7. О ситуации до и после «всемирного потопа» (разговор на берегу моря, во время шторма)
КРИ. В этой нашей беседе, как и в предыдущей, обсуждается много рискованных гипотез, вокруг которых давно разгораются споры ученых – не менее бурные, чем волны перед нашими глазами.
ТЕО. Не стоит надоедать читателю подобными предупреждениями! Мы не предлагаем ни одной гипотезы, которая не вынашивалась бы в течение многих лет, что, конечно, не исключает необходимости их проверки новыми научными «аргументами и фактами».
За какие прегрешения Господь решил истребить людей «с лица земли», наслав на них грандиозный потоп? Библейский ответ на этот вопрос (в синодальном переводе) начинается так: «Когда люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери…» (Быт. 6: 1). Мы же предлагаем такую расшифровку ивритских корней тех же слов на основе абхазского («адамитского») языка:
КОГДА РАСПРОСТРАНИЛИСЬ АДАМА, ОТДЕЛИЛИСЬ ОТ НИХ ОДИНОКИЕ ЖЕНЩИНЫ И РОЖДАЛИ СЕБЕ ДОЧЕРЕЙ.
АБХ. Вероятно, речь идет о знаменитых «амазонках», причем название этого женского сообщества может быть связано со словом АМЗА (абх. «луна», «одинокая»). Это воинственные всадницы, которые выжигали себе левую грудь ради удобного ношения оружия; для продолжения рода они использовали пленников-мужчин, которых затем убивали. Греческий миф определяет местоположение амазонок в предгорьях Кавказа и на побережье Азовского моря (Меотиды); в преданиях германских народов тоже действуют воинственные «девы-валькирии» на крылатых конях. Однако первоначально амазонки могли появиться вблизи каинитского центра (в низовьях р. Кодор), чтобы позже вырваться на просторы причерноморских степей.
ТЕО. Отказ амазонок от мужского руководства имел богоборческий смысл, так как прямо противоречил заповеди Еве: «к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3: 16). Отсутствие мужской власти открывает путь к ее подмене внушениями мятежных ангелов. Не случайно апостол Павел наставляет: «И не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (1 Кор. 11: 9-10). Влияние ангелов на амазонок могло подкрепляться каинитскими магическими культами, установленными
НАХАМОЙ (сестрой Тувалкаина).
КРИ. О женской магии Древнего Востока, нарушающей замысел Творца о человеке и ангелах, дает представление С.С. Аверинцев в своих «Стихах духовных»:
Сколько дев
языческих, в чьем девстве – пустота
безлюбия, на горделивых башнях
заждались гостя звездного, чтоб он
согрел их холод, женскую смесив
с огнем небесным кровь: из века в век
сидели по затворам Вавилона
служанки злого таинства, невесты
небытия; и молвилась молва
о высотах Ермонских, где сходили
для странных браков к дочерям людей
во славе неземные женихи
премудрые, – и покарал потоп
их древний грех.
АБХ. Попытаемся объединить три предания: греческое об амазонках, библейское об исполинах и нартское о великанах. Амазонки либо убивали рождающихся мальчиков, либо отдавали их на воспитание (по одной версии – в волчьи стаи, по другой – в преадамитские племена). Такие дети вырастали сильными, рослыми, но тупыми «великанами», которых ацаны использовали для земледельческих и строительных работ. В некоторых сказаниях упоминается о том, что нартам больше всего бед приносили не сами великаны, а их могущественные «сестры» (вероятно, амазонки).
ТЕО. Во все времена людей привлекало богатырство, гигантизм, грубая сила и внешняя красота; в Библии выражено негативное отношение к могучим исполинам, но еврейские легенды охотно наделяли их чертами даже ветхозаветных праведников.
Вернемся к библейскому тексту: «…сыны Божии стали входить к дочерям человеческим» (Быт. 6: 4). Раннехристианские отцы Церкви (Ириней Лионский, Иустин Философ, Амвросий Медиоланский) разделяли мнение еврейских мудрецов, что здесь говорится об ангелах, увлеченных красотой земных женщин. Но с IV в. стало преобладать толкование «сынов Божьих» как сифитов, живущих в горах, а «дочерей человеческих» – как каиниток, завлекающих мужчин с помощью женской магии. В обоих вариантах предпотопное человечество представляется ввергнутым в «мистическое прелюбодеяние» с мятежными духами, что закрывало для него путь к адамитскому посвящению.
