20 января
Статья Г.П.Федотова "Федерация и Россия" по поводу вхождения России в состава общеевропейского Союза.
Должна ли предполагаемая федерация включать и Россию?
Для западно-европейца...: сначала попробуем объединить Запад, прежде чем будем раздвигать границы объединения на Восток. Всемирная федерация – это в плане утопии, европейская – в плане реальности. А Россия – в Европе ли?
С точки зрения русского, этот вопрос означает последнее убежище русского национализма. Объединяйтесь сами, если хотите. Может быть Европа в самом деле переросла век национальных государств – особенно малых государств. Но Россия сама по себе целый союз народов, по территории одна шестая часть света, не Европа, не Азия, а особый, себе довлеющий мир. Недавняя историософия евразийства приходит на помощь этому националистическому рефлексу, чтобы доказать, что Россия ни хозяйственно, ни культурно в Европе не нуждается.
В противность этому, мы готовы утверждать, что, как европейская федерация немыслима без России, так и культурная жизнь России немыслима без Европы.
...Россия необходима для организации мира почти в такой же степени, как и Британская Империя. Но нужна ли самой России организация мира, нужна ли России Европа?
Россия сейчас в ссоре с Европой. И не Сталин, конечно, первый рассорил их. В Сталине эта ненависть к Европе лишь созрела до дьявольского замысла: разжечь мировую войну, чтобы на пепелище Европы, среди пустынь былой христианской цивилизации, построить могущество русского красного царства (выделено мною – ЛР).
... Коммунизм сгинет вместе со своими идеологическими катехизисами. Но Московия останется. Останется тоталитарное государство, крепкое не только полицейской силой, но и тысячелетними инстинктами рабства. Разбить его может лишь новый – столь же тоталитарный, т.е. религиозный – идеал свободы, котрый некогда разложил и старую Московию. Но сей час свобода жива лишь на христианском Западе и ведет отчаянную борьбу с обступившими ее силами тьмы. Война ведется не только на полях сражений, но и на всех учатсках культурного фронта: в искусстве, в философии, в теологии. От исхода этой борьбы зовисит участь мира на много веков. От нее зависит и участь России.
Журнал "Новая Россия" (основатель – А.Ф.Керенский), №55-56 - 15.11.1938.
Цит. по: Г.П.Федотов. Полное Собр. статей, т. IV ЗАЩИТА РОССИИ, Имка-Пресс, 1988, стр. 281-287.
Начало года
Публикация брошюры П. Федосеева "И.В.Cталин о религии и борьбе с нею", Воениздат, редактор – батальонный комиссар Моргунов А.Е.
"Борьба с реакционной поповщиной является составной частью классовой борьбы с врагами социализма, с врагами народа. Товарищ Cталин подчеркивал, что наша агитационная работа должна быть поставлена по-большевистски.
По-большевистски должна быть поставлена и антирелигиозная пропаганда.
Недооценка вреда религиозных предрассудков, забвение задачи систематической борьбы с религией являются одним из выражений идиотской болезни – беспечности. Неправильно было бы думать, что религиозныe предрассудки могут исчезнуть в порядке самотека, что отмирание религии произойдет стихийно.
...Враги народа проповедовали, что религиозныe предрассудки уже не играют никакой роли, что антирелигиозная пропаганда отжила свое время. Эти вражеские установки должны быть в корне разбиты. Религиозные предрассудки, наряду с другими пережитками капитализма в сознании людей, используются врагами народа для подрывной
деятельности. На ХVП съезде партии товарищ Сталин разоблачил несостоятельность утверждения, что мы уже преодолели пережитки капитализма в сознании людей ...
Религиозныe предрассудки не стоят где-то в стороне от классовой борьбы: они используются врагами народа для борьбы против социализма. Стало быть, борьба с религиозными предрассудками, разоблачение поповщины есть один из участков борьбы за победу коммунизма". П.Федосеев
3 марта
Докладная записка наркому внутр. дел Л.Берия на имя Сталина с преложением о расстреле интернированных в советских лагерях польских офицеров.
