8 июля Воззвание обновленческого ВЦС
против Патриарха Тихона:
«Когда в 1921 году постиг нашу землю неописуемый голод и когда стали поедать трупы и убивать друг друга на пищу себе, он, Тихон, издал призыв всемерно противодействовать сдаче церковных ценностей для спасения умирающих, угрожая лишением сана священнослужителям и отлучением от церкви мирянам, которые пойдут против его распоряжения. Его воззваниями и действиями наша православная церковь была втянута в гражданскую войну, и сотни тысячи православных людей погибли во исполнение его указаний.
…Трепеща за свою жизнь и стараясь удержаться на прежнем своем церковном положении, он признался во всех своих государственных преступлениях, признался, что он сознательно и заведомо звал верующих на политические преступления и гражданскую войну и тем самым, спасая себя, предал всех, исполнявших свои распоряжения.
…Верующие православные люди! Многие тысячи братий ваших б. Патриарх Тихон, выполнявший волю своих советников, привел к расстрелу, к тюрьме, ссылке и разорению. Те же люди окружают его и теперь. Тот же безвольный и преступный старик хочет вести вас и теперь. Та же участь и те же слезы ожидают вас».
Правда. 1923. 8 июля. №151. Цит. по: Левитин. Стр.327-328. Комментарий
А. Левитина: «Этот документ можно назвать лебединой песнью Высшего Церковного Совета. Ни разу после этого Совет не собирался, а через несколько дней был и официально распущен. Это также последний документ, написанный и подписанный Красницким в качестве официального лица – после этого о нем услышала русская церковь только еще один раз, когда он через несколько месяцев опубликовал свое заявление на имя патриарха Тихона с просьбой принять его в общение с собой и с безоговорочным признанием его главой Русской Православной Церкви».
Левитин. Стр.328.9 июля Вторая телеграмма
митр. Евдокима по поводу возвращения Патриарха Тихона к своему служению:
«Попытку б. патриарха Тихона начать совершать богослужения считаю немыслимой и противоестественной. Тот, кто обагрил себя кровью с ног до головы, потряс Церковь до основания, ввергнул множество людей в тюрьмы и ссылки, содействовал разорению всей Русской земли, поддерживая врагов русского народа за границей, дискредитировал новое наше правительство перед всем светом, – не может и не должен приступать к Божьему Престолу. Слишком велики преступления.
Митрополит Евдоким».
Известия 1923, № 153. Цит. по: Левитин. Стр.338.
9 июля Грамота Патриарха
Мелетия IV о согласии принять во временную юрисдикцию Финляндскую
Автономную Церковь с указанием
поминать имя также и Патриарха Тихона. А. Ведерников. ЖМП 1951, стр. 34-43
27 июня/10 июля Письмо Патриарха
Тихона с заявлением о поддельности послания от 23 ноября/6 декабря 1922г. с анафематствованием обновленческого ВЦУ как учреждения антихристова:
«Заявляю, что такового послания не писал и что таковое является поддельным и несоответствующим нашему взгляду. Это не что иное, как новая попытка зарубежных врагов Советской власти использовать нас еще раз, как Патриарха, в политических антисоветских целях».
Известия 1923, 10 июля, № 153
30 июня/13 июля Беседа Патриарха
Тихона с секретарем английского национального комитета "Руки прочь от России"
В.П. Коутсом.
Изложение беседы атеистическим органом "Безбожник":
«...В пятницу 13/7 бывшего Патриарха Тихона посетил секретарь английского национального комитета "Руки прочь от России" В.П. Коутс.
В.П. Коутсом был задан также вопрос: правда ли, что в России существует гонение на религию?
Тихон ответил, что
ни в каком преследовании какой бы то ни было религии Советскую власть обвинить нельзя и что в России каждый имеет полную свободу следовать своим религиозным убеждениям».
Безбожник 1923, № 311923, без даты Беседа Патриарха Тихона с приближенными, с просьбой
не доверять заявлениям, которые под его именем появляются в советской печати.
Свидетельство очевидца (со слов Новоселова). Левитин, т.2 2/15 июля Послание Патриарха
Тихона с обличением "Живой Церкви":
«Торжественно и во всеуслышание с сего священного амвона свидетельствуем, что все эти столь решительные заявления о соглашении с Нами и о передаче Нами прав и обязанностей Патриарха Российского Церкви ВЦУ, составленному священниками Введенским, Красницким, Калиновским и Белковым, есть ложь и обман! и что перечисленные лица овладели церковной властью путем захвата, самовольно, без всяких установленных правилами Нашей Церкви законных полномочий. На таковых Св. Церковь изрекает строгие прещения.
...И как воспользовались они захваченной Церковной Властью? Они употребили ее не на созидание Церкви, а на то, чтобы сеять в ней семена пагубного раскола, чтобы лишать кафедр православных епископов, оставшихся верными своему долгу и отказавших им в повиновении; чтобы преследовать благоговейных священников, согласно канонам церковным не подчинившихся им; чтобы насаждать всюду так называемую "Живую Церковь",
пренебрегающую авторитетами Вселенской Церкви и стремящуюся к ослаблению необходимой церковной дисциплины; чтобы дать торжество своей партии и насильственно, не считаясь с соборным голосом всех верующих, осуществлять в жизни ее желания.
Всем этим они отделили себя от единства Вселенской Церкви и
лишились благодати Божией, пребывающей только в Церкви Христовой. А в силу этого, все распоряжения не имеющей канонического преемства незаконной власти, правившей Церковью в Наше отсутствие, недействительны и ничтожны! и все действия и таинства, совершенные отпавшими от Церкви епископами и священниками, безблагодатны, а верующие, участвующие с ним и в молитве и таинствах, не только не получают освящения, но подвергаются осуждению за участие в их грехе.
...Выйдя из сети заключения и ознакомившись подробно с положением церковных дел, Мы снова восприемлем наши святительские полномочия,
временно переданные Заместителю Нашему, митрополиту Агафангелу (Преображенскому), но им по независящим обстоятельствам неиспользованные, и приступаем к исполнению Своих пастырских обязанностей...»
1. Губонин: ("Обновленцы...". Затворник А. Уфа, 1927)
2. Архив док.
З. Сб. док.1 (у Левитина это послание не указано).