АБХ. Есть серьезные основания полагать, что центр каинитско-ангелической духовности располагался на Кубанско-Приазовской низменности (на «Киммерийских землях»). В частности, топоним АНАПА, который расшифровывается из протоабхазского языка как «Божьи (АН) сыны
(А-ПА)», отмечает один из центров «развращения человеков» Библии.
Гомер располагает у Боспора Киммерийского (Керченского пролива) вход в Аид (ад), куда были сброшены и бессметные титаны, и какое-то смертное племя буйных гигантов. Здесь же или немного южнее аргонавты встречают амазонок. По пути в «страну гипербореев» Геракл освобождает Прометея, прикованного «к горам Кавказа», и побеждает великана Антея (оторвав его от земли, дающей ему силы). На обратном пути этот античный герой неожиданно попадает «в Египет»; мы предполагаем, что на самом деле речь идет о Колхиде, так как Геродот утверждал, что «колхи – это египтяне» (на основании сходства их внешности, языка, обычаев, способов ткать полотно). Кроме того, в Библии Египет назван МИЦРАИМОМ, а в Абхазии есть загадочный топоним МЫСРА.
Предание о том, что нарты погибли от голода (Всевышний наслал на их земли неурожай, наказав за междоусобицы и богоборчество) нашло своеобразное преломление в античной мифологии: богиня плодородия Деметра забыла о своих обязанностях из-за поисков своей дочери Персефоны, которую похитил бог царства мертвых Аид.
Все это позволяет отождествить ангелическую (точнее, демоническую) цивилизацию с Приазовской «Атлантидой», на которую Творец наслал описанный в Библии потоп. /Здесь путаница между старой Атлантидой и каинитством, а также между двумя потопами/
КРИ. Заметим, что сообщение между Колхидским и Кубанским очагами такой цивилизации могло легко осуществляться через прибрежные равнины, которые в «предпотопные» времена были гораздо шире.
Такие авторитетные ученые, как А.Д. Архангельский и Н.М. Страхов, на основании исследований осадочных пород доказали, что прибрежная отмель Черного моря до глубины 100 метров была сушей вплоть до V тысячелетия до нашей эры. Быстрое наступление моря произошло не позже чем во II тыс. до н.э., что вполне соответствует времени жизни библейского НОЯ по Септуагинте – 33 в. до н.э.
Картина реального стихийного бедствия, представленная некоторыми палеогеографами, могла быть такой. Землетрясение разрушило перешейки, отделяющие Средиземное море от Мраморного, а его – от Черного. Из-за усиленного испарения воды в этих полузамкнутых бассейнах уровень моря в них был примерно на 100 метров ниже, чем уровеь Средиземного (связанного с мировым океаном). После разрушения преград соленые океанические воды хлынули в черноморскую котловину – с промежуточным каскадом в области Мраморного моря. Вследствие инерции движения огромных масс воды они временно (на 3-15 дней) затопили значительную часть кавказского побережья, поднявшись на 100-200 метров выше современного уровня Черного моря. В результате погибло все живое на землях нынешних Колхидской и Кубанской низменностей, а также на территории, которая навсегда стала дном мелководного Азовского моря (после выравнивания уровней). Это грандиозное стихийное бедствие получило название «Дарданов потоп» (по имени героя греческой мифологии Дардана), а возникший пролив между Средиземным и Мраморным морем – Дарданеллы.
Однако можно ли отождествлять это вполне реальное геологическое событие с библейским «всемирным потопом»? Концепция «архетипов коллективного бессознательного» Юнга позволяет предположить, что затопление Черноморского побережья только «освежило» в памяти людей один из множества опустошительных разливов Евфрата или вторжение вод Персидского залива на земли шумеров, восходя ко все более отдаленным прообразам – вплоть до гибели Атлантиды. «Во всякое время – таков девиз этой тайны, а форма вневременности – это Вот Сейчас и Вот Здесь» (Томас Манн).
