Митр. Евлогий (Георгиевский)
Митрополит Владимир (Тихоницкий)
Митрополит Серафим (Лукьянов)
М.Курдюмов с парижским советом
Иван Ильин. Обложка книги "О русском национализме"
www.club366.ru/articles/grifon.shtml
1946
Новый год
"Москва. Кремль.
Иосифу Виссарионовичу Cталину.
От лица Русской Православной Церкви приветствую Вас, дорогой Иосиф Виссарионович, с наступающим новолетием и возношу молитвы ко Господу, да благословит Он мирный труд народов Отечества нашего под Вашим мудрым водительством. Следуя заветам Христа, Церковь наша, как и в грозную годину войны, несла свой патриотический долг, так и теперь во дни благословенного мира будет продолжать нести его на благо родины. Патриарх Алексий". ЖМП, 1946, N 1                       
10 - 15 янв.

Пребывание в Москве делегации Чешской Православной Церкви – с просьбой о принятии в ведение Московской Патриархии (прежде – в юрисдикции Сербской Патриархии). Определение Патриарха Алексия о приеме Чешской Православной Церкви в состав Московской Патриархии.  
      ЖМП, 1946, N 1, стр. 12-15

Январь
Cтатья свящ. М.3ернова в ЖМП по поводу предстоящих выборов в Верховный Совет СССР:
"...Годы войны, как гигантский прожектор, осветили с головы до ног каждого советского человека. Способности и таланты, которые в обычныe времена развиваются десятилетиями, вырастали и укреплялись в эти годы, как в сказке, не по дням, а по часам. Любовь к Родине и народу, поглощая все личное, все мелкое, себялюбивое, присущая всему нашему народу, просияла в отдельных людях с необычайной силой ... Идеал такого человека – Cталин.

...Где, в какой стране Церковь так свободна от государственных пут и политических интриг? Где государство, ничего не требуя от Церкви, окружает Ее таким вниманием?

..Лучших, более соответствующих духу христианства отношений на земле нет и быть не может. Никто не придет в ограду церковную из-за каких-нибудь политических или корыстных интересов ... Никто не стоит между священником и народом в нашей стране и нет такого земного властителя, кто в Церкви Христовой был бы выше Епископа (а патриарх? ЛР).

Вот почему с радостью отдадут свои голоса кандидатам блока коммунистов и беспартийных все православныe русские люди. И в этом они будут едины со всем народом". 
      ЖМП  1946, N 1, стр. 30-31

24 февр.

Приветствие Патриарха Алексия по случаю избрания нового Вселенского Патриарха – Максима:
"Приветствуя Ваше Святейшество с избранием на Святейший Вселенский Пpecтол, Православная Русская Церковь молит Господа ниспослать Вам небесное благословение к совершению великого служения, возложенного Его Божественной волей на Ваше Святейшество".      ЖМП  1946, N 3

Март
Послание Патр. Алексия Сталину
"Москва. Кремль.
Председателю Совета Министров СССР Генералиссимусу Иосифу Виссарионовичу Cталину.
В связи с окончанием работ Верховного Совета и вступлением под Вашим мудрым и испытанным руководством нового Правительства на путь мирного труда, от лица Православной Русской Церкви шлю Вам, высокочтимый Иосиф Виссарионович, самые сердечные пожелания неизменных успехов, и как благословил Бог Ваши необъятные труды в
минувшую грозную годину войны, так и благословил Он и настоящий мирный труд нашей Родины, победоносно водимой Вами, к величию, славе и благоденствию. Патриарх Московский и всея Руси Алексий."    ЖМП  1946, N3

Начало года
Присуждение Архиепископу Тамбовскому Луке (Войно-Ясенецкому), профессору хирургии, Cталинской премии в размере 200 тыс. руб. за научную разработку новых хирургических методов лечения, изложенных в трудах "Очерки гнойной хирургии" (1943) и "Поздние резекции при инифицированных огнестрельных ранениях суставов".

Телеграмма арх. Луки "Генералиссимусу Cталину":
"Прошу Вас, высокочтимый Иосиф Виссарионович, принять от меня 130 тыс. руб., часть моей премии Вашего славного имени, на помощь сиротам, жертвам фашистских извергов".
Ответная телеграмма:
"Примите мой привет и благодарность Правительства Союза ССР за Вашу заботу о сиротах, жертвах фашистских извергов. Cталин".          ЖМП  1946, N 3, стр. 44

1946

Данные о количестве открытых церквей.
М. Одинцов:
"По данным Г.Г. Карпова, к сентябрю 1943 года насчитывалось 9.829 православных церквей ... В 1944 году открыто еще 208, а в 1945-м –  510.

