Начало года
"Объединение" феофиловцев (Северо-Американская Церковь) с карловчанами.
''Правда о peлигии в Poccии'', стр. 280
Январь
Объявление митр. Сергием и сергианским Синодом всех епископов Ceв.-Американской епархии, единомышленных с еп. Феофилом, подпавшими под запрещение вместе с умершим митр. Платоном. ''Правда о peлигии в Poccии'', стр. 279
29 апреля
Прекращение деятельности обновленческого Синода. Передача власти "первоиерарху" митр.Виталию.
В.Цыпин:
6 мая 1930 г. в возрасте 74 лет умер глава раскольников председатель обновленческого Синода лжемитрополит Вениамин (Муратовский), из епископов старого поставления. 10 мая новым председателем синода стал митрополит Вениамин (Введенский), из архиереев старого поставления, по своим нравственным качествам принадлежавший не к худшим представителям обновленчества, во всяком случае семьей за время пребывания в расколе он не обзавелся.
Но как и его предшественник, председателем он был вполне номинальным; настоящим идеологом раскольников был его однофамилец Александр, украсивший себя титулом митрополита-благовестника.
(…)
29 апреля 1935 г. обновленческий синод принял решение о самоликвидации.
Все прошло тихо, и даже созывать собор не потребовалось. Профессор С.М.Зарин сделал доклад по этому вопросу, сославшись на 34 апостольское правило.
Присутствовавшие на заседании «митрополиты» Виталий (Введенский), Михаил (Князевский), «протопресвитеры» Павел Красоткин и Димитрий Адамов всю полноту власти передали «первоиерарху православных церквей СССР» митрополиту Виталию. Ему присвоили изобретенный по случаю титул «первосвященный» и наделили правом назначать себе преемника и делегировать свои полномочия другому епископу. Вскоре «первоиерарх» повелел рпспустить все митрополитанские и епархиальные управления и благочиннические советы, остались лишь архиереи и их канцелярии – так заканчивалась демагогическая борьба обновленцев за коллегиальное управление Церковью.
В.Цыпин. История Русской Церкви.1917-1977. М.1997, стр.195…205
28 февраля/12 марта
2-е письмо академика И.Павлова - В. Молотову
Ленинград 12.III.1935
Многоуважаемый Вячеслав Михайлович,
Простите за надоедливость, но не имею силы молчать. Сейчас около меня происходит что-то страшно несправедливое и невероятно жестокое. Ручаюсь моею головою, которая чего-нибудь да стоит, что масса людей честных, полезно работающих, сколько позволяют их силы, часто минимальные, вполне примирившиеся с их всевозможными лишениями без малейшего основания (да, да, я это утверждаю) караются беспощадно, не взирая ни на что как явные и опасные враги Правительства, теперешнего государственного строя и родины. Как понять это? Зачем это? В такой обстановке опускаются руки, почти нельзя работать, впадаешь в неодолимый стыд: «А я и при этом благоденствую».
Спасибо за поддержку колтушской работы.
Преданный
Вам
Иван ПАВЛОВ
АПРФ. Ф. 56. Оп. 1. Д. 1455. Л. 13. Автограф. Источник: «Пощадите же родину и нас». Протесты академика И.П.Павлова против большевистских насилий // Источник. 1995. №1(14). С.138–144.
20 апреля
Специальное разъяснение Политбюро и циркуляр Прокуратуры СССР и Верховного Суда СССР прокурорам и председателям судов о порядке применения высшей меры наказания к несовершеннолетним:
1. К числу мер уголовного наказания, предусмотренных ст. 1 указанного постановления, относится также и высшая мера уголовного наказания (расстрел).
2. В соответствии с этим надлежит считать отпавшими указание в примечании к ст. 13 «Основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республики и соответствующие статьи уголовных кодексов союзных республик (22 ст. УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик), по которым расстрел к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, не применяется.
3. Ввиду того, что применение высшей меры наказания (расстрел) может иметь место лишь в исключительных случаях и что применение этой меры в отношении несовершеннолетних должно быть поставлено под особо тщательный контроль, предлагаем всем прокурорским и судебным органам предварительно сообщать прокурору Союза и председателю Верховного Суда СССР о всех случаях привлечения к уголовному суду несовершеннолетних правонарушителей, в отношении которых возможно применение высшей меры наказания.
4. При предании уголовному суду несовершеннолетних по статьям закона, предусматривающим применение высшей меры наказания (расстрела), дела о них рассматривать в краевых (областных) судах в общем порядке.
РГАСПИ, Ф.17, Оп.1, Д.962, Л.32
ГА РФ Ф Р-8131 Оп 38 Л 6 П 47а
Из статьи: Википедия. Смертная казнь в России.
2/15 марта
Ответ В.Молотова на 2-е письмо И.Павлова
Многоуважаемый Иван Петрович,
По поводу Вашего письма от 12 марта должен сообщить Вам следующее. В Ленинграде действительно предприняты специальные меры против злостных антисоветских элементов, что связано с особым приграничным положением этого города и что правительству приходится особо учитывать в теперешней сложной международной обстановке. Разумеется, возможны при этом отдельные ошибки, которые должны быть выправлены, но заверяю Вас в том, что имеются достаточные данные о незаконных и прямо предательских по отношению к родине связях с заграницей определенных лиц, по отношению к которым (и их пособникам) применены репрессии. При первом случае, когда мне представится возможность лично с Вами поговорить, сообщу Вам некоторые соответствующие подробности. Уважающий Вас
В.Молотов 15.III.35 г
15.III.35 г. АПРФ. Ф.56. Оп.1. Д.1469.