ТЕО. Я могу согласиться с тем, что «во всякое время» пути плоти могли быть извращены, и людям не дано знать, когда именно иссякнет долготерпение Бога. Тем не менее, по нашей гипотезе, именно ко времени Дарданова потопа патриархи-сифиты спустились с верховьев Кодора в предгорья, откуда каиниты были вытеснены на восток (в Колхиду) и на север (в низовья Кубани). Еврейские агады сообщают, что патриарха НОЯ (потомка АДАМА в девятом колене) предупредил о грядущем потопе тайно явившийся ему прадед – ЕНОХ. Согласно Библии, ко времени рождения сыновей Ноя – СИМА, ХАМА, ИАФЕТА – ему было 500 лет, а ко времени начала потопа – 600. В Библии об этом патриархе говорится: «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт. 6: 9). Решив наказать людей потопом, Всевышний (через Еноха) велит Ною построить ковчег и дает ему точные предписания относительно размеров, материала, устройства этого судна.
АБХ. С.С. Аверинцев отмечает, что три яруса ковчега соответствуют тройственной структуре (по вертикали) мифологического мироздания и мирового древа. «Ноев ковчег», спасающий праведников среди гибнущего мира, стал для христиан выразительным символом Церкви, а сам Ной – первым из пророков, предупреждающих людей о грядущем потопе. По некоторым версиям, Ной намеренно затягивал строительство ковчега у всех на глазах (согласно агадам, оно длилось сто лет!), чтобы у тех, кто «погряз в грехах», было время покаяться. Ной спасает также зверей и птиц, о которых он трогательно заботится во время долгого плавания ковчега. Но самое главное, Ной – родоначальник послепотопного человечества, «новый Адам», получающий от Творца такое же благословение, как праотец: «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» (Быт. 9: 1).
АБХ.
У нас в Абхазии существует множество вариантов рассказа о потопе. Такая вариабельность свидетельствует о том, что эти рассказы не исходят из единого письменного текста. Хорошо известно, что появление записанного текста приводит к быстрому исчезновению устных вариантов повествования.
Вот, например, такой вариант:
" У Ноя было не три сына, а три дочери - с убеждением говорит рассказчик - и он их выдал замуж за трех плотников, чтобы они ему построили ковчег..."
ТЕО. Ной был и первым библейским патриархом, кто после потопа принес Яхве жертву всесожжения. Заключая завет с Богом, Ной как бы стоит между Адамом и Авраамом с Моисеем. Существует раввинистическая легенда, что Ной не дожил до назначенного ему Богом круглого срока в 1000 лет, так как добровольно пожертвовал 50 лет жизни Моисею, рождение которого предвидел (как до него Адам отдал Моисею 70 своих лет).
Дарованная Адаму власть над животными подтверждена и усилена Богом для Ноя: его потомкам позволено употреблять в пищу мясо, но обязательно ритуально обескровленное (так как кровь мистически отождествляется с душой живых существ). Согласно раввинистической литературе, торжественный запрет Яхве на убийство человека и табуирование крови составляет тот минимум Закона, при соблюдении которого может спастись даже язычник, – если он «добрый человек».
АБХ. Важнейший вопрос состоит в том, откуда Ноев ковчег начал свой путь и куда он приплыл. Библия сообщает, что ковчег остановился «на горах Араратских» (Быт. 8: 4), причем множественное число позволяет понять это обобщенно – «на горах Кавказа». Название АРАРАТ может происходить от слова ХАР (ивр. «гора») или ХАРА (абх. «далеко»), так что библейское выражение ХАРИ АРАРАТ («гора гор») – это просто удвоение, усиление понятия.
