Сведения о епископах, не признавших власть митр. Сергия - 2
Митрополит Агафангел
Митрополит Агафангел
Архиепископ Серафим (Самойлович). Тюремная фотография, 1929 г.
Епископ Евгений (Кобранов)
Епископ Григорий (Лебедев)
Епископ Дмитрий (Любимов)
Епископ Димитрий (Любимов)  в заключении
Епископ Сергий (Дружинин)
Епископ Нарвский Сергий (Дружинин)  с группой монахинь. 1926 г.
Епископ Стефан (Бех)
Епископ Иерофей (Афонин)
Епископ Павел (Кратиров)
Епископ Максим (Жижиленко).
http://hristov.narod.ru/zizilenk.htm
Епископ Виктор (Островидов)
Епископ Виктор (Островидов) в ссылке
Епископ Иларион (Бельский)
Епископ Нектарий (Трезвинский)
http://www.vitebsk.orthodoxy.ru/history/ nektarij.shtml
Амфилохий (Скворцов), епископ Красноярский
Епископ Амфилохий (Скворцов). Тюрьма Осиновского отделения Сиблага. 1933 год http://www.fond.ru/calendar/foto/30.htm
Синезий (Зарубин), епископ Ижевский
Василий (Преображенский), епископ Кинешемский
Сидят слева направо: епископ Сергий (Куминский), епископ Димитрий (Вербицкий), архиепископ Василий (Богдашевский), епископ Георгий (Делиев). Стоят: епископ Филарет (Линчевский), епископ Афанасий (Молчановский). Киев, Малософийский собор. 1 мая 1926 года.
http://www.zaistinu.ru/old/ukraine/church/makariy.shtml?print

Епископ Варнава (Беляев)
Ярославский церковный округ
Митр. Агафангел (Преображенский)
       Родился 27 сент. 1854 г. в Тульской губ. в семье священника.
      Окончил Тульскую Дух. семинарию.
1881: окончил Московскую Дух. Академию (кандидат богословия), с 15.VII: учитель Ранненбургского Дух. училища, с 7.ХII: пом. смотрителя Скопинского Дух. училища.
Потеряв после 11-месячной супружеской жизни разом жену и сына, 7.III.1895 принял постриг и 10.III  рукоположен в иеромонаха.
4.ХII.1886: инспектор Томской Дух. семинарии в сане игумена. Молодой монах оправдывает свое новое имя (Агафангел  – "вестник любви"), отличаясь своим исключительным миролюбием, кротостью и любовью к детям. "Вы, дети, говорил он впоследствии, будучи еп. Ярославским, при посещении одной из школ, наша радость, наше счастье и наша печаль. Вы наше будущее. Мы сходим со сцены и передаем нажитое нами вам. Оглядываясь назад, мы видим свои ошибки. Дай вам Бог избежать их" ("Яросл. Еп. Вед.". 1914, М 7).
23.II.1888: архимандрит, ректор Иркутской семинарии.
10.IХ.1889: хиротонисан во еп. Киренского, 2-й вик. Иркутской епархии. Хиротония - в Вознесенском соборе еп. Вениамином Иркутским и Макарием Селенгинским.
17.VII.1893 - еп. Тобольский и Сибирский.
4.Х.1897 - еп. Рижский и Митавский.
  6.V.1904 - архиепископ.
Здесь в 1906 г. зарекомендовал себя как либеральный и гуманный архипастырь: благодаря его стараниям была спасена большая группа молодых людей, приговоренных Военно-полевым судом к смертной казни.
13.VIII.1910:  арх. Литовский и Виленский и свящ. архим. Виленского Свято-Духова монастыря.
6.V.1912: бриллиантовый крест на клобук.
22.ХII.1913: арх. Ярославский на месте арх. Тихона (Белавина). "Вы любили его. Прошу вас и меня принять в любовь свою",такими словами начал свою деятельность в Ярославле новый владыка." ("Яросл. Еп. Вед.", 1914,  № 3, стр. 139).
Владыка Агафангел действительно пользовался любовью духовенства и мирян Ярославской епархии, которой он правил в течение долгих лет.
     23 дек. 1917 г. указом Патриарха возведен в сан митрополита.
     В распоряжении Патриарха, составленном в соответствии с постановлением Собора от 25 янв. 1918 г. назван Местоблюстителем Патриаршего Престола при невозможности для митр. Кирилла вступить в это звание (так у митр.  Мануила – Л.Р.)
Избран на Соборе постоянным членом Св. Синода. Арестован и сослан, видимо, в 1919 г.
1922 г.: Указом Патриарха Тихона облечен полномочиями Местоблюстителя. Не имея возможности приехать в Москву, призывал епископов к самостоятельному хранению православия и управлению епархиями. Вторично отправлен в ссылку.
1926 г.: ввиду ареста митр. Петра (и вскоре получив его согласие) объявляет о своем вступлении в обязанности Местоблюстителя. Отказался от своих прав, т.к. митр. Сергий сумел настроить против него епископат.
1927 г.: отказывается от подчинения административным распоряжениям митр. Сергия (гл. образом о запрещениях и переводах епископов), как вызванным ошибочной церковной политикой митр. Сергия и не служащим благу Церкви.
Умер 3/16 октября 1928 г.
Труды:  Речь при наречении во еп. "Церк. Вед.", 1889, 49, стр. 1496.
О нем:  “ Церковные  Ведомости”  1889 № 31, стр. 291;  1893  № 20, стр. 152 ;  1893  № 31, стр. 253                            "Прибавл. к Церк. Вед." 1914  № 49, стр. 1746; 1900  № 11, стр. 439
              "Церковные Ведомости" 1897  № 42, стр. 387;  1904 №18-19, стр. 181; 1905 №34, стр. 344;                                                 1906 №18, стр. 104; 1907 № 2, стр. 5; 1908 № 7-8, стр. 322; 1909 №19-20, стр. 114
                                                                                          
     
                                                                                                            
             Арх. Серафим (Самойлович)                           
    Родился в 1885 г. в Полтавской губ.
    Окончил Полтавскую Дух. семинарию.
    Пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха.
    При архиеп. (впоследствии Патриархе) Тихоне был миссионером в Сев. Америке (1905-1907 гг.), а затем наместником Томского монастыря, занимаясь просвещением инородцев.
В 1915 г. назначен настоятелем Угличского Александрового монастыря и возведен в сан архимандрита.
2 февраля 1920 г. Патриархом Тихоном хиротонисан во еп. Угличского, вик. Ярославской епархии, в возрасте 35 лет.
В 1824 г. возведен Патриархом Тихоном в сан архиепископа.
С 30 ноября 1926 по 27 марта 1927 г. был заместителем Патр. Местоблюстителя в период отсутствия митр. Сергия.
Применяя права заместителя, запретил в священнослужении еп. Томского Димитрия (Беликова), объявившего в своей епархии автокефалию.
Рассказывают, что при беседе (или допросе) в НКВД заявил, что не может рассматривать условия "легализации" в отсутствие старших иерархов. От него усиленно добивались, кого он оставил заместителем, если его не выпустят. Арх. Серафим ответил: "Господа Бога". Допрашивающий сказал: "Все у нас оставляли себе заместителей: и Тихон Патриарх, и Петр Митрополит". "Ну, а я  на Господа Бога оставил Церковь..." (прот. Польский).
С конца 1927 г., после Декларации, а официально с 6 февр. (24 янв.) 1926 г., вместе с митр. Агафангелом находился в оппозиции против митр. Сергия. Митр. Мануил описывает эти события так: “Одновременно с подписанием всей группой ярославских иерархов "акта отхода", арх. Серафим послал Заместителю от себя лично горячее письмо. Из письма видно, как доброжелательно и сочувственно относился он к самому митр. Сергию и как желал убедить его в том, что он считал правильным.
Понятно, что никакое письмо не могло уже в это время заставить митр. Сергия изменить свои взгляды и образ действий. На официальный "акт отхода" он ответил официально же, запретив в священнослужении архиеп. Серафима и группу других архиереев.
В противоположность иосифлянам и григорианам, архиеп. Серафим подчинился этому запрещению, т.к. не хотел нового раскола “.
 
