14 февраляПостановление правительства III Рейха, согласно которому оно начало осуществлять программу
помощи РПЦЗ, как государственно признанной конфессии: германское духовенство РПЦЗ стало получать регулярное жалование; выделялись субсидии на различные нужды Германской епархии и ее приходов; духовенство и епархия получили различные льготы.
Монах Вениамин (Гомартели). Летопись церковных событий. 1935 - 1936 год. http://www.russned.ru/stats/2171
8 марта Общее русское собрание в Нью-Йорке, посвященное 75-летию отмены крепостного права в России, с участием представителей 14 русских национальных организаций. В итоге обсуждения положения православной Церкви в Польском государстве собравшиеся вынесли резолюцию, осуждающую гонения на православие. Эти гонения русская эмигрантская общественность назвала “пережитками средневекового варварства”. Обращаясь к польскому правительству, собравшиеся предупреждали, что “такая антиславянская и антибратская политика чинов польской администрации в черную для России годину приведет в будущем к новой борьбе и ожесточению сердец польского и русского народов, что являлось тягостной ошибкой в прошлом и чего, конечно, всячески следует избегать в будущем”. Резолюцию протеста подписали православные иерархи в Америке архиепископы Виталий (Максименко), Адам и епископ Макарий. Текст резолюции был разослан в 19 стран, Сербскому Патриарху Варнаве, русским православным епископам, крупным русским общественным организациям, в редакции русских и иностранных газет, Римскому папе, в Лигу Наций, президенту Польской республики, митрополиту Дионисию и др.
Там же
5/18 апр.Очередной арест еп. Ковровского
Афанасия (Сахарова). Даты и этапы моей жизни.
20 марта
Св. Синод
Румынской Церкви принимает резолюцию по поводу законности
англиканских рукоположений:Текст Резолюции:
Его святейшество патриарх Константинопольский известил Св. Синод о том, что он признал законность англиканских рукоположений, и попросил наш Синод также изучить этот вопрос и известить его о нашем мнении… Св. Синод Румынской Православной Церкви рассмотрел следующие заключения своей комиссии:
Учитывая документы об апостольской преемственности, таинстве священства, Евхаристии, вообще святых таинствах, священном предании и оправдании, учтя разъяснения
англиканской делегации по всем этим вопросам, которые соответствуют учению Православной Церкви, комиссия единодушно рекомендует Св. Синоду Румынской Православной Церкви признать законность англиканских рукоположений.
Следует понимать, что вышеприведенная резолюция станет окончательной только когда высшее управление Англиканской Церкви подтвердит все заявления своих делегатов относительно таинства священства и связанных с ним важных пунктов заключенных в учении Православной Церкви…The Christian East, vol. XVI, 1936, pp. 16-19.
"Подтверждение это так и не пришло" ("Рус. Нед.").
Сайт "Русская Неделя". Летопись, 1936. http://www.russned.ru/stats/2171
27 апр./10 маяЗаседание Комиссии ЦИК СССР по культам под председательством
П.А.Красикова, из доклада Воронежской областной комиссии по культам:
"Обычное явление – закрытие церквей методами разных махинаций. Население видит эти незаконныe жульнические махинации и страшно возмущается. Что остается делать верующему? Идти к вожакам разных тeмных сектантских организаций, в контрреволюционныe организации, в подполье ... Такая политика может вызвать целое движение в народе... Религиозность загоняется в подполье."
М.Одинцов, в сб. "На пути к свобoде coвeсти. Стр. 53
ИюньЕпархиальное собрание в Париже, вынесшее отрицательную оценку решениям совещания иерархов в Карловцах.
Митр.Евлогий:
По докладу графа Коковцева, в прошлом премьер-министра России, собрание отказалось утвердить “Временное положение”. По словам митрополита Евлогия, Коковцев “совершенно раскритиковал “Временное положение”, разъяснив собранию, что этот проект своей централизацией предусматривал лишение их “всякой самостоятельности и сосредоточивал всю власть в Карловацком Синоде. Атмосфера на Съезде создалась довольно напряженная. Одни его члены носились с лозунгом “Мир!.. мир!..”, другие относились к этому лозунгу более вдумчиво, сдержанно. В окружении Съезда стал действовать какой-то “Комитет примирения” с участием графини Шуваловой; появились агитационные брошюрки с требованиями мира во что бы то ни стало.
Но мы вовремя остановили эту пропаганду на Съезде посторонних лиц, чем парализовали энергичный натиск “карловацких” приверженцев и вызвали в их лагере крайнее неудовольствие. После всестороннего обсуждения и оживленных дебатов “Временное положение” было Съездом отвергнуто. Что же касается
трудов о.С.Булгакова, то епископы, съехавшиеся на Собрание, имели совещание и постановили отложить суждение о них до окончания работ комиссии богословов, которой я поручил рассмотрение учения о.Сергия о Софии.