Топографический ключ дает еврейская «Книга Юбилеев», где указан второй вариант названия горы, к которой пристал Ноев ковчег, – ЛУБАР. Никаких привязок этого названия к реальным объектам еврейские комментаторы не находят, а в Абхазии мы сразу обнаруживаем два подходящих топонима: село ЛАБРА (в нижнем течении р. Тамыш, в бассейне Кодора) и гора ЛАБЫР на востоке Мюссерских холмов. Окрестности нынешнего села Лабра вполне могли быть местом строительства ковчега, а мюссерская г. ЛАБЫР – причалом; расстояние по морю между этими пунктами – около 100 км. Рядом с горой Лабыр есть священная поляна АДЭЛЫБАРА (абх. «поляна, с которой спустились»), так как ЛЫБААРА значит «спускаться». Высота Мюссерских холмов составляет 100-150 м над уровнем моря, но ковчег мог пристать не к вершине, а к склону одного из них (или к седловине между холмами). Вероятно, тогда и появился этноним АПСУА / А(Н)ПСУА (абх. «человек Божьей воды»): именно так должны были воспринимать Ноя местные племена, а со временем этот титул стал именем самого абхазского народа.
ТЕО. Мы предполагаем, что на Арарате действительно может находиться важное свидетельство достоверности библейского текста. Но это не сам Ноев ковчег, а его копия – священный памятник эпохи «всемирного потопа», построенный гораздо позже.
Сохранились сведения, что летом 1917 года русские солдаты обнаружили на Арарате деревянное сооружение, стены которого изнутри были расписаны изображениями животных (в том числе и тех, которые уже исчезли ко времени потопа). Е. Лазарев опубликовал в журнале «Наука и Религия» текст коптского предания, согласно которому Ноев ковчег был построен на самой горе Арарат. Абхазы указывают на две вершины, где на уровне вечных снегов можно обнаружить остатки огромного деревянного корабля, – г. Ахал-Ибаху и г. Ерцаху. Дело будущего – провести серьезные археологические и этнологические исследования в этих пунктах (и в других знаменательных местах Абхазии).
АБХ. Позднейшие легенды рассказывают о том, что тело новорожденного Ноя ярко светилось (озаряя весь дом); младенец сразу встал на ноги и начал молиться, а его дед Мафусаил отправился «на край земли» к Еноху, чтобы получить пророчество о судьбе внука.
В качестве культурного героя Ной научил людей применять в земледелии серп и плуг, изобрел виноделие, но он же впервые ввел отношения рабства. Важно отметить еще одно раввинистическое предание, упомянутое в Энциклопедии: виноградная лоза была принесена Ною рекой, вытекающей из Эдема (по нашей версии, рекой Кодор).
ТЕО. Согласно библейскому рассказу, Ной опьянел от вина и лежал нагим; Хам осмеял отца, а два других сына почтительно прикрыли его, не глядя. Узнав об этом, Ной благословил Сима и Иафета, а сыну Хама Ханаану (и его потомкам ханаанеянам) определил рабский удел.
Одно из объяснений такого переноса проклятия состоит в том, что Ханаан совершил страшное, немыслимое преступление – оскопил Ноя, чтобы он не мог породить новых сыновей. Эта идея перекликается с грандиозной античной теогонией – историей об оскоплении бога неба Урана его сыном Кроносом (рожденным богиней земли Геи).
КРИ. Имя Хама стало нарицательным, обозначив как «хамство» ту негативную сторону человеческой натуры, которая доминировала в душе ХАНААНА / КНААНА (ивр. КНИА – «рабство»). Впечатляющее описание этой формы зла дает И. Мардов (в статье, опубликованной в журнале «Наука и религия»):
– В Кнаане нет искры Бога. Он – остаток жившего до потопа человечества, о котором сказано, что «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6: 5). На кнаанской душе были основаны культы Астарты, Ваала, Дагона, Молоха, нравы Содома и прочее. Кнаанская душа определяет быт, нравы, представления и поведение блатного уголовного мира… Кнаан – осквернитель человеческого в человеке, Ноя в нас… Кнаанова глумливая ухмылка сопровождает одухотворенных людей. Кнаан или наглый мерзавец, презирающий все устои общества, или холоп, рабская натура. Немало кнаанов, бесноватых и растленных, вечно ходят между людьми, ожидая своего часа. И дом их, как и предрекал Ной – в неволе.