(Примеч. Л.Р. - Митр. Мануил неправ, ставя рядом иосифлян и григориан: первые лишь отказывали в подчинении митр. Сергию и обвиняли его в тяжких ошибках, тогда как вторые претендовали на создание нового центра церковной власти).
В мае 1928 г. он, “вслед за митр. Агафангелом, примирился с митр. Сергием”. Митр. Мануил не уточняет условия примирения, заключавшиеся в том, что ярославские архиереи "не порывают молитвенного общения с митр. Сергием", не отрицают принципиально его власть, как заместителя Местоблюстителя, раскола не учиняют, но распоряжения, смущающие религиозную совесть и, по убеждению пишущих, нарушающие канон, выполнять не могли и не могут. В частности, арх. Варлаам и еп. Евгений остались на кафедрах, несмотря на увольнение их митр. Сергием.
Летом 1928 г. арх. Серафим посылает послание из Буиничского монастыря, куда был сослан, с обвинением митр. Сергия в тяжком грехе "увлечения   малодушных   и   немощных   братий   наших   в новообновленчество").
14/27 февраля 1929 г. арестован (прот. Польский) и отправлен в Соловки (Дейбнер).
После 1932 г. был отправлен в ссылку в Коми.
"Он слабел телесно, но духом был тверд. Он считал, что в эпоху гонения не должно быть централизованного Церковного Управления. Епископ должен управлять сам своей епархией; в ссылке он возглавляет тайную Церковь, где проживает, ставит тайных священников, совершает тайные постриги... От верующих я слышал, что архиепископ из ссылки не выходил. Говорили глухо, что он где-то погиб без медицинской помощи в лишениях, чему поверить легко, кто знает состояние его больного сердца еще в 1932 г." (Прот. Польский).
 
Арх. Варлаам (Ряшенцев)
    Родился 8 июня 1878 г. в купеческой семье в Тамбовской губернии.
    В 1896 году окончил Тамбовскую классическую гимназию.
    В 1900 г. окончил Казанскую Дух. Академию со степенью кандидата богословия.
    В 1901 г., 29 сент., назначен преподавателем Уфимского дух. училища. В этом же году, 8 окт., епископом Уфимским Антонием (Храповицким) пострижен в монашество, 9 окт. рукоположен во иеродиакона, а 10 окт.: сан иеромонаха.
1902 г.: преподаватель Уфимской Дух. семинарии. Одновременно: благочинный по единоверческим церквам Уфимской епархии.
В 1903 г. назначен инспектором той же семинарии.
1906 г.: ректор Полтавской Дух. семинарии в сане архимандрита. Отличался вдумчивостью, осторожностью в действиях и обходительностью в обращении, чем снискал к себе уважение как от своих сослуживцев, так и от воспитанников и других лиц.
13 янв. 1913 г. хиротонисан во епископа Гомельского, вик. Могилевской епархии. Хиротония состоялась в Петербурге, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.
С 3 сент. 1923 г.: еп. Псковский и Порховский.
С января по декабрь 1924 г. управлял Могилевской епархией.
Год возведения в сан архиепископа неизвестен.
С 13 июля 1927 г.: арх. Пермский.
С 11 ноября 1927 г. уволен на покой.
С декабря 1927 г. назначен  временноуправляющим Любимским  викариатством Ярославской епархии.
Скончался в 1942 г. в г. Вологде.
В 1922 г. в обновленческом журнале "Сибирская Церковь",  № 2, стр. 16, было сообщено о попытке вовлечь архиепископа Варлаама в обновленческое течение: данные не подтвердились  –  он категорически отказался примкнуть к обновленчеству.
Принадлежал к Ярославской оппозиции и с 6 февраля по 3/16 окт. 1928 г. находился в отдалении от митр. Сергия (митр. Мануил неверно истолковывает акт "примирения" Ярославской группы с митр. Сергием:   в этом акте подразумевалось право не выполнять распоряжения Зам. Местоблюстителя. Ни о каком другом "примирении" арх. Варлаама с митр. Сергием нам неизвестно - Л.Р.).
В конце 20-х годов упоминается пребывающим в Ярославской тюрьме (Дейбнер).
Смиренный монах. Добрый и сердечный. Любил церковные уставные службы. Старчествовал. Это был в полном смысле архиерей-подвижник.
 
Труды:
"Ренан и его книга "Жизнь Иисуса". Полтава, 1908.
"О христианском воспитании детей". Полтава, 1910.
"В труде - жизнь". Полтава, 1912.
"Вера и причины неверия". Полтава, 1912.
Речь при наречении во еп. Гомельского. "Прибавл. к Церк. вед.", 1913,  № 2, стр. 65.
"Теософия перед судом христианства". Полтава, 1912.
"Письма из ссылки", Вестник РСХД,  № 107, 1973, стр. 72-91.
 
Еп. Евгений (Кобранов)
     Родился в 1891 г. в Смоленской епархии.
В 1912 г. окончил Смоленскую Дух. семинарию, а в 1916 – Московскую Дух. Академию со степенью канд. богословия и оставлен профессорским стипендиатом.
В 1916-1917 гг. слушал лекции на Восточном факультете Петроградского университета.
В конце 1917 г. Патриархом Тихоном рукоположен во священника в церкви Девяти мучеников, что в Девятинском переулке в г. Москве.
1921 г.: пострижен в монашество в Новоспасском монастыре епископом Палладием и назначен наместником, а вскоре, за смертью епископа Палладия, и настоятелем Новоспасского монастыря.
14/27 марта 1926 г. в Нижнем Новгороде хиротонисан митр. Сергием и др. епископами во епископа Муромского, вик. Владимирской епархии.
С 15 сент. по 14 дек. 1927 г. был епископом Балашевским, вик. Саратовской епархии.
14 дек. 1927 г. был назначен епископом Ростовским, вик. Ярославской епархии.
Здесь он примкнул к митр. Агафангелу и другим архиереям Ярославского церк. округа, отделившимся от митр. Сергия. В этой группе пробыл недолго, всего один год и несколько месяцев. 22 ноября 1933 г. уволен на покой. В 1935 г. получил степень магистра богословия. Год смерти неизвестен.
 