Из записки:
Дела о находящихся в лагерях военнопленных — 14 700 человек бывших польских офицеров, чиновников, помещиков, полицейских, разведчиков, жандармов, осадников и тюремщиков, а также дела об арестованных и находящихся в тюрьмах западных областей Украины и Белоруссии в количестве 11 000 человек членов различных к-р шпионских и диверсионных организаций, бывших помещиков, фабрикантов, бывших польских офицеров, чиновников и перебежчиков – рассмотреть в особом порядке, с применением к ним высшей меры наказания – расстрела.
РГАСПИ Ф. 17 оп. 166 дело 621. Подлинник. http://katyn.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=6
5 марта
Политбюро ЦК ВКП(б) - решение о расстреле польских офицеров.
Выписка из протокола заседания:
1. Предложить НКВД СССР:
1) Дела о находящихся в лагерях для *военнопленных* 14.700 человек бывших польских офицеров, чиновников, помещиков, полицейских, разведчиков, жандармов, осадников и тюремщиков,
2) а также
дела об арестованных и находящихся в тюрьмах западных областей Украины и Белоруссии в количестве 11.000 человек членов различных к-р шпионских и диверсионных организаций, бывших помещиков, фабрикантов, бывших польских офицеров, чиновников и перебежчиков - рассмотреть в особом порядке, с применением к ним высшей меры наказания - расстрела.
II. Рассмотрение дел провести без вызова арестованных и без пред"явления обвинения, постановления об окончании следствия и обвинительного заключения - в следующем порядке:
a) на лиц, находящихся в лагерях военно-пленных - по справкам, представляемым Управлением по делам военнопленных НКВД СССР.
б) на лиц арестованных - по справкам из дел, представляемых НКВД УССР и НКВД БССР.
III. Рассмотрение дел и вынесение решения возложить на тройку, в составе т.т. Меркулова, Кабулова и Баштакова (начальник 1-го спецотдела НКВД СССР).
СЕКРЕТАРЬ ЦК (подписи нет)
РГАСПИ Ф. 17 оп. 166 дело 621 лист 134. Подлинник.
http://katyn.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=26
10/23 мая
Из секретного доклада начальника Политуправления Красной Армии Л.Мехлиса ЦК ВКП(б):
"Нашу армию необходимо воспитывать на ее героических традициях и на героическом прошлом русского народа" (в тексте доклада эта фраза выделена - Л.Р.). Известия ЦК КПСС,1990, N 3, стр. 199
13 июля
Молотов передает запись беседы Сталина с британским послом Крипсом германскому послу фон Шуленбургу. Смысл этой акции: убедить Гитлера в надежности советского нейтралитета и побудить его к высадке в Британии.
В.Суворов:
Можно ли верить сладким песням кремлевской сирены? Многие историки верят. А вот Гитлер не поверил и, подумав крепко над "копией" записи беседы Сталина и Криппса, 21 июля 1940 года отдает приказ начать
разработку плана "Барбароссса". Другими словами, Гитлер решает воевать на два фронта.
Это решение очень многим кажется непонятным и необъяснимым. Многие германские генералы и фельдмаршалы не поняли и не одобрили этого поистине самоубийственного решения.
Но у Гитлера выбора уже не было (подч. - В.С.). Он шел все дальше и дальше на запад, на север, на юг, а Сталин с топором стоял позади и пел сладкие речи о мире.
У Гитлера была непоправимая ошибка, но допустил он ее не 21 июля 1940 года, а 19 августа
1939 года. Дав согласие на подписание пакта Молотова-Риббентропа, Гитлер встал перед неизбежной войной против
Запада, имея позади себя "нейтрального" Сталина. Именно с этого момента Гитлер имел два фронта. Решение начать "Барбароссу" на востоке, не дожидаясь победы на западе, – это не роковая ошибка, а только попытка Гитлера исправить ранее допущенную роковую ошибку. Но было уже слишком поздно.
…Сталин знал, что для Гитлера война на два фронта – самоубийство. Сталин считал, что Гитлер на самоубийство не пойдет и не начнет войну на востоке, не завершив ее на западе. Сталин терпеливо ждал последнего аккорда германо-британской войны – высадки германских танковых корпусов на Британских островах.
