Православный календарь за 1921 г.
Первая Конная Армия перед походом на Польшу, 1920 г.
Силы сторон:
РСФСР
ок. 950 тыс. бойцов
ок. 5000 тыс. резерв
Польша
ок. 360 тыс. бойцов
ок. 740 тыс. резерв

Потери:
РСФСР
Около 60 000 погибших,
Более 80.000 пленных
Польша:
47 055 погибших
113 518 раненых
51 351 пленных

ВИКИПЕДИЯ ст. "Советско-Польская война"
Война Советской России с Польшей, 1920 г. Карта
Польско - советская граница по итогам войны 1920 г.
Архиепископ Евлогий (Георгиевский)
1921. Январь-апрель
Начало 1920-х г.г.
   Свидетельство современника о массовом возвращении в Церковь образованных слоев общества:
«Эта группа лиц в описываемое время была особенно многочисленной, – явление обычное во всякую революционную эпоху, когда обездоленные революцией общественные классы, пораженные ужасом при виде крушения всего того, чем они жили и чему были преданы, начинают искать прибежище в церкви, той самой церкви, к которой, быть может, в лучшую пору своей жизни многие из них относились более или менее равнодушно. Все идеалы кажутся безвозвратно рухнувшими; спасения, светлого обновления жизни не видно в самой отдаленной перспективе; кругом нищета, унижение, смерть. Является непреодолимое стремление найти духовное убежище в церковной ограде, погреться у единого, еще не потухнувшего огонька, обрести слова утешения и надежды...

   Значительное число интеллигентов: врачей, адвокатов, инженеров, бывших чиновников, сановников, педагогов, профессоров и т.д., гонимых ужасом всего совершавшегося на их глазах, инстинктивно ринулись к церкви, месту, которое им казалось тихой пристанью и, как будто, было еще некоей завесой отделено от мятущегося, захлебывающегося в крови, изнывающего от мучений остального мира.

   "Отдохнуть, помолиться, забыться" – этими простыми словами можно было бы охарактеризовать стремление "церковников". Многие, в конец измучившиеся, спешили совсем порвать с прежней жизнью. Недавние сенаторы и военные шли в священники, монахи. Другие довольствовались тем, что заполняли храмы, группировались в кружки, принимавшие, по мере возможности, участие в церковно-приходской жизни и т. д. Никакой "политики" в этих заседаниях не допускалось. Те, кто жил в это время в советской России, помнит ту невероятную запуганность, которая обуяла тогда всякого обывателя. В своей семье боялись подчас вести политические разговоры, а, тем паче, в многочисленных собраниях... Это был, как бы, некий суррогат общественной жизни...»     Валентинов, стр. 204

   Философ Сергей Хоружий о состоянии русского философского сообщества в первые годы после революции:
   «Исход в рассеяние, начавшийся сразу же вслед за большевистским переворотом, уже и в первый период захватил некоторую часть философского и богословского сообщества. Другая, более значительная часть оказалась в рассеянии в ходе перипетий Гражданской войны.

   В обзоре "Десять лет русской философии (1914–1924)"  Б.В.Яковенко дает следующий перечень "философов, добровольно удалившихся из России":
   Л.Петражицкий, Ф.Зелинский, В.Зеньковский, Н.Алексеев, Б.Вышеславцев, Л.Шестов, Е.Спекторский, С.Гессен, А.Ященко, Б.Яковенко, Г.Ланц, М.Шварц, В.Сеземан, Д.Чижевский, А.Лазарев, А.Штейнберг, Г.Гурвич, П.Сорокин, Г.Флоровский, А.Койре, И.Степанов, кн. Н.Трубецкой, Г.Ландау, И.Геллер. К этому списку автор присовокупляет: "и др."[3]; и в качестве хотя бы основных имен из оставшихся в сем разряде, необходимо назвать Вяч. Иванова, П.Струве, П.Савицкого, Н.Арсеньева, Г.Федотова, В.Н.Ильина, В.Вейдле, Л.Зандера; надо также уточнить, что П.Сорокин был в числе высланных , а не "добровольно удалившихся".

