианской жизни, и архипастырской мудрости? Тем яснее становятся те удивительные, непонятные, преступные небрежность, халатность, легкомыслие, с которыми относились у нас к выбору и к подготовке кормчих Церкви. Знающие действительные церковные недуги согласятся со мной, что самая первая церковная реформа должна коснуться нашего епископата» 134*.
Попытка Поместного Собора 1917-18 г. восстановить древнюю практику избрания епископа местной церковью не осуществилась 134**. Уставы РПЦ 1988 и 2000 г. закрепили практику централизованных назначений. Местная церковь не получила права участвовать в решении своей судьбы. Ни права выбора, ни права отвода, ни права оценки местная церковь не имеет: «Епархиальный архиерей избирается Священным Синодом, получая о том Указ Патриарха Московского и всея Руси» 135*.
Назначение нового епископа и отбытие предыдущего происходит неожиданно и секретно для местной церкви. Тайна сохраняется до последней минуты. Вечерним поездом отбыл в Москву, не попрощавшись, епископ, правивший епархией семь лет. Наутро, с московским поездом прибыл новый архиерей. Устав не предоставляет местной церкви возможность, ни право высказать своё мнение. В епархиальном устройстве не предусмотрен орган, который мог бы высказать суждение общины, независимое от правящего архиерея. Только епископ выражает значимое мнение епархии. Поскольку местная церковь не может иметь независимого голоса или мнения, епархия вовсе не существует в качестве субъекта
права. Единство местной церкви не основано ни на любви, ни на праве. Оно основано на власти епископа.
Глава 10. Соборность Церкви
В основе соборности Церкви лежит дух свободного общения. «где два или трие соберутся во имя Мое, ту есмь посреде их» 136*. Греческое Екклезия означает «собрание». Греческое Кафолики в славянском тексте Символа переведено словом «соборность». В обоих случаях славянский текст подчёркивает общинный характер церковной жизни, отражающий первохристианский опыт: «Они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитве… Все же верующие были вместе и имели всё общее… и каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа» 137*. Дух соборного общения соединяет христиан задачами и проблемами, требующими совместного обсуждения, соучастия в общей молитве, покаянии, благодарении и любви за божественной Евхаристией, общего изволения в принятии решений: «изволися Духу Святому и нам» 138*.
Общение приносит не только радость. Оно требует подвига вплоть до самоотвержения и самопожертвования. Здоровое общение требует самоограничения и воздержания, терпения и смирения, внимания к себе и к другому - ближнему, взаимного уважения, прощения и доверия. Высшую и совершенную форму общения, которая вырастает из этих подвигов, мы называем «любовь».
«Пребываяй в любви, в Боге пребывает и Бог в нём пребывает» 139*. Такую задачу ставит заповедь Божия: «возлюби ближнего». Призыв пребывать в любви к ближним многократно повторён в Ветхом и Новом Заветах. Церковь призвана осуществлять общение любви в практике своей жизни, уподобляя её внутрибожественному бытию святой Троицы.
Призыв к миру и взаимной любви постоянно звучит за Божественной Литургией: «возлюбим друг друга, чтобы в единомыслии исповедать св. Троицу». Не может быть единомыслия там, где нет любви. Свидетельствуя осуществление любви вокруг св. Престола, епископ и клирики целуют друг друга со словами «Христос посреди нас есть и будет».Это интимное выражение любви в церковной практике редко бывает согрето подлинным чувством. Касаясь друг друга бородой, мы демонстрируем поцелуй, сохраняя при этом взаимное безразличие, а то и неприязнь. Поцелуй – опасный жест. Его избрал Иуда знаком предательства. «Приближаются ко Мне люди сии усты своими и устнами чтут Меня: сердце же их далеко отстоит от Меня. Всуе же чтут Мя» 140*– предостерегает Христос от самообольщения. Трудно стяжать любовь – основу соборного общения. Гораздо проще подменить её формальными словами и знаками, что мы и делаем на практике. Любовь означает достижение идеала, осуществление неосуществимого призыва «будите убо вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть 141*. Любовь вводит нас в область Божественной жизни. Она должна расцвести в каждой евхаристической общине, чтобы осуществиться во вселенской
полноте Церкви. Увы! В практике епархиальной жизни любовь не процвела. Она затерялась и растворилась в словах взаимных поучений и обличений. Единство местно-конкретной церкви остаётся задачей, которая в каждой епархии решается в той мере, в какой она способна осуществлять любовь.
Соборность свидетельствует полноту благодати и целостность истины, явленные в Церкви. Соборность является качеством, выражающим содержание христианской истины и способом свидетельства об истине, полнота которой всегда открыта Церкви, ибо «Церковь есть столп и утверждение истины» /1Тим. 3,15/.
В исповедании истины открывается «????????» Церкви, полнота её ипостасной собранности, которую Символ Веры называет соборностью. «Слово «кафолики» в понятии двух великих служителей Слова Божия, посланных Грецией к славянам, происходило от «ката» и «олон»…» - пишет А. Хомяков. Оно буквально обозначает понятие «по всему». Однако, св. Кирилл и Мефодий перевели «кафолики» не расплывчатым словом «общий», а конкретным словом «соборный», включающим понятия «общий» и «вселенский», но не ограниченное этими понятиями.
«Я считаю необходимым отметить этимологический смысл слова «соборность». Славянский текст Символа Веры очень удачно передаёт прилагательное греческого оригинала «кафолический» словом «соборный». Хомяков произвёл от него неологизим «соборность», совершенно совпадающий с идеей кафоличности, которую он развил в своём труде о Церкви. Но так как славянский корень «собор» значит «собрание»и, в частности, «собор», «синод», то производные «соборный», «соборность» для русского уха приобрели новый нюанс, что отнюдь не означает, что они утеряли от этого своё прямое значение, значение «кафолический», «кафоличность» /В. Лосский. «О третьем свойстве Церкви», ЖМП №8 стр. 72, 1968 г./.
Термины «кафолическая» и «вселенская» не выражают тождественные понятия. Для обозначения «вселенскости» греки, по свидетельству В. Лосского, употребляли первоначально другое слово - «экумена». «Прилагательное экуменикос /вселенский/ стало определением Византийской империи, «империи вселенской». Церковь часто пользовалась термином «экуменикос». Он давался как почётный титул епископам двух столиц империи –Рима и позднее «нового Рима» - Константинополя». /В. Лосский, там же./ «Кафоликос» не тождественно «экуменикос», хотя позднее его употребляли в этом значении. Это разные понятия, которые можно употребить в одинаковом значении. Необходимо правильно соотнести не столько слова, сколько обозначаемые ими понятия.
При этом неизбежно происходит некоторая трансформация понятий. Буквальный перевод часто оказывается неудачным. Мы видим неуклюжесть буквального перевода в богослужебных текстах. Калька греческих канонов на славянском языке утрачивает ясность, становясь почти недоступной для понимания. «Сушу глубородительную землю солнце нашествова иногда…» /Ирмос канона Сретению»/. Буквальный перевод не обеспечивает ясность мысли, не гарантирует её точность. Сочетаемость двух языков,
даже столь родственных как греческий и славянский, требует не только лингвистических познаний, но ещё и богословского проникновения в глубину понятий, каждое из которых на своём языке обладает и ясностью, и точностью, и поэтичностью, бледнеющих и исчезающих в переводе.
Проблема перевода как раз и заключается в том, что калька получается не аутентичной. На новом языке понятие приобретает новый акцент, обогащая слово неожиданным значением. Если «кафолики» акцентировало универсальность Церкви, охватывая Землю вширь, открывая широту и долготу Церкви, то «соборность» сообщает Церкви новое измерение – глубину и высоту, «чтобы вы, укоренённые и утверждённые в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта, и долгота, и глубина, и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» /Еф.3,18-19/. Соборность определяет внутрисущностное бытие Церкви - полноту благодати и целостность истины, в ней явленные. «Соборность есть качество богооткровенной истины, дарованной Церкви.
Это свойственный Церкви способ познания истины, благодаря которому истина становится достоверной для всей Церкви, и для Церкви в целом и для каждой из малейших её частиц. Вот отчего обязанность защищать истину лежит на каждом члене Церкви, как на епископе, так и на мирянине, хотя епископы ответственны за неё в первую очередь в силу принадлежащей им власти. Мирянину даже вменяется в обязанность противиться епископу, который предаёт истину и не хранит верность христианскому Преданию. Ибо соборность – это не абстрактный универсализм доктрины, предписанный иерархией, а живое Предание, всегда хранимое повсюду и всеми. Утверждать обратное означало бы смешивать соборность с апостоличностью, с данной апостолам и их преемникам властью вязать и решить, судить и определять, но тогда теряет свою силу внутренняя достоверность истины. Предание, охраняемое каждым, заменяется подчинением внешнему принципу » /Вл. Лосский, там же/.