Подробное донесение об Епархиальном собрании и его резолюциях мы сейчас же отослали Вселенскому Патриарху. Итак, моя поездка в Белград и все усилия канонически оформить мир церковный не привели ни к чему.”
Митp. Евлогий, М. 1994. Стр. 589
Начало roдaОценка числа действующих молитвенных зданий
разных вероисповеданий. до 1917 г. к 1936 г.
РСФСР 39.530 14.090
Узб. ССР 14.905 4.830
Укр. ССР 12.380 1.116
Белорус. ССР 2.183 239
Груз.ССР 1.767 281
Азерб. ССР 1.581 69
Кирг. ССР 843 243
Арм.ССР 617 40
Всего 73.806 20.908
М. Одинцов, Наука и Религия,1990, N 7,
стр. 57
28 июня/10 июля
Скончался митрополит
Антоний Храповицкий, глава РПЦЗ.
29 июля/11 aвг.Письмо митр
. Евлогия арх. Анастасию с оповещением о том, что "Временное Положение" об управлении Русской Церковью за рубежом, принятое на Карловацком Совещании 1935 roда, oтвepгнyтo Епархиальным съездом Зап. Европейского Патриархата.
Митр.Евлоzий, стр. 644
22-24 сентября Архиерейский Собор
в Карловцах. Митр. Евлогий был приглашен, но отклонил приглашение.
Обвинение митр. Евлогия в нарушении соглашения в Карловцах в 1935 г.
Отмена решения 1935 г., запрещающего открывать параллельныe приходы.
Митр.
Анастасий
(Грибановский) выбран новым первоиерархом РПЦЗ. Собор признал, что новый порядок управления Русской Церковью за рубежом не может быть проведен в жизнь, потому что он был отвергнут митр. Евлогием. Соборное определение отклоняло его ссылку на “волю церковного народа”, якобы не признавшего “Временного положения”. “Голос паствы здесь вообще не может иметь решающего значения”, потому что такое постановление Епархиального собрания “несомненно подготовлено и частично внушено докладом Епархиального совета и предварительно речью самого митрополита Евлогия…” – гласило соборное определение. Далее приветствовалось стремление митр. Евлогия и Епархиального съезда продолжать поиски путей сближения, но энергично подчеркивалось, что единство русской церковной юрисдикции за рубежом может осуществиться, только
если митр. Евлогий выйдет из канонической орбиты Вселенского Престола. Из “Временного положения”, принятого на Соборе:
Русская Православная Церковь Заграницей, состоящая из находящихся за пределами России епархий, духовных миссий и церквей, есть неразрывная часть Российской Православной Церкви, временно существующая на автономных началах.
(“Церковные законы, касающиеся Русской Православной Церкви Заграницей”, Джорданвилль, 1947 г. стр. 5).
Резолюция по поводу учения
о. Сергия Булгакова: Оповестить глав всех автокефальных Церквей о
признании учения о. Булгакова о Софии ересью и одновременно организовать комитет под председательством
графа Граббе для охраны православной веры от лжеучений.
Митp. Евлогий, стр. 644-645
СентябрьИз показаний заключенного епископа
Дамаскина (Цедрика):Обычно принято в понятии – Церковь
видеть наличие синодального управления, указов, циркуляров, пышного представительства и т.п.
Закрытие храмов рассматривается как "ликвидация Церкви". Это глубоко ошибочный взгляд.Л.Е.Сикорская:Путь митрополита Сергия, стремившегося во что бы то ни стало сохранить именно видимую структуру Церкви, рассматривался священномучеником Дамаскиным как "путь несомненной
апостасии". Судя по всему, с такой оценкой деятельности м.Сергия был
согласен и святитель Кирилл.Архив УФСБ РФ по Кировской обл. Д.СУ-9730. Т.1.Л.174. Л.Е.Сикорская. Стр. 459.
НоябрьСовещание по вопросам культов с участием представителей Академии Наук СССР, Центр. совета Союза воинств. безбожников, ЦИК СССР, некоторых министерств и ведомств. Попытка
П.А.Красикова настоять на решении о выработке единого законодательства о культах в связи с принятием новой Конституции.
Дaнныe Комиссии о резком сокращении числа культовых зданий по сравнению с дореволюционным периодом:
Украинская ССР - 9% от дореволюционноro количества;
Армянская - 6,4;
Азербайджанская - 4,3;
Узбекская - 31;
Белорусская - 10,9;
РСФСР - 35,6;
всего по СССР - 28,5%.
Из доклада
П.А.Красикова в ЦК ВКП(б):
"В ходу административныe приемы, застращивания, репрессии. Отдельныe работники всех верующих считают контрреволюционерами, а следовательно, и не желают считаться с их просьбами, хотя и вполне законными. Некоторые oтвeтcтвeнныe районныe работники ... считают, что сектантские религиозные объединения по советским законам
должны преследоваться в уголовном порядке".