…Если бы Сталину удалось убедить Гитлера в том, что СССР – нейтральная страна, то германские танковые корпуса были бы, несомненно, выcaжены на Британские острова. И тогда сложилась бы поистине небывалая ситуация.
Миллионы людей загнаны в нацистские концлагеря и вся Европа ждет освобождения.
А на европейском континенте только всего и осталось, что полк личной охраны Гитлера, охрана нацистских концлагерей, германские тыловые части, военные училища и пять советских воздушно-десантных корпусов,
десятки тысяч быстроходных танков, созданных специально для действий на автострадах (кстати, автострад на советской территории нет), десятки тысяч самолетов, пилоты которых не обучены ведению воздушных боев, но обучены нанесению ударов по наземным целям; дивизии и целые армии НКВД; армии, укомплектованные советскими зэками; сверхмощные формирования планерной авиации для быстрой высадки на территории противника; горные дивизии, обученные стремительным броскам к перевалам, через которые идет нефть – кровь войны.
Имел ли кто-нибудь в истории столь благоприятную возможность для "освобождения" Европы? А ведь эта ситуация не сложилась сама. Ее долго, упорно и настойчиво из маленьких кусочков, как тончайшую мозаику, складывал Сталин.
…Но Гитлер разгадал замысел Сталина. Вот почему Вторая мировая война закончилась катастрофически для Сталина: ему досталось только пол-Европы и кое-что в Азии». В.Суворов, Ледокол, М. I99З, стр.З00-З0З
Начало 40-х
О Катакомбной Церкви.
М.Поповский:
"...Русская Православная Церковь дошла к 1941 году до своего, как казалось, полного крушения. Но так только казалось. Судьба тысячелетнего гиганта решалась на этот раз не в стенах Кафедрального собора в Елохове и не в последних, открытых ветрам каждодневности деревенских храмах. Решалась
она, как это ни покажется странным, в катакомбах. Катакомбная или подпольная Церковь возникла у нас в конце 20-х годов. То один, то другой священник исчезал из своего
прихода, поселялся в тайном месте и начинал опасную жизнь изгнанников. В скособоченных домишках на городских окраинах возникали тайные молельни. Там служили литургии, исповедовали, причащали, кpecтили, венчали и даже рукополагали новых священников.
Тайком, передавая друг другу условный стук в дверь, стекались туда верующие из дальних городов и областей. Туда шли за утешением, беседой, за "радостью богослужения". Туда несли детей, вели стариков. Сколько таких очагов тайной веры существовало в стране, никто не знает. История катакомбной церкви не написана, и едва ли когда-нибудь
узнаем мы всю правду о мучениках-христианах ХХ века, сохранивших свои убеждения в обстановке тотальной слежки, всеобщего доносительства и террора. Кое-что, однако, до нас дошло. Известно, например, что только в одной Московской области на нелегальном положении находились более десяти священников. Это скромное по
численности, но непримиримое воинство вдохновлял епископ Афанасий (Сахаров)". М.Поповский, стр. 355-356
По оценкам Д.Поспеловского, в СССР к началу войны было около 8 тыс. зарегистрированных религиозных обществ разных исповеданий (в 1930 - 50.000, в 1938 - 30.000), в числе которых 7.000 на оккупированных западных территориях. Значительную часть из оставшейся 1.000 составляли мусульмане и протестантские общины. Поспеловскuй, т. 1, стр. 68
Оценка ситуации М.Одинцовым:
"К началу 40-х годов господствовало мнение, что нет и не может быть "хороших советских попов", что духовенство, и прежде всего высшая иерархия, суть явная или скрытая контрреволюционная сила; казалось, что перспектива достижения "безрелигиозного общества" близка к осуществлению. В большинстве краев, областей и республик количество религиозных объединений насчитывалось единицами и десятками, а в лучшем случае сотнями".