Митр. Иосиф (Петровых)
   Родился 15 дек. 1872 г. в г. Устюжны Новгородской губ.
   В 1899 г. окончил Московскую Дух. Академию первым магистрантом и оставлен профессорским стипендиатом при академии.
   1900 г., 9 сент.: утвержден исп. должность доцента академии по кафедре Библейской истории.
    1901 г., 26 авг.: епископом Арсением (Стадницким), ректором академии, пострижен в монашество.
В жизни митр. Иосифа имели громадное значение слова, сказанные еп. Арсением при пострижении:"Теперь, когда хулится имя Божие, молчание постыдно и будет сочтено за малодушие или бесчувственную холодность к предметам веры. Да не будет в тебе этой преступной теплохладности, от которой предостерегает Господь. Работай Господеви духом горяще".
1903 г., февр.: удостоен звания магистра богословия и утвержден доцентом. Тема диссертации: "История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия".
1903 г., 9 дек.: назначен экстраординарным профессором и инспектором Московской Академии.
1904 г., 18 янв.: возведен в сан архимандрита.
1906 г., июнь: назначен настоятелем Яблочинского монастыря Холмской епархии.
1907 г.: назначен настоятелем Юрьева монастыря Новгородской епархии.
1909 г., 15 марта:  хиротонисан во еп. Угличского, вик. Ярославского в  Свято-Троицком  соборе Александро-Невской лавры  митр. Петербургским Антонием, митр. Московским Владимиром, митр. Киевским Флавианом и др.
На этой кафедре пребывал много лет, будучи викарием арх. Тихона (Белавина), а с 1913 г. арх. Агафангела (Преображенского). Возведен в сан архиепископа.
1905-1910 гг.: издает "В объятиях Отчих. Дневник инока", в 12 томах.
"Он очень любил литургию и служит каждый день, но это служение фактически было для него вспомогательным средством его иноческой жизни.  Он не пастырствовал, он только служил. Инок поглощал в нем пастыря" (митр. Мануил).   
1911 г.: посещение Афона.
1920-1921 гг.: арх. Иосиф назначен арх. Ростовским, вик. Ярославским.
1920-1925 гг.: врем. управлял епархиями Новгородской и Старорусской.
Во время обновленчества архиеп. Иосиф затворился в Угличском монастыре и оттуда управлял епархией, не участвуя активно в борьбе с обновленчеством, но и не сочувствуя ему.
1926 г., авг.:  назначен митр. Ленинградским.
1926 г., авг.: выезд в Ростов для устройства дел, где задержан властями на год.
1927 г., 17 сент.: переведен митр. Сергием в Одессу. Перевод не принял, продолжал управлять Ленинградской епархией из Ростова.
1928 г., 24 янв.: подписывает акт отхода от митр. Сергия, вместе с ярославскими архиереями.
1928 г., 14/27 марта: запрещен в священнослужении митр. Сергием и Синодом. "Глава наиболее массового движения "непоминающих", получившего название "иосифлянство".
1928 г., февр.: проживал в Николо-Моденском монастыре Новгородской губ., в 35-ти верстах от родного города Устюжны.
Затем арестован и сослан в Казахстан. Прожил в ссылке несколько лет недалеко от Аральского моря, работал бухгалтером на Медном комбинате.
Год смерти неизвестен. Имел большое количество печатных трудов.
 
Прот. Польский. Рассказ свидетельницы о встрече с митр. Иосифом в тайной церкви в Алма-Ате 26 августа 1937 г.:
"Какой это был чудесный, смиренный, непоколебимый молитвенник! Это отражалось в его облике и в глазах как в зеркале. Очень высокого роста. С большой белой бородой и необыкновенно добрым лицом, он не мог не притягивать к себе, и хотелось бы с ним никогда не расставаться. Монашеское одеяние его было подобрано, так же как и волосы, иначе его сразу арестовали бы еще на улице, т.к. за ним следили и он не имел права выезда.
Он лично говорил, что Патриарх Тихон предложил немедленно по своем избрании назначить его своим первым заместителем (еще одно свидетельство об исполнении Патриархом Тихоном постановления Собора от 25 янв. 1918 г. о чрезвычайном Местоблюстительстве! - Л.Р.). Почему-то в истории церковного местоблюстительства об этом еще нигде не упоминается.
Он признавал как законного главу Церкви митрополита Петра Крутицкого и вплоть до последнего ареста в сентябре 1937 г. имел с ним тайные сношения (? - Л.Р.), когда везде ходили слухи, что митр. Петр умер... Относительно десятилетней почти ссылки, до этого времени, он рассказывал, что она была чрезвычайно тяжелой. Он жил в хлеву со свиньями в плетеном сарае, спал на досках, отделенный от свиней несколькими жердями...
На другой день... митрополит уехал к себе. Теперь он жил в других условиях. После многих лет было разрешено в Чемкенте найти для него квартиру. Архим. Арсений устроил ему комнату для спокойной жизни, заботился о его еде, не только в сытости, но и соблюдением диеты (у митр. Иосифа был больной желудок - Л.Р.). Достал ему сперва цитру, затем и фисгармонию, что для митрополита, большого музыканта, было радостью. Он перекладывал псалмы на музыку и пел.
23 сентября 1927 г. было арестовано везде, в окрестностях Алма-Аты, по Казахстану все духовенство потаенных Иосифлянских церквей, отбывавших вольную ссылку за непризнание советских церквей. Все были сосланы на 10 лет без права переписки, и, как я узнала после, в числе их был и митрополит Иосиф..."
 
Еп. Григорий (Лебедев)
Родился в семье священника. Уроженец г. Коломны. Двоюродный брат архиепископа Товии.
Первоначальное образование получил в Московской Дух. семинарии.
Окончил Казанскую Дух. Академию со степенью кандидата богословия.
До поступления в монашество много лет трудился на педагогическом поприще и в годы Февральской и Октябрьской революций занимал должность директора одной из Московских женских гимназий.
По пострижении в монашество несколько лет прожил в числе братии Данилова монастыря г. Москвы.
19 ноября 1923 г. хиротонисан во епископа Шлиссельбургского и Лодейнопольского, вик. Петроградской епрахии.
В эти годы вместе с другими епископами - викариями Ленинградской епрахии стойко боролся с обновленчеством.
В 1927 г., после опубликования Декларации митр. Сергия и начала иосифлянского движения, держался двойственной политики: разделяя многие взгляды иосифлян, не присоединялся к ним открыто (? - Л.Р.), но "в угоду им" (митр. Мануил) не поминал митр. Сергия.
В январе 1928 г. ему было предписано Синодом возносить за богослужением имя митр. Сергия. При этом его предупредили, что, в случае невыполнения предписания. Синод будет иметь о нем особое суждение. Епископ Григорий не выполнил распоряжения и ушел на покой. Митр. Иосиф продолжал считать его своим. Уже после официального отделения от митрополита Сергия он благословил епископа Григория продолжать служение в Александро-Невской лавре в качестве его (митр. Иосифа) наместника.
В мае 1928 г. он был назначен епископом Феодосиевским, вик. Таврической епархии, но к месту назначения не поехал, остался на покое.
В 1929 году он незаметно покинул Ленинград и устроился сторожем на птицеферме в Тверской области.
В период с 1925 по 1932 г. писал толкование на Евангелиста Ап. Марка.
Был оригинальным проповедником. Собирал свои проповеди в сборник. Имеются отпечатанные на машинке несколько проповедей. Названия некоторых проповедей митр. Григория удалось уточнить. Например: "Пир веры", "О диаволе" и т.д. Имел много почитателей. День Ангела 17 ноября. Дальнейшие сведения о нем отсутствуют.
 
