Мелетий IV (Метаксакис), Патриарх Константинопольский
Журнал "Красная Деревня", июнь 1923 г.
Отец Алексей Мечев
Народ встречает освобожденного Патриарха Тихона.
http://www.rus-sky.com/nasledie/Moscow/St_Tikh/St_Tikh3.htm
Патриарх Тихон едет на отпевание о. Алексея Мечева
Святейший Патриарх Тихон
Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН).
Епископ Иларион (Троицкий)
Архиепископ Феодор (Поздеевский)
1923. Июнь-июль
10 мая/8 июня
"Всеправославное Совещание" в Константинополе под председательством Патриарха Мелетия IV, с участием представителей Кипрской, Сербской, Румынской и Элладской Церквей. Постановление о переходе на новый стиль и разрешении повторного брака овдовевшим священникам. Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская Церкви заявили о несвоевременности такого Совещания и отвергли его постановления.
                  А. Буевский.  ЖМП   1953, № 3, стр. 28-36

    Епископ Триадицкий Фотий (противник экуменизма и календарной реформы) о конгрессе 1923 года:
   «Назвавший себя  без всякого основания "всеправославным", конгресс в Константинополе открывает путь к перемене святоотеческого церковного календаря (эортология) и к вторжению модернизма в Православную Церковь.

    Несмотря на то, что сначала его решения были отвергнуты почти всеми поместными Православными Церквами, Константинопольскому конгрессу удалось разрушить литургическое и календарное единство Православной Церкви. Реформированный календарь стал постепенно вводиться во многих поместных Церквах. От этого произошло печальное разъединение в богослужебной практике отдельных поместных Церквей, а  также и в самих Церквах, официально воспринявших это противоканоническое новшество.

  …Обсуждается также и возможность объединения англикан с Православной Церковью. Так например, на пятом заседании конгресса 23 мая 1923 г. присутствует в качестве гостя бывший оксфордский епископ Гор вместе с сопровождающим его  англиканским священником Бэкстоном. Гость занимает место справа от патриарха Мелетия и вручает ему два документа. Один из них содержит подписи 5000 англиканских священников, которые объявляют, что на их взгляд не существует препятствий для полного объединения с православными. Другой документ представляет собою доклад об условиях объединения. Гор выражает свою большую радость, что присутствует на Всеправославном конгрессе, "собравшемся для того, чтобы обсудить различные церковные вопросы и, главным образом, вопрос о календаре. Для нас, живущих на Западе, – подчеркивает англиканский епископ, – было бы большим духовным удовлетворением иметь возможность праздновать совместно с православными главные христианские праздники: Рождество, Воскресение и Пятидесятницу".

… Константинопольский конгресс  принимает следующие решения, которые немедленно посылаются афинскому архиепископу Хризостому Пападулосу:
  1.Об исправлении юлианского календаря и об определении празднования Св. Пасхи "на основании астрономических вычислений".
  2. Об условиях, при которых православная Церковь участвовала бы в обсуждении нового календаря, "более совершенного в научном и практическом отношении".
  3.О браке священников и диаконов после рукоположения.
  4.О втором браке овдовевших священников и диаконов.
  5.Определения разнородного содержания: о нижней границе возраста рукоположения в три степени священства; о волосах и внешнем виде клириков; о сохранении монашеских обетов; о препятствиях к браку; о праздновании памяти  святых в  течение недели как присутственных днях; о постах.
   6.О праздновании 1600-й годовщины Первого Вселенского Собора в Никее; о созыве Всеправославного собора.
   7. По вопросу о решении живоцерковнического собора, бывшего в Москве в июне 1923 г., который лишил сана находящегося в тюрьме Всероссийского патриарха Тихона.

…Даже если не считаться с  неправомерностью Константинопольского конгресса относительно состава и полномочий, само содержание его деятельности, его противоканонические решения красноречиво свидетельствуют о его полной несостоятельности, об антиправославной сущности этого Конгресса, назвавшего себя "Всеправославным".
   Впрочем, еще во время его работы поднимается сильная волна негодования…»
  Еп. Триадицкий Фотий. "Всеправославный Конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия"\\ Сб. Современное обновленчество - протестантизм "восточного обряда". 
       М. 1996. Стр. 191-206