М.Одuнцов, в сб. "На пути к свободе совести", стр. 56
М. Одинцов:
"К началу 40-х годов десятки и сотни деревень, поселков, городов и даже целые области были "бесцерковными" и потому числились
"безбожными". В 25 областях Российской Федерации не было ни одного православного храма, в 20 функционировало не более чем по 5 церквей. На Украине ни одной православной церкви не было в Винницкой, Донецкой, Кировоградской, Николаевской, Сумской, Хмельницкой областях; по одному храму действовало в Луганской,
Полтавской, Харьковской. Относительно многочисленной оставалась сеть религиозных объединений на территориях, вошедших в те годы в состав СССР: в Прибалтике, на Западной Украине, в Молдавии. Однако и сюда привносился уже имевшийся опыт "регулирования" государственно-церковных отношений. Например, в Литве сразу же были национализированы все католические типографии, закрыты философско-теологический факультет и различные массовые католические организации. Духовенство затронула и депортация." Наука и Религия, 1990, N 8
15 мая
Статья Г.П.Федотова "Опоздавшие" по поводу русского национального чувства.
Острота русского национального чувства в границах СССР и даже зам его границами имеет свои аналогии лишь в тоталитарных империях. В нем живет и эрос страсти, и похоть вожделения, гордость своей мощью и боль унижения - весь тот болезненный комплекс, который на наших глазах привел Германию к явному безумию. Русский молодой национализм не принял еще клинических форм, но уже несет с собой огромные национальные опасности. И прежде всего, он требует объясненмия.
Откуда этот запоздалый взрыв национальных страстей? Уже в XV веке она завершила свое национальное объединение, которому с тех пор никогда ничто не угрожало... Уверенность в себе позволяла быть великодушным. Что же случилось? Случилось то, что Россия была заново открыта своей интеллигенцией и своим народом.
Трагический путь русской истории, сперва обративший в рабство народную массу, а потом поссоривший интеллигенцию с государством, привел к изоляции государства в последний век империи. Это и было причиной ее катастрофы. В разгроме России интеллигенция снова ощутила свою кровную связь с ней. Боль за Россию, унижение за нее, гордость воспоминаний и надежд стали содержанием жизни всей эмиграции.
... Национализм сталинской России, через головы трех поколений интеллигенции, прямо возвращается к официальной идеологии Николая I.
...Конечно, национальное чувство не изжито в мире и, вероятно, не будет изжито никогда. Но ныне на нем одном уже не может быть построено государство, а тем более система государст, политическое общение народов... Национальные интересы противоречивы, безмерны и неутолимы. Они возрастают, странным образом, параллельно падению духовного содержания национальной культуры.Со стороны всего виднее, как падают и нищают духовно те страны, где национальная мощь провозглашена верховным божеством: Германия, Италия. Одно из двух: илии Европе удастся создать
организованное сверхнациональное объединение, или она не сможет жить (выделено мною - ЛР).
... Мы стали забывать о том, что доказалам еще раньше великая война: невозможность существования насильственных империй. Не случайно Австрия и Турция исчезли как империи. Не случайно Россия получила такой тяжкий удар. Она потеряла свои западные окраины, сепаратизм ее народов вспыхнул с неожиданной силой. Это было и остается серьезным предупреждением. Ныне империи возможны лишь как союзы свободных народов. Быстро меняющееся лицо Англии служит тому другим, положительным доказательством. Как быстро спешит она обновиться и перестроиться из владычествующей колониальной державы в федерацию народов и стран! На наших глазах она отпустила на волю Ирландию, Египет, Ирак, Аравию, готовит освобождение Индии. Самоубийство, распад – злорадствуют в Германии и кое-где среди нас. Но давно Англия не была столь крепкой, как с тех пор, когда она начала раскрепощение своих народов. Только этот оправдавший себя внутренний опыт дает ей нравственное право и политическую уверенность переносить его на мировую арену и призывать народы Европы и Америки к борьбе за создание всемирной федерации.
Усвоит ли этот урок Россия в переустройстве своего собственного дома? ГОт этого зависит самое ее существование. С двух сторон – не надо забывать это – создается угроза Российской империи или федерации ее народов: со стороны воспаленных национализмом малых народов и со стороны слепого национализма великороссов. Не на традиции Николая I можно построить новый Российской Союз. С этими традициями можно лишь разрушить то, что от него еще осталось.