Л.48. Источник: «Пощадите же родину и нас». Протесты академика И.П.Павлова против большевистских насилий // Источник. 1995. №1(14). С.138–144.
25 марта
3-е и 4-е письма И.Павлова - В.Молотову
Ленинград, 25.III.1935 г.
Многоуважаемый Вячеслав Михайлович,
Очень признателен Вам за отмену высылки Миклашевских. Но простите, что должен еще раз просить Вас на том же основании, так как и в этом случае – явная ошибка. Это – инженеры путей сообщения Всеволод и Владимир Никольские, сейчас преподаватели Института инженеров водного транспорта и их мать Ольга Яковлевна (жительство: Ленинград, 7-ая Красноармейская, № 16, кв. 3). Оба брата – в высшей степени дельные и наредкость добросовестно относящиеся к своему делу. В отношении их было бы величайшей несправедливостью одно подозрение, чтобы они когда-нибудь и как-нибудь могли изменить родине. Я знаю их очень давно и близко. Их мать, почти 80 лет, моя землячка, очень больна сердцем и еле передвигается по комнате и высылка серьезно угрожала бы ее жизни. А братья так привязаны к ней. Высылка ведь все-же – наказание. За что-же? Я горячо прошу за них.
Вместе с тем позвольте просить Вас заранее, чтобы теперешняя мера не коснулась моей научной семьи, моих научных сотрудников, я ручаюсь за них.
Все это время я живу мучительно, временами не могу заниматься. Но зачем, например, такая поспешность в высылке – три, пять дней? Ведь это во многих случаях разорение, опасность нищеты и голодовки и часто с детьми и со стариками?
Преданный Вам Иван Павлов
К письму приложена справка наркома внутренних дел СССР Г.Ягоды от 20 марта 1935 г.: «Сообщаю, что высылка МИКЛАШЕВСКИХ из Ленинграда мною отменена».
К письму приложены справки Секретариата НКВД СССР от 14 апреля 1935 г.; «Высылка братьев НИКОЛЬСКИХ из Ленинграда ОТМЕНЕНА, о чем своевременно сообщено НИКОЛЬСКИМ и академику ПАВЛОВУ» и наркома внутренних дел СССР Г.Ягоды от 15 апреля 1935 г.: «Сообщаю, что высылка братьев НИКОЛЬСКИХ отменена и они оставлены в Ленинграде».
Там же. Л.19. Автограф. Источник: «Пощадите же родину и нас». Протесты академика И.П.Павлова против большевистских насилий // Источник. 1995. №1(14). С.138–144.
18 мая Последнее заседание сергианского Синода.
Указ митр. Сергия об упразднении Временного Патриаршего Священного Синода.
Для церковных дел, требующих соборного рассмотрения, предписывается созывать Собор архиереев. Управление делами Синода реорганизовано в Управление делами Московской Патриархии.
Из доклада митр. Сергия: «из-за невозможности
держать синодальных архиереев безвыездно в центре и, таким образом, отрывать от вверенных им епархий» приходится отказаться от «непрерывности синодальных занятий».
В последней зимней сессии Синода за 1934/35 г. в качестве его постоянных членов приняли участие митрополиты Ташкентский Арсений (Стадницкий), Ленинградский Алексий (Симанский), Одесский Анатолий (Грисюк), Казанский Серафим (Александров), Ярославский Павел (Борисовский), Киевский Константин (Дьяков), архиепископы Ивановский Павел (Гальковский) и Дмитровский Питирим (Крылов), в качестве временных членов – архиепископы Вятский Киприан (Комаровский), Архангельский Никон (Пурлевский), Курский сщмч. Онуфрий (Гагалюк), епископы Боровичский Никита (Стягов) и Пятигорский Мефодий (Абрамкин).
Архив ЦНЦ. Ф. 3. Оп. 2. Д. 11. Цит. по: Православная Энциклопедия, ст. "Временный Священный Синод". http://www.pravenc.ru/text/155436.html
5/18 июня
Письмо митр. Евлогия митр. Антонию с жалобой на небратское поведение карловацких иерархов, с предложением о мерах к преодолению церковной разрухи. В основном повторение проекта 192..1г. о четырех автономных округах с периодическими соборами. Митр. Евлогий, стр. 663
Лето
Прглашение еп. Евлогия в Карловцы на совещание иерархов четырех главных частей зарубежной Русской Церкви. Tам же
12 июля
5-е письмо академика И.Павлова - В.Молотову
Колтуши 12.7.1935 г.*
Многоуважаемый Вячеслав Михайлович,
Позвольте мне обратиться к Вам с несколькими ходатайствами. Прежде нельзя не обратить внимания на положение родной и особенно любимой (я это знаю документально) племянницы Ивана Михайловича Сеченова, которого мы будем чествовать при случае нашего Международного Физиологического Конгресса. Это – старуха 77 лет, Мария Александровна Лемницкая, вдова генерала, вышедшего в отставку в 1905 г. и умершего 80 лет в 1918 году. Ее сын был инженер, партийный, умер в гражданской войне. С 1924 г. она об"явлена лишенкой как вдова генерала и потому еще, что у ней была дача, в которой несколько комнат летом отдавались в наймы. Она лишилась всего и подвергалась насилиям: ее арестовывали и даже заключали в концентрационный лагерь (в 1930 году). Она еле существует благодаря скудной поддержке со стороны жены сына, которая работает в Ленинграде и зовет ее к себе, но М.А. как лишенка не может
приехать сюда. Я думаю, что вся справедливость за то, чтобы освободить ее от лишенства и даже за все перенесенное и в память Сеченова дать ей пенсию. Живет в Алупке, ул.Нариманова, д.3.
