Статистика гонений (по годам) на иерархов Русской Православной Церкви.
Диаграмма составлена на кафедре Информатики Свято-Тихоновского Института.
Статистика гонений по годам всех православных христиан.
Диаграмма по месяцам.
www.pstbi.ru/bin/code.exe/sbt/glinni.htm?/ans
Статистика репрессий  против всех православных христиан.
Диаграмма по годам.  
http://kuz1.pstbi.ccas.ru/mgstato.html
1937 год: арестов 162.500; расстрелов - 89.600.
Союз воинствующих безбожников. Членская книжка, 1938 г.
Митрополит Анастасий среди намецких офицеров
Второй Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви заграницей.
1/14 - 11/24 августа 1938 в Сремских Карловцах.
Митрополит Серафим  (Карл Георг) Ляде (1883-1950). Перешел в Православие в 1904 г.
Митр. Евлогий , арх. Владимир  и епископ Сергий. Париж 1938 г.
Премьер-министр Великобритании Невилл Чемберлен (второй в первом ряду справа) шествует мимо почетного караула на встречу с Адольфом Гитлером. 28 сентября 1938 года.
http://www.warandpeace.ru/ru/analysis/view/69206/
Гитлер приветствует герцога и герцогиню Виндзорских
Гитлер и Чемберлен в Мюнхене в 1938 году.
Во время подписания Мюнхенского соглашения. Слева направо: Чемберлен, Даладье, Гитлер, Муссолини и Чиано
Катакомбный священник Сергей Мечев
Катакомбный священник Сергей Мечев в своей церковной общине
1938

1937-38

Второй пик репрессий против иосифлян.
М.Шкаровский:
Второй пик репрессий иосифлян, после 1930 – 1932 гг. пришелся на 1937 - 1938 гг., когда выявлялись скрывавшиеся священнослужители и уничтожались отбывавшие сроки заключения вожди движения. Так, например, в 1938 г. в Арзамасе были арестованы члены тайной иосифлянской общины во главе со свящ. Иоанном Ходоровским. Его и несколько монахинь-странниц расстреляли. В 1937 г. были арестованы и расстреляны: 17 сентября – епископы Сергий (Дружинин) и Григорий (Лебедев), 16 ноября – бывший ключарь собора Воскресения Христова протоиерей Никифор Стрельников, 20 ноября - митрополит Иосиф (Петровых) и др.  
М.Шкаровский. Православие при социализме. Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 гг.
 
17 января
Решение Тройки УНКВД по Вологодской области  об осуждении непоминающего священника Новоселова В.М. к ВМН (высшей мере наказания).
Выписка из следственного дела 1957 года:
«Обзорная справка по архивно-следственному делу № 560796 по обвинению:
1. Новоселова Михаила Александровича, 1864 года рождения, уроженца с. Бабье, В.-Волоцкого уезда, Тверской губернии, с высшим образованием, холостого, судимого в 1929 году Коллегией ОГПУ к 3 годам ИТЛ за антисоветскую деятельность, в момент возникновения этого дела отбывал наказание.
2. Любимова Дмитрия Гавриловича, 1857 года рождения, уроженца Ораниенбаума, с высшим духовным образованием, служитель религиозного культа (архиепископ Гдовский), служил в церквах гор. Ленинграда, в 1922 году был осужден за к-р деятельность на 3 года высылки, в марте 1930 года Коллегией ОГПУ по ст. 58-10, 58-11 осужден на 10 лет концлагерей, в момент возникновения этого дела отбывал наказание, и других, всего в числе 33-х человек, в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК РСФСР.
Дело состоит из 11 томов.
 
Новоселов М.А. и Любимов Д.Г. были привлечены к уголовной ответственности по данному делу СПО ОГПУ, первый – 25.VII-1930 года, а второй – 1.Х-1930 года. Из материалов данного дела видно, что все обвиняемые, проходящие по этому делу, являлись участниками политического и административного центров Всесоюзной контрреволюционной монархистской организации «Истинно-православная церковь». Причем Новоселов и Любимов играли в этой организации исключительно видную и активную роль. Новоселов вместе с профессором Лосевым А.Ф. (привлечен по данному делу) являлись руководителями политического центра к-р монархической организации «ИПЦ», находившегося в г. Москва. Они непосредственно разрабатывали контрреволюционную программу организации, координировали антисоветские действия т.н. административного центра «ИПЦ», действовавшего в г. Ленинграде, а также филиалы этой же антисоветской организации, находившиеся в различных областях Советского Союза.
 
Любимов вместе с митрополитом Иосифом (Петровых) (высланным в 1927 году из г. Ленинграда) являлся руководителем административного центра «ИПЦ», сообщники которых впоследствии назывались «иосифцами». Активные действия данной к-р организации начинаются с 1927 года. Участники к-р организации Новоселов, Любимов, Лосев и другие вели активную вербовку новых членов из числа духовенства и антисоветски настроенного профессорско-преподавательского состава.
 