От «соборности» происходит «Собор» - орган Тела Христова, выражающий его самосознание. Не только епископ, но каждый клирик и мирянин причастны жизни и самосознанию Церкви. Они выражают их каждый в свою меру в своём служении.
Первый Собор собрался в 51 г. в Иерусалиме. Это был Апостольский собор. Церковь нашла замечательный способ решать свои проблемы в живом общении. Все недоумения можно разрешить, глядя в глаза друг другу. Благоговейная память сохраняет заботу апостолов «не возлагать никакого бремени кроме необходимого»на свою паству и формулу их богочеловеческого согласия «изволися Духу Святому и нам» 138*,которое легло в основу последующих соборов. Эпоха соборов началась спустя триста лет. Она расцвела точностью богословской мысли и подвигом созерцательной жизни. Вселенские и Поместные соборы стяжали богатства богословия и богослужения, сформировали канонические нормы христианской жизни, семьи, аскетики. Каждая Поместная Церковь выявила национальные и культурные особенности своего
бытия и соотнесла их на соборах с традициями Вселенского Православия, свидетельствуя его единство и согласие. В восьмом веке закончилась эпоха Вселенских Соборов. С тех пор самым авторитетным органом церковного самосознания сделались соборы Поместных церквей.
В 17 веке Православная Российская Церковь была обезглавлена. Триста лет она была лишена законного возглавления. Не собирался Поместный Собор, высший орган церковного управления. Не избирался Патриарх, принимающий личную ответственность за церковную жизнь. В 1917- 18 г. собрался долгожданный и великолепно подготовленный Священный Собор. В течение года он провёл глубокие реформы церковного управления и епархиальной практики. Собор обсудил и реформировал каноническую и богослужебную практику, возродил забытые традиции древней Церкви, восстановил основы её соборного устройства. Реформы Священного Собора не внесли в церковную жизнь никаких новшеств. Собор очистил церковные традиции от застаревших заблуждений и прочих издержек синодального периода. Реформы Собора возвратили Церковь к её древним нормам. Эти реформы тем более авторитетны, что все участники Собора засвидетельствовали свою верность Православию исповеднической жизнью и мученической кончиной. Массовую канонизацию этих мучеников и исповедников Поместными соборами, состоявшимися в конце 20-го века следует рассматривать как церковную рецепцию соборных решений 1917-18 г.
После Второй Мировой войны состоялись ещё четыре Поместных Собора РПЦ. Они занимались текущими делами и насущными проблемами. По составу и деяниям они не приобрели авторитета, подобного Священному Собору 1917-18 г.: 1.Поместный собор 1945 г. избрал святейшего патриарха Алексия, издал «Положение об управлении РПЦ». 2.Поместный собор 1971 г. избрал святейшего патриарха Пимена и утвердил решения Архиерейского собора 1961 г. об отказе епископата от имущественных прав и передаче мирянам права на управление церковным имуществом. 3. Поместный собор 1988 г. отметил юбилей 1000-летия крещения Руси и принял «Устав об управлении РПЦ» 88 г. 4.Поместный собор 1990 г. избрал святейшего патриарха Алексия П на место усопшего патриарха и канонизировал исповедников, мучеников и праведников 20-го века.
Устав церкви, определяющий основы её организационной структуры, принципы управления и взаимоотношений епископа, клира и мирян неоднократно пересматривался РПЦерковью за период с 1917 по 2000 год. К настоящему времени мы имеем четыре редакции Устава: 1917 г.; 1945 г.; 1988 г. и 2000 года. Появилась возможность сравнить эти Уставы между собой, чтобы увидеть какие пути и тенденции в развитии церковной жизни выбирает РП Церковь.
10. 1. Высшая церковная власть
«В Православной Российской Церкви высшая власть – законодательная, административная, судебная и контролирующая – принадлежит Поместному Собору, периодически, в определённые сроки созываемому, в составе епископов, клириков и мирян.» /Определение
Поместного Собора 4/11-1917г./ 142*.
«В РПЦ высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда- законодательная, административная, судебная – принадлежит Поместному Собору, периодически созываемому в составе епископов, клириков и мирян.»/Положение об управлении РПЦ, преамбула/ 142**. «В РПЦ высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда –законодательная, исполнительная и судебная – принадлежит Поместному собору» /Устав 88.П,1/. «В РПЦ высшая власть в области вероучения и канонического устроения принадлежит Поместному Собору» /Устав 2000. П,1/.
1. Сроки созыва Поместного Собора. Устав 88 г. поставил высший орган церковной власти в положение, независимое от низших органов исполнительной власти, определив конкретные и непременные периоды созыва и состав Поместного собора «не реже одного раза в пять лет в составе епископов, клириков, монашествующих и мирян»/Устав 88. П,2/. Это решение соответствует приведённому выше Определению Священного собора 1917 г.
2. Компетенция Поместного Собора. Интересно, что Поместный Собор 1917-18 г. оставляет за собой всю полноту церковной власти: законодательную, административную, судебную и контролирующую. Положение 1945 г. и Устав 88 г. исключают «контролирующую» власть из компетенции Поместного Собора и никому её не передают.
Устав 2000 г. исключает из компетенции Поместного собора «законодательную», «контролирующую», «административную» и «судебную» власть 143*. Компетенция «высшей власти», которая «принадлежит Поместному Собору», в пункте 1-ом неконкретна и декларативна. Устав 2000 передаёт высшую «законодательную и судебную» власть Архиерейскому собору, а «исполнительную»- Патриарху и синоду 144*. Что касается «контролирующей» власти, она «приказала долго жить». Она вообще не существует в Церкви ни de jure, ни de facto, вопреки предостережению: «раб тот скажет в сердце своем: не скоро придёт господин мой, и начнёт бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться» 145*. Недостаток контролирующей и судебной власти остро ощущается в современной епархиальной жизни. По срокам созыва и составу, действующий Устав 2000 г., поставил Поместный Собор в зависимость от решений низших ступеней церковной власти: Архиерейского собора, Патриарха и Синода. /Гл.П, 2/.Печальный результат такой зависимости очевиден: Поместный Собор не состоялся ни в 1995, ни в 2000 году.
3.Члены Поместного Собора.
На Поместный Собор 1917-18 г. епархиальное «собрание избирает закрытым голосованием пять Членов Собора, а именно: а) Двух клириков, из коих один в сане пресвитера, а другой в сане епископа, пресвитера, диакона или из числа псаломщиков, и б) трёх мирян» 146*.
«Собор образуется из Членов по выборам, по должности, и по приглашению Святейшего Синода и самого Собора» 147*.
«Каждый Член Собора получает за подписью Председателя и скрепой Секретаря с приложением Соборной
печати грамоту, утверждающую его достоинство» 148*.
«Каждый Член Собора пользуется всеми правами, ему предоставленными» 149*.
Устав 88 и Устав 2000 указывают, что «членами собора являются епархиальные и викарные архиереи РПЦ по своему положению» 149**. Остальных делегатов Устав нигде не называет «членами собора». Соборный статус и права «делегатов от клира, монашествующих и мирян, избранных на Собор», Устав РПЦ не определяет. Из текста Устава не представляется возможным понять являются делегаты полноправными членами Собора наравне с «епархиальными и викарными архиереями РПЦ» или имеют другой статус наравне с «приглашёнными богословами, специалистами, наблюдателями и гостями, степень участия которых определяется регламентом /не существующим/, но в любом случае они не имеют права участвовать в голосовании» /Устав 2000.П,16/. Неопределённость и двусмысленность узловых решений Устава 2000 оставляет на усмотрение исполнительной власти их практическое применение. Определение Священного Собора 1917-18 г. «О высшем управлении Православной Российской Церкви» от 04.11.1917 г. называет «высшей властью ПРЦ- Поместный Собор».
Собор учредил два постоянно действующих органа церковной власти, правящих совместно с Патриархом в междусоборный период:
1. Священный Синод, представленный иерархами.
2. Высший Церковный Совет, представленный тремя иерархами из Синода и двенадцатью клириками и мирянами, избранными на Поместном Соборе.