20 июля Прибытие в Москву и торжественная встреча обновленческого митрополита
Евдокима. Сообщение в «Известиях» о нем, как о главе обновленческой церкви.
Левитин. Стр.337.
А. Левитин о деятельности митр. Евдокима:
«Внутренняя слабость обновленческого раскола после освобождения патриарха стала для всех очевидной. Для того чтобы обновленчество могло импонировать народу или хотя бы стать для него сколько-нибудь приемлемым, следовало его перестроить. Евдоким предложил прежде всего вернуться к традиционным церковным формам, упразднить столь дико звучащие в церковном быту "центральные комитеты", "губкомы" и "райкомы" и назвать церковный орган по старому Синодом. Затем следовало отмежеваться от наиболее дискредитированных лидеров, в первую очередь от Красницкого…
В Москву было экстренно
вытребовано несколько робких растерянных стариков из архиереев старого поставления, которые никак не могли понять, чего от них хотят, и робко жались к Евдокиму, которого они помнили еще молодым преуспевающим монахом – ректором Московской Духовной Академии.
Конец июля и начало августа – время наиболее бурной деятельности Евдокима. За две недели ему удалось добиться консолидации раскола. Митрополит Евдоким обладал энергией не меньшей, чем Красницкий. Однако манеры у него были другие. Величавый и надменный князь церкви, митр. Евдоким в этот момент импонировал решительно всем. Обновленческие батюшки подобострастно склонялись перед высоким духовным сановником, почуяв, наконец, привычную для них руку старорежимного архиерея. В иностранных посольствах митрополит Евдоким принимал вид образованного европейца, чему немало способствовала его великолепная английская речь.
Представителям вселенских патриархов и ученым теоретикам обновленчества из бывших академических профессоров импонировал диплом магистра богословия, полученный еще в 1898 г. Наконец, народ, бесцеремонно выталкивающий из церквей обновленческих батюшек, умолкал при появлении старого архиерея в белом клобуке, с генеральской осанкой, с барской пренебрежительностью в обращении».
Левитин. Стр. 339-340. Митрополит
Арсений (Стадницкий) о личности и деятельности
Евдокима (Мещерского): "Евдокима я знаю давно… Человек, несомненно, способный; но, по природе своей, лживый и неустойчивый в своих воззрениях. На первых порах он может подкупить своей обходительностью, но при более близком знакомстве лживость его натуры скоро обнаруживается… Время ректорства его в академии было… одним недоразумением и окончилось скандалом, так как он был удалён из академии после ревизии… Настаивал на скорейшем его уходе и митрополит Владимир, который не мог выносить его за лживость… Едва-едва дали ему Тульское викариатство. Здесь он тоже стал чудить, так что Преосвященный Тульский Парфений неоднократно просил Синод взять от него викария, который «невозможно» себя ведёт"
Проценко П. Г. Биография епископа Варнавы (Беляева). Н. Новгород. 1999
18/31 июля Разъяснение
прокурора Петроградской губернии:
«На заявление Ваше от 24 июля о поминовении за богослужением бывшего Патриарха Тихона сим разъясняем, что общественные его выступления предусмотрены ст. ст. 815 и 67 Уголовного кодекса, за каковые он привлечен к суду, то явно проявленное признание его отдельными гражданами и группами в качестве своего духовного руководителя, а равно публичное поминовение его за богослужением могут дать законный повод к возбуждению уголовного преследования против виновных в пособничестве в контрреволюционных действиях...»
Аналогичное разъяснение Новгородского прокурора:
«Торжественное поминовение на ектений, во время великого входа и т.п. заведомых контрреволюционеров, как например, бывшего Патриарха Тихона, находившегося под судом, именование его "Господином нашим" и проч. уже выходит за рамки простой молитвы и является публичным изъявлением хвалы заведомым врагам советской власти.
...Служители культа, которые будут продолжать такое поминовение... как лица социально опасные, на основании декрета ВЦИК от 18 августа 1922 года будут представляться в особую комиссию при НКВД для высылки в административном порядке с заключением на 3 года в лагерь принудительных работ».
Разъяснение 5-го
("ликвидационного" –
Л.Р.) отдела НКЮ:
«Пятый отдел ответил, что никакого Святейшего Синода в смысле всероссийской организации не существует. Такая организация и не может быть зарегистрирована.
Религиозные организации, вроде Синода, могут быть зарегистрированы только в результате
всероссийских съездов зарегистрированных религиозных обществ».
3/16 авг. Циркулярное письмо ЦК РКП(б), подписанное
И.В. Сталиным:"Об отношении к религиозным организациям".
Содержание письма в изложении
М. Одинцова: «В письме... расценивается как нарушение принципиальной линии партии
необоснованное закрытие церквей и молитвенных зданий, требуется "воспретить закрытие церквей, молитвенных помещений и синагог... где такое закрытие имело место – отменить немедля; ... воспретить аресты "религиозного характера", поскольку они не связаны с явно контрреволюционными деяниями служителей церкви и верующих». М.Одинцов.Наука и Религия,1990, № 5, стр.8 Примеч ЛР: Сталин в борьбе за власть против Троцкого – начинает проводить свою линию в церковном вопросе: делая ставку не на обновленчествоб "детище" Троцкого, а на более традиционные формы церковности)Лето 1923 Открытие
Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН).
7/20 авг. Официальное приветствие обновленческому Синоду (во главе с митр. Евдокимом) проживающих в Москве представителей
Константинопольского Патриарха (архим. Иаков) и Александрийского Патриарха (архим. Павел).
ВСС 1923, № 1
8/21 августа Заседание обновленческого Высшего церковного совета во главе с
митр. Евдокимом. Некоторые пункты Постановления:
«1.Восстановить связь с заграничными Восточными Церквами, послать полномочных авторитетных представителей Священного Синода на Восток, а также в Европу, Англию и Америку.
2. Восстановить
теснейшую связь с местами и широкими народными массами.
3. Объединить все обновленческое движение, забыть раз навсегда все разделения и разногласия.
4.Обратиться с воззванием ко всем верующим от имени Святейшего Синода и старейших иерархов Православной Церкви с призывом к миру и единению, с осуждением действий бывшего патриарха Тихона, ведущего Церковь по пути раскола церковного и на новую кровавую Голгофу.
