Адам и Ева
3. О том, где и как был сотворен Адам (разговор в пути по горным тропинкам Абхазии).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Синодальный
Наш
8. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал…

10.  Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.


11.  Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;

12.  И золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.

13.  Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш.

14.  Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.

15.  И взял Господь Бог человека (которого создал), и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
    И ЯХВЕ ЭЛОХИМ насадил ГАН перед ЭЙДЕНОМ (или «на восток от ЭЙДЕНА»), и поселил там АДАМА, которого создал…

     И выходит НАХАР из ЭЙДЕНА для орошения ГАНА, и оттуда становится разделенной и образует четыре головы (или «потока, русла»).

Имя одной ПИШОН: она обтекает землю ХАВИЛУ, ту, где золото;

И золото той земли хорошее; там БДОЛАХ и камень ШЕХАМ.

    Имя второй реки ГИХОН: она обтекает землю КУШ.

Имя третьей реки ХИДДЕКЭЛЬ: она течет перед АШШУРОМ (или «на восток от АШШУРА»). Четвертая река ПЫРАТ.

взял ЯХВЕ ЭЛОХИМ АДАМА, и поселил его в ГАН ЭЙДЕН, возделывать и хранить его.
        
   
 
    
 
 
 
 
 
 
 
ТЕО. Начнем с библейского описания Эдема – «земного рая», который, как я утверждаю, имел вполне конкретную географическую локализацию. Русское слово РАЙ,  латинское ПАРАДИЗ, ивритское ГАН («сад») имеют исходное значение – «огороженное место».
 
АБХ. Для архаического мышления характерно представление о вполне реальном «священном пространстве» – надежно укрытом, умиротворенном, упорядоченном и украшенном,  в противоположность хаосу, «тьме внешней». Строго говоря, о рае известно только то, что там человек общается с Богом, созерцает Его «лицом к лицу». Однако в литературной, иконографической и фольклорной традиции картина рая издавна многообразно расцвечивалась; в частности, упоминались деревья с чудесными плодами, целебные воды, благодатные дуновения воздуха.
 
КРИ. Большинство интерпретаторов помещали земной рай – Эдем / Эден – в пределах северной Месопотамии с ее цветущими оазисами, которые могли дать библейским авторам наглядное представление об идеальном состоянии всей земли, предназначенной Богом для человечества.
 
ТЕО и АБХ. Мы предложили свой вариант перевода масоретского текста Книги Бытия, опираясь на абхазскую огласовку ивритских слов  (напомним, что на письме они представлены только согласными). Сделать это позволяет фонетическая близость семитских языков с кавказскими («яфетическими», по терминологии Н.Я. Марра), особенности которых лучше всего сохранились в современном абхазском. Сравним два варианта перевода библейского текста (Быт. 2: 8-15):
 
 
 
 
         Как легко убедиться, наш перевод не меняет смысл Синодального текста, но теперь имена «действующих лиц» и географические названия звучат заметно по-другому, что позволяет предложить новую интерпретацию указаний на местоположение Эдема.
Мы сохранили ивритское имя Господа (ЯХВЕ ЭЛОХИМ) и название райского сада (ГАН, «защищенное место»), а три согласных буквы слова ЭЙДЕН на иврите в абхазской огласовке можно реконструировать как АДАН («АДАМ Божий»). Мы считаем, что имя АДАМ не произошло от семитского слова АДАМА («земля»), как обычно считается, а наоборот, слово «земля» – от имени «Адам».
Наша версия этимологии ЭЙДЕН / АДАН в данном тексте – «земля Адама»; полное звучание этого слова – АДАН-ГЕ, где формант ГЕ – «земля». В Абхазии есть горный массив Аданге, родственный абхазам народ – АДЫ-ГЕ, имя божеств земли у греков – ГЕ-Я, у египтян – ГЕ-Б.  
Мы предполагаем, что первичное значение слова ГАН – «земля Бога АН», хотя в современном абхазском языке ГАН означает  нечто иное – «сбоку, на краю, на побережье». Итак, 8-й стих 2-й главы Книги Бытия интерпретируется нами так: В ЗАЩИЩЕННОМ МЕСТЕ НА ВОСТОЧНОМ КРАЮ СВОЕЙ  ЗЕМЛИ БОГ ПОСЕЛИЛ АДАМА.
 