А затем я был бы Вам очень признателен, если бы Вы нашли возможным вернуть весной высланных инженера-электрика Григория Ивановича Меньшикова из Воронежа и Петра Михайловича Елагина из Саратова. Обоих я хорошо знаю как в высшей степени дельных, честных и работящих людей, первого по работе в Колтушах в течение 2-х лет, а второго по работе в моей Ленинградской лаборатории в течение 6–7 лет в качестве заведующего научным хозяйством и перепиской. Как сосланных их не принимают на работу и им угрожает прямо нищенство.
Преданный Вам Иван Павлов
* На письме пометка: «Снято две копии: 1 экз. послан т. Молотову, 2 – в дело, 23.1Х.58 г.». К письму приложена справка заместителя наркома внутренних дел СССР Я.Агранова от 16 августа 1935 г.: «12 июля 1935 г. академик Павлов в письме на Ваше имя ходатайствовал о разрешении проживать в Ленинграде М.А.ЛЕМНИЦКОЙ и возвращении в Ленинград высланных МЕНЬШИКОВА Г.И. и ЕЛАГИНА П.М. Сообщаю, что нами разрешено ЛЕМНИЦКОЙ проживание в Ленинграде, а в отношении МЕНЬШИКОВА и ЕЛАГИНА высылка отменена».
Там же. Л. 23–23 об. Автограф. Источник: «Пощадите же родину и нас». Протесты академика И.П.Павлова против большевистских насилий // Источник. 1995. №1(14). С.138–144.
13 июля
Арест в Киеве трех иосифлянских священнослужителей иеромон. Каленика (Хоменко), священников о.Димитрия Шпаковского и о.Игнатия Шпакова, каждый из них окормлял тайную общину истинно-православных мирян.
М.В.Шкаровский:
При аресте о.Димитрия Шпаковского было найдено послание Еп.Дамаскина, грамота о награждении им о.Димитрия золотым наперсным крестом. Ещё в 1930 о.Димитрий Шпаковский перешёл под окормление Еп.Павла (Кратирова), после его ареста пытался связаться с находящимся в заключении Архиеп.Димитрием, а с 1934 наладил общение с Еп.Дамаскиным (Цедриком) Черниговским, который в это время окончательно присоединился к иосифлянам и даже возглавил несколько приходов в России и на Украине. Владыка назначил о.Димитрия Шпаковского киевским благочинным, хотя фактически его полномочия были шире. Так, в 1934 о.Димитрий назначил приехавшего из Ленинграда иосифлянского иеромонаха Варсонофия (Юшкова) настоятелем церкви с.Болотня Могилев-Подольского округа. В сентябре 1934 Еп.Дамаскин был арестован в Херсоне и сослан в Северный край. Оттуда он отправил о.Димитрию послание от 23 июня 1935 о необходимости окончательного перехода священников ИПЦ на нелегальное положение. Это послание было обнаружено на одном из обысков и приобщено к делу. Все, кто был арестован в июле 1935,
19 ноября были приговорены к 3 годам ссылки в Северный край. М.В. Шкаровский. ИПЦ на Украине.
10/23 июля
Письмо епископа Дамаскина (Цедрика) жене священника Димитрия Шпаковского Н.А. Шпаковской в Киев.
Неделя Всех Святых 10/23 - VI- 35г. г. Архангельск.
Мир Вам, дорогая матушка Наталья Александровна.
Если я молчал, не писал Вам, то это вовсе не значит, чтобы я забыл, выбросил Вас из сердца своего. Не проходит дня, чтобы я дважды, а то и больше молитвенно и благодарным чувством не помянул Вас, не послал Вам благословения и своих благопожеланий. Вот сегодня после службы, где я всегда и с особым вниманием собираю всех Вас – моих родных, я заговляю последним кружком Вашей пасхи, которою я сразу разделил, отложив для Вознесения, Троицы и на разговенье. Вместе с этим сразу всплывает в памяти вся Ваша любовь, Ваши заботы о моем убожестве во все разы посещения моего Вас и особенно во время заключения. И многое постоянно напоминает мне о таких Ваших заботах до сих пор. Нередко я переношусь мыслью в К[иев], пытаюсь себе представить, почувствовать, как теперь там все Вы живете, какие новые скорби тяготеют над Вами. Теперь такое время, что никто не м[ожет] б[ыть] без скорбей, но эти же скорби бывают спасительны для нас, если должным образом принимаем их.
Мне радостно думать, что в К[иеве] еще много Господь соблюдает верных Своих. В то же время для меня несомненно, что близится момент, когда Вы будете лишены возможности удовлетворять свои духовные потребности из-за отсутствия служителей алтаря, которые должны готовиться к новым испытаниям, если заранее не уйдут в сокровенные катакомбы. Верные же должны подготовлять себя, м[ожет] б[ыть], к полному лишению благодати и подкрепления Св. Тайнами на короткое, впрочем, время, но не малодушничать пред этим, а полнее использовать имеющиеся пока возможности для накопления в себе духовной энергии и сил. Возможно, что очень затруднены будут сношения и с далекими 19. Верую же о Господе, что это будет все пред началом милостей к нам Божиих, концом испытаний наших и началом торжества веры и упования нашего, вводящего нас в величайший праздник – Великой Анастасии [Анастасия (греч.) – воскресение. – Ред.] Православной Церкви. Пока же потерпим, во смирении примем последние капли горькой Чаши, преподнесенной Церкви Российской, и блаженны не уклоняющиеся от этой Чаши, ибо в ней же преподается нам и исцеление от многовековых недугов Церкви.