Архиерейский собор не был самостоятельным органом власти. Он существовал в качестве Архиерейского Совещания на Поместном Соборе. Это была иерархическая часть высшего органа церковной власти, восполняемая клириками и мирянами до полноты Поместного Собора. Новое образование, отпочковавшееся от Поместного Собора, обязано своим возникновением чрезвычайным обстоятельствам послевоенной российской истории. Советская власть допустила Поместный Собор 1945 г. ради избрания Патриарха. Собор принял «Положение об управлении РПЦ» 31/1-45. и учредил новый орган власти: «Патриарх для решения назревших вопросов созывает, с разрешения Правительства, Собор Преосвященных Архиереев и председательствует на Соборе, а когда требуется выслушать голос клира и мирян и имеется внешняя возможность к созыву очередного Поместного Собора, созывает таковой и председательствует на нём»/ «Положение» 1,7/.
Сравнение 4-х Уставов выявляет тенденцию, дозревшую в Уставе 2000, оттеснить Поместный Собор от принятия решений, сохранив за ним две функции: представительства и избрания Патриарха. Архиерейский Собор постепенно сосредоточивает полноту церковной власти в руках архиерейской корпорации.
«Положение» 45 г. и Устав 88 признают за Поместным Собором высшую законодательную, исполнительную и судебную власть: « В РПЦ высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда – законодательная, исполнительная и судебная – принадлежит Поместному Собору» 150*.
Устав 88 относит к компетенции
Поместного Собора: «избирает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания /П, 5 «д»/. «утверждает постановления Архиерейского Собора» /П,5 «е»/. «устанавливает процедуру для всех церковных судов» /П,5 «и»/. «является последней инстанцией, правомочной рассматривать догматические и канонические отступления в деятельности Патриарха» /П,6/. «судит в последней инстанции все дела, предварительно рассмотренные Архиерейским Собором и переданные этим Собором для окончательного решения» /П,7/.
Устав 2000 г. ограничивает высшую власть Поместного Собора, исключив из его компетенции законодательную, исполнительную и судебную власть: «В РПЦ высшая власть в области вероучения и канонического устроения принадлежит Поместному Собору» /Устав 2000. П,1/.
Поместный Собор: «избирает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания» /П,5 «е»/. « утверждает постановления Архиерейского Собора, относящиеся к вероучению и каноническому устройству» /П,5«г»/ (только). Прочие компетенции Поместного Собора либо дублируется Архиерейским Собором, либо передаётся его ведению. Устав 88 ограничивает власть Архиерейского Собора тремя существенными принципами: «Архиерейский Собор обладает полнотой законодательной власти, исполнительной и судебной деятельности в период между Поместными Соборами» /Ш,2/. «Архиерейский собор подотчётен Поместному Собору» /Ш,4/. «Постановления Архиерейского Собора входят в силу сразу после их принятия. Окончательное утверждение этих постановлений, равно как их отмена или изменение, осуществляется исключительно Поместным Собором» /Ш,17/.
Из текста Устава 2000 все указанные ограничения исключены. Устав 2000 называет «Архиерейский собор высшим органом иерархического управления РПЦ», оставляет за ним право принимать и изменять Устав РПЦ, судить Патриарха в первой и последней инстанции, назначает высшей инстанцией церковного суда 150**. Если Устав 88 признаёт за Поместным Собором право принимать окончательные решения по делам, которые Архиерейский Собор подготовил и передал ему для окончательного решения, то Устав 2000 принял, что «Постановления Архиерейского Собора входят в силу сразу после их принятия» и точка 151*.
Согласно Уставу 1917-18 г.г. «Патриарх, Священный Синод и Высший Церковный Совет ответственны перед Всероссийским Поместным Собором и представляют ему отчёт о своей деятельности за междусоборный период» 152*. Согласно Уставу 88, «Архиерейский Собор обладает полнотой законодательной власти, исполнительной и судебной деятельности в период между Поместными Соборами» 153*.
Устав 2000 г. не ограничивает власть Архиерейского Собора пределами межсоборных периодов и не связывает его подотчётностью Поместному Собору. Согласно Уставу 2000 г., Архиерейский собор дублирует права и полномочия Поместного Собора и наделён большим объёмом власти.
Новый статус Архиерейского Собора делает
Поместный Собор лишним органом власти. «Архиерейский Собор 2000-го года акцентировал внимание на этом каноническом вопросе и призвал Церковь вернуться к практике апостольских времён, то есть считать высшим органом церковной власти Архиерейский собор» /Еп. Сергий Соколов/ 154*. Как просто, оказывается, вернуться к «практике апостольских времён» : стоит лишь прогнать клириков и мирян с Поместного Собора!
Клерикальная екклезиология ставит два вопроса.
1. Если Церковь отождествляется с архиерейской корпорацией, куда выпадают клир и народ из Тела Христова? Где их место? Если же Тело Христово вмещает клир и народ, придётся признать, что архиерейская корпорация составляет не всю Церковь, а её часть. Тогда корпоративные интересы епископов могут не совпадать с общецерковными. Частное не всегда адекватно выражает общее. Частное может деформировать общее в силу своей ограниченности.
2. Апостол Павел свидетельствует: «мы имеем ум Христов» 155*. Кто это «Мы» на сегодняшний день ? Кто является хранителем и выразителем Христовой истины в Церкви? Архиерейская коллегия? Клир и народ? Может быть их соборное единство? Тогда где орган, в котором может прозвучать их голос?
Если «ум Христов» принадлежит архиерейской корпорации, её пределами ограничен Святой Дух, пребывающий в Церкви. Как же тогда Святой Дух говорит через святого Максима, который один противостоит архиерейской корпорации монофилитов? Патриархи со всем сонмом архиереев преследовали его, отрезали язык, отрубили правую руку, изгоняли и заточали, чтобы подчинился иерархической власти и признал единоволие. Вселенский Собор 680-го года вместе со святым Максимом исповедал две воли во Христе: Божественную и человеческую, во всём покорствующую его Божественной воле. Монофилитская корпорация архиереев была осуждена.
Голоса, ставящие под сомнение целесообразность Поместных Соборов в РПЦ, имеют веские основания. Во-первых, архиерейское совещание Поместного Собора по своему составу тождественно Архиерейскому собору. Оно имеет бесспорный авторитет и принимает по всем вопросам окончательные решения. На обоих голосуют только епископы.
Во-вторых, древние соборы не всегда проходили с участием клира и мирян. Поместный собор, не обременённый участием клира и мирян, сужает свой состав до Архиерейского совещания и совпадает по составу с Архиерейским собором. Сохраняя авторитет своих определений, он требует меньших затрат на организацию. Если окончательное решение всегда остаётся за епископатом, стоит ли тратиться, восполняя состав Собора клириками и мирянами? Отвечая на этот вопрос, следует учесть три существенных обстоятельства.
Упразднение Поместного Собора из структуры РПЦ принципиально меняет основы её канонического устройства и возвращает церковь в синодальную эпоху. Такое решение может принять последний Поместный Собор. Лишённый его поддержки Патриарх, избираемый в закрытом заседании одними архиереями и подсудный им, сохранится в качестве знаковой фигуры и
займёт место Первоприсутствующего в архиерейском синклите.
Положение современного епископа на Соборе принципиально отличается от положения епископа на древних соборах. Согласно древней традиции, епископа избирала местная церковь. На соборе он представлял свою епархию не только в силу своего административного положения, но в качестве избранника местной церкви. Поместный Собор 1917-18 г. 134** восстановил практику древней церкви избирать епархиального архиерея всем народом и клиром местной церкви. Прецеденты оказались удачными. Так были избраны на кафедру святые Вениамин /Казанский/ и Тихон /Белавин/. Соборное избрание не следует смешивать с демократическим принципом большинства голосов. Соборность не опирается на большинство. Она свидетельствует откровение воли Божией: «не вы Меня избрали, а Я вас избрал, и поставил вас» 155**.
Устав 2000 г. восстановил синодальную практику назначений епархиальных архиереев решениями Синода. Назначенный Синодом епископ представляет епархию не как её избранник, но лишь в силу своего административного назначения. Больше того, в примечании к гл. П,16 Устав подчеркнул, что «избрание Патриарха Московского и всея Руси проводится в закрытом заседании». Клир и народ РПЦ не могут принимать участие в избрании Патриарха. Такая практика отменяет принцип всенародного избрания патриарха, учреждённый Поместным Собором 1917-18 г. и значительно снижает авторитет Патриарха среди епископов. Новая практика «белого дыма», свидетельствует, что конклав кардиналов за закрытыми дверями пришел к согласию относительно кандидатуры Первосвященника. Такая же практика существовала на выборах генсека в политбюро.