КРИ. С.С. Аверинцев в «Мифах народов мира» предпочитает истолковывать библейское повествование об Эдеме символически: по его словам, понятие «восток» связано с солнцем и эквивалентно образу «верха», совершенства, так что речь идет о некоем идеальном мире. При таком подходе (который выглядит гораздо более современным) вообще невозможно искать привязку «земного рая» к реальному географическому месту.
 
ТЕО. Подобные доводы многие ученые скептики приводили Генриху Шлиману. К счастью, им не удалось убедить великого археолога в том, что Троя – всего лишь миф и символ, литературный образ. А ведь тоже казалось, что это и современно, и убедительно, а искать местоположение реальной Трои может только безумец.
 
АБХ. Что ж, пусть нас считают такими же безумцами, как совсем недавно – Генриха Шлимана! Неплохая компания, скажем мы «скромно»… Кстати, в пользу версии о том, что Эдем нужно искать в Абхазии, говорят и некоторые фрагменты литературы шумеров и славян – народов, надежно разделенных и пространством, и временем. Так, в шумерском эпосе сохранились воспоминания о дальней стране ЭДЕН (другое ее название – КУР, «горная»), где обитают души предков. А в «Послании архиепископа Новгородского Василия ко владыке Тверскому Федору» (14 в.) рассказывается о том, что новгородские мореплаватели были занесены ветром к высоким горам, из-за которых лился необычный свет и слышались «веселия гласы», а к горам подходила небесная твердь, сходясь с землей.  
 
ТЕО. Продолжим  анализ нашего варианта перевода библейского текста.  Судя по тому, что в 10-м стихе НАХАР (ивр. «река») выходит из земли ЭЙДАН для орошения ГАНА («сада»), это «укромное место» находится ниже по течению реки. Слово «нахар» на иврите является нарицательным названием любой реки вообще, однако в абхазском языке оно имеет гораздо более осмысленную этимологию: (А)НАХАР можно понять как «сотканная Богом сила» (где АН – «Бог-Творец», АХА – «сотканная», Р – «сила, энергия, движение»). Сходный оттенок смысла имеет в той же фразе слово «орошение» (ивр. ХАШКУТ): его корень ШК – основа богословского понятия ШЕКИНА («Божественная Слава, Энергия»).
 
КРИ. Разве это не говорит в пользу именно символического толкования данного библейского текста?
 