   Для характеристики ситуации русской философии к началу ее эмигрантского бытия существенен и другой перечень, приводимый Б.Яковенко:
"Приблизительный перечень умерших за это время философов или мыслителей, имевших близкое отношение к философии: В.Савальский (1873–1915), оставивший фундаментальный труд 'Государство как предмет возможного опыта'; Е.Де-Роберти (1843–1915); М.Ковалевский (1850–1916); В.Эрн (1880–1917), оставивший незаконченное исследование о Платоне; М.Каринский (1840–1918); В.Розанов (1856–1919); Д.Викторов (1874–1918); В.Хвостов (ум. в 1918); А.С.Лаппо-Данилевский (ум. в 1918); Н.Дебольский (1842–1918); Г.Плеханов (1858–1918; Я.Озе (1860–1919); кн. Е.Трубецкой (1863–1920); О.Розенберг (1888–1920); Д.Овсянико-Куликовский (1853–1920); Л.Лопатин (1855–1920); Б.Кистяковский (1870–1920), оставивший в рукописи ценный труд, который будет опубликован Украинской Академией в Киеве; Ф.Батюшков (1857–1920); Н.Ланге (ум. в 1920); Д.Болдырев (ум. в 1920); Н.Самсонов (ум. в 1921); П.Кропоткин (ум. в 1921), оставивший незаконченной систему этики; П.Новгородцев (ум. в 1924), оставивший незаконченным второй том 'Общественного идеала' ".

   Неизбежным образом, оба списка весьма неполны, как все попытки описей и подсчетов, делаемые еще по горячим следам событий; но и они вкупе содержат около 50 имен – число, очень внушительное для любого философского сообщества в любую эпоху (тем паче если учесть, что "философы народ штучный").

  Тем не менее, при всем масштабе утрат, философская жизнь в России была лишь ослаблена, однако нисколько не парализована ими. В известной мере, можно даже говорить об обратном, об активизации. Преобладающей частью, русские философы остались на родине, и необычайность переживаемого исторического момента, сознание присутствия в мире «в его минуты роковые» побуждали их к напряженному осмыслению событий. Вопреки лишениям и разрухе, для подавляющего большинства революционные годы – время интенсивного творчества. Пишется очень многое, и хотя далеко не всё удается издать, в свет выходит немало важных трудов: большие итоговые сочинения Евг. Трубецкого "Смысл жизни" и П.Новгородцева "Об общественном идеале", новаторская работа И.Ильина о Гегеле, "Душа России" Н.Бердяева и "На пиру богов" о.Сергия Булгакова (первоначально – в сборнике "Из глубины"), первые философские тексты Карсавина, последние статьи Розанова, включая "Апокалипсис нашего времени"...

   Активности творческой сопутствовала организационная. Здесь созидание успешно соперничало с разрушением, и наряду с прекращением старых изданий, объединений, обществ непрерывно возникали новые, пускай эфемерные. Важной чертой явилась активизация культурной и творческой жизни в провинции, как в старых центрах, так нередко и в новых, неожиданно возникавших по обстоятельствам бурного времени. Так, в 1921–22 гг. действуют Философские общества – Петроградское, Киевское, Костромское, Донское; Саратовское Философско-историческое общество, Московское Психологическое общество, Вольная Философская Ассоциация (Вольфила) в Петрограде и Москве, Вольная Академия Духовной Культуры в Москве и мн. др. Выпуск же обширной печатной продукции философского или околофилософского содержания, всевозможных сборников, альманахов, журналов начинавшихся и закрывавшихся, по всей территории России едва ли поддается учету».
С.С.Хоружий. Шаг вперед, сделанный в рассеянии. Сайт "Интеллектуальная Россия".
http://intelros.ru/lib/statyi/horuzjy1.htm


Начало  года
   Разгром  Красной  Армии  в Польше.
  М.Бернштам о провале советской агрессии в Европе:
      «1920 год… У  границ  Польши приготовились в броске красные армии, и уже составленное красное польское правительство (незаменимый железный Феликс Дзержинский, Мархлевский,  Кон, Ганецкий, Козловский) едут в обозе. А красный Берлин только и ждет сигнала к восстанию.  Наконец, восстает в нужный момент.
       Бойцы Первой Конной поют (официальный марш Армии Буденного Л.Р.):