Вы все в той же маленькой комнатке, у той же милой хозяйки, которую я очень высоко ценю за ея доброту и мужество? Чем радуют Вас Ваши дети – Коля и Анатолий? Как здоровье о. Д[имитрия]? Всех моих знакомых – киевлян постоянно вспоминаю по именам, да и М[ария] Ф[едоровна Сахно] прислала свой синодик. Поручаю всем им передать мой низкий поклон, привет
и Божье благословение. М[арии] Ф[едоровне] особо. Я, по милости Божией, до сих пор живу в мире, благополучии и великом духовном утешении. Сегодня с сожалением перелистал последнюю страницу Триоди... Где-то судит Господь дальше жить? Я почти приготовился уже к переезду на Печору, но до сих пор официально не заявляют еще об этом мне.
Получил сведения, что и в других местах собратия подвергаются большому ущемлению и перебрасываются в более укромные уголки. Что ж? Я готов. Господь знает, где лучше нас сохранить. Все время я занят, даже писать бывает некогда, как будто время укорочено стало. Человеческий календарь жизни так быстро перелистывается ураганом времени, что не успеваешь прочесть, что написано бывает на этой странице.
Простите, дорогая матушка, кланяюсь Вам и молю Господа даровать Вам скорее утешение и милости Свои. Да благословит Вас Христос! Мир Вам и всем, кто с Вами.
С любовью во Христе убогий е[писк/оп] Д[амаскин] .
ЦГА ООУ, ф. 263, оп. 1, д. 33122, л. 120а-в. Подлинник
Михаил Шкаровский. Судьбы иосифлянских пастырей. СПб. Статис, 2006, стр. 544-545
20 июля
Из протокола допроса священника Димитрия Шпаковского
20 июля 1935 г. Киев
[...] Вопрос: Когда и при каких обстоятельствах Вы установил) связь с епископом Дамаскиным (Цедриком)?
Ответ: Приблизительно в январе месяце 1934 г., на Покровско; ул.г. Киева, возле церкви Николая Доброго, я встретил случайн епископа Дамаскина (Цедрика) и познакомился с ним. Цедрик зая вил мне, что он возвратился из ссылки, в Киеве находится проездол намерен выехать в Черниговскую область – в Нежин или на Глуховщину.
Цедрик также осведомил меня, что он является епископом Истинно-Православной Церкви не имеет общения с митрополитом Сергием (б. Нижегородским). Я пригласил Цедрика посетить меня на дому. В тот же день Цедрик был у меня. Во время пребывания у меня Цедрика на квартире я написал заявление о принятии меня в подчинение епископа Цедрика. Последний на этом заявлении сделал соответствующую надпись. Этот документ остался у меня и изъят при обыске. Кроме того, я просил разъяснений и указаний у Цедрика по ряду вопросов повседневной церковной деятельности. Такие разъяснения и указания мне Цедрик дал, в частности по вопросу келейного моления на дому. Епископ Дамаскин Цедрик информировал меня, кратко, по некоторым вопросам внутрицерковного положения, в частности, говорил о том, что митрополиты Иосиф и Кирилл освобождены, но где именно они находятся, не указывал. Был разговор о епископе Афанасии (Молчановском), находящемся в ссылке. Каких-либо иных моментов в беседе со мной Дамаскин Цедрик не затрагивал [...]
ГА ООУ, ф. 263, оп. 1, д. 33122, л. 72. Подлинник.
Михаил Шкаровский. Судьбы иосифлянских пастырей. СПб. Статис, 2006, стр. 545
11/30 сент.
Письмо Вселенского Патриарха Фотия II митр. Евлогию с одобрением поездки в Карловцы на съезд иерархов. По поводу обвинений в захватной политике:
"...Что ж, в особенности, касается до суждений о наличии в нашей деятельности хотя бы малейших захватных целей и видов на наследство впавшей в бедствия Святейшей Российской Церкви и имущество приходов – суждений без страха Божия выдyмывaeмыx и распространяемых, – то мы, отвращая от них свое лицо, в ответ на эти нечестивые мысли скажем только одно, что наша Великая Церковь часто, как любвеобильная мать, в течение времен открывала и дарила своим детям сокровища свои и даже была лишаема ими таковых, но никогда не касалась и не желала своекорыстно касаться их сокровищ".
Мuтp. Евлогий, стр. 634-636
Осень
Собор в Карловцах с участием иерархов всех 4-х главных частей Русской Церкви за рубежом, в т.ч. митр. Евлогия (Зап. Европа), митр. Феофила (Америка), еп. Хайларского Димитрия (Дальний Восток), арх. Анастасия (Балканы).
Из выступления митр. Евлогия:
"...Главное наше горе не в той или иной организации церковного управления, а в том, что потеряно доверие друг к дpyry; вместо взаимной братской любви царит подозрительность, полное отчуждение ...
Если бы удалось восстановить нpaвcтвeнныe начала нашего общения, тогда легко было бы найти и формы церковного управления. Я согласен на совместную работу, но при условии соблюсти верность Вселенской Патриархии, т.е.при условии, что я сохраню звание экзарха Вселенского престола, наподобие митр. Антония, когда он, будучи архиепископом Волынским, носил титул экзарха Всeлeнского Патриарха для Галиции и Карпатской Руси (курсив наш - Л.Р.), что не мешало ему оставаться в Русской Церкви и быть членом Святейшего Синода. Moг и я участвовать в общем управлении Русской Церкви за рубежом, оставаясь экзархом".
Архиеп. Серафим Болгарский, написавший толстую книry с обличением "ереси" о. Сергия Булгакова, поднимает вопрос о церковном суде над ним.
