9 февраля
Заявление заключенного тюрьмы № 5 г. Новгорода протоиерея Петра Белавского Верховному прокурору СССР
В 1929 г. я был арестован органами НКВД и отбывал срок на строительстве Беломорского канала, откуда и был досрочно освобожден в 1933 г. как ударник с направлением в г. Новгород на работу в водный транспорт, где и проработал до 1936 г. В 1936 г. перешел работать бухгалтером Межрайонной малярийной станции и там работал до дня ареста. Арестован я 29 июля 1938 г. по причине, мне неизвестной, так как за собой никакой вины не чувствовал, но во время следствия можно было понять, что причина моего ареста – это прошлая судимость и [что арестовали меня] как бывшего служителя религиозного культа, что и подтвердил сам следователь во время следствия. С 9-17 августа я ежедневно вызывался на допросы, где следователь предлагал мне рассказать о своей контрреволюционной деятельности, я молчал.
Следствие велось односторонне и пристрастно, с применением физических и моральных воздействий со стороны следователя Андреева. 20 августа я заболел и был помещен в тюремную больницу. 29 сентября я был вызван следователем из больницы на допрос, где, пользуясь моей слабостью, следователь предложил мне подписать ложный материал, его рукой написанный и им же средактированный в вопросах и ответах. Прочитав его, я отказался, но после применения суровых мер воздействия (были нанесены побои с оскорблениями) я вынужден был подписать ложь и неправду, кроме того [он] угрожал высылкой моей семьи. Я подписал тогда протокол и сразу сигнализировал об этом обл. прокурору и в НКВД, не имея до сих пор ответа. Я решил написать Вам, господин прокурор, полагая, что Вы не допустите такой несправедливости и дадите распоряжение о переследствии, и если я взят не за свое прошлое происхождение, то и о моем освобождении. Заявления мной отправлены в НКВД в Москву 19 декабря 1938 г. и обл. прокурору 4 января 1939 г. Верю, что найду правду и справедливость.
9. II. 39 Новгород з/к П. Белавский. АУФСБ Новгородской обл., ф. арх.-след. дел, д. la/1150, л. 113. Подлинник.
Михаил Шкаровский. Судьбы иосифлянских пастырей. СПб. Статис, 2006, стр.557
1939
3аключительный этап ликвидации легальной Церкви. На Украине осталось 3% дореволюционного числа храмов. Алексеев, стр. 174
10-29 марта
ХVIП съезд ВКП(б). Резолюция по докладу В.М.Молотова.
"...СССР вступил в третьем пятилетии в новую полосу развития, в полосу
завершения cтpoительства бесклассового социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму, когда решающее значение приобретает дело коммунистического воспитания трудящихся, преодоление пережитков капитализма в сознании людей – crpoителей коммунизма".
Комментарий П.Федосеева:
"Освобожденный труд стал источником счастья и наслаждения ... Пренебрежительное, недобросовестное отношение к труду есть наиболее вредный пережиток буржуазного общества. Этот пережиток капитализма ревностно поддерживается церковными мракобесами, паразитическое существование которых всегда являлось примером самого беззастенчивого тунеядства. Религиозныe учения идут вразрез с самой элементарной дисциплиной труда, вызывают массовые прогулы в
дни религиозных праздников, освящают рвачество, воспитывают юродствующее безделье ...
Религиозныe предрассудки оправдывают хищническое отношение к общественной собственности. Освящая частную собственность, угрожая земными и небесными карами всем, кто посягает на частную собственность, религия в отношении общественной собственности проповедует oткpoвeнныe воровские правила ..." П.Федосеев, стр. 63
23 августа
Подписание в Москве пакта Молотова-Риббентропа.
В.Суворов (Резун):
«Самое выдающееся достижение советской дипломатии за всю историю и самая блистательная победа Сталина во всей его необычайной карьере. После подписания договора Сталин радостно кричал: "Обманул! Обманул Гитлера!"
Сталин действительно обманул Гитлера так, как никто никого в хх веке не обманывал. Уже через полторы недели после подписания пакта Гитлер имел войну на два фронта, т. е. Германия с самого начала попала в ситуацию, в которой она могла только проиграть войну (и проиграла).
Другими словами, уже 23 августа 1939 года Сталин выиграл Вторую мировую войну – еще до того, как Гитлер в нее вступил.
Только летом 1940 года Гитлер понял, что его обманули. Он попытался переиграть Сталина, но было слишком поздно. Гитлер мог рассчитывать только на блестящие тактические победы, но стратегическое положение Германии было катастрофическим.
Говорят, что Сталин победил только благодаря помощи и содействию Великобритании и США. Святая правда! В том и состоит величие Сталина, что он, главный враг Запада, сумел использовать Запад для защиты и укрепления своей диктатуры. В том и заключается гениальность Сталина, что он сумел разделить своих противников и столкнуть их лбами. Именно о таком развитии событий предупреждала свободная пресса еще в 1939 году, когда Сталин на словах разыгрывал нейтралитет, а на деле был самым главным и самым коварным зачинщиком и участником войны». Б.Суворов, Ледокол, M. 1939, стр. 54-55
1 сентября
Вторжение германский армии в Польшу. Начало Второй мировой войны.