     “И в битве упоительной,
       лавиною стремительной -
       даешь Варшаву! Дай Берлин!
       Уж врезались мы в Крым!
       Веди ж, Буденный, нас смелее в бой,
       пусть гром гремит,
       пускай пожар войны, пожар!.. ”

   
   И их пение перекрывается всеобщим лозунгом дня:
     “Даешь транзит! (в Германию через Польшу) Даешь Варшаву! Даешь Европу!”
   И притихшая Европа ждет большевиков.
   Но в это время сотрясается Украина от всенародного восстания, другое крестьянское  восстание начинается в Сибири, крестьяне Тамбовской области свергают коммунистическую  власть, на Дону снова скачут по селам партизаны… И скоро придется коммунистам вымаривать  искусственным голодом среднерусские и поволжские губернии, чтобы раздавить истоки  сопротивления в народе (не случайно голодали всегда именно непокорные области). (ЛР)
   И откатываются красные армии из Европы, не дойдя ни до Берлина, ни до Варшавы. Нету  тыла. Опять нету тыла. Опять российский народ всадил нож в спину мировой революции и спас  Европу (она, впрочем, этого не заметила).
  …И после этого коммунистический орден отступил надолго, но планы свои лишь отодвинул для более верной подготовки…»                  Бершнтам. Стр. 327-328.

14-18/(27-31) янв.

   Процесс в Московском Губревтрибунале по делу "архангельской контрреволюционной группы", обвиняемой в обращении за помощью к арх. Кентерберийскому, а также в том, что участники группы "подговорили малолетних гимназистов и гимназисток показать, что они видели над Ледовитым океаном Божию Матерь и Младенца Иисуса благословляющих", как говорилось в обвинении, "белогвардейские войска" (это можно понимать, как благословение будущего места народных страданий Л.Р.).

   Еп. Архангельский Павел, свящ. Иоанн Попов (редактор Арханг. Еп. Ведомостей) и секретарь Епарх. Совета Соколов приговорены к расстрелу, но, "ввиду великих побед Пролетарской Республики в мире", Трибунал заменил приговор пятью годами заключения.  
    Отчет 5-го Отдела НКЮ. Рев. и Церк.,1922, № 1-3               

Начало года
   Данные по числу ликвидированных монастырей: до 1921 г. - 573; в начале 1921 г. - еще 40.
Журнал «Революция и церковь» по поводу трудовых коммун, создавшихся в 1919-1920гг. "по благословению" Патриарха:
   «У церковников имелась определенная тенденция создать свое "государство" и свое отдельное хозяйство в раб.- кр. Государстве».
   Констатация запрещений монахам быть членами трудовых коммун – не только послушникам, но и монастырским работникам.                        Рев. и Церк. 1922, № 1-3

Февраль
   "Дело епархиального совета" в Новгороде. Обвинение – контрреволюционная пропаганда в Епарх. Ведомостях. Митр. Арсений Новгородский, викарный еп. Алексий (Симанский) и др. приговорены к пяти годам условно. Епарх. Совет закрыт.      Рев. и Церк. 1922, № 1-3

11 февраля
   Грамота Патриарха о предоставлении автономии Финляндской Церкви:   
   "Принимая во внимание, что Финляндская Православная Церковь, как находящаяся в пределах самостоятельного государства, фактически уже пользуется самостоятельностью во всех делах церковно-административных,  школьно-просветительских  и  церковно-гражданских".   
         А. Ведерников.  ЖМП   1951, стр.34-43

Февраль
  Создание «Епископского Совета  Украины». Совет признан Патриархом Тихоном.
   Первый акт Совета: лишение сана всех священнослужителей автокефалистов и  отлучение от церкви мирян, имевших общение с ними.          Фотиев. Стр.39.

