Демон поверженный. Худ. Михаил Врубель, 1902 г.
Силы зла
       



   Откровение Иоанна в главе 13 показывает три силы зла, которые объединяются, чтобы перехватить инициативу и установить на земле свое собственное царство.

  Носитель первой из этих сил представлен как "зверь, выходящий из бездны" (11:7) или как "зверь, выходящий из моря" (13:1). Его главный отличительный признак -  богохульство:

"И отверз он уста для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе" (13:6), "на головах его имена богохульные" (13:1).

   Он может быть отождествлен с "презренным" царем, о котором говорит Даниил:

  "И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное"   Дан. 11:36.

Пророчествует о нем и апостол Павел:

    "...Откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом и святынею, так что в храме Божием сядет он как Бог, выдавая себя за Бога."           2 Фес. 2:3-4.

    Апокалипсис показывает, что все силы зла концентрируются на первом звере: "второй зверь" или "зверь, выходящий из земли", "заставляет всю землю и живущих на ней поклониться первому зверю" (13:12); дракон, низвергнутый Михаилом с неба, передает первому зверю "силу свою и престол свой и великую власть" (13:2).

   Хотя эти три силы на короткое время объединяются против общего врага, однако они имеют разное происхождение и  разный  способ действия: это усложняет картину мирового зла. Во всяком случае, ставшее обычным противопоставление Бога и дьявола (или сатаны) – как «добра и зла» – оказывается слишком упрощенным. Зло не может быть единым по своей сути; носители зла ненавидят друг друга, их единство всегда временное, вынужденное и непрочное.

  Согласно Откровению Иоанна, они отличаются, образно говоря, "местом жительства": дракон с неба, зверь из бездны и зверь из земли. Очевидно, в этом надо видеть важнейшие указания на характер того зла, носителями которого каждый из них является.

   Море и бездна в Библии сближаются с понятиями ада и преисподней. Первый зверь выходит из преисподней  как  из места заточения и наказания. Это – один из сотворенных духов, отпавший от Бога задолго до сотворения Адама.

   Поводом для отпадения могло быть участие этого духа в развитии жизни на земле. Злоупотребив своей творческой свободой, познав тайны наследственности и формирования новых видов, он возомнил себя хозяином земли и стал извращать пути эволюции животного мира.

   Когда мера беззакония превзошла допустимый уровень, так что весь замысел Божий оказался под угрозой, отпавший дух был отвергнут от лица Божия и заключен в преисподнюю. Он все же сохранил какую-то возможность действовать на земле, особенно после грехопадения Адама, но все эти действия воспринимаются как запретные и преступные всеми, кто имеет "закон, написанный в сердце" (Рим. 2:15); именно этот закон создает общее для  всего человечества представление о добре и зле.

  Кто же выпустит зверя из преисподней в апокалиптические времена? Может быть, зверь, выходящий из земли?

   Этот образ обычно толкуется как зло человеческое: лженаука и магия, злоупотребление разумом для богоборческих целей. Родоначальником этого вида зла, вероятно, является Каин, который из-за братоубийства потерял свойственную первым людям власть над землей и стал первым из  потомков  Адама основателем города (Быт.4). Зверь из земли, названный также "лжепророком" (19:20), обладает большой властью над материальной природой: он "творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми" (13:13).

   Возможно также, что он является носителем одной из древних демонических  цивилизаций, еще до сотворения Адама стертых Богом с лица земли.

   Кто же, в таком случае, дракон, сошедший с неба?

   Откровение Иоанна называет его по имени:

"дракон, змий древний, который есть диавол и сатана" (20:2).

   Среди  символических, описательных  названий  только "Сатана" есть собственное имя, полученное от Бога, причем негативную окраску это имя приобретает не сразу. Если буквально следовать тексту Священного Писания, то падение сатаны происходит поэтапно.

   В Ветхом Завете он упоминается как один из "сыновей Божиих" (Иов. 1:6) и, возможно, как "князь Персидский" у Даниила (Дан. 10:13). Само имя "сатан" на иврите означает "скептик, сомневающийся": именно в этом качестве он выступает в истории с Иовом. Он здесь показан как один из ангелов, выполняющих определенные функции, отраженные в его имени. Недоверие, скептицизм сатаны относятся прежде всего к человеку вообще, который из-за своего материального тела оказывается подверженным воздействию преисподнего зла. Видимо, сатана считает себя главным врагом преисподних  сил и с подозрением испытывает человека, начиная с Адама и Евы. Его деятельность еще не враждебна Богу, он отличается лишь чрезмерным "аскетическим благочестием", из которого в будущем могут произрасти зависть, лицемерие и гордыня.