3. В древней Церкви существовала рецепция церковных решений. Епископы принимали решения на Соборах, а церковное тело могло согласиться с ними или отвергнуть их. Разбойничий собор 449 г. в Ефесе не был реципирован церковным народом, и его решения не получили силу церковных определений. Соборное сознание Церкви требует в каждом решении непременного участия клириков и мирян. Архиерейский собор представлен только архиерейской корпорацией. Исключив участие клира и мирян, исключив рецепцию церковного тела, Архиерейский собор не может выразить сознание Поместной Церкви. Он выражает корпоративный консенсус епископата. Клирики и миряне не обязательно должны заседать или участвовать в принятии решений. Поместный Собор открывает возможность каждому из них высказать суждение: своё согласие или несогласие. Достаточно, чтобы Церковь выслушала его суждение. Слово рождается, когда оно сказано. Изречённое слово обретает свою судьбу. Слово может родиться в Церкви не только через епископа, ибо Дух рождает слово через кого благоволит. Решения всегда остаются за епископами. Своим участием на Соборе клир и миряне выражают «Аминь» церковной полноты. Эту полноту Символ Веры именует соборностью Церкви.
Решения Архиерейского собора выражают только единство Церкви. Решения Поместного Собора выражают оба симметричных
признака святой Церкви: единство и соборность. Рецепция соборной полноты сообщает решениям Поместного Собора высший канонический авторитет.
Современная церковная практика лишила голоса клир и народ. В Церкви «наступает глухота паучья». Онемел клир, «народ безмолвствует», поскольку действующий Устав не гарантирует, а епархиальная практика исключает орган, способный донести до слуха Церкви суждения клириков и мирян, независимые от исполнительной власти. Опасно отождествить соборное единство Церкви с корпоративным консенсусом епископов и подменить соборный разум Церкви мнением архиерейской коллегии. Приходское собрание с Приходским советом являются фиктивными структурами. Они не имеют ни голоса, ни значения, ни задач. Епархиальные собрания подменены собраниями епархиального духовенства. Мирян туда физически не допускают, а клирики молчат в страхе перед епископом, поскольку клир « не должен сметь своё суждение иметь». Клир и народ не могут влиять на церковную жизнь. Вынужденное молчание народа Божия препятствует Святому Духу «дышать идеже хощет». В истории Церкви Он свидетельствовал не только через епископов, но устами простого монаха Максима или диакона Афанасия из Александрии.
Глава 11. Народ Божий
Раскрывая екклезиологический смысл понятия «Лаос ту Феу», Священное Писание называет всю Церковь «святыми и верными братьями во Христе» 156*, подчёркивая единую природу всех рождённых в водах крещения и «имеющих помазание от Святаго» 157*. «Сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы благоприятные Богу Иисусом Христом. Вы – род избранный, Царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий» 158*. Екклезиологический статус «царственного священства» всего народа Божия следует из онтологии Тела Христова: «Все мы одним Духом крестились в одно Тело» 159*. Весь Лаос ту Феу составляет единое «Тело Его, которое есть Церковь» /160*./ В Церкви есть различные индивидуальные служения. «Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова. И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» 161*. Каждый орган имеет своё назначение, необходимое для жизни тела. Однако, в онтологическом порядке различие функций имеет вторичное значение по отношению к единой природе всего тела. Различие служений в Церкви не разрушает единство её природы. «Дары различны, но Дух един». 162*. Различие индивидуальных служений выражает богатство благодатной жизни, дарованной каждому христианину в святых таинствах Крещения, Миропомазания, Евхаристии. Все служения имеют харизматическую природу. В церкви не может быть безблагодатных
членов. «Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова» 163*.Каждый христианин несёт своё служение, к которому призван и освящён, ибо «от полноты Его мы все приняли и благодать на благодать» 164*.Церковная традиция знает изначально служение епископа, пресвитера, диакона. Однако, апостолы в посланиях к отдельным церквам называют всех христиан «святыми и верными», не акцентируя иерархические степени в своём обращении. Понятие «святой не звучит как антоним «грешника». «Святой» означает инаковость природы, которой мы приобщаемся во Христе, «соделоваясь причастниками Божеского естества» 165*. Исходя из первохристианских источников, имеющих бесспорный авторитет, можно определить екклезиологический статус народа Божия как «Царственное священство». Именно такой смысл несёт в себе понятие «христианин», восходящее к апостольской эпохе. Его определяющими признаками являются святые таинства: Крещение, Миропомазание, Евхаристия. Харизматические служения апостольского периода со временем значительно оскудели и трансформировались. В современной церковной практике наиболее выражена харизма пастырского служения. Сохраняя учение о «царственном священстве», древняя церковь не разделяла своих членов на „sacer“ и „profani“. Они все были «сограждане святым и присные Богу» 166*. Мы не найдём в Священном Писании и Предании терминов, коррелятивных нашему понятию «миряне». Народ Божий обозначал всю церковную полноту: епископов, клириков и лаиков. Все христиане имели единый екклезиологический статус. «Литургическое различение народа и клира перешло в их отделение … Мечом, который окончательно разделил церковное тело на две части, было учение о посвящении. Различие между священниками и мирянами не в служении и не в особом положении. Это различия вторичного порядка. Различие между ними заключалось в различии природы. Посвящение меняет природу посвящённого подобно тому, как крещение меняет природу вступающего в церковь. В догматическом сознании возникает учение о «втором крещении», утверждающее онтологическое различие между клириками и лаиками. Идея посвящения привела в состояние анабиоза учение о царственном священстве. Когда Тридентский собор провозгласил невозможность лаизации клириков, то он для западного богословского сознания утвердил онтологическое различие между клириками и лаиками» 167*.
Трансформация церковной традиции поставила под вопрос екклезиологический статус лаиков в Церкви. Если священники и миряне имеют разную онтологию, которая из них тождественна онтологии Тела Христова? Ап. Павел утверждает, что «мы, многие, составляем одно тело во Христе» 168*.Идея посвящения низложила лаиков в мирян и заморозила Богооткровенное учение о «царственном священстве».
11. 1. Приходской Устав 1917-18 г.г.
«Приходской Устав 1917-18 г. называет лаиков «прихожанами», наделяя их каноническим статусом в правовом пространстве общины конкретного храма. Канонический статус «прихожанина»
обоснован договором, который заключает с общиной храма каждый прихожанин.
Подписывая договор с общиной, христианин становится законным прихожанином выбранного им храма, осознаёт себя причастником Евхаристического собрания конкретной общины. Договор ставит всех прихожан в равное положение и наделяет каноническими правами.
1. С согласия прихожан, их регистрируют в Приходской книге как постоянных членов прихода: «Все прихожане с их семействами, имеющие местожительство в пределах прихода, вносятся причтом в особую книгу, В книге, в особых графах отмечаются имя, фамилия, звание, род занятий каждого, время его рождения, крещения, бытия у исповеди и св. Причастия, вступление в брак, время смерти, переселения в другой приход или выбытие из прихода» 169*.
2. Регистрация в Приходской книге обеспечивает каждому прихожанину его канонические права, согласно Уставу: «право участия в Приходском собрании с решающим голосом имеют все члены причта и прихожане обоего пола, достигшие 25-летнего возраста и занесённые в приходскую книгу» 170*. Приходской Устав 1917-18 г. обеспечивает каждому христианину канонический статус «прихожанина» в избранной им приходской общине. Каждый прихожанин приобретает право участвовать в решении вопросов приходской жизни наравне со всеми прихожанами и причтом храма. Понятие «Приходского собрания» совпадает с понятием «Приходской общины» храма. Канонический статус «прихожанина» данного храма определяется двумя квалифицирующими признаками:
1.Постоянный член прихода.
2.Регистрация в Приходской книге.
11. 2. Устав об управлении РПЦ, принятый Поместным Собором 8 июня 1988 г.
Устав 88 г. вводит в приходскую жизнь Церкви каноническое разделение общины на «прихожан» и «мирян». Оба наименования привычно вписываются в церковный обиход. Они всегда употреблялись синонимично, поскольку обозначали одно и то же лицо. Понятие «мирянин» выражало его отличие от клирика. Понятие «прихожанин» выражало его связь с конкретным храмом. Именно в таком смысле употребляет оба наименования Приходской Устав 1918 года.