Новоселов, говоря о программе к-р организации, на следствии показал, что они в своей программе ставили цель «сделать Церковь своего рода политической партией, использовать ее влияние на малокультурных верующих с целью крайнего возбуждения последних на почве фанатизма против власти и подтолкнуть их на разные изуверские антисоветские выступления». Конечная цель данной к-р организации состояла в том, чтобы свергнуть советскую власть и восстановить монархию. Участники организации Новоселов, Лосев, Любимов часто собирались на тайные собрания у отдельных участников организации, где обсуждали вопросы борьбы с советской властью и изготовляли антисоветские воззвания к духовенству и православному христианству.
 
К данному следственному делу приобщено значительное количество таких антисоветских воззваний повстанческого характера, в которых, кроме того, с исключительной злобой характеризуются все мероприятия, проводимые советской властью.
 
Новоселов, как один из руководителей «церковно-политичес-кого центра» к-р организации, систематически разъезжал по периферии, где создал ряд филиалов этой организации, в частности, в Твери, Серпухове и других местностях, и направлял их антисоветскую деятельность. Кроме того, Новоселов руководил распространением среди церковников и верующих антисоветских воззваний и документов.
 
Любимов являлся заместителем митрополита Иосифа (Петровых) по руководству церковно-административным центром Всесоюзной к-р организации «ИПЦ». Он насаждал на периферии ячейки этой организации, куда посылал своих представителей. Любимов инструктировал приезжавших к нему участников организации, требуя от них борьбы с колхозным строительством, пропаганды повстанчества, подготовки поддержки интервенции, которую он и другие участники организации ждали в ближайшее время. Кроме того, Любимов распространял контрреволюционную литературу организации.
 
Новоселов и Любимов виновными себя в участии в вышеуказанной контрреволюционной организации «ИПЦ» и в проведении антисоветской деятельности признали. Новоселов и Любимов на следствии никаких показаний о своих связях с участниками филиала церковно-монархической организации в г. Самаре не дали. По их показаниям, Сизоненко М.И., Трохов И.Е. и другие участники Самарской к-р церковно-монархической организации «ИПЦ» не проходят. Однако Новоселов и Любимов показали, что к ним с периферии приезжали многие верующие и лица из числа духовенства, которым они давали антисоветские установки, выработанные их контрреволюционной организацией и, кроме того, снабжали приезжающих к ним лиц антисоветскими документами. В отношении своего пребывания в 1929 году в г. Самаре Новоселов ничего в своих показаниях не упоминает, и вообще он по этим вопросам совершенно не допрашивался.
 
Андреев Федор, который проходит, по показаниям обвиняемых следственного дела арх. № 571580, как один из руководителей Ленинградского центра Всесоюзной контрреволюционной организации «ИПЦ» действительно проходит по материалам архивно-следственного дела № 560796 как один из ближайших помощников Любимова по руководству контрреволюционным церковно-админи-стративным центром организации «ИПЦ», проводя активную антисоветскую деятельность. Об Андрееве Федоре (он имел духовное звание протоиерея), как об участнике данной контрреволюционной организации, дали показания обвиняемые Новоселов, Любимов, Лосев и многие другие. В 1929 году Андреев умер.
 
Решением Коллегии ОГПУ от 3 февраля 1931 года Новоселов М.А. осужден на 8 лет ИТЛ, Любимов Д.Г. на 10 лет ИТЛ, а остальные обвиняемые к разным срокам наказания.
В материалах этого же дела имеется выписка решения Тройки УНКВД по Вологодской области от 17 января 1938 года об осуждении Новоселова М.А. к ВМН за проведение им антисоветской агитации в местах заключения.
Архивно-следственное дело № 560796 не пересматривалось.
Ст. следователь следотдела УКГБ по Куйбышевской области  капитан Мальцев.
27 ноября 1957 года гор. Куйбышев».
АУФСБ Самарской обл., ф. арх.-след. дел, д. П-17773, т. 6, лл. 19-21.Подлинник.
Цит. по: Михаил Шкаровский. Судьбы иосифлянских пастырей. СПб. Статис, 2006, стр. 561-563
 