АБХ. Вполне возможна и вполне реалистическая его интерпретация, так как в Абхазии слово НАХАР сохранилось еще и как имя собственное: так называются река, гора и перевал в верховьях р. Кодор. Эта большая река считается священной, причем ее название по-абхазски звучит  КУДРЫ / КАДЫР, что можно понять как «рай Адама», так как ЫР (букв. «там, по ту сторону») – это табуированное название рая после изгнания из него прародителей. Вспомним славянское ВЫРИЙ – «рай за Рипескими горами», куда зимой улетают птицы.
Следующий важный момент. Для библейских комментаторов того же стиха всегда было головоломкой представление о реке, которая каким-то загадочным образом разделяется на четыре «головы» (ивр. РАШИМ). Чаще всего высказывалось предположение, что речь идет о системе оросительных каналов в Междуречье; однако эта система, скорее всего, возникла намного позже, чем оформлялся текст Книги Бытия.
Я думаю, что народное сознание не различает притоки большой реки от ее рукавов (разделенных длинной отмелью или горным отрогом). Учитывая это, описанную ситуацию можно обнаружить именно в верховьях абхазской реки Кодор: ее притоками являются ПИШОН (абх. ПЫСАН – «Божья вода») и ГИХОН (абх. ГЬЫХАН – «верховье стремительной реки»); рукава Кодора (как бы «вытекающие» из него реки) – это ХИДДЭКЭЛЬ (абх. ХЭЙДКЫЛ – «там, где рукава сходятся») и ПЫРАТ («место, где возникло препятствие на пути»).
Пойдем дальше. Согласно стихам 11-12, река ПИШОН обтекает землю ХАВИЛУ («ту, где хорошее золото»). Абхазское слово  ХЬАВАЛА  может быть переведено как «золото рядом». Недаром в древнем мире славилась «златообильная Колхида»  (включающая восточную часть Абхазии). До недавнего времени золотой песок добывали из рек в верховьях Кодора с помощью овечьих шкур: с этим иногда связывают представления о «золотом руне» аргонавтов.
Название камня БДОЛАХ обычно толкуют как «хрусталь» и связывают с какой-то душистой отвердевшей смолой типа ладана. Абхазское истолкование этого слова в форме АБДУАЛАХ – «камень большого отца» (АБ – «отец», ДУ – «большой», АЛ – «сила», АХ – «царь»). Мы считаем, что это слово – торжественный титул камня, с которым связано сотворение Адама (АБР или АБРЛАШ – «светящийся, священный камень»).
Неясно,  откуда в Синодальном переводе (вслед за Септуагинтой – первым переводом Библии на греческий язык во 2 в до н.э.) появилось название второго камня – ОНИКС. Ведь в масоретском тексте в этом месте стоят слова  ЭБЕН ШЕХАМ (ивр. «теплый камень»), что вполне соответствует абхазскому ШЫХАМ / ШАХАМ («горячий /светящийся камень»). Вероятно, это название тоже связано с особым способом взращивания Адама Богом. (Надеюсь, что читатель достаточно заинтригован этими странными утверждениями).
В следующих стихах создатели Септуагинты отождествили ивритское слово АШШУР с Ассирией, а ПЫРАТ – с Евфратом. Слово ХИДДЕКЕЛЬ в Септуагинте без всяких оснований истолковано как ТИГР: в результате получилось, что эта река протекает к востоку от Ассирии, что не соответствует ее реальному географическому положению.
 
КРИ. И все же стоит привести аргументы в пользу расположения Эдема в междуречье Тигра и Евфрата, на чем настаивают сторонники другого реалистического толкования данного библейского текста. Они связывают название «земля КУШ» со словом КАССИТЫ – такой народ, согласно историческим источникам, жил на территории Месопотамии. Кроме того, библейскому ГИХОНУ действительно можно поставить в соответствие рукав Евфрата под названием ГИХАН. А указание на золотоносную землю хорошо согласуется с тем фактом, что в древности Междуречье было одним из крупных центров добычи и обработки золота. В пользу месопотамской версии говорит и явное сходство древнейшей шумерской космогонии с библейской. Обнаруженные геологами следы обширных наводнений в Междуречье вполне могли породить сказание о «всемирном потопе».
 
ТЕО. Я не считаю нужным подвергать систематической критике эту версию, но вижу свою задачу в том, чтобы продемонстрировать возможности иного толкования.
Еще раз подчеркну скудость и противоречивость месопотамских топонимических ассоциаций с библейскими – в отличие от их обилия и смысловой значительности при опоре на абхазский язык. Название Земли КУШ (которую, согласно 13-му стиху, «обтекает» река Гихон) легко связать с абхазским словом АКУШАРА («обтекать, обходить»). При передаче семитам значение этого слова могло быть забыто, и в результате понадобилось дополнительное пояснение, что река «огибает» известную древним землю КУШ (в современном иврите КУШИ – «негр», хотя расстояние от Междуречья до Черной Африки огромно).
 
КРИ. Библейский топоним АШШУР (в 14-м стихе Синодального перевода – «Ассирия») сохранилось в Абхазии в форме ЭШЕРА. Первоначально это название могло звучать как АШРА (абх. «горячее место») или АШАРА (абх. «разделять, отделять»). Нельзя исключать и еще одного, трагического звучания: АШЬ-РА (где ШЬА – «кровь», РА – «место»). Возможно, в этом названии отражено начало кровавой истории человечества – убийство Авеля Каином; здесь же, в ЭШЕРСКОМ ущелье, во время войны с Грузией состоялась та битва, в которой решалась судьба Абхазии. Согласно народным верованиям, «земля помнит кровь, которая была на нее пролита».
 
