Сталин заграбастал Восточную Европу.
Антисоветская карикатура.
http://www.ateismy.net/content/photo/gallery/full.php?cat=ka rikaturi_stalina&img=Soviet_takeover.gif
Митрополит Феофил (Пашковский)
Митрополит Григорий (Чуков)
Священник Глеб Якунин
Митрополит Гор Ливанских Илия (Карам)
http://www.pravoslavie.ru/news/050607082728

Митрополит Илия Гор Ливанских и Патриарх Алексий I в Москве, 1947г.
"Меньшикова башня": Подворье Антиохийской Церкви в Москве с 17 июля 1948 года.
1947
Начало 1947
Акции по захвату власти коммунистами одновременно в нескольких странах Европы и Азии. Начало
"холодной войны".

12 марта

Речь президента
Трумэна в американском Парламенте: "США должны спасти Грецию и Турцию от коммунизма". Из речи: Греции угрожают несколько тысяч вооруженных террористов, предводительствуемых коммунистами ...

Некоторым державам в последнее время были навязаны тоталитарныe режимы против их воли". Речь президента оценена общественностью  как "исключительно важная".

Из выступления сенатора
Бриджеса:
"Вопрос весьма простой: быть ли нам праздными свидетелями захвата Советской Россией трех четвертей земного шара?".

Трумэн:
"В настоящий момент мировой истории каждому народу приходится делать выбор между двумя укладами жизни. К сожалению, однако, выбор нередко делается помимо желания самого народа. В основе одного строя лежит воля большинства, т.е. свободныe учреждения, представительное правительство, свободныe выборы, гарантия личных свобод, свобода слова и совести, свобода от политических преследований.

Второй строй опирается на власть меньшинства, навязанную силой большинству, то есть на террор и преследования, па контролируемые правительством печать и радио, на ограничение личных свобод человека".
                                       Новое Русское Слово, 1947, 13 .марта

26 мая – 15 июня
Визит Патриарха
Алексия в Румынию (в составе делегации митр. Григорий Ленинградский, арх. Виталий Дмитровский, прот. Ст. Марков, прот. Гр. Разумовский, архидиакон Г. Антоненко, иподиакон С.Колчицкий).                                            ЖМП, 1947, N 7, стр. 3-21

6 июня
Публикация в западной прессе указа Московской Патриархии о  запрещении в служении главы Западно-Европейского Экзархата архиепископа
Владимира и всего духовенства, состоящего в его юрисдикции. Запрещение им поминать на богослужении имя Патриарха Московского.

Заявление заместителей
арх. Владимира, еп. Иоанна и еп. Никона:
"Решение Синода противоречит канонам и неприменимо к церкви, состоящей в юрисдикции Вселенского Патриарха. Мы не претендовали, что представляем в Париже патриаршую Церковь. Мы – просто Православная Церковь в Западной Европе". Справка: в юрисдикции арх. Владимира во Франции – 50 приходов, патриаршего Экзарха Серафима – 10 приходов.        
НРС (Новое Русское Cлово), 1947, 7 июня

10 июня
Вторжение войск Внешней Монголии в китайскую провинцию Синьцзянь.       
НРС, 1947, 11 июня

16 июля - конец ноября
Пребывание в США митрополита Ленинградского и Новгородского
Григория (Чукова) (вместе с Л.Н.Парийским) для переговоров с русскими епископами в Америке об условиях их воссоединения с Московской Патриархией. Отказ большинства епископов во главе с митрополитом Феофилом от административного подчинения Московскому Патриарху.     ЖМП, 1948, N 1

17 июля
Прибытие в США
митр. Григория для переговоров с митр.Феофилом о сохранении Американской Православной Церкви в юрисдикции Московской Патриархии с предоставлением прав самой широкой автономии. Отказ митр. Феофила от встречи с митр. Григорием.   НРС, 1947, 29 июля

28 июля

Епископская хиротония в Париже
Кассиана (Безобразова), профессора Парижского Богословского Инсппуга, во епископа Катанского с назначением его викарием Экзарха Вселенского Патриарха.  НРС, 1947, 8 авг.

5 августа
Из проповеди
митр. Феофила в адрес митр. Григория (Чукова):
"Заявляю вам, дорогие, с этого святого мecтa, что этот посланец пожаловал к нам, чтобы нарушить течение нашей жизни,
уничтожить мир, внecти раздор и cмyтy..." НРС, 1947, 8 авг.