Конец января. Отречение от веры обновленческого митрополита Ленинградского Николая (Платонова)
Рассказ А.Э.Левитина:
В начале января 1938 года двое обновленческих священников (о. Михаил Бакулев – настоятель Смоленского кладбища и о. Сергий Румянцев – настоятель храма Спаса на Сенной) были вызваны к митрополиту...
Оба священника подошли к нему под благословение. Митрополит, одетый в рясу, но без каких-либо знаков отличия (без креста и панагии), однако, отстранил руки, протянутые к нему за благословением, и лишь облобызался с ними по обыкновению. Затем, усадив их, дал каждому из них по листку, отпечатанному на машинке, и сказал: “Прошу вас прочесть указ по епархии”, – и ушел в другую комнату, затворив за собою дверь. В указе, под которым стояла подпись: “Николай Митрополит Ленинградский”, говорилось, что Ленинградская епархия, вплоть до назначения нового митрополита, разделяется на две части: в управление одной ее частью (Андреевский собор, Смоленское кладбище, Серафимовское кладбище) вступает прот. о. Михаил Бакулев. В управление другой ее частью (Спасо-Сенновский собор, Спасо-Преображенский собор и церковь св. князя Владимира – на станции Лисий Нос) вступает о. Сергий Румянцев.
 
Священники переглядывались в полном недоумении: так что же, значит, он уже не митрополит? В это время из соседней комнаты вышел хозяин (уже без рясы, одетый в штатский костюм). “Итак, теперь я не имею к Церкви никакого отношения, и сегодня мною подано заявление о снятии сана – работайте без меня, желаю вам успеха”. Бывший митрополит, проводив их до лестницы, по-светски подал им на прощание руку.
 
“Вышли мы, как в воду опущенные, – вспоминает один из участников этой встречи, – написали сразу рапорт в Москву митрополиту Виталию, получили ответ о том, что будут даны указания, – и все: ни указаний, ни привета и ни ответа”.
 
Через несколько дней в “Известиях” и в “Правде” было опубликовано отречение Н. Ф. Платонова. Текст его отречения мы здесь не приводим, так как он недавно перепечатан полностью в книге “Правда о религии” (М., 1959, с. 368-369).
А.Левитин, В.Шавров. Очерки по истории русской церковной смуты. Стр.629-30
http://www.krotov.info/history/20/krasnov/3_618.html
 
12/25 февр.
Декрет Гитлера о передаче всех церковных имуществ в Германии в распоряжение министра культов. Переход храмов Зап.-Европейской митрополии в руки "карловчан".       Митр. Евлогий, стр. 646
 
Рейхсканцлер Адольф Гитлер подписал закон “О землевладении Русской Православной Церкви в Германии”, согласно которому “государство в лице министра церковных дел получило право распоряжаться русской церковной собственностью в стране и на присоединенных к ней территориях” . На основании этого закона германское государство передало все дореволюционное имущество РПЦ Германии в ведение РПЦЗ, кроме храма в Дрездене, а 5 мая 1939 г. закон “О землевладении Русской Православной Церкви в Германии” был распространен на Дрезден и новоприсоединенную к III Рейху Судетскую область.          Никитин А. К. Положение русской православной общины в Германии в период нацистского режима (1933-1945 гг.). Стр. 327.    http://www.russned.ru/stats/2236
 
Апрель
Упразднение Комиссии по делам культов, возглавлявшейся П.А.Красиковым, "что означало ликвидацию самой возможности контактов между правительством и религиозными организациями" (М.Одинцов ).
Одинцов, в сб. "На пyти к свобoде coвeсти" . Стр. 56
 
Весна
Письмо корреспондента газеты "Безбожник" Ем. Ярославскому по итогам поездки на Украину весной 1938 г. Из письма:
"Они (инспектора культа при облисполкомах - М.О.) слишком  yпрощенно подходят к вопросам борьбы с религией. Люди стремятся поскорее прикрыть последние церкви, всеми правдами и неправдами организуя необходимые для этого подписи верующих. Инспектора решили, что-де, поскольку массовые заявления об открытии церквей, подававшиеся в первое время после принятия Конституции, теперь прекратились, то верующие, очевидно, примирились с фактом и можно "добивать" оставшиеся единичные молитвенные дома ...
 
Я просматривал дела о закрытии. Необходимое для формальности количество подписей в них собрано, но кроме этих подписей и постановления РИКа, здесь ничего нет. Ни один рядовой колхозник, как это видно из редких протоколов собраний, по этому вопросу не высказывался. Попадаются в лучшем случае только высказывания  руководителей сельсовета и колхоза...".           M.Oдинцoв, Наука u Рeлигuя,1990, N 7, стр.57
 
Лето
Циркуляр Конгрегации Семинаров и Университетов к преподавателям-католикам с приглашением к совместной работе по опровержению основных тезисов расизма с помощью дaнных биологии, истории, философии, апологетики, юридических и моральных наук.
 