29 мая/11 июня
  Ответ советского правительства с фактическим согласием принять все требования ультиматума Керзона с ответным требованием к английскому правительству не поддерживать белого движения. Милюков, т.1, стр. 314                        
     Оценка Б. Бажановым состояния Красной Армии в это время:
     «Уже в 1924 году как председатель комиссии ЦК по обследованию состояния Красной Армии он (Фрунзе - Л.Р.) доложил в Политбюро, что Красная Армия в настоящем своем виде совершенно небоеспособна, представляет собой скорее распущенную банду разбойников, чем армию, и что ее надо всю распустить. Это и было проделано, причем в величайшем секрете. Оставлены были только кадры – офицерские и унтер-офицерские. И новая армия была создана осенью из призванной крестьянской молодежи. Практически в течение всего 1924 года у СССР не было армии, – кажется, Запад этого не знал».
             Б. Бажанов. Воспоминания  бывшего секретаря Сталина.  "Огонек"  № 41, 1989, стр.20

31 мая/13 июня

  Признание английским правительством удовлетворительности ответа Москвы (по оценке Милюкова, благополучный исход конфликта определился позицией Болдуина, заменившего на посту премьера больного Боннар-Лоу, и давлением рабочей партии).           Милюков, стр. 314

1/14 июня
   Окончание Архиерейского Собора в Карловцах.
   Проект митр. Евлогия об управлении Русской Церковью за рубежом: система автономных церковно-административных округов (4 округа: Зап.-Евр.; Вост.-Евр.; Дальневосточный; Сев.-Амер.) с ежегодным Архиерейским собором(с кворумом 12 епископов) для выработки общих решений.

Принятая резолюция:
«Синод сохранить с подчинением ему церквей на Балканах и Дальнем Востоке; Зап.-Евр. округ автономен, (предполагалась также автономия Сев.-Амер. округа, но решения об этом не было, ввиду отсутствия митр. Платона); Синод действует непрерывно между Соборами, подготавливает и созывает Соборы, рассматривает брачные дела».            Митр. Евлогий, стр. 606-607                                      
                               
Май - июнь
  Содержание Патриарха Тихона в ГПУ в течение 38 дней. Регулярные беседы Тучкова с Патриархом в течение последних месяцев заключения, с уверениями об улучшения отношения советской власти к Церкви.
                                   1. Левитин, т. 1
                                    2. Фиолетова

3/16 июня
  Заявление Патриарха Тихона в Верховный Суд РСФСР с раскаянием в своей прежней "антисоветской деятельности" и с просьбой освобождения из-под стражи.
                                   1.Левитин, т.2
                                    2.Безбожник, 1923, № 28

9/22 июня
  Кончина о.Алексея Мечева.
  Свящ. Павел Флоренский о нем:
С раннего утра до поздней ночи толпится вокруг дома, где живет о. Алексей, народ, – на лестнице, во дворе. В приемные дни люди приходят ночевать у ворот, чтобы наверняка попасть к о. Алексею. Среди простых людей, по преимуществу женщин, все более и более появляется интеллигенции: профессора, врачи, учителя, писатели, инженеры, художники, всевозможные артисты. Среди православных – инославные: армяне, лютеране, магометане, даже евреи. Среди верующих – попадаются и неверующие. Одни приходят в глубокой тоске, не находя себе места, терзаясь бесчисленными преступлениями; другие – из любопытства, желая просто “посмотреть” на знаменитого деятеля; третьи приходят врагами, чтобы изобличить или задеть, с вызовом, иногда в порыве ненависти, сами не зная, что они намерены предпринять; бывали и такие, которые приходили, как потом признавались, с целью убить о. Алексея.

Но со всеми устанавливаются в этой крохотной комнатке свои особые. вполне индивидуальные отношения. О. Алексей не спрашивал приходящего: “Как ты веруешь?”, а спрашивал: “Чем ты страдаешь и как живешь?” – и старался соприкоснуть его с духовным миром в той мере и в том виде, в каких это было собеседнику доступно. Но каждый что-то получал от него. Любопытствующие уходили пристыженные и пораженные, врага – располагались признанием. Многие из приходивших навсегда связывали с ним свою духовную жизнь. Как много было людей, попавших к о. Алексею или хотя бы в храм его один раз и навсегда удержавшихся в сфере его притяжения.   Сайт "Русская Неделя". Летопись 1923.    http://www.russned.ru/stats/2077

Июнь
   Письмо главы ВЦСПС  М. Томского всем профорганизациям по поводу необходимости устранения уродливых форм антирелигиозной  пропаганды:
  «За последнее время с мест стали поступать сведения, что некоторые профессиональные организации, идя по пути антирелигиозной пропаганды, стали проводить ее в уродливых формах, проводя, например, постановления о закрытии всех церквей, о замене обычных дней отдыха  другими днями и даже, в весьма редких случаях, доходя до исключения из союзов отдельных  членов за принадлежность к сектам и религиозным общинам. Были случаи, когда рабочие  исключались из союза за венчание в церкви.
  …Профессиональные союзы, проводя во всей своей работе марксистскую точку зрения, должны относиться с полной терпимостью и тактом к религиозным убеждениям своих членов и не  отталкивать их от союза, оскорбляя их религиозные чувства необдуманными бестактными  выступлениями».   Церковная жизнь.Владимир. 1924. №1.Ссылка на газету “Труд” за июнь 1923 года. Цит. по: Левитин. Стр.448-449.
              