ТЕО. Итак, наш перевод и предлагаемая интерпретация позволяют сделать вывод, что описание рая (Эдема) во 2-й главе Книги Бытия вполне может относиться к верховьям абхазской реки Кодор. Мы считаем, что именно на этой территории (ивр. ЭРЕЦ) был расположен особый «огороженный сад» – место, избранное Богом  для сотворения АДАМА.
Те ученые, которые считают это событие реальным, давно стремятся определить его дату, ведя обратный отсчет от  тех библейских персонажей, время жизни которых установлено по надежным историческим источникам.  Суммируя время жизни самого Адама и его потомков (до рождения первенцев), большинство библеистов приходит к датировке сотворения праотца в 6000-5500 г. до н.э. Мы принимаем последнюю цифру, делая ее точкой отсчета  для датировки ряда важнейших исторических событий. 
 
АБХ. Можно предполагать, что до потопа название территории Эдема ЭРЕЦ (абх. АРЫЦ – «зерно, семя») распространялось на всю землю Абхазии. До сих пор у нас особо почитается гора ЭРЦАХУ в верховьях р. Кодор, о которой в народе говорят: «с нее юноша сходит мудрым, а старец – молодым». Имея в виду нашу интерпретацию библейского текста, не исключено, что образ именно этой прекрасной горы стоял перед внутренним взором пророка Исайи,  когда он передавал слова Яхве: никто не будет «причинять зла и вреда на всей святой горе Моей» (Ис. 65: 25).
 
КРИ. Библейское учение о происхождении всех людей от Адама, понятое буквально, не может быть согласовано с достоверными научными данными антропологии.
 
ТЕО. А я и не предлагаю прямолинейного толкования понятия «праотец»; гораздо важнее доказать, что Адам и его первые потомки через особое таинство «усыновляли» своих соплеменников, передавая им свою человеческую сущность. И все же именно Адам, сотворенный Богом как живая личность, представляет для нас главную духовную ценность. Как можно собраться вокруг общего для всех родного очага, если считать рай, «землю Адама» всего лишь красивой сказкой? Как можем мы искупить грех забвения нашего общего Отца, если Адам – лишь собирательное имя человеческого рода (по уверениям рационалистов)? Я убежден, что добросовестные современные ученые должны с большим доверием относиться к свидетельству Библии.
 
КРИ. Какое из двух свидетельств ты имеешь в виду: текст, который исследователи определили как самый древний и соответствующий народным семитским преданиям, или более позднее жреческое сказание?
Последнее гласит: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт. 1: 27). В гностической традиции считалось, что эти слова относятся к Небесному Человеку как духовной сущности, бывшей еще  «до начала времен». В мистическом иудаизме этот «человек первоначальный» носит имя АДАМ КАДМОН – первообраз всего тварного мира, в том числе –  реального человека.  Филон Александрийский (1 в. до н.э.) соединил это представление с платоновской концепцией идеи как вневременного образца вещей: у него Небесный Человек – идеальная  парадигма «человека земного». Согласно Оригену, душа каждого человека «предсуществует» телу, телесная оболочка нужна человеку лишь временно – до восстановления души в ее первоначальном совершенстве. В каббалистическом трактате «Зогар» (13 в.) говорится, что «образ человека заключает в себе все миры – горние и дольние». Символом взаимопроникновения этих миров стала шестиконечная звезда («щит Давида»), используемая в эмблематике масонства. 
 