Комментарий В.Суворова:
«На вопрос: "Зачем Сталин согласился помогать Гитлеру рубить относительно узкий коридор через Польшу?" – коммунистические историки пытались придумать ответ, хотя и неудачно.
Не будем и мы ломать голову. Слово Сталину. Он один ответил на этот Вопрос четко и ясно:
"История говорит, что когда какое-нибудь государство хочет воевать с другим государством, даже не соседним, то оно начинает искать границы, через которые оно могло бы добраться до границ государства, на которое оно хочет напасть». Там же, стр. 41
1 сентября
Секретный указ Гитлера "об умерщвлении неизлечимо больных" (так называемая "программа эвтаназии").
Указ распространялся не только на многочисленные категории инвалидов, хронических больных, умственно неполноценных, но мог также произвольно применяться в отношении политических противников режима.
Что было бы с Россией, 3намя,1993, №2,стр.138
1939 год
Продолжение тайной деятельности "непоминающих". Обслуживание "непоминающими" священниками верующих, не отходивших от митр. Сергия, но оставшихся без храмов и духовенства.
"Безбожник", 1939,21 апр., статья "церковь в чемодане".
У священников, изгнанных НКВД из приходов и путешествующих, "все необходимые принадлежности для совершения обряда находятся в чемодане. Если нужно помочь хозяйке на кухне, они и это делают, покупают продукты для больных".
Д.В.Константинов, "Православная молодежь в борьбе за Церковь в СССР", Мюнхен, 1956, стр. 54.
...Тайные богослужения, под которыми в основном и понимается тайная или катакомбная Церковь, если и относились в большинстве случаев к так называемым "иосифлянам", отвергавшим декларацию митр. Сергия, то не были чyжды и остальной массе верующих, которые тоже принимали участие в них, вынуждаясь к тому весьма многими причинами. Открытых же храмов было так мало, что нужда в тайных богослужениях была большая.
Митр. Мануил о "непоминающих".
...27 апр. 1939 г. еп. Андрей (Комаров) Астраханский был уволен на покой временно, согласно прошению. В окт. 1939 г. назначен на штатное мecто приходскоro священника Покровской церкви г. Куйбышева той же области. Занял это место по просьбе верующих и особому благословению Митрополита Сергия, для оздоровления церковной жизни в епархии, которая в то время состояла почти из одной этой церкви. Управление такими епархиями тогда централизовывалось в Московской Патриархии, а для архиереев практиковалось назначение на штатные Mecra настоятелей. В Куйбышеве, как в бурном водовороте, сталкивались влияния и левых и правых ориентаций. Настоятеля народ не уважал и не доверял ему до такой степени, что многие считали за грех ходить в церковь, где он служит.
Эти чувства распространились и на Митрополита Сергия, принявшего настоятеля в общение с Церковью (т.е. с сергианским Синодом - Л.Р.), и на все духовенство. Появилось мнение, что "истинная Церковь ушла в пустыню", а все открыто служащее духовенство безблагодатно, и отступления от Церкви в своеобразные маленькие раскольничьи группы приняли массовый характер.
Польский, Т. 2, cтp.XVIII
Конец 1939.
Закрытие последнего храма непоминающих в Ленинграде в пос. Лесном.
М.Шкаровский о состоянии движения непоминающих в двух столицах перед началом войны:
«Несмотря на все попытки государственных органов окончательно запретить открытую деятельность иосифлян не удалось. Слишком массовой поддержкой они обладали в «северной столице». Власти, видя, что в других регионах наиболее стойкая часть сторонников митр. Иосифа после исчезновения легальных возможностей деятельности переходила на катакомбный путь, видимо опасались повторения этого в значительно больших масштабах в Ленинграде. Все 1930-е гг. в городе функционировал маленький деревянный иосифлянский храм Пресв. Троицы на окраине в Лесном.
Судьба церкви много раз висела на волоске. Но прихожане, которые переполняли храм, сумели отстоять его. Причем отчасти, несмотря на репрессии, эта церковь сохраняла роль центра притяжения и для политических противников режима. В многочисленных доносах тех лет говорится о пребывании в храме «высланных попов», «лишенок монашек», «беспаспортных темных личностей» и т.д. 36. Постепенно сокращалась численность членов его клира, насчитывавшего осенью 1933 г. 5 человек. Так, в марте – апреле 1935 г. в Ленинграде было проведено массовое выселение «чуждого населения» – так называемый «Кировский поток». Всего из 429 православных священнослужителей города и пригородов выслали в сельскую местность на периферию тогда почти половину – 198 человек. Был снят с учета «как белогвардейский офицер» в прошлом и настоятель Троицкой церкви, последний легально служивший крупный иосифлянский деятель, неоднократно арестовывавшийся прежде, протоиерей Александр Советов. После страшного 1937 г. в храме остался лишь один священнослужитель – настоятель иеромонах Павел (Лигор). Правда, многие катакомбники считали существование данного прихода провокацией. Что это было далеко не совсем так, подтверждают хотя бы массовые аресты членов двадцатки (приходского совета) храма Пресв. Троицы в 1939 – 1940 гг.: МС. Паращука, В.А. Проворова, А.Ф. Семеновой, М.С. Юскиной и других.