Формулировка Конгрегацией основных тезисов расизма:
Первый тезис. Человеческие расы в своем естественном и неизменяемом характере различаются между собой так, что низшая из них стоит ближе к животному миру, чем к высшей расе.
Второй. Следует всеми способами охранять и развивать силу расы и чистоту крови; все, что этому способствует, – похвально и дозволено.
Третий. Все интеллектуальные и моральные качества человека вытекают, как из источника, из крови, этой основы характера рас.
Четвертый. Главная цель воспитания заключается в развитии характера расы и в воспламененной горячей любви к расе, как к величайшему блаry.
Пятый. Религия подчиняется закону расы и должна применяться к ней.
Шестой. Первоисточник и высшая норма всего юридического строя есть расовый инстинкт.
Седьмой. Есть только Космос или Вселенная, живая субстанция; все существа, включая человека, суть только различные формы живой вселенной.
Восьмой. Человек существует только в государстве и для государства. Все права, которыми он владеет, предоставлены ему государством".          К.Мочульский.  "Путь" 1938-39, N 58. Стр. 26-36
 
1938
Публикация сборника статей "Диверсанты в рясах". Из отдельных статей:
И.Г.Деревянкин, зам. зав. отд. партийной пропаганды и агитации Горьковского обкома ВКП(б):
"...В период сплошной коллективизации и ликвидации кулачества как класса, попы, сектанты, кулаки и другие антисоветские элементы развернули бешеную борьбу против колхозов и колхозников. В эти годы попы и сектантские вожаки в разных концах и углах нашей родины, прикрываясь крестом и евангелием, вместе со шпионами и
диверсантами, белогвардейскими офицерами, засланными в нашу страну капиталистическим окружением, готовят контрреволюционныe восстания. На Северном Кавказе в это время была раскрыта секта, назвавшая себя "имяславцами". Она занималась проповедью евангелия и библии, распространяя религиозныe книги. Все это было ширмой.
На деле секта  имяславцев была бандой, которая готовилась к вооруженному вoccтанию против советской власти, закупая и заготовляя оружие и взрывчатые вещества.
 
...В сентябре 1932 г. раскрыта контрреволюционная поповская организация в Арзамасе. Во главе этой шайки стоял "святой отец", епископ Дометиан, который был членом монархического "Союза русского народа" и активным врагом народа еще в 1905году. Наглость мракобесов доходит до того, что попы стараются завлечь молодежь в свои сети всевозможными играми. В церковных оградах попы разрешают молодежи играть в лапту, городки, на гармошке, порой сами проявляют "инициативу" и становятся затейниками. Попы Балaxны, Арзамаса организовали молодежныe хоровые кружки и сами руководили ими. А делается это с одной единственной целью – отвлечь молодежь от комсомола и воспитать ее в антисоветском духе...
Выстрел презренных бандитов (в Кирова Л.Р.) был сигналом и для попов, которые перешли к активной террористическо-диверсионной деятельности против советской власти".
 
И.Я.Лаврyшин, начальник Управления НКВД по Горьковской области:
"...Особое место в преступной деятельности против советской власти, социалистического хозяйства занимают попы-диверсанты и террористы  в рясах. Кроме антисоветской агитации, проводимой под прикрытием "христианской проповеди", отцы дyxoвныe не гнушаются никакими средствами в борьбе с советским строем. Они организуют контрреволюционныe группы, устраивают диверсии, поджоги, состоят шпионами иностранных разведок, подготавливают террористические акты ...
Трудно провести сколько-нибудь заметную грань между троцкистами, бухаринцами, эсерами, попами, кулаками и шпионами. Все они являются одинаковыми бандитами с большой дороги, верными псами фашизма и капитализма. И приговор им только один – смерть!
 
...Оpгaны НКВД, opгaны советской разведки стоят на страже интересов нашего свободного и счастливого народа ... Двадцатилетие органов ВЧК-ОГПУ-НКВД является подлинным нapoдным праздником ... Мы, чекиcты, должны помнить слова тов.Ежова о том, что: "Работа в органах  НКВД является наградой сама по себе, поскольку народ доверяет тебе этот острейший участок защиты интересов всего советского государства. И первейшей, священной нашей обязанностью является оправдать это доверие".
 
А.Юрин:
«...Один из "столпов" православной церкви, митрополит Сергий, в прошлом ближайший соратник Распyrина (!? - Л.Р.), возглавлявший нынe так называемых тихоновцев, в результате "тихого и святого подвижничества" скопил более 300 тысяч рублей.
 
На себя и проживающую вместе с ним монашку (!? - Л.Р.) Сергий ежедневно расходует массу денег, покупая на эти деньги шампанское и прочее "монашеское зелье". Частенько в особняке Сергия происходили попойки с участием приезжавших с периферии в Москву его  подчиненных епископов. Не так давно митрополит Сергий справлял "юбилей", на котором происходила очередная попойка ... Есть верующие, которые до сих пор слепо доверяются митрополиту Сергию, чтят его как "блаженного", не подозревая, на какие штучки способен этот матерый церковник ...»
(Обвинения огульно-клеветнические. Митр. Сергий был известен своим аскетическим образом жизни Л.Р.)    "Диверсанты в рясах".
 