АБХ. Чтобы не подавлять читателя этой мрачной картиной, приведем забавную версию, которую С.Л. Зухба услышал от абхазского сказителя из Ткварчела. У Ноя (НЫХЭ) было не три сына, а три дочери, которых он выдал замуж за плотников, помогавших ему строить корабль. (Это обычная версия, а дальше начинаются интересные побробности). Сначала у Ноя была только одна дочь, но Всевышний АНЦВА по просьбе патриарха превратил кошку и собаку в двух прекрасных девушек; поэтому все люди на земле, рожденные ими, делятся на «мяукающих», «лающих» и «настоящих людей». Возможно, в этой легенде отражено представление о том, что Сим (праотец «лающих» семитов) и Хам (породивший «мяукающих», почитающих кошек египтян) ушли в дальние края, и только Яфет (родоначальник «настоящих людей») остался жить рядом с отцом на земле Адама – в Абхазии. А библейская история с опьяневшим отцом в устах того же сказителя приобретает еще и дополнительный «аромат»: Ной, как и Адам, по наущению злого духа наелся яблок, отчего у него испортился желудок, так что он «запачкался»; двое сыновей, застав отца в таком неприглядном виде, с презрением отвернулись от него, и только Яфет не побрезговал обмыть его и очистить одежду.
Специфика и множественность подобных сказаний позволяет говорить об их изначальности, независимости от Библии и Корана (в отличие от других историй, имеющих явные признаки христианских и исламских заимствований). Только позже абхазские устные предания (как и еврейские, и арабские) были дополнены пророками и жрецами, которые произвели их тщательную кодификацию, закрепленную в священных текстах.
ТЕО. Согласно Библии, сыновья Ноя СИМ и ИАФЕТ стали первыми людьми, которые противостояли нечестивому отказу от почитания отца (и тем самым – отречению от религии праотца Адама).
В Талмуде говорится: Сим назван первым потому, что «он был мудрее всех», но первенцем Ноя был Иафет, так как именно с него в Библии начинается генеалогия послепотопных патриархов. Поскольку основной текст Библии формировался после освобождения евреев персами из «вавилонского плена», составители «таблицы народов» (Быт. 10) стремились обосновать родство персов и семитов, подчеркнув духовное первенство иудеев.
Согласно нашей гипотезе, Библия перечисляет имена потомков Ноя, ставших вождями и жрецами множества племен, языки и обычаи которых сложились задолго до появления на их территории первых адамитов (и сифитов, и каинитов). Некоторые из этих племен стали называться именами своих вождей, другие этого не сделали, что стало камнем преткновения для будущих историков и этнографов, которые понимали библейские названия народов слишком буквально.
Хотя вклад адамитов в генофонд возглавляемых ими племен был относительно небольшим, решающее значение имело их влияние на язык, культуру и духовность народов. Религиозная традиция, которую привносили потомки Ноя, получила отражение в сложных по внутренней форме изолированных лексемах, передающих идею Бога. Такие слова не поддаются этимологической расшифровке на основе местных языков, хотя эти языки имели богатый словарь терминов родства, флоры и фауны, примитивных ремесел. На основе проповеди миссионеров со временем сформировался особый «адамитский» слой ряда языков, имеющий разную мощность; кроме того, первичное звучание религиозных лексем сохранялось в качестве священного языка. Уникальность племен, живших на территории нынешней Абхазии, состоит в том, что они находились в постоянном контакте и под руководством АЕРГОВ в течение четырех тысяч лет, причем половину этого срока – уже после потопа.
АБХ. Особенности шумерского письма (самого древнего из всех нам известных) не позволяют определить точное звучание слов этого языка, но в нем выделяется так называемый «банановый субстрат» – открытые слоги, напоминающие звучание «ба-на-на»; такие слова считаются заимствованными из какого-то древнего языка «неизвестного происхождения». Наше предположение о роли адамитского миссионерства позволяет связать этот слой с именем Всевышнего Бога АН. Действительно, именно со слога «ан» начинались все существительные в протоабхазском (яфетическом, адамитском) языке, а в современном абхазском такие слова начинаются с префикса А-.