Кроме Троицкой церкви (в Ленинграде) почти до самого начала Великой Отечественной войны легально действовал иосифлянский храм Благовещения вблизи подмосковной станции Мичуринец. В нем служили освобожденный к середине 1930-х гг. протоиерей Николай Дулов и о.Иосиф. Закрыли его только в начале 1941 г. Однако в обеих столицах подавляющая часть иосифлян в тот период посещала тайные службы. По свидетельству очевидцев в Ленинграде в 1937 – 1941 гг. их проводилось очень много – в зданиях морского техникума, школ подводного плавания и водного транспорта, помещениях ряда больниц, закрытых учреждений со входом по пропускам, на квартирах горожан, в том числе некоторых академиков, профессоров Военно-Медицинской академии и университета. Интенсивно тайные службы иосифлян шли в ближних и дальних пригородах Ленинграда – Шувалово, Озерках, Коломягах, д. Юкки, ст. Поповка, Колпино, Саблино, Елизаветино, Волосово, Ораниенбауме, Мартышкино, Стрельне, Гатчине (на квартире почитательниц матушки Марии) и т.д. Совершались они и в Новгородском округе – в Чудово, Малой Вишере, Окуловке, на ст.Оксочи (в детской колонии им. Ушинского)». М.Шкаровский. Православие при социализме. Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 гг.
Алексей Беглов. Оценка масштабов Катакомбной Церкви к концу 1930-х
Политика властей, направленная на последовательное вытеснение Церкви из легальной жизни, имела для Церкви далеко идущие последствия. В подполье в 1920-1930-е гг. оказались почти все сферы церковной жизни, причем их распространение за пределами легальности носило массовый характер. Первыми в подполье оказались монашеские общины. De jure монастыри рассматривались советским государством прежде всего как хозяйственные предприятия, и потому национализация церковного имущества, провозглашенная Декретом 1918 г. "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", стала основанием для передачи монастырских комплексов местным советам и для роспуска общин. С начала 1920-х гг., по мере закрытия обителей, в окрестных селах и городах стихийно начали возникать "домашние" монастыри. В 1922-1929 гг. практически вся территория страны, особенно европейская часть России и Украина, оказалась покрыта сетью таких монастырей, в которых жили от 3-4 до 20-30 человек, а общее число насельников "домашних" монастырей по самым общим оценкам превышало 30000 человек. Одновременно в середине 1920-х гг. возникает еще один тип нелегальных монастырей – общины, изначально созданные как подпольные. Если "домашние" монастыри стали результатом дробления ранее существовавших общин, то изначально подпольные общины возникли благодаря естественному притяжению к их руководителям людей, стремившихся к духовной жизни, в основном молодежи. Очевидно, одним из самых крупных нелегальных монастырей был конгломерат подпольных общин, сформировавшихся вокруг нескольких наставников московского Высоко-Петровского монастыря. По нашим подсчетам, в начале 1930-х гг. численность его тайных постриженников достигала 170-200 человек.
В 1930-е гг., с началом массового закрытия церквей, к подпольным монастырям присоединились незарегистрированные приходские общины, продолжавшие собираться на богослужения (со священниками или без них) после закрытия храмов. Если судить по интенсивности легализации незарегистрированных приходских общин, происходившей на Украине и в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны, их число к началу 1940-х гг. составляло на Украине 5000-6000 (примерно 50% от закрытых церквей), а в Белоруссии – около 600 (примерно 20% от закрытых церквей). В России массовое возвращение к храмовому богослужению нелегальных общин произошло лишь в некоторых областях, подвергавшихся оккупации. Но если допустить, что в РСФСР каждая третья снятая с регистрации община продолжала свое существование после закрытия ее храма, то число нелегальных приходов здесь составит порядка 8000-10000 [9]. Эти цифры основаны на предположении и потому условны. Вместе тем они дают возможность представить масштабы распространения нелегальных приходов накануне 1940-х гг. Кроме того, в 1920-1930-х гг. в подполье действовали по крайней мере одно высшее учебное заведение Патриаршей Церкви и множество детских и молодежных образовательных кружков, значительно были развиты запрещенные Постановлением 1929 г. благотворительность и хозяйственная деятельность. Тем самым в 1920-1930-е гг. подполье оказалось главным способом сохранения церковной жизни, которая не могла существовать в легальных условиях.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------