Устав 88 наполняет привычные понятия различным каноническим содержанием и употребляет их в качестве терминов, определяющих правовые различия в положении членов общины.
«Прихожане» составляют самую многочисленную часть
прихода: десятки, сотни, тысячи христиан. Устав 88 посвящает им крохотный раздел, состоящий из трёх статей главы 8, 22-24.
Ст.22 даёт определение термина: «прихожанами являются лица православного исповедания, сохраняющие живую связь со своим приходским храмом».
Ст.23 перечисляет религиозно-нравственные и дисциплинарные обязанности прихожан.
Ст.24 подчёркивает, что «на обязанности прихожан лежит забота о материальном содержании причта и храма.»
Устав 88 не предусматривает для прихожан никаких прав. Только обязанности.Бесправное положение прихожан в приходе формирует их потребительское отношение к храму.
Приходская практика иронически варьирует их название «прохожане»,«захожане»,«приезжане»…Ирония метко указывает на случайность связи прихожан с храмом и ставит под вопрос смысл понятия «прихожанин», определённый Уставом 88. Нерегулярные и кратковременные посещения храма, примитивное понимание храмовой жизни диктуются побуждениями не столько религиозного, сколько магического сознания. Одни прихожане ограничивают связь с храмом возжжением свечей. Проходя мимо храма, они заходят, покупают свечи, ставят их перед иконами и следуют дальше по своим делам. Многие заходят освятить крестик или иконку, посвятить квартиру или автомобиль, послужить на могилке близких.
Евхаристия, содержание христианского вероучения непонятны и не встречают отклика в их душе. В ритуалах они не ищут Царства Божия и возрождения. Они ищут защиты от волхований, от сглаза и прочих несчастий. Ритуал имеет для них магическое значение.
Небольшая часть прихожан участвует в Евхаристии, исповедуется и причащается, соблюдает посты и молитвенные правила. Совсем редкие прихожане интересуются смыслом богослужения и догматов, вдумываются в проповедь. Говорят, христианское просвещение зависит от усердия пастыря. Он должен катехизировать прихожан. Это верно отчасти. Катехизация должна быть ответом на запросы и не совершается под давлением. Опыт подсказывает, что проблема лежит глубже. В экономике есть принцип: спрос рождает предложение. Этот принцип не работает в обратную сторону. Предложение не рождает спрос. Монолог священника обретает перспективу, если переходит в диалог.
Приходскую общину разрывает взаимная невостребованность прихода и и прихожан. С одной стороны, храмовая жизнь остаётся не востребованной большинством потенциальных прихожан. Не соотнося свой образ жизни с общиной, не находя в ней сочувствия повседневным своим нуждам, они воспринимают её как экзотику.
С другой стороны, прихожане остаются невостребованными храмовой жизнью, поскольку она самодостаточна и может обходиться без них. Во многих храмах богослужение малолюдно или вовсе безлюдно. Лесков называл такие богослужения «бесчеловечными». За пределами богослужения прихожане востребованы ещё меньше.Они непричастны к управлению приходом, лишены участия в обсуждении проблем приходской жизни и практики, отстранены от церковной инициативы и творчества… личные качества, умение и возможности прихожан не задействованы в приходской и епархиальной практике. Храм и причт видят в них только источник своего материального содержания 171*. Прихожане в приходе служат пассивным материалом вроде глины в руках горшечника.
Позаимствовав понятие «прихожан» из Приходского Устава 1917-18 г., Устав 88 потерял главную каноническую ценность этого понятия – договорную основу, в которой Приходской Устав 1917-18 г. укоренил канонический статус «прихожанина». Оставив статус «прихожанина» канонически необоснованным, Устав 88 лишил это понятие смысла. Согласно Уставу 88, прихожане не подписывают договор с общиной,
не регистрируются в Приходской книге, не могут быть участниками Приходского собрания.Устав 88 допускает единственный знак внимания Приходской общины к прихожанам: «решения Приходского собрания могут быть оглашены прихожанам в храме» 172*. «Прихожане», «приходская община», «приходское собрание» - три одинаковых термина выражают три совершенно различные понятия. При помощи нехитрого механизма Устав 88 лишает канонического статуса весь церковный народ. Лаос ту Феу выпадает из канонического пространства приходов РПЦ.
Хотя народ Божий формально не принадлежит ни к какому конкретному приходу, клир допускает его к церковным таинствам в любом приходе. А А как иначе? Эти люди приняли святое Крещение и получили право на полноценное участие в евхаристической жизни Церкви. Неужели формальная регистрация в Приходской книге может иметь серьёзные последствия для прихода и прихожан? Такой же наивный вопрос приходится слышать от молодёжи: «мы любим друг друга, к чему регистрировать брак? Пустая формальность». Нет, не пустая, она обеспечивает правовую защиту семьи: мужа, жены и ребёнка.
Христианин существует не сам по себе. Он пребывает в Церкви, принадлежа конкретному приходу. «В древней Церкви внесение имён христиан в диптихи указывало, что христиане принадлежат к Церкви, а исключением из диптихов выражалось, что они подверглись отлучению от неё» 173*. Регистрация в Приходской книге связывала христианина с конкретным приходом, а через него с местной церковью. В наше время прихожане не вносятся в диптихи конкретного прихода, разве что в «заздравные» или в «заупокойные» синодики за плату и на время. Если христианин не принадлежит конкретной общине, он пребывает вне пределов местной Церкви. Христиане РПЦ принадлежат ко всем приходам одинаково, поскольку ни с одним приходом их связь никак не запечатлена: ни формально, ни реально. Они не «прихожане», а «посетители», как в кафе или в магазине. Чужих приходов нет. В любом можно креститься, причащаться, венчаться. Совершив таинство над прихожанами, Церковь не может удостоверить этот факт.
«Свидетельство о крещении», «Свидетельство о венчании» - не могут иметь законной силы, поскольку акт не подтверждён регистрацией в Приходской книге. Клир вынужден доверять свидетельству человека, которого впервые видит и допускать к любому таинству Церкви. В такой ситуации возможны некрещёные епископы и священники, венчание седьмым браком и прочие злоупотребления. Восклицая «двери, двери…», диакон призывает запереть двери от непосвящённых, а священник, словно не понимая смысла его призыва, отверзает завесу царских врат. Все случайно присутствующие в храме становятся соучастниками Святой Евхаристии: некрещёные, мусульмане, иудеи… Разве клир не призван охранять святые Таинства?
После этого странно звучит требование не впускать в храм католиков. Вхожу в Снетогорский монастырь с группой англичан.
Монахиня тревожно спрашивает:
- Они не католики? Владыка не благословил пускать католиков.
-
Да нет, они протестанты.
- Ну тогда пусть заходят, - успокаивается монахиня.
Приходит на исповедь женщина:
- грешница, у меня муж, двое детей и любовник. Что мне делать?
- Оставь любовника, живи с мужем и детьми.
- Не могу!
- Почему?
- С мужем мы расписались, а с любовником повенчались.
Разве можно разрывать венец?
Девушка уезжает со своим женихом в Грецию. Там они хотят венчаться и просят дать справку, что они не венчаны. Греки серьёзно относятся к Таинствам. Там невозможно совершить венчание в чужом приходе. Каждый христианин принадлежит к конкретному приходу, в котором его крестят, причащают, венчают и хоронят. Сознание грека не вмещает, что в России можно повенчаться в любом из 20 000 приходов. Чтобы честно выполнить требование, девушке придётся отвезти в Грецию 20 000 справок.
Только постоянное членство в конкретном приходе актуализирует пребывание христианина в Церкви.
«Миряне». Устав 88 наделяет каноническим статусом случайную группу лиц в количестве 10 человек, которые вместе с причтом храма составляют Приходское собрание: «членами приходского собрания... являются клирики и миряне» 174*.
Приходской совет состоит из… нравственно безупречных и активных… клириков и мирян» 175*. Устав 88 вводит понятие «мирян», не давая ему никакого определения. Категории «мирян», из которых составляется Приходское собрание, их правам и обязанностям Устав 88 уделяет три больших раздела в гл.8 ст.25-52. Согласно Уставу 88, «миряне» регистрируются в качестве учредителей прихода, подписывают Приходской устав и получают канонический статус, которым Приходской устав 1917-18 г. наделял всех своих прихожан. Категория «прихожан» существенно отличается от категории «мирян». Категорию «прихожан» составляют тысячи православных христиан, выпавших из канонического пространства прихода. Число «мирян», образующих Приходское собрание, не превышает десяти человек, никем не выбранных, не назначенных, представляющих не общину, а только себя самих.