Митр. Феодосий (Процюк):
   Итак, в течение лета 1920 года движение автокефалистов росло и ширилось, однако такого епископата, какой нужен был автокефальной Церкви, не было, да и само покровительство архтепископа парфения было ненадежно, что, видимо, чувствовали сами сепаратисты и что в недалеком будущем оправдалось. Приняв автокефалистов "пiд свiй догляд", архиепископ Парфений написал Патриарху Тихону письмо, в котором уверял Святейшего, что он взял под свое попечение движение автокефалистов ради мира церковного и чтобы удержать их в лоне Русской Православной Церкви и в подчинении Патриарху. В письме он называл самого себя "послушным сыном" Святейшего Патриарха.
   Однако канонический украинский епископат украинский епископат смотрел на автокефалистов по-иному. В феврале 1921 года Всеукраинский Церковный Синод, то есть тот Синод, который вел свое начало еще от Всеукраинского Церковного Собора 1917-1918 годов, издал постановление, по которму все священники-автокефалисты, порвавшие со своими епископами, лишались сана и духовного звания. Согласно постановлению Синода, Всеукраинская Церковная Рада должна была ликвидироваться. 
  Ф.Процюк. Обособленческие движения на Украине. Стр.175-176.

1921
   Избрание Константинопольским Синодом на Патриарший Престол греческого подданного Мелетия Метаксакиса, архиепископа Афинского, близкого друга Венизелоса, без ведома и согласия турецкого правительства.
   
   Из статьи А. Буевского:
   «Патриарх Мелетий IV прибыл в Константинополь на корабле под византийским, желтым с черным орлом, флагом и вступил на трон. Турецкое правительство решительно опротестовало избрание...
   Вступление в обязанности Патриарха Мелетия IV ознаменовалось признанием  действительности англиканской иерархии, которое он провел в 1922 г. через Св. Синод». 
     А. Буевский.  ЖМП  1953, № 3, стр. 28-36

3/16 марта
   Подписание в Москве договора "О дружбе и братстве" между РСФСР и Турцией. Обязательства обеих сторон не допускать на своей территории пребывания групп, имеющих целью борьбу с другой договаривающейся стороной: имелось в виду прежде всего прекращение деятельности белоэмигрантских группировок, обосновавшихся в Турции. Закрытие в Константинополе русской дипломатической миссии, занимавшей здание бывшего русского посольства.                     Богословские Труды. Сб.27. Москва. 1986, стр. 288

8/21 февр.

   Указ Патриарха Тихона и Синода о назначении викария Новгородской епархии Алексия (Симанского) – епископом Ямбургским, первым викарием Петроградской епархии.
      ЖМП  1963, № 5

21 февраля
   Записка по прямому проводу секретаря Черниговского губкома партии Одинцова в ЦК КП  Украины (копия – В.И. Ленину) о проведении медицинской экспертизы мощей Феодосия
             
22 февраля
   Секретная телеграмма секретаря Черниговского парткома Одинцова по поводу обнаружения  нетленности мощей преп. Феодосия:
   «Постановлением губсъездов Советов Черниговщины 18-го февраля вскрыты мощи Феодосия,  сообщаем проект заключения врачебных экспертов.
   “Предъявленное экспертизе тело, называемое мощами святителя Феодосия Черниговского есть действительно тело человека в состоянии сухого омертвения – мумификации без признаков гниения. (ЛР) Данные микроскопического исследования подтверждают найденные при внешнем осмотре и обнаруживают довольно ясное строение ткани и клеток, в особенности волокнистой  ткани, мышечной и красных кровяных телец.       
   О давности тела врачебная экспертиза не может дать свое заключение, не имея на это  необходимых средств для исследования. Тело хорошо хранилось”.
   После вскрытия труп был представлен для обозрения публики в течение трех дней, а затем  нашим постановлением труп положен в пещеру, имеющуюся при соборе, заперт замком и  опечатан. В связи с этим выражается недовольство в форме настойчивых ходатайств о  водворении трупа в раку собора и облачении его. Нами организуется агиткампания по научному  обоснованию мумификации. Необходима высылка в Чернигов специальных экспертов для химического и археологического исследования на месте старой могилы необходимыми  препаратами и аппаратами.
   Ждем указаний. 23-го февраля 21 года Чернигов.
Секретарь Губкомпарта  ОДИНЦОВ
Врид Предгубисполкома  Филатов»
             
   На телеграмме  имеются  пометки:
   Только Москва из ЧЕРНИГОВА   Принята 23/II 13. 55
   Записка по прямому проводу «МОРЗЕ». Копия № 753 Красикову
   С подлинным верно. Печать: Москва. Кремль. Подпись.    РПЦ  и  ком. гос-во. Стр. 55-56.