5.Приступить немедленно к изданию двухнедельного журнала «Вестник Священного Синода".
6.Пересмотреть список уволенных на покой, преданных епископов с тем, чтобы воспользоваться их трудами в деле восстановления мира церковного».
Левитин. Стр.340-341. Комментарий
А. Левитина: «Август 1923 года –
важнейшая веха в истории обновленчества – начало нового, “синодального” периода.
Каковы особенности этого периода?
Прежде всего следует отметить исчезновение всех экстравагантностей первого года... С этого времени обновленчеству становится присуща внешняя монументальность форм. Грамоты Священного Синода, написанные нарочито архаическим стилем, пышность архиерейских богослужений, византийская терминология: "Изволилось Нашей мерности", "Писана сия грамота в лето от сотворения мира" и т.д. Все это делало обновленчество слепком с официальной церкви и давало определенный положительный результат: таким образом удавалось кое-где примирить с обновленцами старорежимных людей.
Вопрос, который появлялся у всякого беспристрастного наблюдателя, был следующий:
"
Да из-за чего сыр-бор разгорелся?" Из-за чего происходит раскол, если ни в чем нет никакой разницы? И ответить на этот вопрос было довольно трудно. Впрочем, митрополит Евдоким явно вел курс на примирение с патриархом…
Прежде всего бросалось в глаза отсутствие в Синоде главных вождей обновленчества: В.Д. Красницкого и А.И. Введенского…»
Левитин. Стр.341-342.8/21 авг. Зачитано на пленуме обновленческого Синода письмо старообрядческого архим. Иоанна о признании обновленцев и осуждении Тихона.
ВСС 1923, № 1 14/27 авг. Публичное покаяние перед Патриархом Тихоном митрополита
Сергия (Страгородского) за участие в обновленчестве
(подробное изложение в книге "Трагедия Русской Церкви" –
Л.Р.) Вот
как описывает это событие митр.
Мануил (Лемешевский): "На первый взгляд для знатоков истории обновленческого раскола стало бы непонятным, почему Патриарх Тихон, олицетворение любви безграничной и милости бесконечной, применил такие строгости к этому старцу, когда других отпадавших в обновленчество архиереев принимал в своей келье и келейно прощал содеянный грех. Конечно, он поступил правильно. Ведь недаром говорится, что "большому кораблю большое и плавание". А он
(митр.Сергий –
Л.Р.) был кормчим большого корабля, он был "ума палата", он был иерарх выдающийся, а не посредственный...
Своими качествами, достижениями и вкладами он достиг в среде своих собратьев по архипастырству явного преимущества. Даже скромный Святейший Тихон признавал, что владыка Сергий давил окружающих своим интеллектом, давил своими глубокими знаниями во всех областях и многообразных дисциплинах богословия и языкознания.
Поэтому Святеший Тихон и обставил чин покаяния и приема митрополита Сергия в соответствующей величественной обстановке, давившей на его неложное смирение и сокрушение сердечное.
И вот, этот отец всех чаяний русской современной богословской мысли, этот неутомимый исследователь во всех областях богословских наук
(оставим эти оценки на совести митр. Мануила –
Л.Р.), стоит на амвоне, лишенный моментом покаяния и архиерейской мантии, и клобука, и панагии, и креста... Кланяется низко Святейшему Тихону, восседавшему на кафедре, в сознании своего полного уничижения и признанной им вины приносит он дрожащим от волнения, на этот раз негромким голосом свое покаяние. Он припадает до пола и в сопровождении патриарших иподиаконов и архидиаконов тихо сходит с солеи и приближается к вершителю его судьбы, к кроткому и всепрощающему Святейшему Тихону. Снова земной поклон. Постепенно вручаются ему из рук Святейшего панагия с крестом, белый клобук, мантия и посох. Патриарх Тихон в немногих словах тепло, со слезами, приветствует своего собрата во Христе взаимным лобзанием, и, прерванное чином покаяния, чтение часов возобновляется.
Все тяжелые переживания стыда и муки раскаяния остаются отныне позади. Митрополит Сергий соучаствует в сослужении с Патриархом Тихоном за Божественной всепримиряющей литургией...".
1. Митр. Мануил
2. Левитин, т.2 21 авг./З сент. Циркулярное письмо
обновленческого Синода о "страшной опасности, в которую их может ввергнуть Белавин" (т.е. Патриарх Тихон).
Послание
обновленческого Синода всем Восточным Патриархам.
ВСС 1923, № 1 Август Воззвание Патриарха
Тихона и группы иерархов: арх. Тверской Серафим (Александров), арх. Уральский Тихон (Оболенский), арх. быв. Верейский Иларион (Троицкий).
«Ныне Церковь решительно отмежевалась от всякой контрреволюции. Произошла социальная революция. Возврат к прежнему строю невозможен. Церковь не служанка тех ничтожных групп русских людей, где бы они ни жили – дома или за границей, – которые вспомнили о Ней только тогда, когда были обижены русской революцией, и которые хотели бы Ею (Церковью) воспользоваться для своих личных политических целей.
Церковь признает и поддерживает Советскую власть, ибо нет власти не от Бога. Церковь возносит молитвы о стране Российской и о Советской власти. Православные епископы убеждены, что смута церковная прекратится только тогда, когда будет восстановлен канонический строй церковного управления и когда верующими в точности будут соблюдаться касающиеся Церкви законы государства.
Православное Церковное Управление прежде всего не должно вмешиваться в жизнь тех общин, которые не выразят свободного и добровольного согласия подчиниться его руководству. Православные общины, сознающие необходимость для них иметь законнопреемственную иерархию, сами вступят в духовный свободный союз с Православным Церковным Управлением. ...Церковь переживает важный исторический момент. Священники обязаны подробно выяснять себе и своим пасомым, что Русская Православная Церковь ничего общего не имеет с контрреволюцией. Долг пастыря довести до сознания широких масс верующего народа о том, что отныне Церковь отмежевалась от контрреволюции и стоит на стороне Советской власти».
1. Известия 1923, № 186
2. Безбожник 1923, № 36
Конец сентября Совещание в Донском монастыре
27 православных епископов. Доклад арх. Серафима (Александрова), арх. Илариона (Троицкого) и арх. Тихона (Оболенского) о результатах предварительных переговоров с обновленческим
митр. Евдокимом по поводу преодоления раскола.