1947
Призывы дyxoвных лиц к возвращению русских эмигрантов на родину.
Игумен
Павел (Голышев),  вернувшийся из Франции:
"Смею вас уверить, что здесь вы найдете себе и более удобный уголок, и лучших своих русских родственников, и лучшее даже положение, ибо
все будущее (!!! - Л.Р.) принадлежит теперь исключительно нашей могучей стране. Вы здесь получите и морально-духовное, и материальное (! –Л.Р.) удовлетворение для себя несравненно большее, чем там.

И вы, бывшие военнопленные и вывезенные немцами на работу, страдающие по сию пору в лагерях Германии и в других странах, не верьте той ложной пропаганде, которой вас питают. Поверьте, что двери на Родину вам открыты и что ваши родные и друзья с нетерпением вас ждут. Будьте уверены, что найдете здесь и кров и работу, и будете благоденствовать, как и другие ваши товарищи, уже вернувшиеся домой... "    
ЖМП, 1948, N 11, стр. 30-34

1947
"...Натужные налитые 1945-1946 годы, когда шли и шли из Европы эшелоны, и их надо было все сразу поглотить и отправить
в ГУЛАГ... "         А.И. Сoлженицын, Архипелаг Гулаг

1947
О сталинской церковной политике.
М.Поповский:
       "До чего же коротка человеческая память! В Тамбове в апреле 1971 года, стоя во дворе церкви Покрова, я слышал, между прочим, жалобы верующих на то, что их петиции об открытии храмов чиновники без разговоров кладут под сукно. 'При Сталине они бы не посмели ...'   – заметил мужчина средних лет, церковный староста. При Сталине Россия прожила тридцать лет, церковная оттепель продолжалась от силы года три-четыре. Очень скоро после войны в газетах
исчезли сталинские приветы и поздравления Церкви. Только белый клобук митрополита Николая некоторое время мелькал еще на фотографиях, изображающих всевозможные 'форумы в защиту мира'. Патриархия еще нужна была генералиссимусу как фигура на международной шахматной доске, но внутригосударственная ее функция исчерпалась. Последний приказ об открытии православных храмов последовал в 1947 году. После этого церкви только закрывали ..."                        М.Поповскuuй, стр. 398

6 авг.

Публикация в Риме статьи итальянского коммуниста
Этторе Ванни, прожившего в СССР 8 лет и только вернувшегося оттуда:
"Страна Ленина стала
жалким анахронизмом. В то время, как население сгоняется на тяжелые работы во имя развития государственного хозяйства, в печати уже несколько месяцев ведется безумная шовинистическая пропаганда.

Цель этой пропаганды не усилить национальную гордость победоносного советского народа, а создать подозрительное отношение ко всему нерусскому и иностранному ...

Чего требует Россия? Мира? Нет! Так называемая "борьба за мир" только часть общей стратегии, с помощью которой Cталин надеется заручиться сочувствием и поддержкой невежественных масс, из среды которых будут вербоваться партизанские дружины для нападения на тыл врага ...".   
НРС, 1947, 7 авг.

7 сент.
Всенародные торжества в память
800-летия Москвы. Перенесение мощей святителя Алексия в кафедральный Богоявленский (Елоховский) собор (настоятель – протопресвитер Н.Колчицкий).
Поздравительная телеграмма Патриарха Алексия на имя И.В.Cталина.
Патриаршее послание по случаю церковного празднования 800-летия Москвы.

Священник
Глеб Якунин о праздновании 800-летия Москвы (с цитатами из церковной прессы и комментариями к ним):
«Наступает 800-летний юбилей Москвы, празднуют его пышно. В эти дни столица, безвкусно декорированная, выглядела ярмарочно-балаганной.

Временно сооруженные дощатые эстрады на главных площадях принимали певцов и музыкантов, танцоров и акробатов, развлекающих своим искусством москвичей. Когда же наступали вечера, толпы горожан высыпали на ярко иллюминированные улицы участвовать в народных гуляниях, смотреть на Фейерверк и салют. Над городом с помощью аэростатов парило огромное изображение, подсвечиваемое с земли npoжекторами. Снизу пораженным зрителям казалось, будто само облако небесное принимало всем дорогие черты Великого Вождя.