АБХ. В наше время подобные спиритуалистические тенденции заметно усилились. Как бы стыдясь земного, «животного» происхождения Адама, мистики разных религий создали фантастический образ космического, бестелесного Адама, жившего в небесном раю; он часто изображается  существом бесполым или двуполым («андрогином»), иногда – великаном, тело которого простирается от земли до неба.  «Низвержение» этого первочеловека на землю и заключение его в «темницу тела» рассматривается такими приверженцами «ангелических» взглядов как изгнание человека из предназначенной ему обители – звездного пространства (см., например, книгу Эндрю Томаса «Шамбала – оазис света», М., 1992).   
Этим тенденциям противостоит упомянутый «народный» вариант библейского текста: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2: 7). Представления о сотворении человека из земли или глины широко распространены в мифах многих народов, – например, египетских и шумерских. Существует аккадское сказание о том, что люди были слеплены парами как глиняные статуэтки (с пуповинами, через которые в них потом и была «вдунута» жизнь). Средневековых богословов волновал вопрос о том, имел ли пуповину Адам, «не рожденный женщиной».
Важно отметить, что в ряде народных преданий библейский Адам считается праотцом не всего человечества, а родоначальником только одного особого племени.  В воображении талмудистов Адам выглядит хотя и земным человеком, но «мудрым мужем» – провидцем судеб рода человеческого, владеющим «всеми 70-ю языками мира»; по их мнению, именно  благодаря этому Адаму удалось дать имена «всякой душе живой» (Быт. 2: 19) в Эдеме. Другие еврейские книжники были уверены, что языком Адама был именно иврит; исламские теологи считали, что он говорил на арабском языке. Так как Геродот называл самым древним на земле язык БАСКОВ (который ближе всего к группе современных абхазо-адыгских), этот язык тоже иногда претендовал на звание «адамитского». У абхазов и сейчас существует особый язык, на котором можно говорить только в горах (и священных местах); происхождение этого языка относят к «далеким временам», причем он отличается от абхазского не грамматическим строем, а только фонетикой. 
 
ТЕО. Условимся называть «адамитским» тот древний язык, который был «прародителем» кавказского, а значит, и абхазского языка. Его звучание мы и дальше будем использовать для интерпретации библейских текстов, что позволит, в частности, преодолеть видимые противоречия между двумя упомянутыми текстами в первых главах Книги Бытия. Я считаю, что именно древний «мифологический» вариант с большой долей вероятности можно считать отголоском действительных событий. 
«Прах земной» (ивр. АФАР), из которого создан человек, – синоним всего малого, смиренного. Вполне допустимо предположение, что АФАР АДАМА (в этом месте масоретской рукописи) означает природное существо – «человека земли». Сошлюсь на авторитет двух великих русских святых, которых уж никак нельзя заподозрить в «материализме» и «дарвинизме». Преподобный Серафим Саровский в беседе с Н.А. Мотовиловым говорит: «Все три  части нашего естества (дух, душа и плоть) созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом, подобно другим живущим на земле одушевленным Божиим созданиям». Еще определеннее выглядит высказывание св. Феофана Затворника (зафиксированное в его «Письмах»): «Было животное в образе человека, с душею животного. Потом Бог вдунул в него Дух Свой – и из животного стал человек». 
 
АБХ и ТЕО. Мы предлагаем для наглядного представления о таком «животном в образе человека» ввести понятие АДАМА, означающее «преадамита» – представителя высокоразвитого племени, поселившегося в Эдеме (на земле ЭРЕЦ). Состояние этой земли до сотворения Адама описано в Библии как отсутствие кустарника, «травы полевой», дождей и земледельцев, так что только «пар поднимался с земли и орошал все лице земли (Быт. 2: 5-6). В результате добросовестного учета двойного смысла ключевых ивритских слов этот текст получает следующий  вид:
 
НИКАКОЙ БЕСЕДЫ С ШЭЙДОМ ЕЩЕ НЕ БЫЛО НА ЭРЕЦ, И НИКАКОЕ ДЕЛО  ШЭЙДА ЕЩЕ НЕ ПРОРАСТАЛО, ИБО НИКАКОГО БЕЗЗАКОНИЯ (или УБИЙСТВА) НЕ ДОПУСКАЛ ЯХВЕ ЭЛОХИМ НА ЭРЕЦ, И НЕ БЫЛО АДАМА, ЧТОБЫ ТКАТЬ (или ВОЗДЕЛЫВАТЬ) АДАМА. НО ЭЙД ПОДНИМАЛСЯ С ЭРЕЦ, ЧТОБЫ ОДУХОТВОРЯТЬ (или НАДЕЛЯТЬ УМОМ) АДАМА
       