Источник исключительности этих «избранников» Устав 88 не объясняет. Эта группа «клириков и мирян» представляет узаконенную Уставом 88 приходскую общину. Ей предоставлено право избирать Приходской совет и Ревизионную комиссию, принимать решения по всем вопросам текущей церковной жизни. 176*. «Мирянам» предоставляется право участвовать в Епархиальном собрании, а также представлять епархию на Поместном Соборе РПЦ 176**. Прихожане представляют реальную общину, лишённую канонического статуса и прав. Миряне представляют мнимую общину, наделённую каноническим статусом и правами. Разумеется, мнимая община имеет мнимый статус и фиктивные права.
Епископ вменяет права общины ни во что и не интересуется её мнением. Приведу характерный пример из личной жизни. Епископ назначает священника в многоштатный приход, поручает ему организовать конфликт в приходе, скомпрометировать настоятеля и занять его
место. Мирный приход забродил. Начинается противостояние священников. В борьбу включается причт и прихожане. Чтобы погасить разгоревшееся пламя, епископ приказывает настоятелю немедленно собрать Приходское собрание и принять решение кто из двух останется: старый настоятель или новый клирик займёт его место. Чтобы усилить авторитет решения, епископ благословил принять участие в Приходском собрании двум благочинным, нескольким настоятелям крупнейших храмов города и епархиальному духовнику. Приходское собрание вынесло решение «просить епископа исключить вновь назначенного священника из клира храма». Прочитав Протокол собрания, епископ порвал его на глазах присутствующих, выбросил в урну и оставил всё без изменений. Пожар в приходе продолжался ещё три года. Приходское собрание признано «яко не бывшим». Решительный жест архиерея выражает рейтинг Приходского собрания и его подлинные права в Церкви.177*.
Из-за неопределённости понятия «прихожане», никто не знает сколько в приходе прихожан, где и как они живут, в чём нуждаются, како веруют. Численность прихожан имеет приближённое и статистическое значение. Многочисленность прихожан, открытие монастырей и храмов являются главными аргументами, подтверждающими возрождение Православия в России.
Дореволюционная Россия казалась православной. Её называли «Святая Русь». 75 тысяч храмов, монастырей и часовен, полмиллиона духовенства, поголовное крещение и ежегодное говение казались несомненными признаками воцерковления всего русского народа. Кто же совершил Революцию, взрывал храмы, жёг иконы и книги, казнил царя и духовенство? Чингиз-хан, масоны, евреи, фашисты? Революция смела в мгновение ока благочестивые иллюзии о «Святой Руси». Религиозность оказалась тонкой плёнкой елея, покрывшей океан. Удар волны оставил лишь мелкие капли масла, которые Церковь вновь собирает на поверхности вод.
За последние годы открылось много новых храмов. Их можно беспрепятственно посещать. По телевидению показывают богослужение из Москвы и Петербурга. Там мы видим храмы, полные молящихся. Снова идёт разговор о возрождении духовной жизни и воцерковлении народа, основанный на архитектурных, издательских и хозяйственных достижениях, имеющих под собой не только религиозные причины.
Церковное «возрождение» инициируется «сверху». Священник получает распоряжение: «создать православное молодёжное движение на местном уровне и сообщить о проделанной работе. Подпись епископа». В тот же день священник собрал несколько человек, назвал это мероприятие «учредительной конференцией» и отчитался: движение православной молодёжи создано и сдано в архив.
В деревенские приходы N-ского района поступает архиерейский циркуляр:«организовать всенародное покаяние в убиении царской семьи»… Иных уж нет, а те далече… И каются в чужом злодействе пять бабуль. В 30-е годы они были пионерками. В советской школе им рассказывали про царя и помещиков. Это всё, что сохранила их память,
«ибо годы прошли и столетья, и
за горе, за муку, за стыд,- поздно, поздно!- никто не ответит, и душа никому не простит» . В.Набоков. К России. 177**
Епископ в газетном интервью сообщает: «У нас очень много верующих. Смотрите какая очередь стоит в Богоявление за святой водой!».
Епископ распоряжается создать монастырь. Нет опытного наставника, нет монашеской общины, нет средств, иногда, нет даже стен… Необоснованная инициатива «сверху».
Обратная ситуация: Небольшой приход в глуши и бездорожьи окормляет игумен. Вокруг него собирается монашеская община. Отремонтирован огромный храм, отстроены кельи, монахи опекают немощных и безродных. Для их содержания построен дом на десять коек, кухня, столовая. Невозможно понять на какие средства сумел он всё это сделать. Игумен издаёт газету, пишет книги. «Не будет у тебя монастыря !»- категорически отвергает епископ инициативу «снизу».
В полуразрушенный храм вымирающей деревни епископ назначает священника: восстанавливай и служи. «Той рече, и быша: Той повеле, и создашася» 177***.
Епископ Акакий требует, чтобы Администрация употребила власть против сектантов, запретила католикам строить храм, участвовать в общественной жизни и проч. Есть другой путь утвердить авторитет Православия : просвещение. Нужно организовать духовенство, имеющее богословское образование для активной работы. Читать систематические лекции и доклады для широкого круга слушателей. Проводить библейские чтения с молодёжью, оказывать помощь нуждающимся. Это хлопотно, требует времени и материальных затрат.
Проще действовать запретами и насилием.
Епископ Акакий негласно приказал настоятелям городских храмов в воскресение после Литургии привести прихожан к католическому храму и отслужить «молебен протеста». С горящими свечами православные молились вокруг католического храма. О чём они просили Бога?
- Господи, хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их?
- Не знаете, какого вы духа, - запретил ученикам Христос.
- Сын Человеческий пришёл не погублять души человеческие, а спасать 178*
Агрессивные проповеди епископа, обращения к народу и письма в Администрацию, демонстрации и протесты разжигают религиозную вражду православных против католических христиан. Разжечь ненависть гораздо проще, чем погасить. Епископ Акакий готовит Варфаломеевскую ночь, не задумываясь, что веками взаимной ненависти придётся расплачиваться поколениям католиков и православных за его безответственность. Митр. Антоний Блум пишет:
«Церковь должна быть голосом совести, просвещённой Божиим светом. Я глубоко убеждён, что Церковь никогда не должна говорить из положения силы. Она должна быть также бессильна, как Бог, Который никого не насилует. Он призывает и раскрывает красоту и истину вещей. Он не навязывает их, как и наша совесть, оставляя свободу прислушаться к истине и красоте или отказаться от них.
Как только Церковь начинает властвовать, она теряет своё самое
глубинное существо – любовь Божию, понимание тех, кого она должна спасать, а не ломать и перестраивать. Надо стать христианами по образу Христа и Его учеников. Только тогда Церковь приобретёт не власть, т.е. способность насиловать, а авторитет, т.е. способность говорить такие слова, от которых всякая душа дрогнет и откроется в ней вечная глубина» 178**
Можно ли все эти процессы назвать возрождением христианства на Руси? Число прихожан в воскресные дни не превышает 0,5% населения. В Москве и Петербурге % может быть выше. Но Москва и Петербург – не Россия. Всё живое растёт. Количественные характеристики выражают внешний рост Церкви. Показателем качественного роста является уподобление Христу в любви. Созидание Церкви невозможно без любви. Божественный закон церковной жизни «истинною любовью всё возращать в Того, Который есть глава Христос, из Которого всё Тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» 178***. Любовь не может уйти из Церкви до тех пор, пока мы понимаем её как Тело Христово – Организм любви. Церковь не может пребывать вне любви. Любовь уходит из нашей жизни вместе с Церковью, а мы остаёмся без Церкви и без любви. Пастыри потеряли свою паству и пока не видно оснований говорить, что она вновь собирается в храмы. В притче о заблудшей овце Христос спрашивает: «не оставит ли 99 в горах, и шед, ищет заблудшия?»
В нашей действительности заблудились 99 и осталась одна незаблудшая. Маленький областной город имеет 200 000 жителей и только полпроцента из них являются воцерковлёнными прихожанами, которые ходят в храм, регулярно причащаются, соблюдают церковные праздники и посты. Одна тысяча прихожан на 25 храмов. Было много внешних причин, разрушавших церковную жизнь и разгонявших паству. Были причины и внутренние. Прежде всего, неустроенность церковной общины, реформировать которую прилагал усилия Поместный Собор 1917 г.