В "Патриаршем послании по случаю церковного
(? – Г.Я.) празднования 800-летия Москвы", в эти дни читаемом с цepкoвных амвонов, писалось следующее:

"Светло паче многих ныешнее воспоминание – ибо, вспоминая npoйденный Москвою долгий 800-летний путь, мы вспоминаем тем самым древние и
новые (здесь и ниже - курсив Г.Я.) и те  бесчиcлeнные небесные благословeния, какие почили на Вeликом Граде за все долгое время его бытия.

И, вспоминая, мы yrверждаемся в веровании, что Господь хранил и хранит Град, что не напрасен был труд создавших его и не бесплоден подвиг стерегущих
(т.е. Cталина – Г.Я.) его (Псалом 126, 1). ...И над ныешней современной нам Москвой, мы веруем, несомненно, веет то же древнее благословение, которое изначала почивало на ней.

Далее в послании связываются с Москвой и вовсе мессианские чаяния: "Москва и теперь осуществляет свое призвание – не только во время брани, но и среди мира побеждать и низлагать вражеские поползновения и самый дух вражды и тревоги, который с давних пор привык колебать мир народов".

Патриарх Алексий сообщает также, что церковное празднование 800-летия"мы ознаменовываем благодарением Бoгу за древние милости Его, явленныe Граду
(с большой буквы! – Г.Я.) нашему, и усердной всецерковной всероссийской молитвой "о державе, победе, мире, здравии и спасении" всех вepных чад Российской Православной Церкви, всех доблестных руководителей нашей cтpaны, во главе с нашим Великим мудрым Вождем, твердо ведущим нашу Родину по издревле священному пути мощи, величия и славы".

В конце послания, призывая особое Божие благословение, патриарх Алексий пишет:
"Да будет же, как всегда, неизменно сильно и действенно Его благословение; и да прибавит милость Свою на ны Господь и да сохранит Великий Град Москву и все грады cтpaны нашей.
Своею прeuзбыточествующею благодатью во веки. Аминь".  Алексий, Слова и речи, т. 1, стр. 201-203.

В этот день священник
М.3ернов, впоследствии архиепископ Киприан, пишет в статье о Москве следующее:
"Москва же, восьмисотлетняя древняя Москва, в то же время вечно и молодая и прекрасная, еще более могучая, по-прежнему сияет золотом кремлевских куполов и слава ее все громче в мире,
npeвосходя славу славнейших городов всех времен и народов ... Bepyeм...  ты будешь до конца времен  великой  твердыней веры, правды и свободы!" ЖМП, 1947,N 10, cтp. 12.

А вот какой мессианский гимн столице воспевает в эти юбилейныe дни в статье "Москва" протоиерей
Н.А.Харьюзов:
"Я хочу отметить одну особенность нашей столицы.
Как мифический Феникс, она несколько раз возрождалась из nепла, дeлалась еще краше и величественее. Древнейшие столицы других государств (Париж, Лондон, Вена и др.) не испытывали и всего того, что испытала за свою 800-летнюю давность Москва.

Их развитие было постепенным, эволюционным, развитие же Москвы происходило скачкообразно. И эта историческая особенность Москвы наложила соответствующий отпечаток и на людей нашей родины. Сколько раз думалось, что наш народ был на краю гибели, но всегда после тяжелых испытаний он становился сильнее, упорнее, крепче ...

И очищенный в огне пережитого наш народ и его столица –
Москва вновь сияли славой и великолепием на удивление всему миру ... Москва не только наше прошлое и настоящее, она и наше будущее. Сейчас Москва является центром социальной жизни человечества,  центром, объединяющим все прогрессивные и демократические элементы. И в религиозной жизни Москва не есть центр аристократически деспотического католицизма, а также  и анархического nротестантuзмa. Москва центр чистого nравославия, отвергающего тy и другую крайность.

Не у одних нас – русских людей – мысль о Москве будит самые лучшие воспоминания о родной cтpaнe, но и у народов братских республик, у всех славян, у всех свободолюбивых народов мысль о Москве вызывает самые лучшие, светлые надежды на будущее...