Наша интерпретация данного текста такова: чтобы племя адама развивалось безупречно и в соответствии с Божественным замыслом (исключающим беззакония и убийства, в том числе и животных), источником чистой жизненной силы ЭЙД была сама земля (ЭРЕЦ), огражденная Богом от влияния ШЭЙДА (РАХАВА). Эта энергия (вероятно, сосредоточенная в райском «древе жизни») распространялась и на растения, которыми питались адама; поэтому они не испытывали потребности в мясной пище и были здоровыми, миролюбивыми долгожителями. Но тогда еще не был сотворен Адам, который мог бы «одухотворять» своих соплеменников, приобщая их к своей человеческой сущности.
После этого библейский текст, посвященный творению этой сущности (Быт. 2: 7), получает следующий вид – «в переводе на адамитский»:
 
И ОБРАЗОВАЛ ЯХВЕ ЭЛОХИМ АДАМА ИЗ ПОДХОДЯЩЕГО АДАМА, И НАПЕЧАТЛЕЛ НА ЛИЦЕ ЕГО ИМЯ БОГА ЖИВОЕ, И СТАЛ ЧЕЛОВЕК ТВОРЦОМ ЖИВУЩИМ. 
 
КРИ. Знаменитый католический философ Тейар де Шарден в книге «Феномен человека» (М., 1987) оценил сотворение Адама так:
 
– В действительности это возникновение нового мира... Внешне – почти никакого изменения в органах. Но внутри – великая революция: сознание забурлило и брызнуло в пространство сверхчувственных отношений и представлений,… обретя способность замечать самое себя.
 
Однако М. Элиаде, опираясь на полевые антропологические исследования, убедительно доказывал, что «человек в полном смысле слова»   (т.е. «религиозный человек»), вступивший в непосредственное общение с Богом, появился в глубочайшей древности, – по-видимому, уже 40-35 тысяч лет назад. Вероятно, именно тогда кроманьонец получил имя «гомо сапиенс сапиенс», т.е. «разумного в квадрате». Добавлю, что речь идет о рождении центра личности, самосознания человека, его Я, способного вступать в отношения с Ты. Тогда возникает вопрос, чем же от него отличается Адам, по вашей концепции, сотворенный «совсем недавно» – всего 6 тыс. лет назад?
 
ТЕО. Я признаю, что это серьезный вопрос, заслуживающий подробного обсуждения. Пока намекну только на разницу между общением архаического человека с «одиноким» Всевышним и откровением Адаму Его Тринитарного образа.
 
АБХ. По контрасту с «высоким стилем» вашей ученой дискуссии,  я  могу предложить картину того, как именно происходило сотворение Адама. Каждый читатель может понимать  ее «в меру своей испорченности» – либо как странную сказку, либо как достоверное описание реального исторического события.
Вообразите фильм, снятый по такому сценарию: сам Всевышний из всего населения земли выбирает племя, поднявшееся по лестнице эволюции выше других и в полном соответствии с Его планом. Это племя (адама) уже имеет свой (адамитский) язык, обычаи и традиции воспитания детей с первых дней их жизни. Творец сходит на землю, выбирает в этом племени наиболее совершенную женщину – мать двух новорожденных близнецов – мальчика и девочки. Бог забирает мальчика, чтобы изолировать его от привычной среды и Самому заняться его воспитанием. Как заботливая нянька, Он находит для ребенка укромное и уютное местечко (скорее всего, грот на склоне горы, куда не проникает дождь и ветер) и подходящую «колыбель» – теплый камень с углублением, поросшим мягким мхом.  Этот камень (абх. АБР) со временем станет священным местом, где будет совершаться таинство приобщения племени адама к роду Адама.
Наш сценарий позволяет объяснить созвучие слов «камень» и «отец» (АБ) и в абхазском, и в семитских языках. Нартский миф о рождении героя Сасрыквы из камня можно понять как отголосок предания об Адаме. Упомянутые в Библии «огнистые камни» Эдема (по нашему толкованию, один из них – ШЕХАМ / ОНИКС) могут напоминать о теплой каменной «колыбели»  Адама. А загадочный магический термин «абракадабра» (ставший символом всего запутанного и вообще бессмысленного) можно сделать вполне понятным, если прочесть его как АБРА-К-АД-АБРА (абх. «камень, тот самый адамов камень»). К преданию о нем, несомненно, восходит мистика «философского камня» алхимиков.   
 