Упоминание арх. Серафима о желательности присутствия на этом совещании арх. Феодора (Поздеевского), "как авторитетного ученого и популярного в Москве святителя. Официальное приглашение арх. Феодору передано, но он ничего не ответил, сам не явился на это собрание"
Присутствие на собрании единомышленников еп. Феодора.
Выступление еп. Амвросия,
быв. Винницкого, сторонника арх. Феодора, с отклонением всяких переговоров с обновленцами.
Выступление арх.
Илариона (Троицкого) с утверждением, что нет другого выхода, как договориться с обновленцами, не нарушая канонических устоев Церкви:
"Все наше разделение основано на недовольстве некоторыми иерархами и православными мирянами личностью Патриарха Тихона". Как указал в докладе арх. Серафим,
обновленцы предложили открыть общий Собор под председательством Патриарха Тихона, с тем, чтобы Патриарх сам отказался от управления Церковью и ушел на покой. После этого Собор должен восстановить его в сущем сане.
(Примеч ЛР: Евдоким пытается "заменить" собой Патриарха Тихона!!)Дополнение
арх. Серафима: «Мы ни одного шага не можем сделать в делах без воли Патриарха Тихона. Конечно, обо всем этом я Святейшему докладывал и просил его благословения на собрание. Святейший Патриарх Тихон мне ответил так (я привожу буквально слова Его Святейшества):
"Надоел я вам, братцы, возьмите метелку и гоните меня"».
Закрытым голосованием проект примирения был отклонен большинством голосов.
Комментарий
Левитина:«Как можно видеть из приведенных воспоминаний, в непосредственном окружении Патриарха существовало в то время два течения: непримиримое – во главе с архиеп. Феодором – и сторонники компромисса, наиболее тактичными представителями которых были архиепископ Серафим Александров (впоследствии – один из главных соратников митрополита Сергия) и архиепископ Иларион».
Левитин и Шавров приводят воспоминания
еп. Гервасия о даниловской группировке:
«Архиепископ Феодор жил тогда в Даниловом монастыре, который был тогда местопребыванием еще нескольких, крайне консервативных и очень стойких, архиереев антониевской школы – епископа Пахомия и других. Завсегдатаями были архиепископ Угличский Серафим (Самойлович), арх. Гурий (Степанов) и митр. Серафим (Чичагов).
"А, это в конспиративном Синоде", – говорил про них с насмешкой Патриарх Тихон. Архиепископ Феодор мне говорил, ругая Илариона, что он погубит Патриарха Тихона и Церковь, а в Патриархе все спасение. Если же Патриарха Тихона не будет, то власть не допустит вообще в России патриаршества, а без патриаршества для Церкви – крах».
1.Левитин, т.2
2. ВСС 1927, № 4, стр. 23
18 сентября Послание обновленческого Синода за подписью
митр. Евдокима
в адрес Константинопольского Патриарха:
«Сердца наши давно были преисполнены глубокой скорбью от прекращения общения с нашей Великою матерью Вселенской Константинопольской Церковью, просветившею нас светом христианского учения.
Причиною тому были катастрофические потрясения в нашей политической и церковной жизни. Ныне, к великой нашей радости,
грозные тучи на нашем небосклоне рассеяны, и мы можем снова обратиться со словами привета, мира и любви к Вам.
Сообщаем Вам кратко пережитое нами в это время. Наш бывший Святейший патриарх Тихон не по интригам, а силою вещей, благодаря своим непростительным ошибкам, политическим и церковным, 12 мая 1922 года потерял церковную власть. Грубое, открытое вмешательство его в политику принесло море слез, страданий и горя всей Русской земле. Самовластное, под конец единоличное, и совсем незаконное управление церковными делами привело к полному потрясению всей нашей церковной жизни. Благодаря недальновидной политике патриарха многие из лучших наших архипастырей и мирян преждевременно
умерли (!! - ЛР) или оставили свое служение. Церковная жизнь без надежных руководителей и надлежащего руководства пришла почти в анархическое состояние. Всеми церковными людьми, в особенности нашими пастырями, были вспомнены в это время вековые потрясения и неправды, перенесенные ими от своих непосредственных начальников. Печать лишь в слабой мере отразила
бурю негодования, объявшего весь церковный мир,
(это - про обновленчество! - ЛР) – церковный корабль наш стал как бы объят пламенем буквально сверху донизу.
Когда корабль церковный, объятый весь пламенем, бросаемый из стороны в сторону по волнам бушующего моря, остался без кормчего, небольшая группа духовных лиц, состоящая из епископов, пресвитеров и мирян, твердо взяла церковный руль в свои руки. Что пришлось перенести этим кормчим в течение одного только года управления, чтобы умиротворить мятущихся, сгладить социальную неправду, залечить раны от тяжких несправедливостей, восстановить отношения с государственной властью, когда разгоревшиеся страсти, подстрекательство злонамеренных людей, изнутри и извне пытавшихся разрушить созидательную работу, – об этом скажет правдивое слово беспристрастная история.
В настоящее время наш церковный корабль уже недалек от тихой безмятежной пристани. Собор 1923 г. в значительной степени умиротворил взволнованные умы. Ныне наши обновленческие группы принципиально признали делом первой необходимости полное примирение, и наша Церковь есть по прежнему "Российская Православная Церковь", покоящаяся на незыблемом основании Священного Писания и Священного Предания.
…Успокоенная в значительной степени наша церковная жизнь месяц тому назад подверглась новому тяжелому испытанию. Бывший патриарх Тихон, освобожденный
до суда из под ареста, несмотря на полное
лишение его Собором 1923 года, состоявшим из 73 архипастырей, 500 пресвитеров и мирян, прав священнослужения, начал открыто служить в храмах и раздирать снова Хитон Христов… Всякий благоразумный человек ясно видит и осознает, что эта затея патриарха кончится снова применением ко всем
определенной гражданской меры… Тихон покаялся в первой половине своих ошибок, предъявленных ему, когда признал открыто перед всем миром Советскую власть. Пусть так же открыто он признает и вторую половину своих ошибок, предъявленных ему (полное расстройство церковных дел), и обратится ко всем – от архипастыря до мирянина – со словами покаяния, просьбою о прощении и примирении со всеми.