Июнь
  Постановление Оргбюро ЦК РКП(б)  по вопросу о методах антирелигиозной пропаганды.
  «Слушали:
О нарушениях директив ЦК по антирелигиозной пропаганде.
   Постановили:
Разослать всем Губкомам и Обкомам телеграмму следующего содержания:
  
ВСЕМ ГУБКОМАМ, ОБКОМАМ РКП
   Несмотря на целый ряд постановлений Цека, необходимость осторожного отношения к религиозным предрассудкам крестьян, отсталой части рабочих, в Цека продолжают поступать сведения о нарушениях этих постановлений, в частности, о массовом закрытии церквей, вызывающем недовольство, используемое антисоветскими элементами. Цека категорически предлагает приостановить проведение в жизнь этой меры. В тех случаях. Когда закрытие церквей вызывает раздражение части трудящегося населения, церкви должны быть открыты. Члены партии, виновные в нарушении настоящего циркуляра, будут привлекаться к самой суровой партийной ответственности.
   Секретарь Цека Жаков (МК РКП)
   Зам. Зав. Агитпропотделом ЦК РКП    (Я. Яковлев)».                  РПЦ и ком. гос. Стр.184-185

Июнь
   Директива  ЦК РКП (б) губкомам и обкомам:
   «Сов. Секретно.
   Всем Губкомам и Обкомам.
   Несмотря на целый ряд указаний ЦК на необходимость самого осторожного отношения к религиозным предрассудкам крестьянского и отсталой части рабочего населения  с мест в ЦК продолжают поступать сведения о фактах резко противоречащих этим указаниям, в частности о закрытии церквей, вызывающих определенное недовольство и всячески используемой антисоветскими элементами. Цека категорически предлагает вам приостановить проведение в жизнь этой меры и дать директивы советским органам о самом внимательном отношении к жалобам со стороны населения на закрытие церквей. В тех случаях, когда закрытие церквей вызывает раздражение, хотя бы части трудящегося населения, церкви должны быть открыты. В первую голову эта директива относится к церквам, использованным для какой-нибудь цели. Члены партии, виновные в нарушении настоящего циркуляра, будут привлекаться к самой суровой партийной ответственности».
  Секретарь ЦК РКП (б) (фамилия не указана - Л.Р.)                       РПЦ и ком. гос. Стр.184

6/19 июня
  Инструкция НКЮ и НКВД по вопросам, связанным с отделением церкви от государства:
«Из поступающих... жалоб и запросов усматривается, что в связи с новой экономической политикой и с появлением новых церквей, как то: живой, древле-апостольской, трудовой и т.д., на практике местными властями делаются отступления от прежде изданных декретов... испытываются затруднения в применении новых декретов.

Из пункта 4:
Если обнаружится участие церковной группы в контрреволюционных выступлениях, или если будут обнаружены злоупотребления церковным имуществом или растраты последнего, то постановлением Губисполкома договор с данной группой расторгается, храм передается другой, более благонадежной или исправной группе верующих, а лица, совершившие преступные деяния, предаются суду.

Из пункта 6:
Запрещается всем государственным установлениям, путем административного вмешательства, поддерживать какой-либо культ или какое-либо церковное управление в ущерб другим культам или религиозным группировкам, причем высылка контрреволюционных служителей культа... может иметь место лишь в порядке декрета Совнаркома об административной высылке... и изданной на его основе инструкции НКВД... на общих основаниях.

Из пункта 8:
Ни одна религиозная организация не имеет права вмешиваться, как власть имущая, в деятельность какой-либо другой религиозной организации против ее воли (назначать ей неугодных служителей культа, отбирать от нее предоставленные в ее пользование местным исполкомом здания и т.д.), ибо отдача в ее пользование храма или молельни местным исполкомом происходит не в пользу какой-либо церковной иерархии, а лично тем гражданам, которые подпишут договор с исполнительным комитетом».                      "Церк. и гос." стр. 9-14

