|
||||||||
|
||||||||
Новая земля под новым небом
|
||||||||
После низвержения Сатаны в озеро огненное, Иоанн описывает картину всеобщего суда.
От лица Сидящего на престоле "бежало небо и земля, и не нашлось им места" (20:11), и сразу после суда Иоанн видит "новое небо и новую землю" (21:1). Следует ли понимать это как полное уничтожение материального Космоса и сотворение его заново из ничего? Но это означало бы, что Бог потерпел "неудачу" в сотворении мира, в противоречии со свидетельством Книги Бытия: "И увидел Бог, что это хорошо" по поводу сотворения земли, неба и светил (Быт. 1:10; 1:18). Скорее всего, здесь идет речь об окончательной оценке материального Космоса как объекта творческой деятельности ангелов и человека: что-то безнадежно испорчено и подлежит уничтожению, а что-то сохраняется и возводится на более высокий уровень бытия. Духовный центр новой земли: "великая и высокая гора" (21:10), на вершине которой стоит "святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба" (21:2). В городе протекает река воды жизни, исходящая от престола Бога и Агнца, по берегам реки растет древо жизни, приносящее плоды каждый месяц, а "листья дерева - для исцеления народов" (22:1-2). "Город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец" (21:23). В городе нет Храма, "ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец" (21:22). "Спасенные народы будут ходить в свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою" (21:24). "И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло" (21:4). Царство Божие, описанное в Откровении, может показаться прекрасной утопией, не имеющей ничего общего с нашей реальной жизнью. Но верующий знает, что семена Царства Божия уже давно посеяны, что царство Божие пустило глубокие корни в толще человеческой истории. Моисей на Синае, Иисус на Фаворе, первомученик Стефан, многие святые уже явили в себе тот Божественный свет, о котором говорит Откровение. Иисус прямо дает понять, что свет Фаворский – это и есть "Царство Божие, пришедшее в силе" (Мк.9:1-9). Неизмеримо больше число тех, в которых Царство Божие проявило себя не так ярко и заметно для окружающих, но неприметно принесло свои главные плоды: "праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим. 14:17). Духовно слепые не видят этого Царства и поэтому светлые пророчества Откровения кажутся им чем-то сказочным и фантастичным; все внимание их обращено на тяжелое, мрачное и злое. Но для того, кто уже сейчас вошел в это Царство, или хотя бы прикоснулся к нему, Откровение Иоанна о будущей жизни не говорит о чем-то неожиданном или незнакомом. Это Откровение о том, как тайное станет явным; как Царство, скрытое в глубинах сердец (Лк.17:21), заполнит весь мир: новую землю под новым небом. Мрачное ожесточение против мира, исторический пессимизм – признак маловерия. Однако Откровение Иоанна свидетельствует о том, что силы зла терпят поражение как в истории, так и в надисторической перспективе. Для свершения творческих замыслов Иисуса Христа – Бога и Агнца, существование зла не является необходимым. Более того, главные усилия злой воли направлены прежде всего против этих замыслов. Но в спасении человека от гибели еще глубже раскрывается любовь Бога к Своему творению. А способность человека ответить на эту любовь в условиях торжествующего зла еще полнее подтверждает творческую мощь Бога: Он хорошо сотворил человека, и "хорошо весьма" (Быт. 1:31). На новой земле нет зла, в святой город не войдет "ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи" (21:27). Жизнь, лишенная зла, кому-то может показаться скучной, лишенной неожиданностей и драматизма. Но так кажется в силу того же маловерия. Неисчерпаемая перспектива творческого возрастания таит в себе такие глубины, открытие таких граней бытия, которые мы не в силах себе сейчас представить. Подобно этому уже в наших условиях ребенку для полноты жизни не нужно зло, потому что он каждый день открывает новое. Творчество в единстве с Богом, направленное на самого себя, на отношения с ближними, на окружающий мир: деятельность, приближающая торжество Царства Божия. Такое творчество, получив мощный импульс с наступлением апокалиптической эпохи, расцветает в тысячелетнем Царстве и становится главным содержанием будущей жизни. Свидетельством о Боге как Творце начинается и оканчивается Священное Писание; от слов "в начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1:1) до слов "Се, творю все новое" (Откр.21:5). "Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе"! 22:20. Образы Апокалипсиса КОНЕЦ ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |
||||||||
Икона Андрея Рублева. Начало 15 в.
|