…Мы – верные сыны Святой Православной Церкви и никогда ни за что не сменяем веры отцов наших, дедов и прадедов ни на какие другие новые веры и никогда не оторвемся от православного Востока…
Мир и любовь и общение между нами да сохранятся нерушимо навеки, как они сохранялись до сих пор уже две тысячи лет».
ВСС 1923. №1. 18 сентября. А. Левитин о состоянии Константинопольского Патриархата:
«Тяжелым было это время для древнего Константинопольского Патриаршего Престола. Даже в летописях многострадальной Константинопольской церкви найдется не много страниц более смутных, более кровавых, более унизительных, чем история пяти лет, прошедших с 1918 по 1923.
Поражение Турции в мировой войне, занятие Константинополя союзными войсками, кемалистская революция и свержение султаната – все эти события так или иначе затрагивали Церковь. Наиболее болезненно сказалась на положении Вселенского патриархата греко-турецкая война. Военное выступление Греции под лозунгами: "Малая Азия – эллинам". "Отомстим за пятисотлетние страдания христиан", "Вернем Консиантинополь грекам", победоносное продвижение эллинских войск, всколыхнувшее всех греков, населяющих Турцию, национальный подъем в Турции – неожиданная победа Турции, воспрянувшей из праха, – все эти события потрясли Фанар (резиденцию Вселенского патриарха).
Достаточно сказать, что за пять лет сменилось шесть патриархов. Несколько раз патриарх был выселен насильственно из Константинополя. Неоднократно Фанар осаждался разъяренной толпой. Кемаль и его правительство разговаривали с Патриархией твердым тоном и властно диктовали ей свою волю. В сентябре 1923 года патриарший престол занял престарелый патриарх Григорий, водворенный в Фанар вместо изгнанного турками Константина. Патриарх Григорий вел осторожную, лавирующую политику.
Его кратковременное святительство имело, однако, важное значение в истории Православия… Патриарх Григорий VII и его окружение решительно стали на путь сближения с Западом.
… Как известно, в течение почти 500 лет турецкого господства (1451-1918) Фанар как бы окостенел в традиционном самосознании. Вплоть до ХХ века в Греции практиковалось
перекрещивание христиан западного исповедания как еретиков. Решение Святейшего правительствующего Синода Русской Православной Церкви принять (в середине прошлого века) английского диакона Пальмера через миропомазание чуть не вызвало отлучения Русской Православной Церкви как еретической.
Не только болгарская церковь официально рассматривалась Фанаром как схизматическая, но и сама русская церковь была в Константинополе под подозрением,
как не вполне православная: Фанар сносился с Россией крайне неохотно. Послания, направляемые в Россию, никогда не выходили за рамки строго официальной вежливости.
И вот при патриархах Мелетии и Григории VII Фанар полностью
порвал с этой вековой традицией. Оживленные связи с англиканской церковью, усиленные контакты с протестантскими церквами, следствие которых было вхождение Греческой Православной церкви в экуменическое движение – таковы новые вехи Константинопольского престола. В конце 1923 года Вселенский патриарх выступил с двумя грандиозными проектами, которые должны были значительно сблизить Восточную церковь с Западом: переход Православного Востока на новый стиль и созыв Вселенского Собора восточных православных церквей.
По отношению к русской церкви Вселенский престол занял осторожную дипломатическую позицию. В то время как представитель Вселенского патриарха в Москве распинался в своих чувствах к Синоду, в чем значительную роль играло турецкое посольство в Москве, представлявшее в то время правительство, связанное
дружбой и союзом с РСФСР – Вселенский патриарх в течение нескольких месяцев не отвечал на послание Евдокима».
Левитин. Стр.407-409.
10/23 сент. Статья в газете "Известия" одного из лидеров обновленчества, митрополита
Антонина (Грановского):
«Благодарение Христу, что Он пресек каноническую преемственность обновленной церкви от Тихона, спас церковь от разъедавшей ее, как ржавчина, архиерейской вражды против революции.
Что передал Тихон митр. Агафангелу?
Озлобленность и непримиримость по отношению к революции.
В том и спасение наше, что мы не почерпнули ни одной ложки отравы из злобной бочки тихоновской контрреволюции, не унаследовали староцерковнического демонизма по отношению к революции, но возгрели в собственных тайниках сердца осенившее нас Христово чувство и подошли к революции с благожелательством.
Церковь Христова, простодушие которой эксплуатируют Тихоны
и Илларионы и на нем откармливаются, лежала избитою и израненною. Ходили ее путями чванные родовитою преемственностью, стародавними мандатами на благодать – священники и левиты – Тихоны и Илларионы, и от их "патентованного" охаживания ничего, кроме горя и бед, церкви Божией не приходило, а пришли Антонины-обновленцы, которых тихоновцы называют "самарянами", и нашли общий язык и дружбу с революцией, нашли пластыри и стали залечивать церковные раны.
"Благодатные" Тихоны и Илларионы только и делали, что открыто и подпольно разжигали вражду против революции и уплотняли тюрьмы и сами были помяты революционным зажимом, а "безблагодатные" обновленцы отводили смертоносные дула от доверчивых жертв революции, загнанных под расстрел Тихоном. Тихон с Илларионом вырабатывали "благодатно" удушливые газы против революции, и революция ополчилась не только на тихоновских церковников, но и на всю церковь, как на скопище заговорщиков.
Илларион ходит и окропляет храмы после обновленцев. Он наглостью входит в эти храмы. Как евреи в судный день бьются лбами о "стену плача", так староцерковники должны своими книжнически муравлеными лбами припасть к стенам храмов и здесь оплакивать свое упрямое окаянство, свое ожесточение против революции, свою сердечную жесткость против нравственной правды революционных достижений, каяться и просить у Христа прощения за раны и горе Его церкви. Тихон с Илларионом – подсудимые перед революцией, досадители церкви Божией, и в свое извинение не могут представить никаких добрых дел».
Известия 1923, 23 сент.
16/29 сентября Прибытие в Петроград епископа
Мануила (Лемешевского) для борьбы с обновленчеством.