24  июня
   Постановление обновленческого ВЦС об увольнении митр. Антонина со всех занимаемых им  должностей.
  Комментарий А. Левитина:
  «Идеи Антонина все больше входили в противоречие с повседневной практикой ВЦС, в которой руководящую роль играли теперь В. Красницкий и А. Новиков. А. Введенский занимался в это время идеологическими вопросами. 20 июня он уехал в очередное турне с диспутами. В это время Красницкий, видимо, не без санкции Тучкова, решил покончить с Антонином.
  24 июня 1923 г. он вошел в ВЦС с предложением "предоставить владыке долгосрочный отпуск  для поправления здоровья". Антонин был, однако, не из тех людей, от которых можно было отделаться таким образом. Он ответил настоящей обвинительной речью, в которой назвал  Красницкого "подлым интриганом и рясофорным лакеем". Досталось и Введенскому, которому Антонин бросил обвинение в "моральном вырождении". О ВЦС он выразился как о "шайке короткогривых проходимцев", и заявил о своем близком разрыве с этой организацией. Обескураженные этой бурей члены ВЦС не сказали в ответ ни одного слова, Красницкий, который хотел обойтись без скандала, был смущен…
   ВЦС, таким образом, 24 июня 1923 года оказался обезглавленным. Красницкий, который стал хозяином положения, подыскивал сговорчивого иерарха в преемники Антонину. Ни он, никто  другой не ожидали того сюрприза, который последовал через два дня». (Речь идет об освобождении  Патриарха Тихона – Л.Р.)                              Левитин.  Стр. 305.

12/25 июня

  Решение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда под председательством Карклина об изменении меры пресечения в отношении гражданина Белавина и освобождении его из-под стражи. Известия 1923, 27 мая, № 141

14/27 июня
  Патриарх Тихон выходит на свободу.

14/27 июня
  Передовая газеты "Правда": "Конец гнусной комедии", автор Н.И. Бухарин, по поводу освобождения Патриарха Тихона:
  «Спасайте Тихона! – сделалось лозунгом международной контрреволюции, той, которая должна была поднять самые темные крестьянские массы и придать видимость крестового похода против Советской России. Резюме этой кампании мы имеем в знаменитой ноте Керзона, который всей мощью Британской империи вступился за "Божье дело, за мученика-патриарха", стараясь извлечь его из пасти большевиков...»               Правда  1923, 27 июня, № 141

Комментарий А.А. Валентинова по поводу освобождения Патриарха Тихона:
    «Поворот в деле Патриарха Тихона, выразившийся в его освобождении, есть со стороны советской власти вынужденный инстинктом самосохранения и продиктованный политическим расчетом тактический ход. По существу, в этом ходе нет ничего нового. Всегда, когда советское правительство сталкивалось с какой-нибудь силой, борьба с которой угрожала его существованию, оно отступало...

  Освобождение Патриарха Тихона входит в состав той общей капитуляции перед западноевропейской государственностью, самым ярким выражением которой является отступление советского правительства перед лордом Керзоном, предъявившим русским коммунистам свой известный ультиматум. Так этот поворот, по имеющимся у нас достоверным сведениям, и воспринимается, как народными массами, так и интеллигенцией в России, где просто думают, что англичане и американцы потребовали освобождения Патриарха, а коммунисты подчинились этому требованию.

   ...С другой стороны – и это не менее важный и не менее интересный мотив – во всем поведении советской власти ею руководит надежда дотянуть свое существование до каких-нибудь крупных социальных осложнений и столкновений на Западе. "Отступить для того, чтобы затем прыгнуть дальше" – таков тактический умысел и политический расчет советской власти, руководящий ею в уступках так называемому "буржуазному миру". Таким образом, уступки советской власти и в области религиозной политики никакого идейного и принципиального значения не имеют. Это все та же "тактика", что и прежде: трусливая и лукавая».                  Валентинов, стр. 171-172

Комментарий Р. Реслера:
  «Было бы по крайней мере односторонне рассматривать освобождение Патриарха как "капитуляцию" большевиков перед "прямой угрозой" отзыва британского торгового представительства. Если советы и оглядывались на внешнеполитическую обстановку, то известная роль в этом принадлежит не ультиматуму Керзона, а мировому общественному мнению, которое было до крайности возмущено уже приговорами Цепляку и Буткевичу.