Арх. Димитрий (Любимов)
Родился в 1857 г.
    Окончил СПб Дух. Академию со степенью канд. богословия. Много лет настоятельствовал в Покровской церкви в г. Ленинграде на Садовой улице.
30 дек. 1925 г. хиротонисан во еп. Гдовского, вик. Ленинградской епархии.
В декабре 1927 г. вместе с еп. Сергием (Дружининым) отделился от митр. Сергия. Один из главных деятелей иосифлянского движения.
Допускал хулу в отношении таинств, совершавшихся в сергиевских храмах.
Митр. Иосиф оставил его в Ленинграде своим заместителем, возведя его к Рождеству 1928 г. в сан архиепископа.
В 1929 г. еп. Димитрий арестован.
     Скончался он в 1934 г., а по другим источникам – в Москве, в 1936 г.
      Прот. Польский сообщает, что еп. Димитрий (Любимов) "богатырь здоровьем, расстрелян в 1938 г. в возрасте 83-х лет" (81-го, если митр. Мануил правильно сообщил дату рождения - Л.Р.) "за поощрение тайных странствующих церквей".
 
Еп. Сергий (Дружинин)
Еп. Сергий  – выходец из простецов.
Образование получил домашнее. Воспитывался в Сергиевской пустыни Петербургской епархии. Там он, вероятно, был пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха.
До революции был настоятелем той же пустыни в сане архимандрита, а затем исполнял пастырские обязанности при станции в двух верстах от монастыря.
     О его возведении в епископский сан хлопотали его почитатели.
     Несмотря на возражения преосв. Венедикта, еп. Кронштадтского, упр. Ленинградской епархией, они добились того, что архим. Сергий был вызван в Москву и там в конце сент.-октября 1924 г. был хиротонисан  Патриархом  Тихоном  во  еп.  Нарвского,  вик. Ленинградской епархии.
В конце 1927 г. вместе с еп. Димитрием (Любимовым) отошел от канонического подчинения митр. Сергию.
17/30 декабря 1927 г. митр. Сергий наложил на него запрещение в священнослужении, а 25 янв. 1928 г. предал каноническому суду православных епископов за то, что он нарушил данное им обещание отмежеваться от "раскольников" и продолжал служить "в состоянии запрещения".
В 1930 г. арестован. Год смерти неизвестен.
 
Еп. Стефан (Бех)
     В 1891 г. окончил Петербургский университет.
  С 1 июня 1899 г.: земский начальник Яренского уезда Вологодской губ.
С 15 января 1900 г. уволен от службы.
С 16 янв. 1901 г.:  законоучитель церковных приходских школ.
В 1903 г. поступил в Московскую Дух. Академию, где 20 декабря 1903
г. был пострижен в монашество, а 5 ноября 1906 г. рукоположен во иеромонаха.
В 1907 г. окончил академию со степенью кандидата богословия.
В 1908-1914 гг. смотритель ряда духовных училищ.
С 8 окт. 1914 г. по 28 окт. 1915 г. был протопресвитером Военного и
Морского духовенства.
Был архимандритом Александро-Невской лавры.
В 1921 г. хиротонисан во еп. Ижевского, вик. Сарапульской епархии.
Епархией управлял до 1923 г. Ушел на покой.
В начале 1927 и в 1933 году упоминается как пребывающий на
покое. Это был епископ, пользовавашийся большим авторитетом среди верующих. Его считали старцем-прозорливцем за его необыкновенную проницательность. Сам он показывал себя не как епископа, а как старца-странника.
У  него были духовные дети, которых он духовно окормлял. Имел необыкновенное мужество говорить людям то, что думал о них.
Служил в разных храмах г. Ленинграда.  Скончался 13 апреля 1933 г.
(И.Снычев указывает на его принадлежность к иосифлянству – Л.Р.)
 
Еп. Иерофей (Афонин) (иногда: Афоник)
Окончил гимназию.
В 1923 г. хиротонисан во еп. Шадринского Св. Патриархом Тихоном в Донском монастыре. В Шадринском викариатстве значится до 1924 г.
Далее упоминается еп. Никольским Вологодской епархии с августа 1924 по июнь 1928 г.
В 1927 г. уклонился в иосифлянство. Возглавлял отделившихся в г. Никольске.
Скончался в июне 1928 г.
 
Еп. Алексий (Буй)
       Из простых келейников выдвинулся в архиереи.
       Хиротонисан 19.ХП.1923 г. во еп. Велижского, вик. Полоцкой епархии.
  В 1924-25 гг.:  еп. Петропавловский, вик. Омской епархии.
   В 1925 г.: еп. Семипалатинский, вик. той же епархии.
   С декабря 1926:  еп. Уразовский, вик. Воронежской епархии.
   В начале 1928 г. отошел от митр. Сергия.
   14/27 марта 1928 г. запрещен митр. Сергием в священнослужении.
   Упоминается в числе епископов, сосланных в Соловки до 1931 г. (Дейбнер)
       Дальнейшие сведения отсутствуют.
 
Еп. Василий (Дохторов или Дохтуров)
Биографические данные отсутствуют.
16 авг. 1924 г. хиротонисан во еп. Горно-Алтайского, Новосибирской епархии.
В период 1925-27 гг. последовательно был епископом Пинежским, вик. Архангельской епархии (1925), еп. Яранским, вик. Вятский епархии (1925-26 гг.); еп. Вытегорским, вик. Олонецкой епархии (1926 г.) и епископом Каргопольским, вик. той же епархии (1927 г.).
Принадлежал к иосифлянскому движению.
У Дейбнера упоминается как ссыльный (до 1931 г.) за оппозицию митр. Сергию, место ссылки неизвестно.
 
Еп. Алексий (Готовцев)
     Родился в 1891 г., отец  – протоиерей Дмитрий Готовцев, Донской Епархии.
    1916 г.: окончил Киевскую  Дух. Академию (кандидат  богословия). Оставлен  профессорским стипендиатом.
    1916 г.: постриг в Киево-Печерской лавре, рукоположен во иеромонаха. Благочинный, член Дух. Собора лавры. Помощник инспектора Киевской Дух. Академии. Его духовным отцом был иеромонах Алексий (Шепель),
знаменитый подвижник Киево-Печерской лавры.
    1920г.: наместник Киево-Братского монастыря, архимандрит.
    8.У.1921: хиротонисан во еп. Звенигородского, вик. Киевской  епархии (с настоятельством в Михайловском Златоверховском монастыре).
1923-1927: еп. Серпуховской, вик. Московской епархии.
II.  1926 – 1У.1927: врем. управл. Московской епархией.
С IV. 1927: еп. Рыльский, вик. Курской епархии.
  В 1926 г. временно управлял Курской епархией, будучи еп. Рыльским.
Принадлежал к иосифлянству (Снычев). 
  С 1932 г. проживал в Москве и состоял на гражданской службе.
  Скончался в 1936 г. в Москве.  Погребен на Пятницком кладбище.
 