Храмовая жизнь “захожан» эпизодична, ограничена «удовлетворением религиозных потребностей». Община безучастна к радости брака, рождения и крещения, к печали об усопших. Семейные события прихожан не касаются жизни общины. Крещение и венчание совершаются безлюдно, словно украдкой «за углом». По окончании Божественной Литургии, когда разойдётся народ, в опустевшем храме, как «частная треба», совершается рождение христианина в Церковь и его воцерковление. В чём смысл во-церковления? Неужели в целовании «местных» икон? Община безучастна к бедным и больным, старикам и сиротам. Служение им осуществляется за счёт частной инициативы, на которую клир не имеет права без благословения епископа, а епископ бывает принципиальным противником социального служения Церкви. Разумеется, не на словах, а на деле.
Прихожане, не связанные общением ни с клиром, ни между собой, разбредаются «как овцы, не имущие пастыря». 179*. Взаимная не востребованность прихожан и прихода
настораживает. Возрождение приобрело пышность и размах. Имеет ли оно глубину и качество?
11.3. Устав РПЦ, принятый Архиерейским Собором 16 августа 2000 г.
Устав РПЦ 2000 г. отказался от употребления слов «прихожане» и «миряне» в терминологическом значении, различающем каноническое положение тех и других. К синонимичному употреблению этих слов вернулся также Приходской Устав 1999 г. Однако, новое словоупотребление ничего не изменило в каноническом положении прихожан. Община по прежнему живёт разделённой на две неравные части. Десять канонически значимых прихожан и все остальные, - не включённые в Приходское собрание, лишённые статуса и прав. В Уставе 2000 сохранился избирательный принцип прежнего Устава: «решения Приходского собрания могут быть оглашены прихожанам в храме» 180*. В Уставе 2000 г. добавилось лишь новое право епархиального архиерея частично или полностью, по своему усмотрению, разгонять Приходскую общину. 181*.
«Обязанность Приходского собрания сохранять внутреннее единство прихода» 182*.нельзя осуществить никакими словесными ухищрениями, пока в основу организации прихода в качестве уставной нормы положен принцип раскола общины на значимых и незначимых членов. Только возвращение к принципам Приходского Устава 1917-18 г. обещает возрождение приходской жизни РПЦ. Лаос ту Феу выпал из «царственного священства». Устав РПЦ лишил его правового статуса, вытеснив в екклезиологическую и каноническую пустоту. В каноническом и практическом отчуждении мирян от приходской активности на протяжении многих лет кроется причина их массового отпадения от Церкви.
Можно ужаснуться множеству разделений, раздирающих хитон православной Церкви. Около десятка православных церквей сосуществуют, прервав между собой евхаристическое общение. В евхаристической молитве мы просим «утолить раздоры церквей».183*. Причиной разделения всегда служит грех. Однако, не только властолюбие и корысть разрушают церковное единство. Греховная поросль имеет богословские и канонические корни. Остаётся лишь сожалеть, что ветер перемен двадцатого века внёс в реформу церковного права и в развитие канонической практики свои коррективы, чуждые духу древней традиции и направлению преобразований, предпринятых Священным Собором 1917-18 г. - собором исповедников и мучеников святой Церкви. Путь к возрождению лежит через возвращение церковной жизни к реформам Поместного Собора 1917-18 года.
Глава 12. Соборные органы епархиального управления
Поместные соборы в 20 веке приняли три определения о епархиальном управлении РПЦ. Поначалу все три почти в одних словах исповедуют принцип соборности: соучастие клира и мирян в управлении епархией под эгидой епископа. «Епархиальный архиерей, по преемству власти от святых Апостолов, есть предстоятель местной Церкви, управляющий епархией при соборном содействии клира и мирян» 184*.
Каждый Устав,
принятый вслед за «Определением У», вносит в текст своих постановлений изменения, конкретизирующие и расширяющие власть епископа. Влияние клира и мирян постепенно гаснет за расплывающимися формулировками, а епархиальная практика сводит «на нет» органы «соборного содействия» епархиальному управлению. Неопределённость формирования, состава, представительства и структуры этих органов позволяет принципиально изменить их природу в епархиальной практике и превратить «соборное содействие» в аппарат личной власти епископа.
12. 1. Епархиальное собрание.
Определение V об епархиальном управлении 1918 г. называет Епархиальное собрание «высшим органом, при содействии которого Архиерей управляет епархией» 185*.
«Положение» 1945 г. вовсе не знает Епархиального собрания. Оно не могло существовать в те годы. Устав 88 буквально повторяет слова «Определения V» 1918 года 186*.
Устав 2000 называет «Епархиальное собрание, возглавляемое епархиальным архиереем, органом управления епархией», не акцентируя «соборное содействие», выбросив определение «высший орган», снижая соборный авторитет этого органа 187*.
2.Избрание, его процедура, состав, представительство и сроки полномочий отчётливо обозначены в Определении 1918 г. : «Епархиальные Собрания составляются из представителей клира и мирян в равном числе, избираемых на три года. Представители на Епархиальные Собрания избираются Окружными Собраниями, состоящими из всех членов клира округа и такого же числа мирян, избираемых Приходскими Собраниями».
«В Епархиальное Собрание входят представители монашества и духовно-учебных заведений» 188*.
Согласно «Определению V», основными признаками Епархиального Собрания являются: - Равночисленное представительство клира и мирян. - Выборный принцип представительства. - Установленный срок полномочий на три года. -Процедура избрания определена Уставом.
Устав 88 сохраняет принцип выборности, равночисленности клира и мирян, подчёркивая градации: мужчины, женщины, молодёжь. Это существенное уточнение и единственное упоминание Устава 88 об участии женщин и молодёжи в епархиальной и приходской жизни. К сожалению, процедура избрания членов Епархиального Собрания Уставом 88 не определена. Кто? Где? Когда? На какой срок выбирает их? Устав об этом умалчивает 189*.
Согласно Уставу 2000 «Епархиальное Собрание… состоит из клира, монашествующих и мирян» 190*. Новая редакция не расшифровывает состав «мирян». Устав не разъясняет, могут ли женщины, составляющие подавляющее большинство прихожан, избираться в члены Епархиального Собрания. Не определено численное соотношение клириков и мирян в составе Епархиального Собрания. Способ возникновения и организация Епархиального Собрания остаются необъяснёнными.
Устав 2000 заменяет «избрание» членов Епархиального Собрания их «созывом», не поясняя по какому принципу и кого
именно созывают. Проблема кажется не решаемой. Однако, излагая функции Епархиального Совета, Устав 2000 сообщает: «Епархиальный Совет в соответствии с указаниями епархиального архиерея устанавливает процедуру избрания членов Епархиального Собрания» 191*. Такое указание позволяет предполагать выборность Епархиального Собрания.
Устав РПЦ в обеих редакциях похоже формирует структуру и процесс Епархиального Собрания, наделяя его восемью квалифицирующими признаками:
1.Ежегодное собрание по инициативе правящего архиерея. Устав 2000 вводит альтернативные инициативы созыва, которые практически неосуществимы, а теоретически неубедительны. Мы оставим их без рассмотрения. 192*. 2.Выборный принцип /Х, 44 «б»/. 3.Процедура созыва членов Епархиального собрания устанавливается Епархиальным советом /Х,28/. 4.Участие мирян /Х.27/. 5.Епархиальное Собрание избирает членов Епархиального совета и епархиального суда /Х, 29 «б»/. 6.Председателем Епархиального Собрания является епархиальный архиерей. Епархиальное Собрание избирает заместителя председателя и секретаря /Х,30/. 7.Епархиальное Собрание работает в соответствии с принятым регламентом /Х, 32/. 8.Журналы заседаний Епархиального собрания подписывают председатель, его заместитель, секретарь и избранные для этого два члена собрания /Х,33/.
Приведённые положения законодательного документа позволяют видеть основные принципы канонического устройства епархии. Лучшим критерием, позволяющим судить о качестве закона является его практическое влияние на жизнь. Поэтому следует познакомиться с практикой применения Устава РПЦ в епархиальной жизни Церкви. Знакомясь с епархиальной практикой, мы узнаём, что из восьми перечисленных признаков Епархиального собрания соблюдается только первый: «ежегодные собрания по усмотрению епархиального архиерея». Остальные признаки не выполняются.
Не установлены процедура созыва и процедура избрания членов Епархиального собрания. Ни один мирянин – ни мужчины, ни женщины – на Епархиальное собрание физически не допускаются. Клирики, под которыми понимаются только священники и диаконы, обязаны участвовать в собрании in corpora.