Таким образом, к 1946 году учтено 10.547 православных церквей:
на Украине –    6.077
в РСФСР –       2.816
в Белоруссии –    621
в Молдавии –      582
в Прибалтике –   343

На территории страны насчитывалось 16.297 недействующих храмов, из которых 2.953 – пустовали, а 13.344 использовались под хозяйственные нужды". Наука u Религия, 1990, N 8

27 апр.
Открытие Троице-Сергиевой ЛаврыЖМП, 1946, N 5

Февраль-март

Длительный визит в Югославию делегации Московской Патриархии (Сергий, еп. Кировоградский, и Л.Н.Парийский, секретарь Московской Патриархии).     ЖМП, 1946, N 5

8-10 марта
Собор священнослужителей (216 делегатов) Греко-Католической (Униатской) Церкви Западной Украины, "подготовленный Инициативной группой во главе с протопресвитером доктором Гавриилом Костельником". Решение об упразднении Брестской унии 1596 года и возвращении в состав Русской Православной Церкви.
РПЦ, Очерки истории, стр. 62

Телеграмма Собора греко-католического духовенства И.В.Cталину:
"Ныне на наших глазах завершается акт исторического правосудия благодаря героическим подвигам подлинно народной Красной Армии и всего Советского Союза. Под Вашим гениальным руководством  осуществилось то, за что боролись лучшие поколения украинского народа и что до настоящего времени казалось неосуществимой мечтой. Снова
собрались воедино все украинские земли ... Без этого невозможно было и мечтать о ликвидации нашего церковно-религиозного разъединения ..."  ЖМП, 1946, N 4, стр. 15-37

Май

Собор в Мюнхене епископов Русской Православной Церкви за границей ("карловацкой"), объединившей 28 епархий: 16 – в Европе, 8 – в Сев. Америке, 1 – в Южной, 1 –  на Дальнем Востоке.
С.Троицкий, Идеология  карловацкого раскола, ЖМП, 1948, N 2, стр. 43-50

20 мая - 3 июня
Визит Патриарха Алексия в Болгарию.  ЖМП, 1946, N 6, стр. 3-19

10 - 24 июня
Визит в Чехословакию Председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Г.Г.Карпова и его помощника Н.И.Блинова.
   ЖМП, 1946, N 8, стр. 7-10


5 авг.
Письмо Патриарха Алексия Г.Г.Карпову.
Выдержка из письма:
Посылаю также вчера полученную телеграмму от А.Дамаскиноса из Афин. Положительно недоумеваю, что на нее ответить. Очень прошу, по сношении с компетентной инстанцией, дать мне текст ответа.
Выдержки из архивных материалов:
предоставил  о. Глеб Якунин

8 авг.
Кончина в Париже Митрополита Евлогия, Экзарха Московского Патриарха в Западной Европе. Торжественная панихида и отпевание. Делегация Московской Патриархии во главе с митр. Ленинградским Григорием и архиеп. Орловским Фотием.  
  ЖМП, 1946, N 9, стр. 9-16

Отделение от Московской Патриархии значительной части западно-европейских приходов во главе с архиеп. Владимиром (Тихоницким). Возвращение Западно-Европейского Русского Экзархата в юрисдикцию Вселенского Патриарха.
   В.Цыпин. РПЦ, Очерки истории, стр. 63

9 авг.
Постановление Св. Синода РПЦ о русских православных приходах в Западной Европе:
"...В настоящее время отпали все канонические аргументы и продолжению дальнейшего окормления указанных приходов со стороны Вселенской Патриархии".

Постановление:
"1. Временную юрисдикцию Вселенской Патриархии над Западно-Европейскими русскими приходами, установленную в 1931 г., считать фактически и формально прекратившей свое действие, а означенные приходы вновь безраздельно находящимися в юрисдикции Московской Патриархии, о чем почтительнейше известить Его Святейшество
Вселенского Патриарха Максима.