Мuтp. Евлогий, стр. 637-638
2 февраля
Указ непоминающего епископа Дамаскина (Цедрика) о награждении священника Димитрия (Шпаковского) наперсным крестом.
«Во Имя Отца и Сына и Св. Духа.
Священнику о. Димитрию Венедиктовичу Шпаковскому.
Во внимание к усердным трудам Вашего Боголюбия во славу Св. Православия и в утешение на скорбном пути служения Вашего благословляю Вас златым наперсным Крестом, который возложите на себя в День Св. Пасхи для постоянного ношения. Киев / 2 февраля 1935 г. Смиренный Дамаскин, епископ Глуховский и Нежинский».
ЦГА ООУ, ф. 263, оп. 1, д. 33122, л. 120 г. Подлинник.
Михаил Шкаровский. Судьбы иосифлянских пастырей. СПб. Статис, 2006, стр. 543
Ноябрь
Собор русских зарубежных епископов в Карловцах.
"Русская Неделя":
В ноябре, в Сремских Карловцах, под председательством сербского патриарха Варнавы состоялся Собор русских зарубежных епископов, в котором участвовали архиереи, принадлежавшие всем ветвям церковной диаспоры, кроме епископов, находящихся в послушании Синоду митр. Сергия. Собор принял “Временное положение”, которое усиливало власть Архиерейского Синода в значительно большей мере, чем это предусматривал проект митрополита Евлогия. Синоду предоставлялось право поставлять епископов в автономные регионы, которыми признаны были Балканы во главе с архиепископом Анастасием, Западная Европа во главе с митрополитом Евлогием, Северная Америка во главе с митрополитом Феофилом (Пашковским) и Дальний Восток во главе с митрополитом Мелетием. На этот раз новый глава Американского округа митрополит Феофил поддержал решение соборян.
Митрополит Евлогий возражал против проекта “Положения”, но в конце концов согласился подписать его, выговорив для себя следующие условия: “Временное положение” должно быть одобрено епархиальным собранием в Париже и утверждено Вселенским Патриархом. Кроме того, по его настоянию были приняты следующие поправки: “1) восстановление богослужебного общения; 2) осуждение всякой враждебной церковной полемики в проповедях, печати и общественных выступлениях; 3) запрещение открывать параллельные приходы и 4) запрещение принимать клириков, переходящих из одной епархии в другую без отпускной грамоты.
Первая и наиболее существенная из этих мер была закреплена, как я уже упоминал, Божественной Литургией, совершенной членами архиерейского Совещания и некоторыми другими иерархами в русской церкви, и второю, еще более торжественною Литургиею, которую совершил Патриарх Варнава в сослужении с 15 русскими и сербскими архиереями в Белградском кафедральном соборе. Велика была радость множества народа… Однако подлинного, искреннего мира между нами по-прежнему не
чувствовалось, было как-то смутно, тоскливо на душе и не верилось, чтобы наскоро составленное нами и с большими трудностями принятое “Временное положение” могло всех нас объединить…”
(Путь моей жизни. митр. Евлогий…).
Декабрь
Создание в Зап. Европейском экзархате комиссии для разбора учения о. Сергия Булгакова в составе: протоиерея И.Смирнова (председатель), прот. И.Ктитарева, профессоров архим. Кассиана, прот. Г.Флоровского, А.В.Карташева, В.В.3еньковского, Б.И.Сове. Taм же
Декабрь
Епархиальный Совет в Париже. Доклад митр. Евлогия о соглашении в Карловцах и его отрицательных сторонах.
"...Оснoвным дефектом я считал последовательно проведенный принцип централизации, усиливающий власть Синода и Собора за счет окружного Управления митрополией. Излишняя централизация управления церковными областями, разделенными огромными расстояниями, с различным характером и укладом церковной жизни, считал по существу идеей неудачной и стоял за более широкие полномочия власти на мecтax".
Митр. Евлогий, стр. 642
27 ноября
Окончание 10-летнего срока ссылки митр. Петра. Отсутствие сведений о его судьбе. Архив док.
8 декабря
6-е письмо академика И.Павлова - В.Молотову
8.12.1935 **
Глубокоуважаемый Вячеслав Михайлович!
Позвольте мне еще раз обратиться к Вам с просьбой об освобождении от наказания и о возвращении в родной им Ленинград очень немногих из большой группы без вины виноватых, немногих потому, что этих я знаю давно, даже очень давно, и хорошо знаю. Это – высланные весной. Они ни в каком отношении и ни малейше не были вредными нынешнему нашему режиму и, честно работая, следовательно были полезными. А в ссылке, как штемпелеванные правительством, не могут найдти себе какой-либо работы и почти, или совсем нищенствуют. И это – семейные люди и с детьми. Вот за кого я прошу. 1) Нина Эрнестовна Вальдгауер с 12-летней учащейся дочерью, вдова археолога, заведовавшего античным отделом Эрмитажа, умершего в начале этого года и похороненного на государственный счет, сама преподавательница немецкого языка в технических заведениях, выслана в Астрахань (Рождественский бугор, улица Калинина, д. № 39). 2) Николай Владимирович Фольборт с женой и учащейся
дочерью, служил бухгалтером и преподавал немецкий язык. Выслан в село Урицкое в 125 к. от Кустаная, где нет ни работы, ни возможности дочери учиться, ни врачебной помощи, и 3) Александр Николаевич Зотов и жена его Валентина Павловна, урожд. Адлерберг с ребенком. А.Н. работал по счетоводству, В.П. занималась в моей лаборатории, была ассистентом при физиологической кафедре здешнего Ветеринарного Института и состояла в последнее время доцентом в Гос. Институте физической культуры им. Лесгафта. Выслана в г. Оренбург, Селивановский пер., 12.