12 июня (или июля)
Публикация "aдреca" митр. Анастасия, главы Карловацкой церковной группы, Адольфу Гитлеру.
Из адреса: «Лучшие люди всех народов, желающие мира и справедливости, видят в Вас Вождя в мировой борьбе за мир и правду.  Мы знаем из достоверных источников, что верующий русский народ, стонущий под этим рабством, ожидающий своего освобождения, постоянно возносит к Богу молитвы, чтобы Он сохранил Вас и дал Вас Свою всесильную помощь ...»
Газ. "Последние Новости" (Париж), N 6330; Журнал "Церковная Жизнь"
( карловацкий), 1938 , N 5-6
Цит. по:  С.В.Троицкий, О неправде карловацкого раскола, стр.95-96
 
Адрес Предстоятеля Русской Зарубежной Церкви Митрополита Анастасия — Адольфу Гитлеру (полный текст):
Ваше Высокопревосходительство! Высокочтимый Господин Рейхсканцлер! Когда мы взираем на наш Берлинский соборный храм, ныне нами освящаемый и воздвигнутый благодаря готовности и щедрости Вашего Правительства после предоставления нашей Святой Церкви прав юридического лица, наша мысль обращается с искренней и сердечной благодарностью, прежде всего, к Вам, как к действительному его создателю.
 
Мы видим особое действие Божьего Промысла в том, что именно теперь, когда на нашей Родине храмы и народные святыни попираются и разрушаются, в деле Вашего строительства имеет место и создание сего храма. Наряду со многими другими предзнаменованиями этот храм укрепляет нашу надежду на то, что и для нашей многострадальной Родины еще не наступил конец истории, что Повелевающий историей пошлет и нам вождя, и этот вождь, воскресив нашу Родину, возвратит ей вновь национальное величие, подобно тому, как Он послал Вас германскому народу. Кроме молитв, возносимых постоянно за главу государства, у нас в конце каждой Божественной Литургии произносится еще и следующая молитва: “Господи, освяти любящих благолепие дому Твоего, Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою…”. Сегодня мы особенно глубоко чувствуем, что и Вы включены в эту молитву. Моления о Вас будут возноситься не только в сем новопостроенном храме и в пределах Германии, но и во всех православных церквах. Ибо не один только германский народ поминает Вас с горячей любовью и преданностью перед Престолом Всевышнего: лучшие люди всех народов, желающие мира и справедливости, видят в Вас вождя в мировой борьбе за мир и правду.
 
Мы знаем из достоверных источников, что верующий русский народ, стонущий под игом рабства и ожидающий своего освободителя, постоянно возносит к Богу молитвы о том, чтобы Он сохранил Вас, руководил Вами и даровал Вам свою всесильную помощь. Ваш подвиг за германский народ и величие германской Империи сделал Вас примером, достойным подражания, и образцом того, как надо любить свой народ и свою родину, как надо стоять за свои национальные сокровища и вечные ценности. Ибо и эти последние находят в нашей Церкви свое освящение и увековечение. Национальные ценности составляют честь и славу каждого народа и посему находят место и в Вечном Божием Царстве. Мы никогда не забываем слов Священного Писания о том, что цари земные принесут в Небесный Божий Град славу и честь свою и славу своих народов (Откр. 21,24,26). Таким образом, создание сего храма является укреплением нашей веры в Вашу историческую миссию.
 
Вы воздвигли дом Небесному Владыке. Да пошлет же Он Свое благословение и на дело Вашего государственного строительства, на создание Вашей народной империи. Бог да укрепит Вас и германский народ в борьбе с враждебными силами, желающими гибели и нашего народа. Да подаст Он Вам, Вашей стране, Вашему Правительству и воинству здравие, благоденствие и во всем благое поспешение на многая лета. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей, Митрополит Анастасий.    "Церковная жизнь". 1938, №5-6    http://www.evangelie.ru/forum/t49268.html
  Летопись церковных событий.  http://www.russned.ru/stats/2236
На сайте www.ateism.ru/article.htm?no=1402 указана дата 12 июня.
 