2. Экзархом Западно-Европейских русских приходов назначить Преосвященного Митрополита Серафима (Лукьянова) со включением приходов его области в состав Западно-Европейского Экзархата".
Подписано: Патриарх Московский и всея Руси Алексий Управляющий делами Св. Синода: протопресвитер Н.Колчицкий".                    ЖМП, 1946, N 9, стр. 7

11 авг.
Послание митр. Серафима, Патриаршего Экзарха в Зап. Европе:
"...К глубокому сожалению, мы, русские, живущие в разных странах  мира, разъединены, разбиты по разным юрисдикциям и Церквам. Наше  русское духовное cтaдo все еще блуждает по разным цepкoвным дворам, все еще чего-то ищет, мается, волнуется, и не находит себе покоя, мира и тихого приcтанища. Отсюда наши русские муки и страдания.

Но пора и прекратить эти распри. Пора прикончить искания разных  духовных вождей по своим личным и гpexoвным вкусам и настроениям.  Пора всем войти в единый духовный мир – в лоно своей Матери Русской Церкви. Зачем пренебрегать своей Матерью, родною, великою, славной Церковью ... Разве у нас нет своих русских архипаcтырей?? Разве мы, русские, не имеем своего родного русского Патриарха? Разве оскудела Божия благодать на нашей родной земле?

...Пусть не говорят нам, что призывая русских к церковному объединению вокруг Русского Патриарха, мы проповедуем церковный шовинизм, господствующий, к сожалению, в некоторых национальных церквах. Нет. Признавая себя членами Единой Вселенской Православной Церкви, мы указываем только на нормальный канонический строй своей национальной Церкви, имеющей, как и все другие помecтныe Церкви, свое место, свои права и свою иcторию. Нашу Русскую Церковь обвинять в шовинизме нет оснований. Она полна Хриcтовой любовью ко всем Церквам и готова оказывать им свою братскую помощь, когда они страждут.

Пусть же русские cыны рассеяния дocтойно оценят наши призывы к церковному миру и объединению под светлым знаменем нашего канонического, всеми Церквами признанного Патриарха, преемника Великих Московских Первосвятителей ...".   
                             ЖМП 1946, N 9, стр. 11-17

1946

Выход в свет сборника "Дни примирения" (под редакцией М.Курдюмова и Н.Полторацкого), посвященного визиту митр. Николая во Францию осенью 1945г.
Из редакционного предисловия М.Курдюмова к сборнику "Дни примирения":
"...Горделивое самопревозношение своей гражданской независимocrью, близорукое самолюбие и честолюбие, вместе с соблазном играть роль "незапятнанных хранителей иcтины, – все эти далеко не христианские настроения не дают залечиться последним язвам русской церковной смуты за рубежом.

...Отсекая себя от своего природного корня, который дал ей жизнь и духовными соками которого она питалась, русская православная паства в Америке, вместе со своим упорствующим епископатом, не только идет против церковных канонов, но содействует и помогает врагам Православия и в первую голову наиболее яростным из числа его
римско-католических противников.
.
...Если нынешние американские сепаратисты не откликнутся на полный любви зов из родной Церкви, то они окажутся, согласно слову евангельскому, в положении "ветви отсеченной от лозы", обреченной на засыхание. Образовав раскольничье общество, порвав связь со своей Церковью, они готовят себе духовную смерть (Подч. Л.Р. Кощунственное  заявление, выражающее самозванную претензию одной церковной  группировки –- Московской Патриархии, представлять собой всю  Поместную Церковь. - Л.Р.) .

Та же участь ожидает и новый "архиерейский синод" в Женеве, возникший в самое недавнее время, вместо распавшегося "Карловацкого Синода". Цель этого нового Синода, возглавляемого Митрополитом Анастасием, – создать за рубежом незавucuмую церковь (здесь и далее выделено в тексте - Л.Р.). Духовная почва отсутствует потому, что женевский центр в основу своей организации полагает отpuцательное начало – критику и осуждение Русской Патриаршей Церкви, всей деятельности ее трех верховных руководителей: Патриархов Тихона, Сергия, Алексия и
их ближайших сотрудников.