Еп. Павел (Кратиров)
      Сын бывшего Саратовского епископа Иоанна (Кратирова).
     В академию поступил после окончания Вологодской Дух. семинарии.
В 1896 г. окончил Казанскую Дух. Академию со степенью кандидата богословия и назначен препод. Харьковской Дух. семинарии. После закрытия семинарии рукоположен во священника.
В 1921 г. хиротонисан во епископа Старобельского, вик. Харьковской епархии.
С 1922 г. уволен на покой.
С 1923 г. именуется еп. Ялтинским, вик. Таврической епархии, но пребывающим на покое.
В 1925 г. подписывает акт о восприятии власти митр. Петром как еп. Старобельский.
В 1928 г. в Харькове отделился от митр. Сергия и присоединился к иосифлянам вместе с архим. Киево-Печерской лавры Климентом и архим. Макарием.
Дейбнер указывает, что еп. Павел находился в Харькове на положении ссыльного.
Дальнейшие сведения отсутствуют.
 
 
Еп. Максим (Жижиленко)
Биографические  данные   по  прот. Польскому.
Родился 2 марта 1885 г. в Калише (Польша).
Младший брат проф. уголовного права А.А.Жижиленко, выступившего одним из защитников в процессе митр. Вениамина.
Приблизительно в 1908 г. поступил на медицинский факультет Московского университета.
В 1911 г. женился и через полгода потерял жену, умершую во время беременности.
     Очень почитал Св. Пантелеймона Целителя.
     Окончив университет, работал в Сокольниках психиатром.
     Прекрасный музыкант, занимался композицией.
     В 1914 г. был фронтовым врачом, едва не умер от тифа. Работал терапевтом-практиком, потом главврачом Таганской тюрьмы.
В начале 20-х гг. тайно принял священство, разоблачен и сослан на три года на Север.
 
Прот. Польский:
"Врача тюремной больницы знали все... узники этой ужасной тюрьмы, переполненной сверх всякой меры преимущественно уголовными, но также в значительной степени и политическими. Хорошо знали и помнят того, за кем давно утвердилось прозвище ангела-хранителя этой тюрьмы.
...Перед ним, врачом, не раз исповедовались самые закоренелые и неисправимые рецидивисты-преступники...
Многие знали в Москве, что он спал на голых досках,  что питался  он тюремной  пищей,  что  все  свое жаловнье он неизменно раздавал заключенным. Он поступал так не только при большевиках, но и ранее, при царском правительстве...
Владыка, еще будучи мирским, познакомился со Святейшим Патриархом Тихоном, которого глубоко чтил. Патриарх очень любил доктора Жижиленко и часто пользовался его советами. Их отношения со временем приняли характер самой интимной дружбы. По словам владыки Максима, Св. Патриарх доверял ему самые затаенные мысли и чувства. Так, например, в одной из бесед Святейший Патриарх Тихон высказал владыке Максиму (тогда еще просто доктору) свои мучительные сомнения в пользе дальнейших уступок советской власти. Делая эти уступки, он все более и более с ужасом убеждался, что предел "политическим" требованиям советской власти лежит за пределами верности Христу и Церкви. Незадолго же до своей кончины Святейший Патриарх высказал мысль о том, что, по-видимому, единственным выходом для Русской Православной Церкви сохранить свою верность Христу будет в ближайшем будущем уход в катакомбы. Поэтому Патриарх Тихон благословил профессора доктора Жижиленко принять тайное монашество, а затем, в случае, если в ближайшем будущем высшая церковная иерархия изменит Христу и уступит советской власти духовную свободу Церкви, - стать епископом.
Михаил Александрович выполнил волю покойного Патриарха Тихона и в 1927 г., когда митр. Сергий издал свою известную декларацию, принял тайное монашество с именем Максима".
 
Тайно хиротонисан в феврале 1928 г. митр. Иосифом и еп. Димитрием в Ленинграде во еп. Серпуховского (митр. Мануил).
Пользовался огромным авторитетом в Серпухове и соседних городах. Известен как "Таганский старец". Ему приписывается авторство послания духовенства и мирян г. Серпухова, в котором митр. Сергий оценивается как продолжатель обновленчества, а также "Молитвы о Св. Церкви",  получившие  среди  верующих  название  "Молитвы относительно большевиков".
Польский сообщает, что сохранилась часть переписки духовной дочери еп. Максима с о. Романом Медведем (Москва), которая когда-нибудь "послужит образцом величия и духовной красоты той исторической трагедии, которая выпала на долю Церкви в самые тяжелые дни ее испытаний." (Прот. Польский не сообщает, почему переписка не опубликована на Западе - Л.Р.).
Арестован в середине 1929 г. Три года Соловков.
 
Рассказ врача проф. И.М.Андреева (у Польского):
    "Новоприбывший коллега был высокого роста, богатырского телосложения, с густой серой бородой, седыми усами и бровями, сурово нависшими над добрыми голубыми глазами.Каждого вновь поступающего врач-епископ исследовал очень подробно, и первая запись в истории болезни всегда бывала огромной. Кроме основного диагноза главного заболевания, доктор Жижиленко всегда писал диагноз всех сопутствующих заболеваний и давал подробное заключение о состоянии всех органов. Его диагнозы всегда были точны и безошибочны... При последующих обходах, казалось, мало обращал на него (больного) внимания и задерживался у койки не более минуты, щупая пульс и пристально глядя в глаза.
...Умирали больные всегда на его руках. Казалось, что момент наступления смерти был ему всегда точно известен. Даже ночью он приходил внезапно в свое отделение к умирающему за несколько минут до смерти. Каждому умершему он закрывал глаза, складывал на груди руки крестом и несколько минут стоял молча, не шевелясь. Очевидно, он молился. Меньше чем через год мы, все его коллеги, поняли, что он был не только замечательный врач, но и великий молитвенник.
Ко времени прибытия владыки Максима на Соловках были следующие епископы - "иосифляне": еп. Виктор Глазовский, еп. Иларион, викарий Смоленский и еп. Нектарий (Трезвинский). К "сергианам" же принадлежали: арх. Антоний Мариупольский и еп. Иоасаф (кн. Жевахов). Менее яростным, но все же "сергианцем", был арх. Иларион Троицкий, осуждавший декларацию митр. Сергия, но не порвавший общения с ним, как "канонически правильным" Первосвятителем Русской Церкви.
...Епископы Виктор, Иларион (Смоленский) и Нектарий довольно быстро нашли возможность не только встретиться, но и сослужить с владыкой Максимом на тайных катакомбных богослужениях в глуши Соловецких лесов.
...Всех арестованных по церковным делам (а   таковых, по официальной секретной статистике, в 1928-29 гг. в Соловках было до 20%) при допросах обязательно спрашивали, как они относятся к "нашему" митрополиту Сергию, возглавляющему "Советскую Церковь". При этом ликующие следователи-чекисты со злорадством и сарказмом доказывали строгую "каноничность" митрополита Сергия и его Декларации, которая "не нарушала ни догматов, ни канонов".
...Несмотря на чрезвычайные строгости режима, рискуя быть запытанным и расстрелянным, владыки Виктор, Иларион, Нектарий и Максим не только часто служили в лесах острова, но и совершали тайные хиротонии нескольких новых епископов. Совершалось это в строжайшей тайне даже от самых близких.
Тайных катакомбных "храмов" у нас в Соловках было несколько, но самыми "любимыми" были два: "Кафедральный Собор" во имя Пресв. Троицы и храм во имя св. Николая Чудотворца. Первый представлял собою небольшую поляну среди густого леса в направлении на командировку "Саватьево". Куполом этого храма было небо. Стены представляли собою березовый лес... Храм же св. Николая находился в глухом лесу в направлении на командировку "Муксольма". Он представлял собою кущу, естественно созданную семью большими елями...
(О будущем): "Владыка Максим... оставался пессимистом или, как он сам себя определял словами К.Леонтьева, "оптимистическим пессимистом". Приближается трагический конец мировой истории, а потому, по слову Господню, надо "восклонить головы" в ожидании непременного торжества Христовой правды..."
(Пасха): "Белая соловецкая ночь была на исходе. Нежное розовое соловецкое пасхальное утро играющим от радости солнцем встречало монастырь-концлагерь, превращая его в невидимый град Китеж и наполняя наши свободные души тихой нездешней радостью. Много лет прошло с тех пор, а благоухание об этом нежном пасхальном утре незабываемо живо, словно это было вчера. И сердце верит, что между нами тогда был святой..."
Расстрелян в декабре 1930 г.
 