Не исключено также, что изменение курса было обусловлено и позицией раскольников, однако не в том смысле, как часто понимали до сих пор, что советы между тем убедились в неудачах и слабости Живой Церкви и сотрудничавших с ней группировок и не видели более оснований для односторонней поддержки бесперспективного дела. В то время об этом еще не могло быть речи... Советы могли остерегаться, как бы "культивированная, обновленная" религия, или, как выражался Ленин в полемике против  Друза, "освеженная, очищенная и рафинированная" религия не оказалась для них опаснее, чем находящаяся в плену традиций религия...»         Р. Реслер

15/28 июня
  Патриарх Тихон участвует в отпевании о.Алексея Мечева на Лазаревском кладбище.
  Встречен он был с восторгом, народ забросал его коляску цветами. Сбылось предсказание о. Алексея: «Когдя я умру, вам будет большая радость».  
   Сайт "Русская Неделя". http://www.russned.ru/stats/2077

15/28 июня
  Послание Патриарха Тихона к Церкви:
«...Я, конечно, не выдавал себя за такого поклонника советской власти, каким объявляют себя церковные обновленцы... но зато я и далеко не такой враг ее, каким они Меня выставляют. Если я в первый год существования Советской власти допускал иногда резкие выпады против неt, то  делал это вследствие своего воспитания и господствовавшей тогда на Соборе ориентации. Но со временем многое у нас стало изменяться и выявляться, и теперь, например, приходится просить Советскую власть выступить на защиту обижаемых русских Православных в Холмщине и Гродненщине, где поляки закрывают Православные церкви.

  Я,  впрочем, еще  в начале 1919 года старался отмежевать Церковь от царизма и интервенции и в сентябре того же года выпустил к архипастырям и пастырям воззвание о невмешательстве Церкви  в политику и повиновении распоряжениям Советской власти, буде они не противные вере и  благочестию.

  ...Я решительно осуждаю всякое посягательство на Советскую власть, откуда бы оно ни исходило. Пусть все заграничные и внутренние монархисты  и белогвардейцы поймут, что я Советской  власти не враг.

  Сознавая Свою провинность перед народом и Советской властью, Я желал бы, чтобы так поступили и те, которые забыв свой долг пастыря, вступили в совместные действия с врагами трудового народа –– монархистами и белогвардейцами и, желая свергнуть Советскую власть, не чуждались даже входить в ряды белых армий. Как ни тяжело сознаваться в этом преступлении, но Мы должны сказать хоть и горькую, но истинную правду сию. Мы осуждаем теперь такие действия и заявляем, что Российская Православная Церковь аполитична и не желает отныне быть ни "белой", ни "красной" Церковью. Она должна быть и будет Единою, Соборною, Апостольскою Церковью, и всякие попытки, с чьей бы стороны они ни исходили, ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены.

  Исходя из этих соображений, Мы в апреле месяце 1922 года на соединенном заседании Священного Синода и Высшего Церковного Совета уже осудили заграничный церковный Собор Карловацкий за попытку восстановить в России монархию из дома Романовых. Мы могли бы ограничиться этим осуждением владык, бывших на Соборе во главе с Высокопреосвященным   Антонием (Храповицким), митрополитом Киевским, если бы они раскаялись в своих поступках и прекратили дальнейшую деятельность в этом направлении, но Нам сообщают, что они не только не прекратили, а еще более того ввергают Православную Церковь в политическую борьбу совместно с проживающими в России и за границей злоумными противниками Советской власти, принесшими немало несчастий Родине Нашей. Пусть хотя теперь они сознают это – смирятся и покаются, а иначе придется звать Преосвященных владык в Москву (!! - ЛР )для ответа перед церковным судом и просить власть о разрешении им прибыть сюда. Господь да умудрит всех нас искать каждому не своих сил, а Правды Божией и блага своей Церкви».
                                   1. Сб.док. 1
                                    2. Губонин

29 июня Провоглашение автокефалии "Союза Церковского Возрождения" Антонина (Грановского)
отказ подчиняться Сноду (обновленческому).
А.Левитин-Краснов, В. Шавров. Очерки русской церковной смуты. Стр. 542

См. ниже под 3 октября 1923: Заявление главы "Церкви Возрождения" митрополита Антонина (Грановского) от 3 октября 1923 г.

30 июня
  Соловецкий
лагерь принимает первых заключенных.

22 июня/ 5 июля
  Оценка сотрудником газеты "Известия" впечатлений верующих от новой позиции Патриарха Тихона:
  «...Отдельные лица разделяют ту точку зрения, что заявление Тихона – крупная, непоправимая ошибка... В большинстве же кружков, групп слышалось иное. Заявление Тихона считалось в высшей степени своевременным и мудрым актом.
- Посмотрите, сколько здесь народа, подлинной демократии, и все только потому, что Тихон принял целиком советскую платформу. Теперь расхождения между народом и церковью нет. Поверьте, что когда советская власть убедится, что в лице Церкви она не имеет контрреволюционной организации, она совершенно изменит свое отношение к ней. (Эта "светлая мысль" была превосходно "проиллюстрирована" в дальнейшем, особенно в 30-е годы – Л.Р.).
…Тем не менее все же говорили, что некоторые епископы недовольны Тихоном и решили от него отмежеваться, а один из видных профессоров богословия, прочитав заявление Тихона, будто бы разрыдался и сказал: "Все кончилось" и уехал на родину, в Смоленскую губернию...»         Известия  1923, 5 июля, № 146