...Такого рода осуждение, во-первых, никак уже не может входить в компетенцию отдельных лиц, хотя бы и епископов, а во-вторых, оно несет в себе яд, разлагающий духовно  u все данное церковное общество, объедuнuвшееся на принципе ocyжденuя u во имя ocyжденuя, вдохновляемое больше всего духом критики и вражды. И вражды против кого? Против их родной Церкви, которая приносит все жертвы и отдает все силы делу христианского просвещения русского народа.
Исторической почвы не имеет женевское церковное объединение по причине своего дважды эмигрантского происхождения.

Всякая эмиграция есть явление случайное и преходящее – результат колебания исторической почвы в той или иной стране. Была эмиграция французская в России, польская во Франции. Через известный срок та и другая "рассосались". И, хотя современная русская эмиграция далеко превосходит и по своей численности, и по разнообразию своего состава, и, вероятно, по культурному уровню своей элиты все предшествовавшие ей в этом отношении, однако ее обособленная жизнь в чужих странах – явление временное. И она в свой срок постепенно растает и куда-то
вольется: вероятно, частью в свои родные берега, а частью будет поглощена иностранной стихией ..."

"Обращение Высокопреосвященного Митрополита Николая к читателям", написанное специально для сборника "Дни примирения":
"Церковь не может не быть единой. Это – наш православный догмат. Всякие разделения в Церкви, с неизбежными каноническими запрещениями, – это болезнь Церкви, это наш грех против догмата. Русская Православная Церковь болезненно переживала свои недавние внутренние расколы – обновленческий, григорианский.

Последний рассосался еще перед войной; он не имел никаких корней в верующем сердце русского народа. Обновленство, за которым в свое время также не пошли верующие массы в России, распалось в дни войны, побежденное внутренней силой и канонической правдой Русской Патриаршей Церкви.

В 1943 году восстановилось нарушенное молитвенно-каноническое общение Церквей Русской и Грузинской. Русская Православная Церковь, в границах своей страны, полностью вернула к сегодняшнему дню свое единство. Православная Церковь в ее мировом масштабе к концу войны (в феврале 1945 года) с глубокой радостью встретила весть о снятии схизмы с Болгарской Церкви.

После этого стало еще тяжелее для материнского сердца Русской Церкви сознавать, что зарубежные православные русские люди пребывают до сих пор вне этого спасительного единства. Послужить делу воссоединения всех православных русских людей в лоне Матери Церкви было целью моей поездки в Париж. Благодарение Богу. Его благословением это единение осуществлено.

2 сентября 1945 года – день радостной и торжественной манифестации  нашего единения за богослужением, совершенным тремя митрополитами в Александро-Невском храме города Парижа, – войдет в историю нашей Церкви как одна из самых светлых ее страниц, а в сердцах участников этого праздника останется незабвенным.
Митрополит Николай".         Дни примирения

Оценка политической и духовной позиции Московской Патриархии зарубежными русскими мыслителями.
А.В.Карташев:
Пренебрежение к этой, так называемой "церковной политике", и непредусмотрительность отмщаются на деле тем, что иерархия оказывается застигаемой событиями врасплох и вынуждается к самым нестерпимым компромиссам. Пример – капитуляция московских иерархов перед служением мировому коммунизму под предлогом будто бы обязательной для православия коллаборации с государством, безразлично каким по своей духовной сущности. Если такой соблазн богословской мысли и такого умопомрачающего церковного действия мог произойти с таким большим богословом и вместе с таким бескорыстным  аскетом-монахом, как покойный Патриарх Сергий, то что же говорить о преемнике его Патриархе Алексии и других.

...Перед нашими глазами отталкивающая карикатура лжесимфонии, лжесоюза (да еще под лгущей вывеской того же якобы "обновления") за железным занавесом. Все, что там творится, – сплошная патология, подлежащая упразднению и чистке вместе с распадам коммунистической диктатуры. Чуждые России умы и сердца изучают вышеуказанную патологию с наивной надеждой найти в куче навоза жемчужные зерна. Наше русское достоинство не позволяет нам участвовать в этом неумном занятии.