Состояние Петроградской епархии к лету 1923 г. (по
Левитину и Шаврову):«В феврале 1923 года, после ареста епископа Николая (Ярушевича) и ссылки его в Коми-Зырянский край, Петроградская автокефалия распалась, лишенная руководителей; не имея четкой и ясной платформы, испытывая нажим со стороны властей, автокефалисты вынуждены были отдать обновленцам все свои храмы. Только 5 храмов из 123 не признавали ни Собора 1923 года, ни ВЦС. Самым большим из этих храмов был Спасо-Преображенский Собор (на Литейном), который с огромным трудом отражал яростные атаки обновленцев, благодаря энергии и стойкости настоятеля, о. Сергия Тихомирова.
…Иеромонах Мануил был избран для хиротонии во епископы в феврале 1923 г. сторонниками автокефалии в Петрограде. В июле ходоки из Петрограда ходатайствуют за него перед Патриархом Тихоном. 8/21 сент. Мануил возведен в сан архимандрита арх. Феодором в Даниловом монастыре, 10/23 сент. хиротонисан Патриархом Тихоном во епископа Лужского.
Из слова Патриарха при наречении:
"Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя на новом поприще твоего служения, но мужайся и верни мне епархию"».
Левитин, т.2 26 сент./9 окт. Учреждение в Праге
Братства Святой Софии.
Прот. Сергий (Булгаков): "Вчера, 26-го, в день св. апостола Иоанна Богослова, собравшиеся у меня А.В. Карташев, П.И.Новгородцев, П.Б. Струве, В.В. Зеньковский, С.С. Безобразов и Г.В. Флоровский постановили учредить православное братство имени Божественной Софии и признать это собрание учредительным (при условии утверждения церковной властью), на мою долю выпадает быть главою этого братства. Да благословит Господь, и да наставит нас сама Божественная София, Премудрость Божия. Странно думать человеческой мыслью о совершившемся начинании. Если есть на то воля Божия, то это есть историческое, даже всемирноисторическое событие... И как будто нарочно в мой дом вступила икона Божественной Софии (Юлин дар), и горит она и светит снова в моем было погасшем сердце..."
Прот. Сергий Булгаков. Дневниковая запись «Из памяти сердца». 27 сентября 1923 г. (Прага). Страница Свято-Филаретовского Института. Братство Святой Софии. http://archive.sfi.ru/rubrs.asp?rubr_id=306
Члены Братства:
Глава – о.Сергий Булгаков
Секретарь – В.В.Зеньковский (прот.)
Арсеньев Н.С.
Афанасьев Н.Н. (прот.)
Безобразов С.С. (еп.Кассиан)
Бердяев Н.А.
Вернадский Г.В.
Ельчанинов А.В. (прот.)
Зандер Л.А.
Зызыкин М.В.
Карташев А.В.
Лаппо И.И.
Новгородцев П.И.
Остроухов П.А.
Соловьев А.В.
Струве П.Б.
Трубецкой Г.Н., кн.
Трубецкой С.Е.
Федотов Г.П.
Флоровский Г.В. (прот.)
Франк С.Л.
Зеньковский Василий Васильевич, протоиерей (1881-1962) – богослов, историк философии, доцент философии Киевского университета (1916- 1919), с января 1920 в эмиграции в Белграде, профессор Белградского университета (1920-1923), с 1923 в Праге, основал и возглавил Русское педагогическое бюро (1923-1926), один из организаторов и первый председатель (1923-1926) РСХД, с 1926 в Париже, профессор, позднее ректор Богословского института (1926-1962), редактор журнала "Вестник РСХД" (1937-1938).
Арсеньев Николай Сергеевич (1888-1977) – философ, богослов, культуролог, приват-доцент кафедры западноевропейской литературы Московского университета (в 1914-1918), профессор кафедры сравнительной истории религий Саратовского университета (в 1918), эмигрироровал в Варшаву в апреле 1920, преподаватель (с 1921), а затем профессор русской литературы Кенигсбергского университета (в 1924- 1944), с мая 1945 жил в Париже, преподавал в Institut St. Denis, Сорбонна, с февраля 1948 профессор Свято-Владимирской духовной семинарии (Нью-Йорк), председатель Русской академической группы в США (1971-1977).
Вернадский Георгий Владимирович (1887-1973) – историк, приват-доцент Петроградского университета (1914-1917), профессор Пермского (1917-1918) и Таврического (1919-1920) университетов, эмигрировал в ноябре 1920, жил в Константинополе, в Афинах, с 1922 в Праге, профессор Русского юридического факультета (1922-1927), участник евразийского движения, в 1927 переехал в США, занимался научно- исследовательской работой в Йельском университете (1927-1946), профессор русской истории в Йельском, Гарвардском, Колумбийском и Чикагском университетах (1946-1956), пожизненный президент Американской ассоциации содействия славянским исследованиям (1965).
Зандер Лев Александрович (1893, Санкт-Петербург – 1964, Париж) – философ, богослов, секретарь РСХД, член Содружества св.Албания и преп.Сергия, видный деятель экуменического движения. (фото)
Зызыкин Михаил Васильевич (1880-1960, Аргентина) – историк, преподавал в Софии, затем был профессором православного факультета в Варшаве. Автор капитального труда о патриархе Никоне.
Карсавин Лев Платонович (1882-1952) – религиозный философ, историк-медиевист, профессор Петербургского университета (с 1913), участник петроградского "Братства Святой Софии" (1918-1922), в ноябре 1922 выслан из России, жил в Берлине, один из организаторов, затем сотрудник Русского научного института, соучредитель издательства "Обелиск", с 1926 в Кламаре под Парижем, член редколлегии газеты "Евразия" (1928-1929), один из идеологов евразийского движения, заведующий кафедрой всеобщей истории Каунасского университета (1928- 1940), летом 1940 после аннексии Литвы оказался на советской территории, преподаватель Вильнюсского университета, затем Вильнюсского художественного института (1945-1946), директор Художественного музея (1947-1949), в июле 1949 арестован, умер в заключении.
Карташев
Антон Владимирович (1875-1960) – общественно-политический и церковный деятель, богослов, историк русской церкви, публицист, член ЦК партии кадетов, в 1906-1918 доцент, затем профессор и зав.кафедрой истории религии и церкви Высших Бестужевских курсов, обер-прокурор Священного синода (с июля 1917), министр исповеданий Временного правительства (август-сентябрь 1917), соучредитель "Братства Святой Софии" (1918-1922), с января 1919 в эмиграции в Финляндии, председатель Русского политического комитета, вице-председатель и министр иностранных дел Политического совещания при генерале Юдениче (май-август 1919), с мая 1920 в Париже, председатель Русского национального комитета (с 1924), профессор Богословского института (1925-1960), соредактор журнала "Борьба за Россию" (1926-1931), председатель Русской академической группы во Франции.