Москва – маяк, маяк не для одних нас, православных, но и для тех, кто ищет подлинной, незавуалированной гражданской национальной и религиозной свободы. Москва – маяк для нашего века, маяк для всего трудящегося человечества, для всех, кто ищет религиозной и социальной правды. Дай Бог, чтобы "город чудный, город древний – наша матушка Москва" еще долгие, долгие годы, до скончания веков стояла как несокрушимый магнитный утес, притягивая к себе всех, кто борется за свою гражданскую, национальную и религиозную свободу, кто является сыном и дочерью Святой Православной Церкви".
    
ЖМП, 1947, N 1, cтp. 25-26.

...Гости-паломники, как и сама Московская Патриархия, вocторгаются  "Третьим Римом", и в их речах также звучат связанныe с Москвой  мессианские чаяния:

"На Православной Руси всегда сияла и теперь сияет неугасимая лампада и мы, православные, живущие на Востоке, твердо верим и знаем, что русский народ, сплотившись вокруг своих вождей и под верховным водительством мудрого и любимого Иосифа Виссарионовича Cталина,
достиг и достигнет небывалого еще в мировой истории могущества и
расцвета"     
(Речь митр. Ливанского Илии Карама, ЖМП, 1947,N 12).

Тот же митрополит
Илия Карам свидетельствовал 23 ноября 1947 года в Елоховском соборе:
"Я много знал о великом русском народе и его Церкви и теперь лично убедился, что Русская Православная Церковь является
величайшей Церковью Православия ... Господь Бог благословляет русский народ так же, как когда-то благословил Авраама. Русский народ является как бы народом Святой Земли, и землю русскую можно сравнить со Святой Палестинской землей". (ЖМП, 1948,N 1, стр. 53)».
   Священник Глеб Якyнин, сб.  На пути к свобoде совecти, стр. 192-195

21 окт. - 13 нояб.
Визит в СССР Патриаршего Экзарха Средне-Европейских православных русских церквей архиеп. Венского Сергия.
                              ЖМП, 1947, N 12, стр. 43-44

20 нояб.
Письмо Патриарха Алексия Г.Г.Карпову.
Выдержки из письма:
Вместе с тем, наряду с идейным тяготением к Москве, Антиохийский Патриархат имеет надежду, что Русская церковь, и особенности Русское Правительство – возобновит давнюю традицию систематической материальной помощи бедней Актиохийской церкви – на школы, на церкви, на отдельных особенно неимущих иерархов и т.д. Именно государство само, а не через церковь в дореволюционное время широко субсидировало Антиохийскую церковь, исходя из государственных соображений о необходимости поддерживать
православие на Востоке. <....>
М.Илья вызвался быть нашим официозным /не официальным/ посредником между нами и П-хами греками; и тут, по его мнению, решающим фактором является степень нашей возможности совать им деньги... (выд. Г.Я.)
Выдержки из архивных материалов: предоставил о. Глеб Якунин. Из письма Патриарха Алексия председателю Совета по делам РПЦ Г. Карпову от 20 ноября 1947 года. ГАРФ фонд 6991с (оп.2) д. № 3, л. 121

14 - 25 нояб.

Пребывание в Москве Митрополита
Ливанского Илии. Торжественные богослужения и проповеди в московских храмах.

Из проповеди
митр. Илии в Патриаршем Богоявленском соборе:
"Народ наш – народ Богоносец!
...Велик Бог христианский! И в эту ужасную, кровавую войну Он сохранил любимый Свой народ и дом Пресвятой Богородицы. Гитлер со всеми своими полчищами, наемниками и техникой ничего не смог сделать с Русским народом. Последний стойко принял страшный удар и не согнулся и не поколебался ни на минуту. Под гениальным водительством своего верховного вождя Иосифа Виссарионовича Сгалина и его доблестных генералов, народ-исполин разгромил германские полчища, изгнал врага из пределов своей Родины ...

И в данном случае вера в Бога поддержала многострадальный русский народ на его кровавом крестном пyти. Я считаю себя счастливым, находясь в Москве – наследнице Православия, полученного от Византии. Москва – это центр не только политической, научной жизни, но также и религиозной ..."   
ЖМП, 1948, N 1, стр. 45-57

Рассказ очевидца о визите
митр. Илии в Ленинград:
"...По делам службы я оказался рано утром на Московском вокзале – нужно было отправлять контейнеры. Вдруг вижу: идет начальник УВД города, с ним множество милиции, солдаты, почетный караул, никого не пускают.