   Оценка Левитиным позиции Патриарха:
  «Цель Патриарха можно сформулировать в двух словах: сохранить Русскую Церковь, верную традиционному православию и независимую от государства, не без "мирного сосуществования" с Советской властью.
   О том, что речь шла не о подчинении, а только о "мирном сосуществовании", свидетельствует категорический отказ Патриарха от принципа "регистрации" – от согласования с властью назначения епископов – и от каких бы то ни было мероприятий, которые означали бы вмешательство государства во внутренне дела Церкви».        Левитин, т.1

Георгий Федотов о позиции Патриарха Тихона:
  «После первого года борьбы с большевиками, борьбы нерасчлененной, национально - религиозной, патриарх выходит на новый путь. Он отказывается от борьбы с революционной властью и воспитывает церковь в аполитическом исповедничестве. Понятны мотивы этой новой политики. Патриарх желал отнять у врагов всякий повод – и действительное основание - для политической борьбы с церковью, для политической мести. С другой стороны, отказываясь от сопротивления новому строю, патриарх открывал широко двери Церкви для тех масс рабочих и отчасти крестьянских, которые, став на сторону революции, увидели в церкви классового врага. Как известно, эта политика патриарха увенчалась двойным успехом. В самый разгар обновленческого раскола, она спасла церковную организацию от ударов власти, сохранила культ и таинства для народа и начала медленный, но благословенный поход в народ, обратное завоевание Христу отпавших своих детей.
В основании этой политики лежал духовный опыт, более глубокий, нежели всякая политика, хотя бы церковная... Аполитизм церкви не означал ее отрыва от народной жизни. Отказ от теократических отношений к государству не был отказом от борьбы за душу народа. Народ – не нация, но рассеянное стадо Христово, которое надлежало собрать, укрепить, спасти. Предстояло новое крещение Руси.
В этой обстановке вождям русской церкви менее говорили уроки древней гонимой Церкви, чем, может быть, национальный опыт монгольского ига, с его тяжелой школой унижений, внешней покорности, но внутреннего очищения, собирания духовных сил. Путь Александра Невского становится символическим для русской церкви в годы революции...
  Таков был завет патриарха Тихона, таков был его путь, оправданный Церковью, народом и историей. Зачеркнуть его, пытаться вернуть церковь на путь политических заговоров, сделать из нее орудие реставрации – безумное и злое дело. Те, кто стоят за него, – карловацкая иерархия за рубежом – не только внешне, но и внутренне отрезают себя от русской церкви и ее искупительного мученического подвига».            Г.П. Федотов.  К вопросу о положении Русской Церкви.\\Россия, Европа и мы. Париж, 1972. стр. 15-31. (Первая публикация - 1930г.)
     
Священник Глеб Якунин о "покаянии" Патриарха Тихона:
  «Патриарх Тихон в этом послании, по существу, оговаривая себя, "признается" в следующем:
1. Он якобы занимался антисоветской деятельностью.
2. Он якобы анафематствовал Советскую власть (на самом деле он отлучил в 1918 г. от Церкви насильников, злодеев и богохульников).
3. В жертвах, "получившихся в результате этой антисоветской политики", виновна не Советская власть, а он сам.
4. Он как глава Церкви и сама Церковь явились орудием борьбы с Советской властью в руках злоумышленных людей (чрезвычайно важное для ГПУ "признание", открывающее легкую возможность бороться с Церковью и репрессировать активных церковных деятелей под видом борьбы с "антисоветчиками", пробравшимися в Церковь, что и было в дальнейшем широко использовано ГПУ).

Эти ложные "признания" патриарха Тихона означали важный перелом в его первосвятительском служении.
До сих пор звучавшее из уст патриарха правдивое, мужественное слово, обличавшее моральное и духовное падение народа, страшные кровавые эксцессы и убийства неповинных людей, разгул сатанинской злобы, ненависти, поругание религиозных и национальных святынь, – все эти слова патриаршего усовествления и гневного обличения совершавшегося зла сам патриарх объявляет теперь "антисоветской политикой". Несмотря на величие личности и подвига патриарха Тихона, с большим сожалением приходится признать, что впервые сам принцип употребления лжесвидетельства ради "спасения Церкви" был применен в Московской Патриархии именно им.