...Если за железным занавесом многое объяснимо духовной костоломкой, сокрушением воли и ясного сознания через систему грубого и утонченного террора, то бесспорным свидетельством слабости ума и совести является принятие антихристовой СССР-овской государственности людьми, по эту сторону грани живущими. Особенно страшна эта болезнь в людях религиозных. Людям религиозным, а следовательно обязанным разбираться в вещах не только материальных, "плотских", но и в духовных, непростительно смешивать святое и нечестивое, благовоние фимиама и зловоние серводорода, Божье и диавольское. Если такое смешение не показной самообман, то это болезнь совести, схождение с совести как сходят с ума. Это интервенция мистических темных сил в грешную человеческую жизнь. духовно не огражденную от козней джиавольских. Словом, мы стоим перед срашным фактом потери различия добра от зла.   
    Карташев А.В. Православие в жизни. Изд. Чехова, 1953. Стр.147-148;178

И.А.Ильин:
Наивная беспомощность иногда выражается в своеобразном "дальтонизме": человек вдруг (или постепенно) слепнет для одного "цвета", для определенного сектора жизни. Один уверовал, что успех Красной армии составляет честь и славу России... Другой уверовал, что сан Всероссийского Патриарха делает человека "мудрым", "гениальным", "святым", "священномучеником"... И вот он уже шепчется с чекистами в рясах, прислуживает в храме перебежавшему епископу и мечтает подмять под советскую церковь все восточные патриаршества (клерикальный империализм советской церкви).

  И все они, по слепоте и глупости, променяв Россию на Советский Союз, мнят себя "патриотами".

  Этим всем одна судьба: "коготок увяз – всей птичке пропасть", такова "власть тьмы". Духовной зоркости не хватило – ослепнет совсем. Ступил в болото - и не вылезет. Проглотил маленького "чертенка" – проглотит и всего дьявола; и тогда "дьявол" проглотит его самого.

  Во всех этих превращениях – искренних и неискренних, дело не просто в недостатке осведомленности или интуитивной зоркости. Дело в скудости духа: в недуховности "патриотизма", в бездуховном политиканстве, в духовно мертвом восприятии армии, в духовно-слепой религиозности...  

Напрасно робкие простаки и ловкие страхователи пытаются уверить себя, что они сочувствуют "россии", "русскому народу", "новой жизни на родине" или, (что фальшивей и ужаснее всего) "православной Патриаршей церкви". все это словесность, лживая приманка, пропагандные "крючки и петли"...

Правда и ложь смешались воедино. Добро и зло стали неразличимы. А за годы войны и официальная Церковь была вовлечена в эту систему лжи, о чем гласно засвидетельствовал  Экзарх Балтийский Сергий, убитый впоследствии чекистами на большой дороге...

Одежда не гарнтирует ничего. Разве иерочекисты, прилетевшие в Париж и соблазнившие митрополита Евлогия и митрополита Серафима (Лукьянова), – были не в рясах? Разве шулер не выдает себя слишком безукоризненным фраком и белоснежноцй рубашкой с бриллиантовыми запонками?..

Русские летописи пишут о Смуте, что она была послана нам за грехи, – "безумного молчания нашего ради", т.е. за отсутствие гражданского мужества, за малодушное "хоронячество" и непротивление злодеям.

Русский народ нуждается в покаянии и очищении. Десятки лет суще-дьявольского большевизма уже очистили одних и затоптали в грязь других. И вот, очистившиеся должны помочь неочистившимся восстановить в себе живую, христианскую совесть, веру в силу добра, верное чутье к злу, чувство чести и способность к верности. Без этого русское государство, после неминуемого падения большевизма, расползется в хлябь и в грязь. И напрасно кто-нибудь стал бы утверждать, что этот процесс стал возможен и даже уже начался после предательского конкордата между большевиками и так называемой "патриаршей церковью". Этот конкордат мог только запереть те священные двери, которые ведут в глубину души к слезному покаянию и волевому очищению. Чудовищно предлагать русскому человеку доверие к чекистам и получекистам! Растленно думать и говорить о том, что таинство покаяния может совершиться перед антихристом. 
     Ильин И.А. Наши задачи. Париж, 1956. Стр.49; 78; 170.