    В разговоре с Иисусом в пустыне Сатана предлагает свой план спасения человеческого рода. Этот план можно назвать ложным, но еще нельзя однозначно обличить как преступный. Главное здесь – претензия сатаны на первенствующую роль в деле спасения. Он, несомненно, считает, что ангел в принципе выше человека. Не случайно его программа опирается на слабости и низшие проявления человеческой природы. Иисус отвергает его план и требует:

"следуй за Мной, сатана" (Мф. 4:10)

так, во всяком случае, в греческом и славянском тексте.

   Тем самым утверждается, что ангел должен служить человеку в деле спасения, а  не наоборот, как предлагает Сатана. Св. Иероним, переводя Библию на латынь, внес принципиальное изменение смысла:

"отойди от Меня, сатана"

так как, видимо, отождествлял сатану с духом преисподней.

   Желая уберечь незрелые умы от соблазна, таким отождествлением западные Отцы  Церкви устранили реального, своими специфическими методами действующего Сатану, из поля зрения верующих. Возможно, это в свое время и было необходимо,  но сегодня это скорее порождает новые опасные искушения.

   Момент первого падения Сатаны обозначен в Евангелии совершенно четко. Когда 70 учеников вернулись с первой проповеди, Иисус сказал им:

"Я видел сатану, спадшего с неба как молнию" (Лк. 10:18).

  Здесь не идет речь о низвержении, но скорее о добровольном акте, который можно поставить в параллель с самоубийством Иуды Искариота. Не напрасно подчеркивают евангелисты, что в Иуду, после того как он с ложным расположением сердца причастился Телу и Крови Иисуса, "вошел сатана" (Ин. 13:27; Лк. 22:3).

    Видимо, обуреваемый завистью от успеха деятельности Иисуса, сатана низвергся с неба, на котором пребывает Бог, и "поселился" в космическом пространстве. Поэтому апостол говорит о нем: "князь, господствующий в воздухе" (Еф. 2:2). Не случайно и то, что сразу после падения сатаны Иисус дает верующим молитву "Отче наш", которая кончается словами: "не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого" (Мф. 6:13).

  Сатана здесь назван "лукавым", то-есть лжецом, и мы просим, чтобы Отец Небесный не позволял ему далее испытывать (слав. «искушать») нас. Его начинают также называть "дьяволом", что  по-гречески  означает "клеветник".

  Сатана не отказывается от своих представлений о человеке и продолжает осуществлять план, который он считает "спасительным". Суть этого плана сатаны в следующем: человек должен отвергнуть притязания преисподней, но не из любви к Богу, а из гордости; в конечном счете, он должен отказаться от тела и уподобиться ангелам – пока же человек находится в теле, его рабство перед силами преисподней   якобы неизбежно.

  Тем самым сатана уступает землю силам преисподнего зла, себе же оставляет духовные пространства Космоса. В этом уже содержится измена Богу, Творцу неба и земли, и частичный союз с преисподней. Это и есть «тайна  беззакония», которая во времена апостола Павла «уже в  действии» (2 Фес.2:7).

   Второй этап падения сатаны описан в Откровении Иоанна: Михаил, которого он хочет "пожрать" в младенчестве, побеждает его и низвергает на землю (12:7-9). Тогда, в состоянии "сильной ярости" (12:12), он открыто объединяется с духом преисподней, против которого вел прежде такую непримиримую войну: отдает зверю "силу свою и престол свой и великую власть" (13:2).

   Этим он окончательно разоблачает себя и подвергается наказанию – заключению в бездну, (20:1-3), где прежде находился первый зверь. Низвергает его, несомненно, сам архангел Михаил:

  "И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его. и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же этого ему должно быть освобожденным на малое время"      20:1-3

  Это – третий этап падения сатаны.

  Последний, четвертый этап наступает в конце тысячелетнего царства:

"Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань: число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков"       20:7-9.

Так будет покончено с силами зла на земле и на небе.







--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------