М.Oдuнцов, в сб. ''На пути к свободе coвeсти'', стр. 54
1936 годЗакрытие последнего в Ленинграде
храма "непоминающих" – Тихвинской Божней Матери в Лесном
(А.Э.Краснов-Левитин yrверждает, что храм действовал до 1939 г. - Л.Р.). До этого закрыты храмы: Воскресения на Крови, Собор Св. Николая, Собор св. кв. Владимира и др.
Польский, Т. 2,
стр. XIV
Ноябрь 1936Афины: первый
конгресс высших богословских школ, с участием профессоров парижского Православного Института С. Н. Булгакова, В. В. Зеньковского, А. В. Карташева, Г. В. Флоровского. Одним из докладчиков на конгрессе был прот. Георгий Флоровский.
АнтощенкоА.В. Национально-теократическая концепция Святой Руси А.В.Карташева//Сайт "Научная Сеть" http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1187202
ДекабрьПринятие в состав Православной Церкви епископа
Винарта с его общиной, с сохранением западного обряда.
Митр. Евлогий:В декабре французский католический епископ Винарт, уже на смертном одре, был принят в лоно Церкви в сане священника, пострижен в монашество с именем Ириней и возведен в сан архимандрита по благословению митрополита Сергия (Страгородского), разрешившего о. Иринею сохранить западный обряд. С ним присоединились к Церкви 55 прихожан. Отец Винарт личность довольно противоречивая.
Митрополит Евлогий так о нем пишет в своих воспоминаниях: ” Епископ Винарт получил хиротонию от
старокатоликов,
потом отошел от них и образовал самостоятельную Церковь, состоявшую из пяти приходов во Франции, Бельгии и Голландии. Так как эта Церковь не имела твердых оснований, ни догматических, ни канонических, то епископ Винарт начал искать сближения, и даже единения, с Православной Церковью; он стал часто заходить ко мне и вести беседы об этом, а также приглашать меня на свои богослужения. Искренность его стремления была несомненна, и я решил принять в этом деле участие. Не полагаясь, однако, на собственное мнение, я созвал при Епархиальном совете совещание из профессоров Богословского Института, дабы выяснить, возможно ли принять епископа Винарта со всеми его приходами в Православную Церковь, и если возможно, то на каких условиях. Мнения в совещании разделились.
Особенным препятствием к принятию его в лоно нашей Церкви был его брак (он вступил в
законный брак, уже будучи в епископском сане). Большинством голосов ходатайство епископа Винарта было отклонено, хотя он выражал
согласие на расторжение своего брака. Признаюсь, было очень больно это равнодушное отношение к искренним исканиям епископа, ибо Господь сказал: “Всякого грядущего ко Мне не изждену вон…”
Я решил вопрос о соединении представить на благоусмотрение Вселенского Патриарха. С петицией к нему от имени епископа Винарта поехал наш православный французский иеромонах
Лев Жилле. Так как Патриарх Фотий был болен, о. Лев беседовал с уполномоченными от Патриарха митрополитами. О результатах этого ходатайства обещали уведомить по рассмотрении дела Священным Синодом. Долго ждал епископ Винарт этого решения и не дождался…
Потеряв всякое терпение и надежду получить ответ, он обратился к Литовскому митрополиту Елевферию (юрисдикции Московского митрополита Сергия), который потребовал от него
развода с женой и пострижения в монашество; епископа Винарта присоединили, а всех его священников должны были
перерукоположить, разрешив им потом служить по “западному обряду”.
...Не знаю, какие это принесет плоды для Церкви Божией. Судьба "восточного обряда " в католичестве не сулит светлых перспектив "западному обряду" в православии. Признаков дальнейшего здорового развития он что-то не проявляет; в употреблении других священников,
не винартовского рукоположения, он вызывает улыбки...
Митр. Евлогий, Путь моей жизни, М.1994. Стр. 530-531.
14/21 дек."Акт о переходе прав и обязанностей
Местоблюстителя Патриаршего Престола Православной Российской Церкви к
Заместителю Патриаршего Местоблюстителя, Блаженнейшему Митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию (Сграгородскому), в связи с последовавшей 29.8/11.9 1936г. кончиною в ссылке Митрополита Кругицкого Петра (Полянского )."
Губонин
(Из статьи митр. Сергия в 1931 г.: "Ушел Местоблюститель от должности (за смертью, отказом и под.), в тот же момент прекращаются полномочия Заместителя" – Л.Р.).
5 декабряПринятие VIII чрезвычайным съездом Советов
Конституции СССР (т.н. "сталинской").
Всем гражданам предоставляются равные права:
- всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;
- право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни;
- свобода совести, слова, печати, собраний и митингов.
Провозглашаются неприкосновенность личности и тайна переписки.
В работе над текстом конституции непосредственно принимал участие И.В. Сталин.
Википедия. Ст. Конституция СССР 1936 года.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------