В свое время "покаяние" патриарха Тихона не вызвало широких протестов: верующие понимали чрезвычайную сложность положения и надеялись, что тяжелый компромисс все же пойдет на пользу Церкви. Кроме того, радость по случаю освобождения патриарха Тихона заглушила всякую тревогу. Отсутствие протестов также было вызвано огромным авторитетом патриарха, безоговорочным доверием ко всем его поступкам.

Лишь немногие, наиболее чуткие христиане понимали страшную опасность выбранного патриархом пути.

(Примеч. Г.Я.: Наиболее серьезную оппозицию Патриарху в этом вопросе заняла "Даниловская группировка" несколько проживавших в Московском Свято-Даниловом монастыре епископов,   ученых-монахов, бывших преподавателей московской Духовной Академии во главе с ее последним ректором архиепископом Федором Поздеевским).

"Известия" 5 июля 1923 г. писали:
  "Отдельные лица разделяют ту точку зрения, что заявление патриарха Тихона – крупная, непоправимая ошибка".
И действительно, время показало, что ошибка патриарха Тихона послужила лишь отправной точкой для эскалации лжи, предела которой не видно и поныне.

...Россия – страна, в которой в 1917 г. рухнула последняя христианская империя, а с ней закончилась "симфоническая" эпоха.
С революцией в России на месте христианского утвердилось государство атеистически - идеократическое, власть в котором захватила партия, поставившая задачу уничтожения в стране и во всем мире всякой религии и построения на земле "Царства Божьего",  но без Бога.
К революции, крушению христианского государства Русская Православная Церковь оказалась совершенно неподготовленной.
Революционная "вивисекция" отделения Церкви от государства вызвала "болевой шок", от которого Русская Церковь не сумела оправиться вплоть до наших дней.

...Лишь немногие в Церкви осознали, что человечество уже вошло в полосу "великого отступления", что мир, по-видимому, окончательно дехристианизировался, а "симфоническая"  эпоха безвозвратно миновала, что отношения с государством нового типа, в своих основах враждебном Церкви, должны строиться на принципиально новых началах, что современное положение Церкви в мире стало весьма похожим на положение Церкви в первые времена христианства.

  ...Отношение Церкви к государству в новых условиях опять становится жизненно острой религиозной проблемой. Подчинение государственной власти по совести и соблюдение государственного законодательства в той мере, в какой оно не противоречит религиозным принципам, – таков критерий отношения христианина к новому государству ("кого больше мы должны слушаться – Вас или Бога") (Деяния Апостолов. 4:19).

  Но "внутренняя солидарность" с атеистическим, идеократически-тоталитарным государством для христианского сознания невозможна».        Священник Глеб Якунин.  В сб. «На пути к свободе совести». 1989г.  Москва, стр. 172-206.

Конец июля
  Телеграмма обновленческого митр. Одесского Евдокима по поводу освобождения Патриарха  Тихона:
  «Глубоко обрадован публичным отречением бывшего патриарха от своих ошибок. Теперь у всех спадет пелена с глаз. Работа по созиданию подлинной свободной России и обновлению нашей  церкви будет легче.
  Всех, от архипастырей до последнего мирянина, зову дружно на работу. Создадим новую,  счастливую Россию, которой будут завидовать все страны света. Пусть второй раз засияет свет с  Востока.
  Митрополит  Евдоким».                            Левитин. Стр.338.

Июнь-июль
  Массовое возвращение верующих из обновленчества в "тихоновскую церковь". Интенсивная работа по восстановлению церковной организации. Выдающаяся роль в этот период епископа Верейского Илариона (Троицкого).

Замечание Константина Криптона:
  «Досадную ошибку делает г. Регельсон, говоря о "массовом возвращении верующих из обновленчества в тихоновскую церковь" (Трагедия Рус. Церкви. Стр. 339). Верующие в своей массе от Патриарха Тихона никуда не уходили».
                                                  К. Криптон. Вестник РХД  1979, № 128. Стр.229.  
         