Русские эмигранты, лелея образ далекой, отнятой родины, легко становятся добычей шовинистической заразы... Отталкиваясь от гитлеризма в Германии, не узнают его в России. Это соблазн всех народов в наши дни. Будем трезвы и внимательны к себе, чтобы в ослеплении патриаотизма не нанести тягчайшей раны душе России. Она дороде всех ее временных интересов и политических границ.
Журнал "Новая Россия" (основатель – А.Ф.Керенский), №55-56 - 15.11.1938.
Цит. по: Г.П.Федотов. Полное Собр. статей, т. IV ЗАЩИТА РОССИИ, Имка-Пресс, 1988, стр. 299-304.
5 августа
Арест НКВД в г.Тарту деятеля РСХД Лаговского Ивана Аркадьевича
Секретарь РСХД для Прибалтики, oрганизовал молодежныe кружки и съезды Движения в Эстонии и в Литве, преподаватель Тартуского yниверситета, член приходского совета прихода Эстонской Автономной Церкви (КП) в г. Тарту. После вступления Cоветской армии в Прибалтику был арестован НКВД, этапирован в Ленинград для допросов по " Делу деятелей РСХД в Эстонии ". Военным Трибуналoм Ленинградского Военного округа приговорен к смертной казни по ст. 58-4 и 58-11 ч. 2 УК РСФСР за так наз. "контрреволюционную деятельность" и "участие в антисоветской организации" (25.4.1941), был расстрелян в застенках Ленинградск. управления НКВД. Pеабилитирован cудебн. коллегией по уголовн. делам Верховного Суда РСФСР (6.8.1990). Причислен к лику святых Православной Церкви Священным Синодом КП по просьбе Синода Эстонской Автономной Церкви (11.5.2012).
Блог Даниила Струве http://d-st75.livejournal.com/295354.html#cutid1
18 августа
Публикации в газете "Правда" по поводу войны в Европе.
Из текстов:
«Дрожат устои света, почва ускользает из-под ног людей и народов. Пылают зарева, и грохот орудий сотрясает моря и материки. Словно пух на ветру разлетаются державы и государства. Как это великолепно, как дивно прекрасно, когда весь мир сотрясается в своих основах, когда гибнут могущества и падают величия (4 августа).
Каждая такая война приближает нас к тому счастливому периоду, когда уже не будет больше убийств среди людей». (18 августа). (Т.е. когда во всем мире будет одна власть – ясно чья. Л.Р.)
Из статьи ген. Бадукова:
«Какое счастье и радость будут выражать взоры тех, кто тут, в Кремлевском дворце, примет последнюю республику в братство народов всего мира! Я ясно представляю: бомбардировщики, разрушающие заводы, железнодорожные узлы, мосты, склады и позиции противника; штурмовики, атакующие ливнем огня колонны войск, артиллерийские позиции;
десантные корабли, высаживающие свои дивизии в глубине расположения противника.
Могучий и грозный воздушный флот Страны Советов вместе с пехотой, артиллеристами, танкистами свято выполнит свой долг и поможет угнетенным народам избавиться от палачей».
"Правда",18 августа 1940
Октябрь
Хиротония во епископы известного украинского деятеля и ученого профессора Ивана Ивановича Огиенко, принявшего незадолго до этого монашеский постриг с именем Иларион. Хиротонию совершали митрополит Дионисий, епископ Тимофей и архиепископ Пражский и Чешский Савватий, нарочито для сего прибывший в Холм. В тот же день епископ Иларион возведен в сан архиепископа.
А.Свитич:
Новый архиепископ Холмщины сразу же начал проводить украинизацию вверенной ему епархии. В самом Холме была организована Духовная Консистория, исключительно из украинцев, в Богослужения была введена, так называемая, "украинская вымова", в переданной в пользование украинцев конфискованной ранее немецкими властями одной из типографий начинается печатание на украинском языке Богослужебных книг, популярной религиозной литературы и сочинений самого архиепископа Илариона.
Украинцам теми же немецкими властями был передан древний Пречистенский Собор в Холме, на горе короля Даниила, захваченный поляками в первые годы восстановления независимой Польши. В непродолжительном времени в городе Холме открылась и Православная украинская духовная Семинария, во главе которой был поставлен известный украинский церковно - общественный деятель протоиерей Евгений Барщевский. А.Свитич. Стр. 258
4 ноября
Арест в Брюсселе арх. Александра (Немоловского).