Март
   Эпизод  из практики проведения антирелигиозной пропаганды на местах.
   Излагает С. Фирсов:
   «В 43 номере "Еврейской трибуны" за 1922 г. помещена статья некоего Н. Сорина, в 1921 году являвшегося юрисконсультом отдела юстиции города  Екатеринодара. В марте того года зав. отделом юстиции и член коллегии местного ЧК Краснушкин поручил ему в недельный срок составить ответ членам патриархального братства, имеет ли Православная Церковь в России "по конституции и декретам вообще право на существование или нет… А вы, как еврей, напишите о П. Ц. с искрой, – с солью и перцем". Указание Сорина на собственное еврейство как на повод к тому, чтобы отказаться от написания материала о Православной  Церкви, успеха не имел. "Пришлось писать… Заключение превратилось в трактат, горячо защищавший права Православной Церкви на существование… Заведующий отделом юстиции, прочитав мою записку, пришел в ярость и пригрозил арестом".
   "Дня через три после представления мною записки, – вспоминал Н. Сорин, – в отдел ко мне явился незнакомый до того господин и, отрекомендовавшись секретарем екатеринодарского архиерея (видимо, Иоанна Левицкого – С. Фирсов), заявил мне, что он пришел по поручению архиерея – передать мне его благословение и выразить от имени последнего признательного признательность за защиту Православной  Церкви. По его словам, архиерей видит в том факт, что антикоммунист, еврей защищает православную Церковь от разгрома, залог того, что в будущей России еврейский вопрос будет разрешен "по совести".
   В данном случае важен прецедент: в южнороссийской области, одной из тех, где антисемитские настроения были достаточно широко распространены, сознательная попытка власти подключить к травле Православной Церкви именно еврея не удалась. Более того, Н. Сорин, даже сумев выбраться из страны, не забыл случившегося и в дин русской церковной смуты, когда решался вопрос о жизни и смерти Патриарха Тихона, предложил для его спасения воздействовать на советские власти, организовав еврейское религиозное мнение (см. 10 апреля 1923 г. – Л. Р.)».
Сорин Н. Практика "отделения Церкви от государства" в Советской России. По личным воспоминаниям \\ Еврейскаятрибуна. 1922 №43 (148), 16 ноября.  
      Цит. по: С. Фирсов. Континент 2002, № 111, стр. 377.

18 марта
   Рижский договор, завершивший советско-польскую войну: к Польше отошли Западная Украина и Западная Белоруссия. Предыдущий Рижский  договор – от 11.8.1920 г. о  независимости  Латвии.            БСЭ. Ст.  Рижские  мирные договора
   
Константин Криптон о реакции на местах на поражение Красной армии в Польше:
   «Вскоре после начала тамбовского восстания, когда обычное движение в южной части губернии было уже нарушено, мне пришлось провести некоторое время в самом Тамбове. Как раз пришли сведения:
1) неожиданное поражение советских войск под Варшавой, 2) заключение мира с Польшей.
   Последнее после не прекращавшихся уверений в развитии мировой революции ("Мировой пожар разгорается")  явилось для населения еще более неожиданным. По городу развесили объявления об открытом для всех докладе по поводу "мира" в зале бывшего Дворянского собрания (оно называлось, конечно, как - то иначе).  Докладчиком должен был быть крупный партийный работник, недавно присланный Москвой в качестве председателя губисполкома (в столь "тяжелую" губернию) – А.Г. Шлихтер. Я пошел на доклад. Первое, что удивило – появление господина не только в хорошо сшитом костюме (это в годы военного коммунизма!), но умеющего и держаться в нем. Доклад заинтересовал также. Его выводом, несколько раз повторенным, было: отличительная черта Советского правительства – делать как раз во время и как раз то, что нужно. Конечный успех всегда останется за нами».   
        К. Криптон. Вестник  РХД  1979, № 128. Стр. 242.