Кассиан, епископ (Сергей Сергеевич Безобразов; 1892-1965) – сотрудник Публичной библиотеки (1914-1917), преподаватель Женских (Бестужевских) курсов (1918), профессор Туркестанского университета в Ташкенте (1920-1921), в 1922 выслан из России, жил в Париже, основатель и профессор Православного Богословского института (1925-1965), в 1932 пострижен в монахи, архимандрит (с 1936), в 1939-1946 в Афонском монастыре, с 1947 ректор Православного Богословского института и наместник Сергиевского подворья.
Лаппо Иван Иванович (1869-1944) – историк, был профессором в Юрьевском и Ковненском университетах. Писал на темы русской православной культуры и взаимоотношении России с западными славянами.
Новгородцев Павел Иванович (1866, Екатеринославская губ. – 1924, Прага) – юрист, философ, профессор права в Московском университете, декан Русского юридического факультета в Праге.
Остроухов Павел Александрович (1885-1965) – историк, экономист, председатель петроградского политехнического института. В эмиграции – преподаватель, начиная с 1921 г., Русского юридического факультета в Праге, затем доктор философии пражского Карлова университета.
Соловьев Александр Васильевич (1890, Калиш – 1971, Женева) – историк, профессор Белградского (1920-1931), Женевского (1953-1960) университетов.
Струве Петр Бернгардович (1870-1944) – общественно-политический деятель, экономист, историк, публицист, преподаватель петербургского Политехнического института (1906-1917), редактор журнала "Русская мысль" (1906-1918), депутат 2-й Государственной думы, академик Российской АН по отделу политической экономии (1917), с декабря 1918 в эмиграции в Финляндии, затем в Лондоне и Париже, с 1921 в Софии, возобновил издание журнала "Русская мысль" (София, 1921; Прага, 1921-1923; Париж, 1927), профессор политэкономии Русского юридического факультета в Праге (1922-1925), председатель Русской академической группы в Чехословакии (1922-1925), с мая 1925 жил в Париже, редактор газет "Возрождение" (1925-1927), "Россия" (1927-1928), "Россия
и славянство" (1928-1934), профессор Русского научного института в Белграде (1928-1940).
Т
рубецкой Григорий Николаевич, князь (1874, Москва – 1930, Париж) – дипломат, общественно-церковный деятель, мемуарист. Член Московского собора 1917-1918 гг. В эмиграции – близок к евразийскому движению, сотрудник РСХД.
Трубецкой Сергей Евгеньевич, князь (1890-1949) – сын философа Евгения Николаевича Трубецкого, в эмиграции – общественный деятель.
Флоровский Георгий Васильевич (1893-1979) - философ, богослов, эмигрант. Окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета. В 1916 г. по окончанию университета оставлен при кафедре философии и психологии для подготовки к профессорскому званию. С октября 1919 г. - приват-доцент университета. С 1920 г. в эмиграции в Болгарии, с 1921 г. в Праге. Читал курс истории русской литературы в Высшем коммерческом институте. В 1923 г. защитил докторскую диссертацию по теме: "Историческая философия Герцена". С 1923 г. занял должность приват-доцента на кафедре истории философии и права Русского юридического факультета. С 1926 г. жил в Париже, где являлся профессором патрологии Богословского института, также преподавал греческий язык. Активный участник РСХД, Годы второй мировой войны 1941-1944, провел в Белграде. В 1944 г. переехал в Прагу, а в 1945 г. вернулся в Париж. В 1948 г. переехал в США, где получил место профессора догматического богословия Свято-Владимирской духовной семинарии в Крествуде. С 1956 по 1964 г. Флоровский - профессор церковной истории в Гарвардском университете. В 1954 г. избран президентом Национального совета церквей в США. В 1964 г. вышел на пенсию и переехал в Принстон, где работал приглашенным профессором на кафедре славистики и богословия. Умер в Принстоне. Личный архив хранится в Файерстоунской библиотеки Принстонского университета и в библиотеке Свято-Владимирской библиотеки.
Страница Свято-Филаретовского Института. Братство Святой Софии. http://archive.sfi.ru/rubrs.asp?rubr_id=306Бибихин Владимир Вениаминович о Братстве Святой Софии
Именно вопрос о церковной власти (юрисдикции) в протоколах заседаний православного братства Святой Софии, Премудрости Божией, стал главным сразу на первых организационных заседаниях при утверждении Устава, молитвенного правила, годового праздника (21 сентября); потом он перешел через отношение церкви к царю в вопрос о политической власти и оказался по существу единственным, который настойчиво и живо обсуждался. Братство людей, эмигрировавших в разные страны, было непривычно внутри традиции, где община почти всегда предполагагла общность территории.
В.В.Бибихин. Другое начало. Спб. "Наука", 2003. Стр. 283
Октябрь Массовое возвращение обновленческих приходов Петрограда в патриаршую церковь.
Рассказывает
А. Левитин: «Еп. Мануил прибыл в Петроград в субботу 29 сентября 923
года, рано утром. Уже самое его прибытие потрясло весь церковный Питер – совершенно неожиданно для обновленцев раздался трезвон со всех прилегающих к вокзалу церквей, которые официально числились в ведении ВЦУ. Первую свою всенощную епископ Мануил вел себя так, как будто бы никаких обновленцев здесь не было.
Для постороннего наблюдателя пассивность обновленцев в городе, который читался их цитаделью, является совершенно непонятной. Разгадка заключается в том взрыве народного энтузиазма, который в первые дни смел обновленцев. Толпы народа встречали епископа с восторгом, с кликами радости, со слезами. До епископа Мануила только один человек пользовался таким почитанием – о. Иоанн Кронштадский.
Октябрь 1923 года вошел в историю раскола как месяц петроградского разгрома. В тот месяц около трех четвертей петроградских приходов присоединилось к патриарху. В области дело обстояло еще хуже для обновленцев. Здесь можно говорить о почти стопроцентном переходе сельских храмов к патриарху.