Июль
Продолжение кампании по ликвидации религии.
"Антирелигиозник", 1938, N 7:
"Верующие трудящиеся исполняют время от времени те или иныe религиозныe обряды, удовлетворяют свои религиозныe потребности. Они не принимают непосредственного участия в так называемой "церковной жизни". С такими верующими мы совместно идем к одной общей цели, боремся за одно и то же – за полное торжество коммунизма ...
Другое дело – церковники, члены двадцаток. Они не только выполняют обряды, но частенько нарушают советские законы, ведут религиозную пропаганду, организуют незаконныe сборы на церковь". 
  "Антирeлuгuозник",  1938, N 7
 
1/14 - 11/24 августа
Второй Всезарубежный Собор РПЦЗ клира и мирян в Карловцах во главе с митр. Анастасием (титул присвоен ему сербским Патриархом Варнавой).
Вениамин (Гамартели):
На Соборе были представители всех 24 епархий РПЦЗ. 
На Соборе участвовали следующие епископы: 1) митр. Анастасий, Председатель Архиерейского Синода, 2) архиепископ Серафим – управляющий Русскими Православными Церквами в Зап. Европе, 3) архиеп. Гермоген, член Архиер. Синода, 4) архиеп. Мелетий, Харбинский и Маньчжурский, 5) архиеп. Феофан – Секретарь Архиер. Синода, 6) архиеп. Виталий – Восточно-Американский и Джерзеситский, 7) архиеп. Богучарский Серафим, управляющий Русскими Православными общинами в Болгарии (ныне прославлен в Болгарской старостильной Церкви), 8) архиеп. Нестор, Камчатский и Петропавловский, 9) архиеп. Тихон, Председатель ученого Комитета при Архиер. Синоде, 10) епископ Германский Серафим, 11) еп. Урмийский Иоанн, 12) еп. Вест-Вирджинский и Питтсбургский Вениамин, 13) еп. Шанхайский Иоанн (ныне прославлен). Кроме 13 архипастырей, членами Собора были еще 26 пастырей и 58 мирян. (Всего 97 членов).
 
В докладе «Положение Православной Церкви после войны», Владыка Иоанн говорил, что, «мы (верные Русской Зарубежной Церкви) должны твердо стоять на почве церковных канонов и не быть с теми, кто от них отступает. В прежнее время для изобличения канонических неправильностей Поместной Церкви с ней прерывали каноническое общение. Русская Зарубежная Церковь не может действовать таким путем, т.к. положение ее не вполне определилось. Посему она не должна прерывать общение с другими Церквами, если они первые не сделают этого шага. Но, и поддерживая общение, она не должна молчать о нарушениях церковной правды…»
 
В протоколе Собора 1938 г. значится: “Имели СУЖДЕНИЕ о сослужении с духовенством, находящимся в юрисдикции Митрополита Сергия и его Синода. МИТРОПОЛИТ АНАСТАСИЙ указывает, что духовенство, прибывающее из России, состоявшее в названной юрисдикции, допускается сразу к молитвенному общению и приводит мнение Митрополита Казанского Кирилла в напечатанном в Церковной Жизни его послании, что грех Митрополита Сергия не простирается на подведомственное ему духовенство. ПОСТАНОВИЛИ: Признать, что не имеется препятствий к молитвенному общению и сослужению с духовенством Митрополита Сергия”.
(ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, л. 23 на обор., Архиерейский Собор РПЦЗ 1938 г. Протокол № 8, 16 авг. 1938 г.)
 
По поводу отношение Православной Церкви к инославию на Соборе произошли прения. Ознакомившись с докладом профессора Н. С. Арсеньева «Православная Церковь и западное христианство», отмечающим, что прямым следствием гонений на Православную Церковь со стороны безбожной власти в СССР явилось углубление и расширение внимания к нашей Церкви со стороны наиболее чутких представителей богословской мысли протестантства и католичества, Собор призывает Божие благословение на труды тех, кто жизнью и словом раскрывает перед западным христианским миром истинность нашей Святой Церкви и высоту ее мученического подвига в настоящее время.
(Постановления и резолюции Собора РПЦЗ… С. 159).
 
В докладе епископ Серафим (Ляде) Потсдамский отметил, что православные на экуменических конференциях всегда излагали и защищали священные догматы:
“Поэтому православные делегаты, как в Лозанне, так и в Эдинбурге, считали своим долгом подать и огласить особые заявления; этим они ясно отмежевали Православную Церковь от других исповеданий, именующих себя «церквами»… Нам необходимо рассеять все недоумения и часто просто карикатурные представления о Православии, до сих пор распространенные в инославных кругах… Примирение с существующим положением оторванности большей части христианского мира от Православной Церкви, равнодушное отношение к экуменическим исканиям единства Церкви было бы непростительным грехом, ибо мы должны носить ответственность за судьбу тех, которые еще пребывают вне ограды Церкви и за будущую судьбу всего христианского мира… Но участвуя в экуменическом движении, мы должны остерегаться уступчивости и снисходительности, ибо это крайне вредно и опасно, укрепляя инославных в убеждении, что они уже являются членами истинной Церкви. В области догматики и других существенных и основных вопросов мы не можем уменьшать свои требования…”.
 