ТЕО. Что ж, продолжу изложение этого сценария, признавая, что  многим он покажется «абракадаброй» – в привычном смысле этого слова. «Райский сад» с мягким микроклиматом в любое время года как раз и нашелся в горной котловине ЭРЕЦ с ее теплыми минеральными источниками. Чтобы кормить своего подопечного, Всевышний привел к нему дикую овцу или козу (напомним, что мифология многих народов полна рассказов о вскармливании их родоначальника каким-то животным). А когда младенец подрос, он научился у животных, птиц (возможно, и у «мудрой змеи») находить подходящую  растительную пищу, наполненную жизненной энергией ЭЙД. Проблема удаления отходов жизнедеятельности тоже не могла быть слишком сложной для Всемогущего…  
 
КРИ. Не слабо! Такого не придумали даже сценаристы Голливуда. Но согласитесь, что отрывать младенца от груди матери (даже с самыми лучшими намерениями) – это как-то не по-божески…
 
ТЕО. Не соглашусь. Это один из тех редких случаев, когда высшая цель действительно «оправдывает средство», которое только по нашим нынешним меркам кажется таким суровым. Напомню, что в архаические времена матери постоянно теряли множество своих младенцев, которые не выдерживали «естественного отбора».  А ребенку в райском саду материнские объятия вполне могло заменить теплое ложе в камне АБР и внимание  Самого Всевышнего. Напомню, что одно из Его имен в Библии – ЭЛЬ ШАДДАЙ (ивр. «щедрый, плодовитый», где корень ШАД – «женская грудь»). 
 
АБХ. Мусульмане верят, что в святилище Аль-Каабы находится осколок камня, подаренного Адаму самим Аллахом, и в глубине этого камня праведники могут разглядеть картину рая. В абхазских легендах АБР – это еще и наковальня, на котором Небесный Кузнец выковал их предка. В нартском эпосе кузнец подвергает закалке рожденного из камня Сасрыкву, и только после этого герой обретает главное достоинство человека – способность говорить. А в сценарии нашего фильма Творец учит говорить Адама, используя звуки его младенческого лепета – «чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт. 2: 19). 
 
ТЕО. Теперь мы можем приступить к интерпретации библейских текстов, посвященных появлению Евы – не менее загадочных, чем все сказанное об Адаме. В результате применения нашего метода слова жреческого варианта  Библии «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил Его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1: 27) получают следующий вид:
 
И СОТВОРИЛ ЭЛОХИМ АДАМА, ПО ОБРАЗУ ОБРАЗА СВОЕГО СОТВОРИЛ ЭЛОХИМ ЕГО, САМЦА И САМКУ СОТВОРИЛ ИХ.
 
Мы предполагаем, что этот текст относится не к Адаму и Еве, а к мужчинам и женщинам из племени адама.  А странное выражение «по образу образа Своего» означает их уподобление первообразу небесных херувимов (керубов) – полуживотных с лицами человека, льва, тельца и орла, пребывающих «окрест Божества» (Иез. 1: 10).  
Из другого (более древнего и более значительного) варианта этого сказания мы узнаем, что, несмотря на  великое благо общения с Богом в райском саду, подросший мальчик почувствовал (наблюдая за животными), что ему не хватает пары – «помощника, подобного ему» (Быт. 2: 20). Тогда заботливый старший Друг пришел ему на помощь: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою (ивр. ИША): ибо взята от мужа (ивр. ИШ») (Быт. 2: 21-23).      
 