8 - 23 авг.
Поездка в Венгрию делегации Московской Патриархии (еп. Мукачевский Нестор и прот. А.Смирнов) для выяснения вопроса о принятии в Московскую юрисдикцию православных ПРИХОДОВ в Венгрии.  ЖМП, 1946, N 9, cтp. 45-53

16 авг.
Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Патриарха Алексия орденом Трудового Красного Знамени "за выдающиеся заслуги в деле организации патриотической работы в период Великой Отечественной войны.
1. Известия, 1946, 17 авг.
2. ЖМП, 1946,
N 8

31 авг.
Награждение Московского духовенства медалями "За доблecтный труд в Великой Отечественной
войне 1941-1945 гг.".
Награждены:
Патриарх Алексий,
митр. Крутицкий Николай,
архиеп. Дмитровский Виталий,
архиеп. Чешский (бывш. Ростовский) Елевферий,
еп.Можайский Макарий,
протопресв. Н.Колчицкий,
протоиерей А.Смирнов,
наместник Tp.-Сергиевой Лавры архим. Иоанн и другие –
всего 306 чел.,
из служащих Московской Патриархии:
Л.Н.Парийский,
А.П.Сергиенко,
Л.К.Попандопуло.
С благодарственными речами –  Н.Колчицкий и Л.Н.Парийский.
                                                        ЖМП 1946, N 9, cтp. 19-21
Сент.
Статья в ЖМП архиеп. Тульского Антония (Марценко) "Мои впечатления при возвращении на Родину":
"...Наша родная церковная жизнь, можно утверждать, явно идет к  прогрессу и определенно выполняет не только свою внутреннюю, идейную миссию по религиозно-нравственному воспитанию нашего народа, но и, что важнее всего, выявляет свое всемирно-историческое призвание, объединяя весь православный мир и все славянские народы под одним общим церковно-национальным лозунгом великой и неумирающей Кирилло-Мефодиевской идеи.

"Москва – третий Рим" остается по прежнему символом всемирной (! - Л.Р.) собирательной идеи, в противовес папству, с его стремлением к духовному самодержавию, епископским аристократизмом и маниакальными мечтами о земном владычестве. Посещение Москвы Восточными Патриархами, посещение Святой Земли Святейшим Патриархом Алексием, приезд в Москву делегации от Православной Чешской Церкви и, в результате, назначение туда русского православного Экзарха говорит об исключительном оживлении в лоне Православной Вселенской Кафолической Церкви, под фактическим водительством (! - Л.Р.) Русского Православия:
"Москва –  третий Рим, а четвертому не бывать" – как говорили наши предки, во времена Иоанна III..."         ЖМП  1946, N 9, стр.54-57

13 сент.

Вручение в Совете по делам РПЦ медалей "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" 53 священникам Московской области.      ЖМП  1946, N 10, стр. 57-58

8 окт.
Торжество открытия Ленинградской Духовной Академии и Семинарии.
ЖМП 1946, N 10, стр. 6-16

14 окт.
Речь Патриарха Алексия на Акте Ленинградской Духовной Академии:
"...Долгом своим считаю отметить, что и наше Правительство и возглавляющий его наш великий Вождь Иосиф Виссарионович Сталин, мудрой заботой своей широко объемлющий все стороны жизни нашего народа, с сочувствием относится к росту нашей духовной школы.  ...Да поможет Господь нашей духовной школе оправдать надежды, на нее возлагаемые! ..."    Там  же, стр. 26-28

1946 г.
Возобновление дела "Антисоветское церковное подполье".
О.В.Косик:
В 1946 году епископ Афанасий, Н. В. Трапани и иеромонах Иеракс – были арестованы в лагерях и местах ссылки и вновь допрошены.

В воспоминаниях Трапани говорилось: “Один наш знакомый, будучи арестован, в страхе наговорил на меня и о. Иеракса много ложного. По мнению следственного отдела, наше дело принимало другой оборот, потому все мы были вызваны из лагеря вновь в тюрьму. Придя в себя, человек этот отказался от своих показаний и, на свое несчастье, получил дополнительный срок за клевету».

Протоколы допросов епископа Афанасия в 1946 году в деле отсутствуют. Трапани и о. Иераксу предлагается рассказать о деятельности, т. н. “подполья” то, что они утаили два года назад. Ни один протокол из содержащих самообвинения и показания о других членах подследственных не подписан обвиняемыми. Однако вместо составленных следователем протоколов Нина Владимировна Трапани написала обширные показания. Она описывает историю своего прихода в храм на Солянке, знакомство с ее духовным отцом иеромонахом Иераксом, другими священниками, отношение людей к войне. По ее словам, они не возлагали никаких надежд на Гитлера как освободителя России от большевиков. По этому вопросу она писала следующее: “Бочаров считал, что это великий бич, это наказание людей за безбожие, говорил, что если люди не покаются, то все погибнут. Поэтому когда стали прибегать к церкви, когда стали совершать церковные молебствия, года церкви переполнились народом, мы решили, что политика правительства меняется и что близок какой-то исход как войны, так и нашего положения.” Ее показания не содержат ничего, что могло бы скомпрометировать этих людей. Показания перемежаются протоколом, где дается список всех лиц, с которыми Нина Владимировна была связана. Список предваряет вопрос: “Назовите всех лиц, принимающих участие в сборищах вашего антисоветского подполья?” На полях этот вопрос и следующие строки отчеркнуты и стоит помета “Так записывать нельзя” и в другом аналогичный вопрос: “Кто посещал ваши антисоветские сборища в Болшево” и опять отчеркнуто и стоит помета “Так писать нельзя”.