Вместе с этой частной просьбой не могу умолчать о другой теперешней несправедливости, постоянно угнетающей мое настроение. Почему мое сословие (духовное, как оно называлось раньше), из которого я вышел, считается особенно преступным? Мало того, что сами служители церкви подвергаются незаслуженным наказаниям, их дети лишены общих прав, напр., не допускаются в высшие учебные заведения. Прежнее духовное сословие, как среднее во всех отношениях – одно из здоровых и сильных. Разве оно мало работало на общую культуру родины? Разве наши первые учители жизненной правды и прогресса, Белинский, Добролюбов, Чернышевский и другие не были из духовного сословия? Разве наше врачебное сословие до революции не состояло, вероятно, на 50 процентов из б. лиц духовного сословия? А разве их мало в области чистой науки? и т.д. Почему же все они причислены к какому-то типически-эксплоататорскому классу? Я – во-первых свободный мыслитель и рационалист чистой воды, а во-вторых никогда не был никаким эксплоататором – и, будучи продуктом моей первоначальной среды, я вспоминаю однако мою раннюю жизнь с чувством благодарности и за уроки детской жизни и за мое школьное образование.
О нашем государственном атеизме я считаю моим долгом говорить моему Правительству и потом, принципиально и пространно.
Прошу извинить меня, Вячеслав Михайлович, за уклонение от исполнения Вашего пожелания о докладе в Академии Наук. Сейчас мне было бы трудно его сделать вполне достойно, как того заслуживает дело.
Искренно преданный Вам Ив.ПАВЛОВ.
** На машинописной копии письма резолюция: «Т. Сталину. Это письмо акад. Павлова. Намерен ответить ему по существу. В.Молотов».
Там же. Л 32–33 Автограф. Источник: «Пощадите же родину и нас». Протесты академика И.П.Павлова против большевистских насилий // Источник. 1995. №1(14). С.138–144.
Конец 1935
Разгром иосифлянской церкви в Центрально-Черноземных областях.
М.Шкаровский:
«Еще в одном важнейшем районе иосифлянского движения – бывшей Центрально-Черноземной области последние отделившиеся от митр. Сергия храмы, за редчайшими исключениями, были закрыты в 1935 г. В этом году в Воронежской епархии арестовали еще одну значительную группу «буевцев» во главе с иеромонахом Иеронимом и монахиней Трифеной из быв. Покровского монастыря, почти все ее участники погибли в лагерях. Уцелевшие последователи еп. Алексия стали служить исключительно тайно. Так, например, в г. Мичуринске (Козлове) действовала катакомбная церковь, обслуживавшаяся жившим нелегально и работавшим печником известным «буевцем» архимандритом Александром (Филиппенко). Приезжими тайными священниками периодически совершались службы на квартирах и в Воронеже.
В 1937-1938 гг. по епархии прокатилась новая волна арестов иосифлян, был схвачен и замучен иеромонах Антоний из быв. Толшевского монастыря. Однако и в этих условиях даже продолжали создаваться новые обители. Например, «Комсомольская правда» осенью 1937 г. сообщала, что в Воронежской области «женская молодежь недавно основала «тайный монастырь» – в монахини ушли сразу 15 девушек из двух соседних колхозных сел»*41. Далеко не всегда иосифляне без сопротивлений позволяли себя арестовывать и громить их храмы. В 1930-е гг. нередко случалось, что они давали и вооруженный отпор сотрудникам ОГПУ и НКВД – в Липецкой, Тамбовской, Воронежской областях, на Дону и Кубани, в Башкирии, Сибири, а также в г. Серпухове».
М.Шкаровский. Православие при социализме. Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 гг.
1935
Выход в свет последнего номера ЖМП (N 23-24); (выпуск журнала возобновлен в 1943 г.).
Статья митр. Сергия "Значение апостольского преемства в инославии", содержащая ряд вaжных канонических и догматических утверждений:
Об инославии:
«...Mногoe в отношениях Церкви к инославию станет для нас понятнее, если мы не будем упускать из виду, что инославие не мыслится Церковью как нечто самостоятельное и совершенно чуждое для Нее, вроде иноверия; что инославныe в сущности есть род падших или кающихся: падшие отлучены: от общения в таинствах, а некоторые и в молитвах; однако они еще находятся в Церкви и под Ее воздействием. Инославные отчуждены: от Церкви, конечно, более, чем падшие: они не только согрешают, но и не признают Церкви и воюют против Нее.
Однако отношение к ним Церкви остается тем же, что и вообще к падшим.
Оно безусловно осуждающее, "гнушающееся и одеждой, оскверненной плотию" (Иуд.23); но отнюдь не зложелательное и не враждебное, "страхом спасающее". Церковь и инославных "предает сатане", но с единственной целью, "да дух спасется" (1 Кор. 5, 5). Другими словами, отношение Церкви к инославию есть лишь одна из сторон деятельности церковного суда, понимаемого в широком смысле исправительного воздействия на падших. Естественно, что это отношение отражает на себе общие черты деятельности суда...».
По нашему суждению, объявлять отлученными целые поместные церкви или вновь возникшие церковные объединения (протестанские) может только полноправный Вселенский Собор. Ввиду отсутствия такового ни одна из христианских церквей, основанных на крещении в Иисуса Христа, не может считаться отлученной от Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви – Л.Р. 2008г.