V. Викторианская (вятская) группа
Еп. Виктор (Островидов)
Окончил Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.
     Пострижен в монашество во время учения в академии. По окончании академии состоял иеромонахом Иерусалимской Духовной Миссии, с 13 янв. 1909 г.смотрителем Архангельского Духовного училища.
22 сент. 1910 г. назначен настоятелем Зеленецкого монастыря Петроградской епархии с возведением в сан архимандрита. Управлял монастырем до самой революции. Был наместником Александро-Невской лавры.
26 дек. 1919 г. хиротонисан во епископа Уржумского, вик. Вятской епархии.
В 1923 г. был назначен епископом Глазовским и временно управляющим Вятской епархией.
      В 1926 г. поручено управление Ижевской и Воткинской епархией. Во время обновленчества твердо стоял за православие, в 1927 г. оказался во главе оппозиции против митр. Сергия в Вятской и Воткинской епархиях. "Причиной этого оказался его горячий, прямой характер, не терпящий компромиссов" (митр. Мануил).
Еп. Виктор, по-видимому, и раньше относился с предубеждением к митр. Сергию. Своему другу, еп. Уржумскому Авраамию, он пишет:
"Его заблуждения о Церкви и спасении в ней человека мне ясны были еще в 1911 году, и я писал о нем в старообрядческом журнале, что придет время и он потрясет Церковь".
"Неизвестно, была ли наложена на еп. Виктора какая-либо мера взыскания. В известных нам постановлениях Синода о запрещении уклонившихся в разделение имя еп. Виктора не упоминается. Может быть, митр. Сергий оставил его без наказания, принимая во внимание, что он и так уже фактически был удален от своей кафедры" (митр. Мануил).
...В конце апреля 1928 года сослан в Соловки, поручил возглавляемые им приходы еп. Димитрию (Любимову) в Ленинграде.  (Митр. Мануил сообщет далее, что под влиянием бесед с соловецкмии епископами, и в особенности настойчивых убеждений еп. Илариона (Троицкого), еп. Виктор примирился с митр. Сергием, о чем, якобы, сообщил Вятской пастве, "вероятно, в начале 1929 г." Подтверждения этому сообщению мы не имеем – Л.Р.)
Епископ Виктор скончался 19 июля 1934 года "в обители преп. Зосимы и Савватия" (т.е. в Соловках - Л.Р.).
Из воспоминаний соловецкого врача проф. И.М.Андреева (приводится у прот. Польского):
1928 по 1930 г. включительно епископ Виктор находился в 4-м отделении СЛОН (Соловецкий Лагерь Особого Назначения - Л.Р.), на самом острове Соловки, и работал бухгалтером канатной фабрики...
...Господь хранил наши "катакомбы" (см. "еп. Максим" - Л.Р.) и за все время с 1928 по 1930 г. включительно мы не были замечены. Владыка Виктор был небольшого роста, полный, со всеми ласков и приветлив, с неизменной светлой радостной тонкой улыбкой и лучистыми светлыми глазами. "Каждого человека надо чем-нибудь утешить",  – говорил он и умел утешить всех и каждого. Для каждого встречного у него было какое-нибудь приветливое слово, а часто даже и какой-нибудь подарочек... Все посылки через несколько дней владыка раздавал, не оставляя себе почти ничего. "Утешал" он очень многих, часто совершенно ему неизвестных заключенных, особенно жалуя так называемых "урок" (от слова "уголовный розыск"), т.е. мелких воришек, присланных как "социально вредных", "по изоляции", по 48 статье.
...Оба владыки (Виктор и Максим) любили друг друга, неторопливо, никогда не раздражаясь и не споря, а как бы внимательно рассматривая с разных сторон одно сложное явление (подч. Андреевым). Владыка Максим был пессимист и готовился к тяжелым испытаниям последних времен (подч. Андреевым), не веря в возможность возрождения России.
     А владыка Виктор был оптимист и верил в возможность короткого, но светлого периода, как последнего подарка с неба для измученного русского народа. В конце 1930 г. владыка Виктор кончал свой трехлетний срок концлагеря, но вместо освобождения был отправлен на Мий-Губу. Больше я с ним не встречался и о судьбе его ничего не слышал".
 
 
Еп. Иларион (Бельский)
Родился в 1893 г. в Олонецкой губ. Окончил Дух. семинарию.
1 окт. 1924 г. хиротонисан во еп. Каргопольского из игумнов Александро-Невской лавры.
В 1926-27 гг. управлял Смоленской епархией. Упоминается еп. Поречским, вик. Смоленской епархии. В отличие от Илариона "великого", арх. Верейского, имел прозвище  "маленький".
     В диссертации И.Снычева упоминается в составе "вятской группы" без указания кафедры.
О его пребывании в Соловках упоминает Дейбнер.
Соловецкий врач, проф. И.М.Андреев (Польский, т. 1, стр. 23) упоминает  еп. Илариона (викария Смоленского) вместе с еп. Виктором  и еп. Нектарием (Трезвинским) в Соловках.
     О дальнейшей его судьбе сведений не имеем.
 
 
Еп. Нектарий (Трезвинский)
Родился в семье священника с. Яцек Васильковского уезда.
Пострижен в монашество. В 1917 г. окончил Киевскую Дух. Академию со
степенью кандидата  богословия.
Возведен в сан архимандрита.
     С 1918 по 1920 г. был архимандритом Александро-Невской лавры. 3 июня 1924 г. хиротонисан во еп. Велижского, вик. Полоцкой  епархии.
   В 1924 г. управлял Полоцкой епархией.
   С 1925 г.: еп. Яранский, вик. Вятской епархии.
    Из обновленческого журнала "Вестник Св. Синода" (1926, №7, стр. 7)
известно, что в 1925 г., получив приглашение принять участие в подготовке к собору, он выпустил "по существу правильное, но по форме чрезвычайно резкое" (слова митр. Мануила - Л.Р.) послание:
"Богомерзкого   обновленческого   движения   отрицаюся   и анафематствую оное. Богомерзкий, разбойничий т.н. собор 1923 года в Москве со всеми его постановлениями анафематствую, со  всеми примкнувшими к сему обновленческому соблазну обещаюсь не иметь канонического общения. Православные вятичи! Волк в овечей шкуре, обновленец архиеп. Иосиф обратился к верующим... Блюдите, православные, како опасно ходите. Дние лукави есть..."
В том же послании еп. Нектарий называет обновленческое духовенство безблагодатным, их таинства не имеющими силы, евхаристию не совершающейся (остаются простые хлеб и вино), и призывает не ходить в обновленческий собор, а следовательно, и не участвовать в их съезде.
В 1927 или 1928 г. он уволен на покой.
В октябре 1930 г. упоминается как епископ, запрещенный в священнослужении. Несколько лет проживал в Казани, будучи "удален от управления епархией" (т.е. в ссылке - Л.Р.).
...Год смерти неизвестен. Скончался в Гурьеве (на Каспийском море).
Соловецкий врач, проф. И.М.Андреев (Польский, т.2 , стр. 28) рассказывает, что еп. Нектарий был на Соловках году в 1929 вместе с еп. Виктором и еп. Иларионом (Вольским).
Дейбнер   упоминает   еп.   Нектария   как   находящегося (приблизительно в 1939 г.) в ссылке, в Казани.
 