М.Шкаровский:
В Брюсельский собор пришли гестаповцы арестовывать архиепископа
Брюссельского (Парижский Экзархат) Александра (Немоловского). Владыка отслужил литургию, в продолжении которой пришедшие за ним ждали в коридоре, разоблачился и вышел к гестаповцам. Храм был полон. Боясь возмущения народа, чтобы владыку не узнали, его переодели, нахлобучив на голову широкополую шляпу и в таком виде увезли в Гестапо. После допросов в наручниках и с нагрудной табличкой с надписью "Враг №2" перевели в тюрьму в город Аахен. Оттуда он попал в берлинскую тюрьму. Архиепископ Серафим (Ляде) (РПЦЗ) сумел вызволить владыку Александра (которого даже хотели расстрелять) из заключения, взяв его на поруки и поселив при русском храме в Тегеле, где последний и оставался до конца войны. М.Шкаровский. "Нацисты и русское церковное Зарубежье...". Цит. по: В.Гомартели. http://hristov.narod.ru/letopis3.htm
12 ноября
Встреча Гитлера с Молотовым в Берлине.
В.Суворов:
«В июле 1940 Гитлер впервые высказывает мысль о том, что Советский Союз может быть очень опасен, особенно если германские войска уйдут с континента на Британские острова и в Африку.
12 ноября 1940 года в беседе с Молотовым Гитлер указывает на необходимость держать в Румынии много германских войск, явно намекая Молотову на советскую военную угрозу румынской нефти. Молотов намек игнорировал.
Вот почему Гитлер после отъезда Молотова, обдумав все еще раз, в декабре дает директиву на проведение операции "Барбаросса"».
В.Суворов, Ледокол, Москва, 199З, стр.129
31 декабря
В Вильно от менингита скончался митрополит Елевферий (Богоявленский).
На его место Московской Патриархией назначен митрополит Сергий (Воскресенский), которому присвоен титул "Митрополита Литовского и Виленского и Экзарха Прибалтики".
1939-1941
Религиозная политика Сталина на присоединенных западных территориях.
Православный историк о. Иннокентий Павлов по поводу "процесса, начавшегося ещё в 1939-1940 гг., когда Сталин всерьёз задумался о советской экспансии в Европу и, прежде всего, на Балканы":
"Как известно, результатом заключённого в Москве 23 августа 1939 г. пакта Молотова-Риббентропа стало присоединение к СССР уже в сентябре т.г. значительной территории Западных Украины и Белоруссии с пятимилионным православным населением, сотнями храмов и десятками монастырей, включая знаменитую Почаевскую лавру. В развитие советско-германских договорённостей летом 1940 г. в состав СССР были включены балтийские страны и отторгнутые от Румынии Бессарабия и Северная Буковина. В последних также имелось религиозно-активное православное население. Строя планы иметь данные территории в качестве ближайшего тыла для дальнейшей советской экспансии, Сталин не стал резко минимизировать там религиозную жизнь, как это недавно имело место на остальной территории СССР.
Не зря же на переговорах в Берлине в ноябре 1940 г. Молотов поделился с Гитлером заветной сталинской мечтой – превратить Балканы в зону советского влияния. Вот и востребовалась Московская патриархия в лице самой проверенной (уцелевшей в ежовскую чистку 1937 г.) и доверенной лубянской агентуры, которая в лице Николая (Ярушевича), Сергия (Воскресенского) и Алексия (Сергеева) и была отправлена, соответственно, на запад Украины и Белоруссии, в Прибалтику и в Бессарабию налаживать безоговорочное подчинение Москве тамошних церковных структур. Гитлеровский удар по СССР 22 июня 1941 г. внёс известные коррективы в сталинские
планы, не изменив, впрочем, их экспансионистской парадигмы, находившейся, кстати, в русле давно уже ставшего "традиционным" российского имперского сознания".
Иннокентий Павлов. НАПРАСНЫЕ ТРЕВОГИ. Заметки церковного историка в связи с возможной перспективой нового Всеправославного Собора. Часть 2. http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=932
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------