По-видимому Нина Владимировна не согласилась подписывать протоколы и вместо этого написала свои показания, больше носящие характер воспоминаний.

В 1946 году епископ Афанасий был отправлен в Темниковские лагеря, а при образовании Особых лагерей, как переведен как Особо опасный государственный преступник в особый лагерь МВД.

Дело “Антисоветское церковное подполье” было одним из последних крупных церковных дел в Москве. Если на протяжении всех истории большевистских гонений и священники, не отошедшие от митрополита Сергия и непоминающие подвергались репрессиям, то здесь, судя по материалам следствия, пошли в лагерь и ссылку люди за то, что не ходили в легальную церковь, что расценивалось как антисоветская позиция. Несмотря на старания следователей, дело не разрослось, и могущественное «подполье» так и осталось в количестве пяти человек, не считая умершего епископа Василия.

Объектом нажима и насилия стало отстаивание Церкви от вмешательства государства, вмешательства политики, и арестованные святители и их чада эту борьбу выдержали. Они доказали, что не только нажим большевистского государства неприемлем для Церкви, но и борьба за свержение его с помощью каких-либо групп или другого государства, напавшего на Россию, совершенно чужда этим людям, ищущим прежде всего Царства Небесного.

Показательны слова о. Петра Шипкова во время допроса: “С тех пор, как я стал священником, я пришел к такому выводу, что церковь должна быть аполитичной и должна жить своей церковной жизнью. На основании этих убеждений я на протяжении ряда лет до моего последнего ареста среди своих знакомых вел разговоры том, что демонстративное поминовение власти вводит вновь чуждую церкви политику с еще большим противоречием, чем это было в дореволюционное время, когда церковь была подчинена государству”.

Вместе с тем Православная Церковь Русская в той ее части, которая пошла тесным путем несогласия с Заместителем, даже судя по искривленному зеркалу протоколов, была со всем народом в молитве за обретение веры, за победу над врагом, в смиренном принятии наказания и уповании на прощение, в призыве к покаянию, в несении тягот войны.

В. Я. Василевская в своих воспоминаниях о архимандрите Серафиме (Битюкове) писала: «Батюшка говорил, что война эта не случайно началась в день русских святых и значение ее в истории России будет очень велико». «Ни один христианин такого креста не примет», — говорил он о свастике.

Закончить хочу словами из письма дочери С. И. Фуделя М. Желноваковой: “Мы – дети Катакомбной церкви тех лет – Церкви внешне, казалось бы слабой и гонимой, но самом деле сильной и победившей“.

Автор — старший научный сотрудник Отдела Новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского Богословского института, кандидат филологических наук. Составитель книги «Молитва всех вас спасет» (М., 2000) о священноисповеднике Афанасии (Сахарове), автор ряда статей в «Богословском сборнике».
О.В.Косик. http://dado.msk.ru/txt/sa/kosik.html

27-31 окт.
Пребывание в Москве Патриарха Румынского Никодима.   ЖМП, 1946, N 11, стр. 5-19

Ноябрь

VII Всеамериканский Собор в Кливленде, подтвердивший самостоятельность Американской Православной Церкви, но заявивший о ее духовной связи с Матерью – Церковью Русской.    РПЦ, Очерки истории", стр. 64

11-15 дек.
Поездка на Ближний Восток церковной делегации Московской Патриархии "по распоряжению Патриарха Алексия". Состав: митр.Ленинградский Григорий, протопресв. Н.Колчицкий, свящ. Н.Фомичев. Делегация посетила города Тегеран, Дамаск, Бейрут, Иерусалим, Каир и Александрию. Встречи с Патриархами Антиохийским, Иерусалимским и
Александрийским и с рядом политических деятелей.  ЖМП, 1946, N 12, стр. 4-8

Конец года
Сообщение зарубежной печати о беседе Ворошилова с министром иностранных дел Венгрии Бартом:
"По свидетельству Барта, бежавшего на Запад зимой 1946 г., он был вызван Ворошиловым, предложившим ему тесное сотрудничество с Москвой.