  Левитин о реакции обновленчества на освобождение Патриарха:
  «В.Д. Красницкий экстренно созывает центральные комитеты группы "Живая Церковь" и  СОДАЦ. Собрать, впрочем, удалось лишь обломки этих организаций: живоцерковный комитет  явился лишь в половинном составе. Что же касается содацевцев, то от них остались лишь А.Новиков и А. Боярский, курсировавший в эти дни между Москвой и Питером.
   Всего загадочнее было внезапное исчезновение А.И. Введенского, который застрял где-то в  провинции и не подавал ни  слуху, ни духу. Впрочем, и сами содацевцы не очень желали его  возвращения в Москву, считая его слишком одиозной личностью…
   Фронт был прорван в первые же дни: ни одного собрания "живой Церкви" и СОДАЦ не удалось  даже собрать. Из провинции приходили панические донесения, свидетельствующие о полном развале обновленческой организации на местах. Красницкий экстренно посылал без конца в  Одессу телеграфные приглашения митрополиту Евдокиму, избранному председателем ВЦС вместо  Антонина, с просьбой поскорее приехать в Москву… После отчаянных запросов Красницкого 7  июля пришло известие, что Евдоким выехал в Москву, но повернул назад в Одессу "ввиду  болезни".
  Это было слишком даже для Красницкого. Кажется, первый раз в жизни он растерялся и  выпустил руль из рук. "Не знаю! Не знаю! Не знаю!" – беспомощно отвечал он на все вопросы.
  Действительно, стало ясно, что ВЦС не имеет никакого авторитета, что он представляет собой кучку случайных людей и не имеет в своей среде ни одного сколько-нибудь авторитетного  человека.
  Единственное, на что оказался способным ВЦС, это опубликовать в газетах еще одно воззвание, проникнутое бешеной злобой против патриарха». (От 8  июля - Л.Р.)   Левитин. Стр.326-327.

  Левитин о деятельности еп. Иллариона (Троицкого):
  «Сразу же после освобождения к Патриарху явился епископ Илларион, который сразу становится в полном смысле этого слова правой рукой Патриарха в первые месяцы после его освобождения.
   ...Будучи (в дореволюционное время) инспектором Московской Духовной Академии, архимандрит Илларион проявил себя как энергичный и тактичный деятель, который умело смягчал непримиримую консервативную линию ректора Академии епископа Феодора (Поздеевского).
   ...Во время раскола, держась в тени, епископ был вдохновителем автокефалии. Великолепный, пламенный проповедник, умевший говорить просто и эмоционально, ревностный служитель алтаря, Владыка Илларион пользовался огромной популярностью среди московского духовенства и буквально обожанием народа.
   ...Быстро поняв новую позицию Патриарха, епископ сразу стал ее активным проводником. Он в эти дни переговорил с сотнями священников, мирян, монахов и монахинь. Он договорился с приходами о чине их присоединения к Патриарху, разработал чин покаяния, принял тут же десятки обновленцев, пришедших к Патриарху с покаянием.
Благодаря неукротимой энергии этого человека церковная организация в Москве была восстановлена в два дня. И что самое главное – епископ Илларион взял на себя тяжкое бремя переговоров с Е.А. Тучковым.
  После трехчасовых яростных споров было выработано следующее соглашение: Патриарх издает еще одно воззвание к верующим, в котором должно яснее и громче прозвучать его раскаяние в политических грехах, осуждение церковной эмиграции должно быть высказано в более категорической форме, чем в первом воззвании. Однако Е.А. Тучков пошел на большие уступки: он согласился на издание "Разъяснения" к инструкции 1 июня, которое фактически сводило на нет самую инструкцию, от принципа регистрации Иларион категорически отказался (выд. мною- Л.Р.) и Е.А. Тучков согласился на значительное уменьшение налогового бремени, которое несли храмы и духовенство... Епископ Илларион тут же засел за сочинение нового воззвания»
(Речь идет о воззвании Патриарха от 18 июня/1 июля Л.Р.).             Левитин, т.2

Без даты
  Встреча Патриарха Тихона с архиепископом Феодором Поздеевским.   
  Левитин:
  «Архиепископ Феодор считался в те времена оплотом церковного консерватизма и строгого православия... В 1917 году он тотчас же после Февральской революции ушел на покой и с тех пор жил в Даниловом монастыре, замкнувшись в суровой отчужденности. Строгий монах и безупречный аскет, знаток святоотеческого богословия и канонического права, владыка пользовался большим уважением среди архиереев, в числе которых было много его бывших учеников и ревнителей церковного благочестия. Архиепископ Феодор во время своего свидания с Патриархом предостерегал его против слишком больших уступок власти и против каких бы то ни было переговоров с обновленцами (епископ Илларион считал нужным оставить этот вопрос открытым).
    Архиепископ остался недоволен свиданием; Патриарх показался ему недостаточно твердым и властным.
  ...Это первое свидание архиепископа с Патриархом определило дальнейшую судьбу архиепископа Феодора: до самой смерти Патриарха Тихона Данилов монастырь играл роль оппозиции справа. Его сторонники были во много раз более ярыми "тихоновцами", чем сам Патриарх Тихон».                              Левитин, т.2




------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------