...Подхожу к оцеплению и вижу: идет Косыгин (его, как ленинградца, направили от правительства сопровождать Владыку), с ним митрополит Ленинградский Григорий и митрополит Илия ... Утром 9 ноября (
старого стиля - Л.Р.) служит Литургию в Никольском соборе. Тогда же он преподнес храму частичку мощей св. Николая, которая находится доныне в старинном храмовом образе св. Николая, перед солеей у главного Престола.

На следующий день ... пошли во Владимирский. Что-то необыкновенное в городе творится: все улицы, ведущие к собору, заполнены народом. Около 200 тыс. человек тогда стояло, весь транспорт остановился, подходы загорожены, еле пробрались к собору.

...Слева от солеи было отгорожено место и там стояли члены Правительства – мы насчитали 42 человека. И вот появился митрополит Илия, митрополит Григорий, священство. Отслужили службу, после чего состоялось возложение драгоценного венца – дара митрополита Илии на Казанскую икону. В момент возложения
члены правительства и генералитет перешли вправо и стояли перед образом Казанской Божией Матери.

После возложения венца митрополит Илия произнес проповедь.
Он рассказал все – как явилась ему Божия Матерь, что Она поведала ему... Конечно, говорил он через переводчика, но многие в храме плакали. Это незабываемо. Какое счастье тому, кто мог быть в этот день во Владимирском соборе, какая радость на всю жизнь. Это был такой духовный подъем, могучая общая молитва. У людей сердца бились в унисон и все чувствовали себя братьями и самыми дорогими друг дpyгy людьми ... Казалось, что пел весь храм и весь народ поднялся в воздух. Все молились истинной Заступнице и Спасительнице России ..."
       Казанская икона Божией Матери – благословениеРоссии и Петербургу.  Рукопись (прот. Василий Швец).

10 декабря
Письмо Патриарха Алексия сестре о митр. Илиие Караме:

У нас последнее время, с приездом митрополита Илии Карама, очень суетно. Правда, были передышки, когда он ездил в Ленинград на неделю и в Киев на несколько дней. Он едет обремененный подарками. В частности, я ему дал: облачение митру белый клобук и икону в жемчугах, большой портрет в раме, чашу, дискос, и весь прибор и еще мелкие вещи. Всего теперь у него не более и не менее как
50 мест багажа, и очень крупных. Кроме того, на нем моя шуба (беличья)".
Гнутова С. Наперсная панагия Илии Карама // Митрополит Илия (Карам) и Россия. – М., 2005, с. 144 .

20 декабря

Письмо Г.Г.Карпова В.М.Молотову о пребывании
Илии Карама в СССР.
Излагает Олег Пересыпкин:
Илия Карам информировал Патриарха Алексия I <...> о том, что инициатива созыва Патриархом Алексием I в 1948 году в Москве совещания глав православных автокефальных Церквей Патриархами-греками (Константинопольским, Александрийским и Иерусалимским) воспринята как нарушение
прерогатив Вселенского Патриарха (ЛР), как присвоение Патриархом Алексием I  прав Вселенского Патриарха.
Позиция этих трех Патриархов, как заявил Илия Карам, подогревается англо-американскими кругами. <...> В православных церковных кругах Сирии считают, что отказ Александрийского Патриарха Христофора от участи в Московском совещании также является результатом английских интриг и денежной помощи США.
Патриарх
Антиохийский Александр выступает за тесное сотрудничество с РПЦ, проти усиления влияния Ватикана и англиканской Церкви.
Далее в документе говорится о том, что Илия Карам информировал о бедственном положении Антиохийской Церкви и просил помощи утварью, приема на учебу в духовные академии и семинарии юношей из паствы Антиохийской Церкви. Далее Карпов сообщает, что вопросы помощи решаются, а вопрос о выделении помещения для подворья Антиохийской Церкви в Москве уже решен.
Одег Пересыпкин. О визите в Иоскву митрополита Илии Карама//Митрополит Илия (Карам) и Россия. – М., 2005, с.133-135

Конец года

Усиление
антирелигиозной пропаганды в советской печати. Поспeловский, Т. 1, стр. 70

1947
Начало новой антирелигиозной кампании.
М.Поповский:
«В 1947 году, впервые после войны, "Комсомольская правда" разъяснила своим читателям, что религиозность
несовместима с членством в комсомоле. Вслед за этим (и, очевидно, по той же команде) "Учительская газета" осведомила армию учителей, воспитателей и пионервожатых, что надо самым строгим образом искоренять фальшивую теорию о безрелигиозном воспитании школьников; воспитание может быть только антирелигиозным.