Прения по вопросу об участии в этом движении проводились после двух докладов епископа Серафима, а также доклада Н. Ф. Степанова, посвященного влиянию франк-масонства на Оксфордскую конференцию. Центром «антиэкуменической» группы стал архиепископ Богучарский Серафим (Соболев). Он сказал:
«Внецерковное объединение ничего, кроме вреда, не принесет. Православная Истина выражается в благодати Святого Духа, именно в том, чего экуменическое движение знать не хочет». Владыка указал на пример одного, принявшего Православие, католика, который многие годы искал в своей церкви преподобного Серафима Саровского. Он же решил, что истина там, где есть преподобный Серафим. Этим подтверждается только, что объединение может произойти лишь на почве благодатной жизни. Цели экуменического движения не достижимы. «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых» (ibid стр. 369).
 
Председатель Собора митрополит Анастасий высказался за средний путь:
“Приходится колебаться между двумя опасностями – соблазном или отказом от миссионерской работы исповедания Православия. Какое опасение возобладает? Будем исходить из положительных предположений. Облагодатствованная Церковь должна вести миссионерскую работу, ибо так можно спасти некоторых колеблющихся. Наряду с вождями, желающими обезличить Православие, другие, например молодежь, приходят на конференции с истинным исканием. Сравнивая то, что они видят и слышат у своих пасторов и у православного пастыря, они поймут истину. Иначе они останутся одинокими. Слышны положительные отзывы о выступлениях епископа Серафима на конференциях, исходящие от инославных. Надо учитывать и то, что англо-саксонский мир находится в кризисе, ищет истину. Протестантизм тоже ищет свою опору. У нас, к тому же, имеется традиция участия в таких конференциях, установленная покойным митрополитом Антонием. Во избежание соблазна надо разъяснять суть дела”.
 
По вопросу отношения к инославным была вынесена резолюция, суть которой сводилась к следующему: Русская Православная Церковь Заграницей запрещает своим чадам участвовать в экуменическом движении. Однако ради целей миссионерских, по уполномочению церковной власти, представители РПЦЗ могут присутствовать на конференциях, безкомпромиссно разъясняя учение Православной Церкви, ни в коему случае не допуская отклонения от православной точки зрения.   (Везде выделено мною - Л.Р.)     Летопись церковных событий.  http://www.russned.ru/stats/2236
 
Осень
Увольнение на покой еп. Тихона (в Германии) и назначение на его место еп. Серафима (Ляде) – немца, перешедшего в православие, с именованием епископом Потсдамским.
Борьба карловчан за переход "евлогианских" приходов в их  юрисдикцию.
 
Митр. Евлогий:
Немцам хотелось показать, что этот переход будет совершен добровольно, а не под их насильственным давлением. Священника призывают в Министерство Культов и там всячески уговаривают, даже с угрозами, чтобы они вместе с прихожанами переходили в Карловацкую юрисдикцию ... Митроп. Анастасий пишет мне письмо ("словеса лукавствия" ...), что в моих приходах причты готовы меня покинуть и слово теперь только за мною, чтобы переход закрепить формально. Я отвечаю, что в вопросах веры и Церкви я больше всего ценю свободу совести; мои прихожане уже определили себя в церковном отношении, их позиция мною одобрена, и я не считаю себя обязанным ломать их церковные убеждения ... Наших священников начинают вызывать в гестапо, изводят допросами ... Будем бороться до конца, нас могут взять (как уж и берут) только насилием, и пусть на совести тех, кто  прибегает к такого рода средствам, останется это недоброе, нехристианское, нецерковное "душеводство".  
      Мuтp. Евлогий. М.1994. Стр. 593.
 
30 сентября
"Мюнхенское соглашение" о передачи Чехословакией Германии Судетской области. Подписано премьер-министром Великобритании Невиллом Чемберленом, премьер-министром Франции Эдуаром Даладье, рейхсканцлером Германии Адольфом Гитлером и премьер-министром Италии Бенито Муссолини.
ВИКИПЕДИЯ. Мюнхенское соглашение 1938 года.
 