…С необыкновенным жаром епископ обрушивался на обновленцев, призывая свою паству стать за Православную Церковь, за Святейшего патриарха, стоять тверда и. если нужно, умереть. И все чувствовали, что это "умереть" не было простым словом в устах епископа.
Большей частью покаяние принималось за всенощным бдением, когда в храмах было много молящихся. Покаяние совершалось так: за вечерним богослужением, пением "Хвалите имя Господне", через царские врата на солею выходил епископ и становился лицом к народу. В это время южными и северными дверями выводили священнослужителей также на солею и устанавливали их в ряд, лицом к народу. Затем каждый из них произносил покаянное слово перед верующими, делал три земных поклона на три стороны, просил у верующих прощения за свое заблуждение и, поклонившись епископу и получив от него благословение, уходил в алтарь.
Такая форма покаяния вполне соответствовала историческому моменту. Нельзя было применить по отношению к обновленцам слишком мягкие меры, поскольку их заблуждения затрагивали религиозное чувство народа. Вот почему и покаяние должно было совершаться и совершалось перед народом.
К этому следует прибавить, что к покаянию обновленческих священнослужителей примешивался один момент, вызывавший в то время серьезные возражения: публичное чтение каявшимся священником Символа веры, как будто принимали не раскольника, а еретика.
Все эти эпизоды можно объяснить лишь всеобщим озлоблением против обновленцев. Почти в каждом приходе был священник, арест которого приписывался проискам обновленцев, – народная молва считала их ответственными за кровь митрополита Вениамина.
Приводя к покаянию обновленческих священнослужителей, еп. Мануил и после покаяния не оставлял их в покое: ежедневно, на протяжении недели, они должны были с ним служить литургию. Поэтому с ним
всегда служило не менее 30-40 священников и не мене 10-15 диаконов. Эти торжественные богослужения происходили в покаянной атмосфере. Религиозное воодушевление соединялось с проклятиями против обновленцев. В храмах, где еще держались обновленцы, чуть ли не ежедневно происходили эксцессы.
… Главнейшие храмы все еще были в руках обновленцев. Казанский и Исаакиевский соборы были прочно заняты обновленцами. Губисполком поддерживал их там твердой рукой – об их переходе к тихоновцам нечего было и думать.
Самым замечательным во всей этой "мануиловской эпопее" было то, что ни у кого - ни у самого владыки, ни у его друзей, ни у его врагов – не было ни малейшего сомнения в том, что в 2-3 месяца епископ со своими помощниками лишатся свободы.
Это и создавало в епископе и среди его ближайшего окружения то особое настроение героического подъема, которое как бы возвышает людей над действительностью и над бытом, обновляет их, смывает все мелкое, пошлое, что есть в каждом человеке.
Такие минуты не могут длиться очень долго; но тот, кто пережил их, всегда будет вспоминать о них, как о лучших мгновениях своей жизни».
Левитин, стр. 361-363. Октябрь Указ Патриарха Тихона о назначении настоятеля Данилова монастыря, еп. быв. Волоколамского
Феодора (Поздеевского), с возведением его в сан архиепископа, управляющим Петроградской епархией. Отказ еп. Феодора принять назначение.
Митр. Мануил
2 октября В связи с предстоящим отводом английских оккупационных войск
из Стамбула, Патриарх Константинопольский Мелетий IV покидает город и оставляет патриаршую кафедру.
(По данным еп. Триадийского Фотия, Мелетий покинул Константинополь 1 июля под предлогом болезни, а 20 сентября он официально уходит в отставку –
Л.Р.) А. Буевский ЖМП, 1953, № 3, стр.35
3 Октября. Публикация заявления Антнонина (Грановского) об отделении от обновленчесго Синода. Компетенции Синода над собой не признаю, – и, конечно, подчиняться Синоду не буду... Еще 29 июня я заявил, что считаю деятельность Синода вредной для Церкви, и провозгласил свою автокефалию (и, следовательно, не завиисящую от Синода Церковь, назвав ее Церковью Возрождения). Я твердо стою на реформистском пути.
В общем же, у меня коренное расхождение с другими церковными группировками. С Тихоном у меня нет ничего общего, ибо я опираюсь на совершенно иные социальные слои. Я отвергаю церковную иерархию, будь она монархической,
как у Тихона, или олигархической, как у Синода, я на ее место ставлю общину".
Известия, 1923, 3 октября, №234, с.4.Цит по: А.Левитин-Краснов, В. Шавров. Очерки русской церковной смуты. Стр. 542
Комментарий Анатолия Левитина: Таким образом, осенью 1923 года
Союз Церковного Возрождения начал свое существование в качестве самодовлеющей церковной общины.
Что же из себя представляла эта община?
...Основанная Антонином церковь отличается, главным образом, упрощениями и нововведениями в обрядах, как то: перенесением богослужений непосредственно в среду молящихся, употреблением русского языка вместо славяноского и т.п.
... Первым актом Антонина Грановского в качестве руководителя автокефальной церкви было
снятие с себя звания митрополита, (ЛР) Он заявил об этом во время литургии – 26 октября 1923 года – и официально прокламировал
отмену Союзом Церковного Возрождения любых титулов, отличий и званий. Отныне священнослужители лишь трех степеней, известных в апостольские времена, - епископы, священниеи и диаконы, – должны признаваться на Руси.
Не довольствуясь этим,
епископ Антонин (отныне он снова воспринял этот титул) сложил с себя митру, заявив, что больше никогда не будет употреблять этот суетный знак людского тщеславия. Он сложил с себя также архиерейскую мантию, заменив ее простой монашеской, и архиерейский саккос, заменив его фелонью. Из знаков архиерейского достоинства он оставли лишь
панагию, посох и омофор, как имеющие мистическое, символическое значение.
Он отменил торжественную церемонию архиерейских встреч и облачения, как несовмесимые с монашеским смирением.
...
Тучков относился крайне отрицательно к Союзу Церковного Возрождения...
А.Левитин-Краснов, В. Шавров. Очерки русской церковной смуты. Стр. 542-43
ОктябрьПровозглашение
Турции республикой (ликвидация султаната – в конце 1922 г.).
Укрепление политических и культурных связей между СССР и Турцией.
Богословские труды. Сб. 27. Москва, 1986, стр.288
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------