  В. Резун (Суворов) о поражении Красной Армии в Польше:
   «Мировой революции не последовало. Коммунистические режимы в Баварии, Бремене, Словакии, Венгрии оказались чахлыми и нежизнеспособными... Ленин мог их поддерживать в то время только морально: все силы большевиков были брошены на внутренние фронты, на борьбу против народов России, не желавших коммунизма.
  Только в 1920 году Ленин достаточно укрепил свои позиции внутри России и немедленно бросает огромные силы в Европу, чтобы подтолкнуть революцию.
  ...Официальный марш Красной Армии (марш Буденного) включает слова: "Даешь Варшаву! Дай Берлин!" Теоретик советских коммунистов Николай Бухарин в газете "Правда" провозглашает более решительный лозунг: "Непосредственно к стенам Парижа и Лондона!".

  ...Разгром орд Тухачевского в Польше имел для большевиков очень неприятные последствия. Забастовал рабочий Питер – колыбель революции. Матросы Кронштадта, те самые, которые подарили власть Ленину и Троцкому, требуют очистить Советы от коммунистов. По стране прокатилась волна крестьянских выступлений. В тамбовских лесах крестьяне создали хорошо организованную, но плохо вооруженную антикоммунистическую армию.

   Тухачевский чужой кровью смывает позор своего стратегического поражения. Зверство Тухачевского в Кронштадте стало легендарным. Чудовищное истребление крестьян в Тамбовской губернии стало одной из самых страшных страниц во всей истории человечества».                   Суворов. Ледокол. Стр. 19.
 
28 февраля
18 марта
   Антисоветский мятеж в Кронштадте, вызванный недовольством политикой военного  коммунизма. Ликвидирован частями Красной Армии.  БСЭ. Ст. Кронштадтский мятеж.

8-16 марта
   10-съезд РКП(б), принявший предложения В.И. Ленина о новой экономической политике (НЭП): допущение частичного развития капитализма при сохранении государством командных высот в народном хозяйстве.    БСЭ. Ст. Новая  экономическая  политика.

   В. Резун (Суворов) о Новой Экономической  Политике:
   «Вот заявление Ленина того времени:  "Мы кончили одну полосу войн, мы должны готовиться ко второй".  
   Для этого и вводится НЭП. Мир – это передышка для войны. Так говорит Ленин, так говорит Сталин, так говорит "Правда". НЭП – это короткая передышка для будущих войн. Коммунистам надо привести свою страну в порядок, укрепить и консолидировать власть, развернуть сверхмощную военную промышленность, подготовить население к будущим войнам, сражениям, "освободительным походам". Этим они и заняты».            Суворов. Стр. 21

26 марта/8 апр.
   Указ Патриарха Тихона и Синода о подчинении всех русских церквей в Западной Европе, до восстановления нормальных отношений с Петроградом, канонической юрисдикции арх. Евлогия (Георгиевского), с возношением его имени за богослужением. Указ подтверждаетпостановление заграничного РВЦУ о назначении арх. Евлогия.
                                             1. Троицкий   1
                                             2. Троицкий  2
                                              3. Церк. Вед. 1922, №1
                                              4. Евлогий, стр. 386-387

2/15 апреля
   Уведомление митр. Евлогия от имени Высш. Врем. Рус. Управления («карловацкого») о  его  назначении управляющим всеми западноевропейскими церквами:
  «Его Высокопреосвященству Преосвященнейшему Евлогию
   Архиепископу Волынскому и Житомирскому.
   Сим имею честь уведомить Ваше Высокопреосвященство, что постановлением Высшего  Временного Русского Управления Вам вверено управление всеми западноевропейскими русскими церквами на правах Епархиального Архиерея, включая и церковь с приходом в  Болгарской Софии и в Букуреште; прочие же русские церкви на Балканском полуострове и в  Азии управляются Р.В. Церковным Управлением; все сие впредь до восстановления сношений  с  Всероссийским Свят. Патриархом.
   Председатель В.Ц. Управления Антоний  Митр. Киевский и Галицкий».  Евлогий. Стр.344.


------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------