VI. Отдельные епископы
Еп. Амфилохий (Скворцов)
Родился в 1885 г. в семье псаломщика села Норваш Цивильского уезда Казанской губ.
Окончил Казанскую Дух. семинарию и Академию. Поступил на миссионерское отделение по собственному призванию. Намечался на замещение кафедры истории и обличения ламаизма, а также монгольского языка.
22.Ш.1907:   пострижен в монашество.
1908 :   иеродиакон.
1909: студент 3-го курса, командирован на летние каникулы в Астраханскую калмыцкую степь для изучения калмыцкого языка и православной миссии.
1910: блестяще защитил кандидатскую диссертацию на миссионерскую тему.
1910-1911: слушал лекции на восточном факультете СПб университета, чтобы изучить монгольский язык для свободного понимания священных рукописей ламаизма.
С 1911: преп. Казанской Дух. Академии по кафедре монгольского языка и обличения ламаизма.
1912-1913: командировки на два года по личной просьбе в Монголию и Забайкалье для изучения тибетского языка и богосл. литературы ламаизма.
1922: хиротонисан во еп. Мелекесского, вик. Уфимской епархии.
В 1923 г. арестован и сослан в Красноярск.
В 1925 г. на предложение обновленческого архиепископа образовать общую комиссию для примирения и участия в Соборе 1925 г. отправил резко отрицательное письмо, где заявил: "Наше примирение с Вами возможно только тогда, когда Вы отречетесь от своих заблуждений и принесете всенародное покаяние".
С апреля 1928 г.: еп. Донской и Новочеркасский.
     С 1929 г.: еп. Енисейский и Красноярский.
В начале 1930 г. самовольно покинул епархию и, перейдя в Даниловскую оппозицию (согласно И.Снычеву: по совету митр. Кирилла), удалился в тамошние леса, где основал свой скит.
К епархиальной работе не возвращался, продолжая пребывать в оппозиции правого уклона (но не иосифлянского). Вел борьбу с раскольниками Сибири. Обратил в христианство троих китайцев. ("Правый уклон": неточное выражение митр. Мануила - Л.Р.).
Знавшие его и многочисленные почитатели отзывались о нем как о благоговейном и мудром старце. Других сведений о нем не сохранилось. Скончался в 1946 г.
 
Труды: 1.Религиозно-нравственные переводы на калмыцкий язык как средства миссионерского воздействия. "Православный Собеседник", 1914, январь, стр. 31.
2.Отзыв о сочинении студента Каз. Дух. Академии Александра (Углянского): "Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский и Нежинский (1805-1866)". "Прав. Собеседник", 1915, май, стр. 271-275.
 
О нем:   “Православный  Собеседник”            1907  апр. Стр. 537-588;  1910 сент.  Стр. 430; 1911 янв. Стр.9-10
      “Церк. Вед.”                                         1911, №23,  стр. 216
      “Изв.  Каз.  Епархии”                           1912, №16,  стр.525;  1914, №48,  стр.1555
       “Вестн.  Св.  Синода” (обновленческий)       1926,  №7, стр.7       
      “Отчет  Каз.  Дух.  Академии”           за  1909-1910  уч.  год,  стр.23,24,26;
за  1910-1911 уч. год., стр.23;    за  1912-1913 уч. год, стр.18, 22                                                                                                                    
    Протоколы  заседаний  совета  Дух. Академии:
                       за 1907 г., стр.98; за 1908 г., стр. 127; за 1909 г., стр. 136,139,165
                                                    за 1911г. стр. 53, 147, 163, 165, 166; за 1912 г., стр.5; 1913г., стр. 9-11 “Именной список ректоров  и  инспекторов Духовных Академий  и  семинарий на 1917 год”,  стр.37 
                                                                                    
  Еп. Синезий (Зарубин)
Окончил художественное  училище.
  Был  архимандритом   Спасо-Голутвинского  монастыря.
  13  июня  1926 г.  хиритонисан  во  еп. Острогожского,  вик.  Воронежской епархии.
  В  этом же  году  переименован  во  еп.  Острогожского,  вик.  Воронежской епархии.
  С  лек. 1926 г.:  еп. Колымский,  вик. Якутской  пархии,  а  затем  еп. Якутский  и Вилюйский.
  В 1928 г.: еп. Ижевский.
26 февраля  1930 г.  уволен  на покой,  согласно прошению.  Пребывал на  покое  в Ижевске.  Совершал  богослужения  в  Успенской  церкви без разрешения  правящего  епископа.  Явно  проявил  свой  отход  от  митр.  Сергия.
  Год  смерти  неизвестен.  Неизвестно  также, покаялся  ли  он  в  своем  отходе  от  митр. Сергия.
   Митр.  Мануил  сообщает  об  одной  интересной  личной  особенности еп. Синезия:
   “Это  был  оригинальный  архиерей.  Проповеди  говорил  по  два-три  часа,  не замечая  того, был  в храме народ  или  нет.  Однажды случилось так, что он говорил проповедь, а молящиеся, утомленные  его многословием, все ушли  из  храма, а он  все говорил и  говорил.  Наконец, церковный  сторож подошел к нему и сказал:  Довольно. Только тогда он, удивленный словами сторожа, окончил беседу  в  пустом  храме”.
 
Еп. Василий (Преображенский)
     Родился в 1873 г. в семье протоиерея г. Кинешмы.
    Окончил юридический факультет СПб университета и Московскую Дух. Академию со степенью кандидата богословия, затем удостоен степени магистра богословия.
    Был надзирателем Александро-Невского Духовного училища.
    28 июня 1901 г. назначен преподавателем Воронежской Дух. семинарии по обличительному богословию, истории и обличению русского раскола и местных сект.
    10 ноября 1910 г. уволен из семинарии, согласно прошению.
    14 сентября 1921 г. хиротонисан во еп. Кинешемского, вик. Костромской епархии.
     С 1926 г.: еп. Вязниковский, вик. Владимирской епархии. 
     В период с 1926 г. и в последующие годы он занял в отношении митр. Сергия особую позицию: с одной стороны, он не признавал его, а с другой  – не примыкал ни к одной группировке, был индивидуальный оппозиционер (так у митр. Мануила - Л.Р.). Старчествовал. Год смерти неизвестен.
 