Митр. Сергий об условиях действия Божественной Энергии:
«Паламиты (православные) понимали энергию (воздействие Бога на тварь и на человека, в частности) именно как непосредственное, так сказать, личное действие Божие. Поэтому энергию они прямо называли Богом. Между тем Варлаамиты (западники), исходя из мысли о непостижимости Божества, видели в энергии явление тварного мира и приписывали ей отдельное от Бога, тварное бытие. Прилагая это основное начало к учению о таинствах, получаем: благодать есть энергия Божия.
Сказать: "благодать преподается в таинствах" для православных значит: "Бог воздействует на человека в таинствах". Отсюда и чрезвычайная трудность с исчерпывающей точностью формулировать православное учение. И форма для таинства необходима, и невозможно связать свободное действие Божие с известным символом или вещественным знаком и тем, так сказать, отдать его в распоряжение совершителя символа.
Форма для православного становится уже не проводником благодати, а скорее знаком или свидетельством, что воздействие Божие имеет место.
Равно и совершитель таинства уже не властный податель благодати, а молитвенник о воздействии Божием и поручитель, что Бог воистину воздействует. При этом молитва и ручательство священника получает свою силу от молитвы и ручательства Церкви, "исполнения Христова" на земле. Значит таинства действительны:, пока священник в союзе с церковью и священнодействует по Ее поручению.
Наоборот, у католика все ясно и определенно. Благодать Божия есть сила, исшедшая от Бога, переданная Им иерархии, следовательно, имеющая уже отдельное от Бога бытие. Ее удобно прикрепить в качестве безличной силы к известной форме и поставить в прямую зависимость от воли совершителя.
Эти рассуждения, в целом общеправославные, применимы также и к благодати или харизме церковного управления. Административный руководитель, не имеющий соборной санкции, никак не может быть "поручителем, что Бог воистину действует". Но без прямого действия Бога такой администратор не властен лишать тайносовершительной харизмы, т.е. "лишать сана" кого-либо из своих собратьев, даже и явно согрешивших. Таким образом, правильные богословские рассуждения митр. Сергия служат беспощадным обличением его собственной, по существу "варлаамитской" позиции. – Л.Р. 2008г.
Нужно признаться, что и мы, православные, нередко с6иваемся на такое пониженное, овеществленное представление о благодати и таинствах. Это происходит и под влиянием католическим. Главное же, человеку плотскому, человеку ‘мира’ всегда легче оперировать с понятиями плотскими, ’душевными’ чем с ‘духовными’ ...» ЖМП, 1935, N 23-24, стр.3-11
Примечание составителя (Л.Р. 1991 г.):
Митр. Сергий использует православное учение о Божественной Энергии для оправдания своего канонического произвола, личностный характер Энергии он понимает исключительно в аспекте свободы Божьего волеизъявления. Безусловно, этот аспект не вызыает сомнений и даже, можно сказать, первичен: "Дух дышит, где хочет" (Ин. З: 8); такой свободный характер носит вся исихастско-паламитская практика стяжания личного "обожения" ("стяжания Святого Духа", по Серафиму Саровскому).
Однако митр. Сергий совершает явную передержку, применяя этот ход мыслей к учению о таинствах (в этой передержке – вся "оригинальность" его диссертации "Православное учение о спасении", принесшей ему славу "крупного богослова"). Сущность церковного таинства, в отличие от личного облагодатствования, в том и заключается, что Божественная Энергия, так сказать, "гарантированно" подается в таинстве (и основа этой "гарантии" – слово Иисуса Христа).
Условием, "гарантирующим" реальность таинства с человеческой cтopoны является правильность символических действий священнослужителя, включая его правильное рукоположение.
Таинства для того и установлены, чтобы необходимая для спасения Божественная Энергия подавалась независимо от столь случайных обстоятельств, как личныe качества и духовное расположение тайносовершителя. Свобода же выражается здесь в том, что восприятие этой Энергии, действие ее на человека зависит от его веры и личной духовной настроенности.
Но именно эта каноническая определенность, связанная с таинством, не устраивает митр. Сергия: он пытается опорочить это церковное установление, утверждая, что оно "связывает свободное действие Божие с извecтным символом или вещественным знаком" и тем самым отдает это действие "в распоряжение совершителя символа". Дав
тайносовершительное обетование, Бог действительно отчасти подчиняет свое свободное действие воле тайносовершителя: "Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (Мф. 18:18). В этом частичном подчинении проявляется снисхождение, "кенозис" Бога перед тварью, но оно и возлагает на тайносовершителя особую, исключительную ответственность перед Богом.
Первосвященническая харизма, вопрос о которой поднимали церковные оппоненты митр. Сергия, требует для своего проявления двух условий: 1) соблюдения определенных канонических правил, как это имеет место в случае харизмы тайносовершительной, т.е. священнической и 2) должного расположения ума и сердца Первоиерарха, как это имеет место при стяжании личной благодати.
Митр. Сергий, по существу, отвергает оба эти условия. Когда его обвиняют в незаконном присвоении власти, он указывает на якобы свободный характер тайносовершительной, а тем более, Первосвятительской благодати; когда же ему указывают на духовную ошибочность и неприемлемость его действий, он ссылается на непреложность и общеобязательность постановлений Первоиерарха, как единственной законной масти – так что неподчиняющиеся ему даже якобы отпадают от Церкви и от Божественной благодати. Поэтому и в данной статье он, с одной стороны, полемизирует с каноническим формализмом, который он усматривает у католиков, а с другой стороны, проявляет беспощадность к инославным, видя в них прежде всего нарушителей церковной дисциплины.
Таким образом, открывая полную свободу действий для себя теперь и в будущем, он заранее лишает всякого намека на подобную свободу у всех несогласных с ним. Именно эта цель просматривается во всех его богословских построениях. – Л.Р. 1991г.