Тут же и журнал "Большевик" сказал свое веское слово в том смысле, что борьба с религией есть не что иное, как борьба с реакционной буржуазной идеологией. Н, наконец, Большая Советская Энциклопедия в новом томе, посвященном СССР, дала официальную справку: "Разрешая свободу культов, Коммунистическая партия Советского Союза никогда не изменяла своего отрицательного отношения к религии вообще".

Эти тезисы растолковывали потом Секретарь ЦК ВЛКСМ Михайлов на одиннадцатом съезде комсомола (март 1949 г.), московское радио (ноябрь 1949 г.) и радио ленинградское (aвгycт 1950 г.), а также многие другие издания и лица.

...Те, наверху, могли по-прежнему и беспрепятственно "бороться за мир" и препираться с "империалистическим наймитом" Константинопольским Патриархом Афинагором. Публичные же проклятия в газетах и по радио предназначались для прocтых людей, для тех, кто надеялся совместить свою веру с государственной службой, хождение в церковь с пребыванием в институте, молитву с комсомольским билетом.

Им, рядовым, в достаточно угрожающем тоне предложили выбирать. Чт
о ecть выборы по-советски – они знали, поэтому не надо быть специалистом по социальной психологии, чтобы угадать, какое решение приняли миллионы вчерашних прихожан.

Одновременно началась атака на православные храмы. Операцию эту поручили провести областным чиновникам КГБ, известным в миру под именем уполномоченных по делам Русской Православной Церкви. В отличие от грозных антирелигиозных 20-30-х годов, деятели 40-х должны были закрыть храмы, сохраняя
видимость законности, а главное без лишнего шума (шум помешал бы Патриархии творить ее патриотическую международную миссию).

КГБ начал с законодательства. Выработал правила, по которым, как ни крути, а храмы надо закрывать. Не все, не сразу, но сразу все они и не требовали. Для них важней всего было наладить непрерывность  процесса. Один из их "законов" гласил, между прочим, что церковь подлежит закрытию в том случае,
если в ней шесть месяцев нет священника.

Священников в Крыму, как и по всей стране, не хватало, и к осени 1949 года симферопольский уполномоченный погасил лампады в храме города Cтарый Крым, а затем в селах Желябовке и Бешарани. В опасности оказались церкви еще нескольких населенных пунктов Крыма.

..Лука (Войно-Ясенецкий, архиепископ Симферопольский и Крымский) стремится привлечь в Крым священнослужителей из других областей страны, благо теплый климат всесоюзной здравницы соблазняет многих жителей Урала, Сибири и средней полосы. Но уполномоченный и этот путь ему отрезает:
милиция не прописывает приезжих.

Со своей стороны, уполномоченный, чтобы ослабить епархию, составляет "дела" то на одного, то на другого священника. Он требует, чтобы архиерей увольнял неугодных. Но тут уже Лука встает на дыбы и до последней возможности отстаивает каждого "своего" священника. Какое бы дело ни благословил архиепископ, уполномоченный тут же это дело аннулирует.
...Впрочем, и уполномоченному с таким архиереем, как Войно-Ясенецкий, не сладко ..."   
М.Поповский, стр.419-421

24 декабря
Арест знаменитого актера Еврейского театра Вениамина 3ускина, члена президиума Еврейского антифашистского комитета ( руководитель –  С.М.Михоэлс).

Из показаний
В. Зускина на закрытом суде (в июле 1952г.):
«
Михоэлс пригласил меня к себе в кабинет, в день З0-летия ГОСЕТа (Государственного Еврейского Театра - Л.Р.). Далее Михоэлс вынимает из кармана анонимное письмо и читает мне. Содержание этого письма:
"Жидовская образина, ты больно далеко взлетел, как бы головка не слетела".
Об этом письме я никогда никому не говорил, даже жене. Это было при мне. Вот как было дело до 1948 года».
             Цит. по: А .Борщаговский, "Обвиняется кровь", Новый Мир, 1993, №10, стр.1З0

Декабрь

Арест в Киеве члена президиума Еврейского антифашистского комитета поэта
Давида Гофштейна.