– Бороться с нами совершенно бесполезно, – заметил Ворошилов. Если вы не будете с нами сотрудничать, вы знаете, что вас ожидает. Советский Союз покорит весь мир. Для этой цели мы используем все возможное, включая бактериологическое оружие и атомные бомбы. Да, да, мы не настолько глупы, чтобы отказываться от бактериологической войны.
Согласно дaнным Барта, на территории Венгрии находилось значительное количecтво советских лабораторий, занятых подготовкой бактериологического оружия".  
  НРС (Новое Русское Слово), 1952, 3 июня

Оценка РПЦЗ со стороны Московской Патриархии в разные годы.
http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=131508

Митр. Сергий 9 мая 1928 г.:

Раскольническая карловацкая РПЦЗ во главе с Митрополитом Антонием (Храповицким), ослушники законного священноначалия и учинители раскола.

Статья "Путь духовной гибели" ЖМП №2 за 1954:
Карловацкая "зарубежная церковь" уже давно превратилась в "самочинное сборище" раздорников, и хотя по внешнему виду стремится сохранить черты истинной Церкви, в действительности не имеет ни духа истины, ни Божественной благодати. Истина Церкви искажена в карловацком расколе преслушанием его вождей Матери-Церкви Русской и себялюбивой обособленностью от неё во имя нецерковной лже-истины. Путём духовной гибели идут вожди современного карловацкого раскола и ведут за собой к огненным вратам геенны слепо повинующуюся им паству. Факт отпадения карловчан от единства с Матерью-Церковью обличает нецерковную природу их действий и их учения. О какой, собственно, принадлежности к Церкви Христовой могут говорить карловацкие раздорники, расторгнувшие единство Церкви, оскорбившие Христа, вставшие на путь вероломства и измены, уготовляющие своим последователям вечную гибель вместо спасения?.. Отпав от единства с Матерью-Церковью, карловчане отвергли Духа Божия, проникающего тело Церкви и являющегося источником единения церковного. Много раз Русская Православная Мать-Церковь обращалась к вождям карловацкого раскола с призывом – оставить пагубный путь раздора и обратиться на путь истины. Но призывы не оказывали на отщепенцев отрезвляющего действия, что побудило церковную власть Русской Православной Церкви применить к ослушникам меры канонического прещения… Перемена местожительства не превращает церковного раздорника в исповедника Церкви, и сколько бы святотатственным обманом карловацкие раскольники ни пытались удерживать православных христиан в ограде зломыслия и своеволия, им никогда не удастся создать Церковь. Путь карловацкого раскола – путь духовной гибели для пребывающих в нём православных христиан.

Поместный Собор РПЦ МП 1971 г.:
Ввиду того, что активная деятельность приверженцев так называемой "Русской Православной Церкви за границей" (карловацкий раскол) против Матери – Русской Православной Церкви и против Святой Православной Церкви в целом наносит вред Святому Православию, Высшей Церковной власти Московского Патриархата осуществить в ближайшее время необходимые канонические санкции по отношению к "отступническому сонмищу" – карловацкому расколу и его нераскаявшимся последователям, дабы Церковь получила законное и ясное о нём определение и дабы ни у кого и никогда не возникало о сем никакого вопроса и чтобы верные остерегались сих, производящих разделение и соблазны, и уклонялись от них.

После заключения в 2007 г. Унии РПЦЗ с МП:
Святитель Иоанн (Максимович) раскольником не был, поскольку РПЦЗ в его время не была в собственном смысле расколом, но пребывала лишь в административном неподчинении священноначалию в Отечестве. Примеч. ЛР: Согласно пониманию  митр. Сергия и его последователей РАСКОЛ ЭТО И ЕСТЬ НИЧТО ИНОЕ КАК АДМИНИСТРАТИВНОЕ НЕПОДЧИНЕНИЕ НАЛИЧНОЙ ЦЕРКОВНОЙ ВЛАСТИ!!