Не избираются члены Епархиального Совета и епархиального суда.
Не избираются ни заместитель председателя, ни секретарь, ни два члена для подписи Журналов заседаний.
Не существует регламента. В примечаниях к Уставу 88 на стр. 32 в п.3 сказано: « В качестве приложения к настоящему Уставу должен быть принят «Регламент проведения официальных заседаний». Мы безуспешно ждали его 12 лет. Он так и не был составлен. Устав 2000 регламента не обещал. За два года, прошедшие со времени принятия Устава, собрания проводятся, а регламент не объявился. Журналы заседаний не ведутся.
На моей памяти всего один случай, когда мирянин попытался принять участие в Епархиальном собрании. Это был известный в России писатель К- в. Увидев его среди духовенства, архиерей предложил ему немедленно покинуть собрание.
Духовенство пыталось объяснить епископу, что Устав РПЦ допускает участие мирян в Епархиальном собрании.
– Он не мирянин, – парировал архиерей. – ! ! ! ? ? ? ! ! ! – В ответ на всеобщее недоумение архиерей пояснил : «мирянами называют только церковных служащих».
Не оспаривая странное утверждение архиерея, священники указали, что К-в является Председателем приходской общины храма Рождества Иоанна Предтечи.
– Пусть уходит, – угрюмо настаивал епископ. – Этот храм ещё не зарегистрирован. К-в поднялся и вышел. С тех пор ни один мирянин не пытался проникнуть на Псковское Епархиальное собрание.
Собрание, которое ежегодно созывается по распоряжению епархиального архиерея, но не отвечает квалифицирующим признакам Епархиального собрания, правильно было бы называть «собранием епархиального духовенства». Такое собрание не может заменить Епархиальное собрание, предусмотренное Уставом РПЦ для «соборного содействия клира и мирян в каноническом управлении местной церковью - епархией» 193*.
Уставом определены происхождение, состав, структура, задачи и права Епархиального собрания в осуществлении соборной жизни епархии. Лишённое этих признаков собрание духовенства не может выражать соборный голос Церкви по очевидной причине: оно не имеет канонического статуса, как не узаконенное общецерковным правом.
Его право имеет единственным источником волю правящего епископа, неизменно выражает его личное мнение и единогласно одобряет его единоличные решения. Собрание епархиального духовенства оказывается зеркалом, в котором епископ может видеть лишь собственное отражение: прочесть свои мысли, подтвердить свои оценки, свои намерения. Подобно эху, оно лишено независимого звучания. Оно возвращает архиерею его собственный голос. На собрании духовенства под председательством правящего епископа звучит не «голос церковной соборности», а единогласное безмолвие. Это собрание немых. Оно лишено главного признака соборного единства Церкви: духовной свободы. Когда соборное единство подменяется формальным, оно перестаёт быть церковным.
Решения неканонического «Епархиального Собрания» не могут иметь законной силы.
12. 2. Епархиальный Совет
В академии наук Заседает князь Дундук. Говорят, не подобает Дундуку такая честь. Отчего ж он заседает? А.С.Пушкин
Неканоничность Епархиального Собрания имеет имеет неизбежным следствием неканоничность другого соборного органа епархиальной власти – Епархиального Совета.
Священный Собор 1918 г. учредил этот выборный орган взамен Консистории. Законодатель замыслил его как «постоянное, непрерывно-действующее административно-исполнительное учреждение, состоящее из выборных членов, при содействии которых епархиальным архиереем производится управление епархией» 194*.
Пять штатных членов Епархиального Совета избираются Епархиальным собранием из клириков
и мирян сроком на шесть лет и по представлению епархиального архиерея утверждаются в должности высшей церковной властью 195*. Епархиальный Совет избирает председателя в пресвитерском сане. Архиерей утверждает избрание. Председатель и члены не могут быть благочинными. Секретарь избирается из клириков и мирян Епархиальным Советом и утверждается Высшей церковной властью по представлению епархиального архиерея 196*. Не принимая участия в постановлении решений, секретарь даёт необходимые справки из законов, а равно справки и объяснения по обстоятельствам дела 197*. Секретарь заведует епархиальной канцелярией, принимает на работу её служащих 198*.
По вышеизложенной схеме был организован Епархиальный Совет в Ташкенте архиепископом Ермогеном Голубевым. Он функционировал как постоянно действующий орган с 1953 по 1961 г. «Епархиальному Совету предоставляется право почина в возбуждении общих вопросов церковно-епархиальной жизни» 199*. В руки Епархиального Совета передана инициатива, которой так не хватает в современной епархиальной жизни.
Устав, принятый Поместным Собором 1988 г. принципиально меняет структуру, состав положение и задачи Епархиального Совета, превращая его из постоянно действующего в периодически собирающийся 4 раза в год. Согласно Уставу 88 это частично выборный, частично назначаемый орган, председателем которого является епархиальный епископ. Из состава Епархиального Совета исключены миряне. Из четырёх лиц в пресвитерском сане двое должны быть избраны Епархиальным Собранием сроком на один год, а двое назначаются епархиальным архиереем. Срок их полномочий не определён. Архиерей назначает секретаря Епархиального Совета. Срок его полномочий не определён. Ни один из членов Епархиального Совета не получает утверждения Высшей церковной власти. Поэтому Епархиальный Совет находится в зависимости только от личной власти правящего архиерея 200*.
Согласно Уставу 2000 г. Епархиальный Совет имеет тот же состав и частичную выборность. Срок полномочий его членов продлён до трёх лет. Архиерею предоставлено право отстранять членов Епархиального Совета от должности. Собирается Епархиальный Совет реже, чем в предыдущем Уставе: дважды в год 201*.
Обе редакции Устава организуют работу Епархиального Совета на основе принятого регламента и повестки дня, представляемой председателем. Заседания отражены в журналах, подписанных всеми членами 202*.
В конкретной епархиальной практике всё выглядит гораздо печальнее.
Епархиальное Собрание не избирает, а епископ не назначает ни одного члена Епархиального совета. Списка его состава не существует. Ни один «участник» Епархиального Совета не получает законного статуса «члена Епархиального Совета». Все они играют роль, только на сегодняшний день изображая «членов». Поскольку Епархиальный Совет, созываемый епископом, не имеет законных «членов», архиерей рассылает приглашение, адресуя его «всем участникам Епархиального Совета».
В силу незаконного
формирования, непостоянного и случайного состава, «участники» Епархиального Совета не получают статуса и полномочий законных «членов Епархиального Совета». Ни один из них не знает будет ли приглашён в следующий раз. Каждый из приглашённых становится его случайным участником. Из периодически работающего органа Епархиальный Совет превращается в эксклюзивные заседания.
Регламент Епархиального Совета так же не существует в природе, как и регламент Епархиального Собрания. Повестка дня никогда не оглашается, а журналы заседаний Епархиального Совета его участники не подписывают. Эти журналы вообще не существуют. Принятие решений не предваряется голосованием.
Обычно, епископ сообщает своё мнение, а присутствующие единогласно и горячо одобряют и поддерживают его. Как писали в сталинские времена, «бурные аплодисменты, переходящие в овации». Епископ всегда приглашает на Епархиальный Совет 20-25 участников: благочинных, наместников монастырей, епархиального духовника и 3-4 настоятелей храмов. Все они оказываются в унизительном положении архиерейских попугаев.
Епархиальный Совет не существует в епархиальной практике так же, как и Епархиальное Собрание. Оба органа подменены аппаратом личной власти епископа. Они не имеют основания в Уставе, не являются общецерковным установлением. Они имеют в качестве правового источника не законодательные документы РПЦ, а личную волю конкретного епископа.
Примечание: несоответствие Епархиального Собрания и Совета требованиям Устава РПЦ приведены здесь из практики Псковской епархиальной жизни. Положение дел в других епархиях автору неизвестно.
Епископу нет необходимости разрушать законные органы «соборного содействия клира и мирян», поскольку Устав РПЦ разрешает епископу «создавать необходимые учреждения для удовлетворения церковных нужд» 203*, не посягая на соборные структуры, учреждённые общецерковным авторитетом.
Разрушение соборной структуры Епархиального Собрания и Епархиального Совета лишает их возможности выполнить своё назначение: «оказывать соборное содействие клира и мирян в управлении епархией» 204*. Ни один из этих органов не выражает соборного духа в епархиальной жизни.
Епископ наносит удар в самое сердце православной веры – по Никео-Цареградскому Символу Веры. Опасность повредить
православное учение о соборности становится очевидной.