8 декабря
7-е письмо академика И.Павлова - В.Молотову
8.12.1935
Глубокоуважаемый Вячеслав Михайлович!
Позвольте мне еще раз обратиться к Вам с просьбой об освобождении от наказания и о возвращении в родной им Ленинград очень немногих из большой группы без вины виноватых, немногих потому, что этих я знаю давно, даже очень давно, и хорошо знаю. Это – высланные весной. Они ни в каком отношении и ни малейше не были вредными нынешнему нашему режиму и, честно работая, следовательно были полезными. А в ссылке, как штемпелеванные правительством, не могут найдти себе какой-либо работы и почти, или совсем нищенствуют. И это – семейные люди и с детьми. Вот за кого я прошу. 1) Нина Эрнестовна Вальдгауер с 12-летней учащейся дочерью, вдова археолога, заведовавшего античным отделом Эрмитажа, умершего в начале этого года и похороненного на государственный счет, сама преподавательница немецкого языка в технических заведениях, выслана в Астрахань (Рождественский бугор, улица Калинина, д. № 39). 2) Николай Владимирович Фольборт с женой и учащейся дочерью, служил бухгалтером и преподавал немецкий язык. Выслан в село Урицкое в 125 к. от Кустаная, где нет ни работы, ни возможности дочери учиться, ни врачебной помощи, и 3) Александр Николаевич Зотов и жена его Валентина Павловна, урожд. Адлерберг с ребенком. А.Н. работал по счетоводству, В.П. занималась в моей лаборатории, была ассистентом при физиологической кафедре здешнего Ветеринарного Института и состояла в последнее время доцентом в Гос. Институте физической культуры им. Лесгафта. Выслана в г. Оренбург, Селивановский пер., 12.
Вместе с этой частной просьбой не могу умолчать о другой теперешней несправедливости, постоянно угнетающей мое настроение. Почему мое сословие (духовное, как оно называлось раньше), из которого я вышел, считается особенно преступным? Мало того, что сами служители церкви подвергаются незаслуженным наказаниям, их дети лишены общих прав, напр., не допускаются в высшие учебные заведения. Прежнее духовное сословие, как среднее во всех отношениях – одно из здоровых и сильных. Разве оно мало работало на общую культуру родины? Разве наши первые учители жизненной правды и прогресса, Белинский, Добролюбов, Чернышевский и другие не были из духовного сословия? Разве наше врачебное сословие до революции не состояло, вероятно, на 50 процентов из б. лиц духовного сословия? А разве их мало в области чистой науки? и т.д. Почему же все они причислены к какому-то типически-эксплоататорскому классу? Я – во-первых свободный мыслитель и рационалист чистой воды, а во-вторых никогда не был никаким эксплоататором – и, будучи продуктом моей первоначальной среды, я вспоминаю однако мою раннюю жизнь с чувством благодарности и за уроки детской жизни и за мое школьное образование.
О нашем государственном атеизме я считаю моим долгом говорить моему Правительству и потом, принципиально и пространно.
Прошу извинить меня, Вячеслав Михайлович, за уклонение от исполнения Вашего пожелания о докладе в Академии Наук. Сейчас мне было бы трудно его сделать вполне достойно, как того заслуживает дело.
Искренно преданный Вам Ив.ПАВЛОВ.
Там же. Л 32–33
28 декабря
Ответ В.Молотова на 7-е письмо академика И.Павлова
Глубокоуважаемый Иван Петрович!*
В связи с Вашим письмом от 8 декабря должен сказать следующее.
Вы пишете о нескольких лицах, высланных из Ленинграда и выражаете уверенность в том, что в указываемых Вами случаях, как и в ряде других, высылка незаслужена. Могу Вас заверить, что советские власти охотно исправят действительно допущенные на месте ошибки, и в отношении указываемых Вами лиц будет произведена надлежащая проверка. Но, с другой стороны, должен Вам прямо сказать, что в ряде случаев дело оказывается вовсе не таким простым и безобидным, как это иногда кажется на основе обычного житейского опыта, старых встреч, прежних знакомств и т.п. Мне во всяком случае не раз приходилось в этом убеждаться, особенно в сложной и богатой крутыми переменами политической обстановке нашего времени, – после более серьезной проверки отдельных случаев.
Теперь насчет ограничений в отношении детей лиц из духовенства. На это могу Вам ответить только одно: теперь, действительно, в этих ограничениях нет никакого смысла, кроме отрицательного. Они нужны были в свое время, а теперь подлежат безусловной отмене. Что же касается Белинского, Добролюбова и Чернышевского, то – независимо от того, из какого сословия вышли эти великие люди нашей страны, – никто так высоко и полно не ценит их в качестве движущей силы исторического прогресса, как большевики, которые хорошо знают, что без освоения великого наследства культуры нельзя построить новую, коммунистическую культуру человечества.
В отношении Вашего доклада в Академии Наук мне кажется ни у кого не может быть возражений против того, чтобы Вы сделали этот доклад после летнего отдыха, что, как мне говорили, соответствует Вашему желанию.
Прошу извинить за задержку моего ответа на Ваше письмо.
С искренним уважением к Вам В.МОЛОТОВ.
* На копии письма резолюция В.Молотова: «Т. Сталину. Направляю тебе копию посланного 28.XII. мною Павлову ответа на его письмо. Молотов».
АПРФ. Ф.3. Оп.33. Д.180. Л.57–58. Автограф.Источник: «Пощадите же родину и нас». Протесты академика И.П.Павлова против большевистских насилий // Источник. 1995. №1(14). С.138–144.