 
15 ноября
Статья Г.П.Федотова "Позор России" по поводу прогерманских симпатий карловацкого собора.
Здесь не в тактике дело, а в глубоком духовном перерождении. Деспотизм или тоталитарное государство оказалось внутренне соблазнительным для многих христианских душ. Гитлер не просто союзник, а идеал русского вождя. Вождя! Не одни штабс-капитаны, а целый собор епископов(карловацких) приветствует врага христианства и утверждает, что за него молится вся православная Россия.
Когда читаешь все это, становится невыносимо жить. Опять, как в дни Октября, мучительно страдаешь от того, что ты русский, от того, что большевизм, как проказа, съедает все тело России. В самом деле, чем иным, как не обольшевичиванием, следует назвать эту моральную болезнь, которой сейчас заражена эмиграция?
...Большевизм рождается тогда, когда политика съедает всю культуру и духовную жизнь, когда политика подчиняется одной идее, и когда в этой идее отрицательное начало ненависти заглушает все положительные: свободы, справедливости или общего блага. Говоря кратко, большевизм это культура тоталитарной злобы (!! ЛР). Идеи или идейки могут быть разные, но плоды проклятого дерева всегда одни и те же. Вот почему Сталин может менять свои лозунги, может окончательно изменить коммунизму – без того, чтобы Россия вышла из большевистского ада.
... Бить большевиков – единственное, что осталось от Белой идеи. Но почему бить, во имя чего? Как ни вдумываешься, не можешь уловить той черты, которая разделяет врагов. Ясно, что они ненавидят друг друга. Но, может быть, эта ненависть – плод недоразумения?
Пока белое воинство чернело и превращалось в зарубежных большевиков, Сталин тоже не спал. Провозгласив лозунг великой и мощной России, он выбил из-под ного мнимых националистов последнюю опору их оппозиции. За что вы боретесь? Вам нравится фашизм? Но Россия самая последовательная страна фашизма. Не забудьте, что Ленин и был изобретателем этой государственной формы, которую Муссолини и Гитлер заимствовали у него. А социальное содержание московского фашизма ничем не отличается от германского. ... Принимаются гнать Церковь – а разве Гитлер ее не гонит? Нет – или еще нет – еврейских погромов (будут в начале 1950-х!! ЛР). Но так ли уж сладка еврейская кровь, чтобы из-за нее продолжать борьбу зарубежной России с СССР?
...Русский большевизм глядит сейчас на нас двуглавым орлом. Одна голова в Москве, другая в Берлине. Но они похожи как две капли воды. Сейчас их как будто разделяет предполагаемый военный фронт. Но что будет, если Сталину удастся договориться с Гитлером, о чем он давно мечтает? Вероятно, этого не случится. Но представим на минуту, что это случилось: чем будет тогда штабс-капитан отличаться от Сталина?
Журнал "Новая Россия" (основатель А.Ф.Керенский), №55-56 - 15.11.1938.
Цит. по: Г.П.Федотов. Полное Собр. статей, т. IV ЗАЩИТА РОССИИ, Имка-Пресс, 1988, стр. 202-206.
 
1938
По оценке Д. Поспеловского, постепенное прекращение "яростной атаки против Церкви и верующих". Причина: "Сталин не терпел никаких автономных организаций"; разгромив все формы религиозно-общественной жизни и в то же время убедившись в неистребимости индивидуальных религиозных настроений, Сталин понимал необходимость, в связи с внешней опасностью, укрепления национально-политической консолидации. Такая двойственная политика привела одновременно к массовому закрытию религиозных обществ (по оценке Поспеловского, за 1938-41 гг. их закрыто около 30 тыс.) при одновременном свертывании Союза воинствующих безбожников, сокращении атеистической пропаганды: и более терпимому идеологическому отношению к религии.     Поспеловский, т. 1, стр. 65-66
 
Примеч. Л.Р.: Оценка Д.Поспеловского не вполне согласуется с более достоверными данными М.Одинцова. Согласно последнему, уже к 1936 г. в СССР оставалось всего около 21 тыс. действующих храмов всех вероисповеданий, так что в период 1938-41 гг. могло быть закрыто около 20 тыс. В оккупированных перед началом войны областях массового закрытия храмов, согласно М.Одинцову, не было.
 
Оценка протоиереем Иоанном Мейендорфом результатов политики митр. Сергия:
"Cтpашные тридцатые годы не оправдали надежд "Сергиевской" Патриархии. К 1938 году Патриарший Синод уже не существовал: трое из восьми его членов были расстреляны; все архиереи, кроме четверых, – в тюрьме или ссылке. Число патриарших приходов по всей России не превосходило сотни. Только в 1943-1944 гг. последовало "воскресение", исчезновение обновленчества, возвращение многих сосланных церковников, публичное покаяние почти всех возглавителей обновленческого раскола (при непризнании действительности их таинств)  и воссоздание, после войны, мощной церковной организации с более чем 20 000 приходов. Сам патриарх Сергий не дожил до полного торжества своей "линии" ..." 
Прот. И.Мейендорф, Православuе в соврeменном мире. Нъю-Йорк 1981. Стр. 194
 
1937-39
Катакомбный священник Сергей Мечев проживает на ст. Сходня Московской области, затем работает в поликлинике г.Калинин. Поддерживает контакт со своими духовными детьми. Приглашает епископа Мануила (Лемешевского) для тайного рукоположения священников из их числа.
Википедия, статья: Мечев Сергей Алексеевич.