КРИ. Очевидно, понимать этот текст буквально невозможно, так как все ребра у мужчины явно на месте. Согласно одной научной гипотезе, здесь отразился опыт виноградарей, размножающих лозу от ее черенка. Согласно другой версии, данный текст возник из типичного лингвистического недоразумения, когда это древнее предание евреи заимствовали от  шумеров. Американский исследователь С.Н. Крамер обнаружил в шумерской мифологии такое сказание: для лечения больного ребра бога Энки была создана богиня-целительница по имени НИН-ТИ. Так как шумерское ТИ означает одновременно и «дающая жизнь»,  и «ребро», возникла библейская этимология имени Ева (ивр. ХАВВА –  «жизнь»). Так носительница этого имени оказалась и «матерью всех живущих» (Быт. 3: 20), и женщиной «из ребра» Адама.
 
АБХ. Однако до сих пор никто не обращал внимания на то, что в абхазском языке близкое по звучанию к имени ЕВА слово АВА означает «рядом», откуда возникает такой ряд: АВА-РА – «бок», АВА-КЬЫЦ – «ребро», АВА-ЛАРА – «идущая рядом». Поэтому имя АВА (или ХАВА) на основе абхазской этимологии может быть понято и как «наше ребро», и более значимо –  «вставшая рядом с нами». Если принять во внимание второй смысл ивритских слов, библейский текст (Быт. 2: 21-23) получает новый смысл (вероятно, до времени скрытый из педагогических соображений):
 
И НАВЕЛ ЯХВЕ ЭЛОХИМ КРЕПКИЙ СОН НА АДАМА, И КОГДА СПАЛА ОБЩИНА, СЕСТРУ СМЕРТНУЮ В УДАЧНОЕ ВРЕМЯ ТАЙНО ПОХИТИЛ. И ПЕРЕУСТРОИЛ ЯХВЕ ЭЛОХИМ ОБРАЗ, КОТОРЫЙ ВЗЯЛ, В ЖЕНЩИНУ, И ПРИВЕЛ ЕЕ К АДАМУ. И СКАЗАЛ АДАМ: ЭТО ОБРАЗ ОБРАЗА МОЕГО И ПЛОТЬ ОТ ПЛОТИ МОЕЙ; ОНА РОДСТВЕННИЦА-ЖЕНА, ПОТОМУ ЧТО ОТ МУЖА ВЗЯТА ОНА.
 
ТЕО. Главный смысл этого текста – подчеркнуть, что в природе Евы нет ничего, отличающего ее от Адама, кроме пола. Мы теперь достаточно образованны для того, чтобы понимать: полная биологическая тождественность бывает только у однояйцевых близнецов, которые всегда – одного пола. Поэтому я предполагаю, что в этом случае потребовалось Божественное вмешательство: в момент зачатия Он создал общий идеальный геном близнецов, а затем материнскую Х-хромосому одного из них «урезал» до мужской У-хромосомы.  Забегая далеко вперед, отмечу, что это может служить прообразом ключевого события Священной истории – «непорочного зачатия» Иисуса Христа: оно могло произойти в результате аналогичной  «перестройки» Богом идеального генома  Девы Марии.   А в случае Адама и Евы столь «близкородственный» брак между ними не грозил вырождением, так как в их геноме отсутствовали поврежденные гены.
 
АБХ. Продолжу изложение сценария. Наступил день, когда Всевышний привел к Адаму Еву, которая стала для него идеальной парой («второй половинкой» из платоновского мифа о рассечении надвое небесного андрогина). Эта одаренная и прекрасная девочка, хорошо воспитанная матерью в родном племени, смогла обогатить своего юного брата-жениха теми культурными навыками, которые не противоречили Божественным наставлениям. А Адам смог передать сестре-невесте дарованный ему Богом духовный огонь, с первых шагов став соучастником творения человека.
Как известно,  мифы о браке между близнецами существуют у многих народов, но благочестивые хранители этого предания в Библии перенесли эту морально затруднительную коллизию на злодея Каина. Согласно исламской легенде, именно этот порочный сын Адама женился на своей сестре-близнеце, хотя Богом ему была предназначена сестра Авеля.
 
КРИ. Предлагаю на этом остановиться, так как последние высказывания требуют объяснений, где и когда у Адама и Евы появились дети, что связано с библейским сказанием об их грехопадении.