   Еп. Афанасий (Молчановский)
    Сын дьячка с. Яраначей Белоцерковского района.
    Окончил Киевскую Духовную Академию. Как талантливый регент и певец, был в свои студенческие годы регентом академического хора.
По окончании академии рукоположен во священника. Служил в Киеве на Подоле во Введенской церкви, а затем в Притиско-Никольской.
С женой разошелся и в 1924 г. принял монашество.
В1925г. хиротонисан тайно в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры во еп.Сквирского, вик.Киевского
Чин хиротонии совершали: еп. Уманский Макарий и еп. Ананьевский Парфений.
В 1925-26 гг. проживал в Св.-Троицком Ионинском монастыре г. Киева, где в это время постоянно совершал службы. Есть сведения, что он после 1927 г. уклонился в правый раскол. (В какой, митр. Мануил не указывает, но под "правыми расколами" он всегда понимает оппозицию митр. Сергию типа иосифлянской, даниловской и т.д. - Л.Р. Имел представительную наружность, прекрасно служил. Был хорошим проповедником.
 
Еп. Стефан (Знамировский)
     Родился в 1879 г.
В 1904 г. окончил Казанскую Дух. Академию со степенью кандидата богословия.
1908-1916 гг.:  инспектор Пермской Дух. семинарии.
30 авг. 1924 г. хиротонисан во еп. Шадринского, вик. Свердловской епархии.
      В 1925 г. управлял Пермской епархией и пользовался там большим влиянием. Успешно боролся с обновленчеством. 
      С 1926 по 16 сент. 1927 г. временно управлял Свердловской епархией.
     С 16 сент. 1927 г. назначен еп. Калужским. От управления отказался, т.к. отделился от митр. Сергия.
     С 27 июня 1928 г. на покое (с запрещением в священнослужении).
С 24 апреля 1929 г. принимает назначение на Вятскую кафедру, был еп. Ульяновским, затем еп. Вологодским.
  Получил в 1934 г. сан архиепископа. С октября 1936 г. епархией не управлял (т.е. арестован - Л.Р.).
 
Еп. Сергий (Никольский)
      Окончил Духовную Академию со званием кандидата богословия.
      Хиротонисан 23 марта 1925 г. во еп. Ефремовского, вик. Тульской епархии.
С 1927 года: еп. Бузулукский, вик. Самарской епархии.
  Скончался 16 мая 1930 г. в г. Оренбурге. (Дейбнер упоминает его в числе епископов, арестованных за   оппозицию митр. Сергию - Л.Р.).
 
Еп. Сергий (Кудрявцев)
Родился в 1891 году.
Известен как оппозиционер Патриаршей Церкви, поставленный тайно во епископа Краснохолмского в период 1917-1923 гг. (епископами Данилова монастыря? Тайно от Париарха? - Л.Р.), а скорее всего после 1927 г., но неизвестно кем. Возможно, иосифлянскими епископами.
Перед своей кончиной покаялся в своих враждебных взглядах на Патриарха и Русскую Православную иерархию. (На Патриарха Алексия? В чем выражались "враждебные взгляды"? В чем заключалось покаяние? Все данные об этом епископе: только из личного архива митр. Мануила - Л.Р.)
Скончался 3/16 апреля 1955 г. в Потьме от сердечной болезни. Там же погребен.
 
Епископ Варнава (Беляев)
 
ВИКИПЕДИЯ
 
12 (25) мая 1887 (Моск. губерния) - 6 мая 1963 (Киев)
Родился в семье слесаря ткацкой фабрики и дочери диакона. Родители, с религиозным благоговением относясь к знаниям, сделали всё, чтобы сын мог получить серьёзное светское образование. Николай Беляев, внук крепостного, поступил после сельского училища в гимназию и окончил её с золотой медалью. Учился в школе села Раменского, затем в Третьей московской гимназии, окончил её в 1908 году с золотой медалью. Окончил Московскую духовную академию (1911 - 1915).
11 (24) июня 1911 года принял монашество в Зосимовой пустыни. Постриг совершил ректор Московской духовной академии епископ Феодор (Поздеевский). Летом 1911 года - рукоположён во иеродиакона, а в 1913 году - во иеромонаха.
29 февраля 1920 года  епископская хиротония. В начале августа 1920 года переведён в Печерский Вознесенский монастырь.
Летом 1922 года вместе с правящим архиереем Нижегородской епархии архиепископом Евдокимом (Мещерским) подписал резолюцию о признании обновленческого Высшего церковного управления. Однако вскоре раскаялся и, объясняя свой поступок малодушием, поехал принести покаяние архиепископу Феодору (Поздеевскому), проживавшему в московском Даниловом монастыре, но не был им принят. В сентябре 1922 года посещал старцев Зосимовой пустыни. Иеросхимонах Алексий (Соловьёв) наложил на него епитимию за переход в обновленчество и благословил Варнаву на подвиг юродства.
После 1927 года принадлежал к числу непоминающих. В 1928 году переехал в Кзыл-Орду, создал там тайный монастырь, начал писать аскетические сочинения. Там в 1928 году закончил своё главное сочинение  «Основы искусства святости (опыт изложения православной аскетики)».
Осенью 1931 года переехал в Москву. 16 марта 1933 года арестован ОГПУ за создание тайного монастыря и «антисоветскую пропаганду» среди молодёжи, содержался в Бутырской тюрьме. 10 мая того же года осуждён особым совещанием при Коллегии ОГПУ по ст. 58-10, 58-11 Уголовного кодекса РСФСР и заключён в исправительно-трудовой лагерь сроком на три года. Наказание отбывал в Ойротской автономной области в селе Топучая. В лагере отказался от работ, был переведён на штрафной паёк. Ни с кем не разговаривал, целыми днями ходил вдоль стен лагеря. Из-за юродства был признан лагерными врачами сумасшедшим и переведён в Мариинские лагеря. Освобождён в 1936 году.
После освобождения жил в Томске, а в 1948 году переехал в Киев, где получил прописку за взятку. В Киеве Варнава вёл тихую, внешне ничем не примечательную жизнь. Для соседей епископ был просто «дядей Колей». Богослужений не совершал за исключением великого освящения воды на Богоявление. В Киеве ходил молиться у местных святынь, присутствовал на богослужениях, не открывая своего сана и не участвуя в таинствах. С октября 1950 года он начал вести записные книжки, в которых крайне резко отзывался об официальной церкви. До последних лет жизни продолжал работать над новыми произведениями.
Скончался 6 мая 1963 года. Похоронен на Байковом кладбище Киева, отпевание совершил священник Алексей Глаголев.
 
Сочинения
Святой Варсонофий Великий. Его жизнь и учение (1915 год). Дипломная работа.
Основы искусства святости: Опыт изложения православной аскетики (четырёхтомник, 1928 год)
Однажды ночью… Повесть о святом Григории, епископе Акрагантийском.
Преподобная Синклитикия Александрийская. Её жизнь и поучения, или Малая аскетика
Тернистым путём к небу: Жизнеописание старца Гавриила Седмиезерской Пустыни
По Волге… к Царству Небесному
Голубой корабль
Сборник статей «Изумруд»
О промысле Божием
День святой жизни
Из виденного и слышанного
Проповеди (напр.: О том, как проводить время поста)
«Дядя Коля» против… (1950—1960. Записные книжки епископа Варнавы (Беляева)), издание 2010 года
Тайна блудницы (роман)
Невеста (неоконченный роман)