Из протокола
первого допроса:
Чепцов 
(следователь МГБ - Л.Р):
« - Ваша связь с раввинами Москвы – Шеффером и Киева – Шехтманом, ваши консультации по этим вопросам были продиктованы Михоэлсом?
Гофштейн: Я с Михоэлсом никогда не беседовал. Однажды я получил приглашение от Ходченко, он член партии, писатель и ведал в Киеве делами православной церкви; получил приглашение явиться в клуб учителей на какой-то митинг. В президиуме был Бажан, руководил митингом
Корнейчук, были еще два-три министра, и выступил патриарх (оговорка: митрополит - А.Б.) Киевский ... значит, это было нужно.

Чепцов:
Мы
  используем все возможности, которые идут на пользу дела. А здесь совсем другое, здесь Михоэлс дает вам задание вести националистическую работу, а для этого связаться с попами. Это совершенно другое, это антисоветская деятельность. Зачем коммунисту, писателю, марксисту, передовому еврейскому интеллигенту связываться с попами, раввинами, мракобесами, консультировать их о проповеди, о маце, о молитвенниках, о кошерном мясе? Какие задания вам давал Михоэлс?
Гофштейн: Не давал».         
Там же, стр.138

А.Борщаговский о деле ЕАК:
«Мог ли Сталин сомневаться в том, что после победоносной войны пробил час великого свершения и начать надо с интеллигенции, ибо
в руководстве страны и не пахло засилием евреев, разве что для интернациональной "вывески" и лакейского усердия ради сохранялся в Политбюро Каганович и где-то поблизости от верхов усердствовал на все готовый Мехлис. Час пробил: "дело EAК"  (Еврейский Антифашистский Комитет - Л.Р.) одновременно с развязанной кампанией борьбы против "безродных  космополитов" набатно обозначили его наступление». 
     
А. Борщаговский, Обвиняется кровь, Новый Мир, 1993 , №19, стр. 113

1947
Георгий Федотов
. О русском советском национализме при Cталине:
"Национальное чувcтво, подавленное в первые полтора десятилетия коммунизма, было реабилитировано в 30-х годах и сейчас сделалось одной из основ
новой фашистской версии сталинизма. Оно доводится  не то что до абсурда, но просто до глупости. В жертву ему принесено уже немало человеческих жизней за счет "космополитов" или "западников".

Но, хотя за ними стоят палачи МВД трудно сомневаться, что оно опирается на
народное сочувствие. Первые, робкие попытки русского национализма после убийства Кирова были оценены нами, думаю, справедливо, как уступка власти народу. Эта политика нашла через десять лет свою параллель в отношениях к Церкви – с той разницей, что после уничтожения ленинской партии национализм свил себе гнездо и в самом правящем классе.

Слишком долго подавлялись всякие проявления
здорового национального  чувства, чтобы не вызвать реакцию. Читая нелепые проявления советского национализма, мы уже не знаем, что отнести на счет партийных директив, а что объясняется просто национальным психозом – такого же качества, как и другие его европейские разновидности ...

После целых поколений интеллигентской всечеловечности Россия пошла, к несчастью, по
немецкой дорожке. Об этом говорит и свободное русское слово, отражающее настроения как беглецов "оттуда", так и повальные увлечения старой эмиграции.

Особую форму, религиозную или псевдорелигиозную, русский национализм приобретает в христианском мессианизме. Это наследие старого славянофильcrва, за которое большевики не отвечают. Бердяеву нечему было учиться у Сталина. Этот тип национальной гордыни, паразитирующий на теле исторического христианства, уводит нас в древнюю Москву. Как не поверить искренности московского патриарха, который стремится, пользуясь машиной советского террора, покорить себе под ноги весь православный мир? Блок и Бердяев оттенили другую черту русского мессианства. Поэт назвал ее скифством, и все мы встречаемся с его проявлением в русском беженстве.
Из унижения вырастают горделивые притязания. Это понятно, но не менее страшно. Таков был и роковой путь Германии ..."
Г.Федотов, Наpoд и влacть, Новый Журнал, 1949, ХХI, стр. 247-248).



-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------