КРИ. Современные лингвисты, археологи, историки подчеркивают чрезвычайную важность исследований языковой генеалогии, которая проливает свет на культурные процессы глубокой древности. Согласно гипотезе «первобытной языковой непрерывности» С.П. Толстова, на заре своей истории человечество говорило на множестве языков, постепенно переходящих один в другой на смежных территориях. С помощью языковой специфики каждое племя выделяло «своих», защищаясь от магической силы слов опасных «чужих». Н.Н. Миклухо-Маклай отмечал, что у папуасов Новой Гвинеи каждая деревня имела свой особый язык, причем различия между соседями были невелики, но языки отдаленных групп населения казались уже совсем непохожими.
Х. Петерсен и В.М. Иллич-Свитыч обосновали идею о том, что в верхнем палеолите подобная лингвистическая структура была характерна для территории Юго-Западной Азии и Кавказа: языки, на которых говорило ее население, можно считать вариациями единого «ностратического» языка (лингвисты говорят также о ностратической языковой макросемье). После отступления последнего, вюрмского оледенения и потепления климата (примерно с 10 тысячелетия до н.э.) ностратические племена постепенно расселялись по территории Евразии и Северной Африки, оттесняя или ассимилируя аборигенное население. В результате сформировались ареалы распространения отдельных языковых семей: кавказской («яфетической»), индоевропейской, семито-хамитской, дравидской, урало-алтайской, чукотско-камчатской и эскимосо-алеутской. На языках, принадлежащих к этим семьям, сейчас говорит 3/5 населения Земли. Спорным остается вопрос о генетических связях между языками «ностратической» и «тихоокеанской» макросемьи (прежде всего, китайско-тибетскими и малайскими языками).
Т.В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванов собрали множество палеогеографических, археологических и лингвистических данных, доказывая, что индоевропейская языковая общность начала формироваться на северо-востоке Малой Азии и в Закавказье. В.А. Сафронов, как и большинство исследователей, тоже локализует древнейшую археологическую индоевропейскую культуру (Чатал-Гуюк, VII тысячелетие до н.э.) в Малой Азии, но дальнейший путь индоевропейцев остается предметом острых споров. Согласно концепции Гамкрелидзе и Иванова, эти «древние арии» надолго обосновались на территории современных Ирана и Афганистана, и уже оттуда попали на север Индостана и в степную зону Евразии, которая стала их вторичной промежуточной прародиной – перед расселением в Прибалтике, Северной и Западной Европе. Это хорошо объясняет генетическое родство (не вызывающее сомнений у большинства лингвистов) анатолийских, индоарийских, балтских, славянских и германских языков. Расселение в степях Прикаспия и Причерноморья аланов (осетин), говорящих на языке иранской группы индоевропейской семьи, датируется Ш тысячелетием до н.э.
АБХ. Учитывая предлагаемые нами датировки, эти воинственные всадники вторглись на Кавказ уже после «ноева потопа». Однако осетинский вариант нартского эпоса имеет архаическое ядро, которое нельзя объяснить заимствованиями у соседних народов. Это ядро можно считать легендарным отражением событий, свидетелями которых были местные «допотопные» (ностратические) племена, языки которых еще не дифференцировались на особые семьи. Все они получили «адамитскую» прививку, но одни – от сифитских жрецов, другие – от каинитских, и потому в некоторых вариантах нартского эпоса образы его героев окружены ядовитой клеветой: Сасрыква выглядит незаконнорожденным сыном Сатаней-Гуащи, которая соблазняет своей наготой косматого бродягу, одержимого неистовой похотью (в нем можно узнать прообраз козлоподобного пастуха Пушана из Ригведы, греческого Пана, лешего или водяного славян). Ираноязычные аланы на Кавказе просто «вспомнили о том, что знали всегда» – трансформированные в долгих скитаниях предания своих предков о нартах и об «ангелической» цивилизации Атлантиды, погибшей в волнах потопа.
Архаические слои мифологии, общие для кавказских и индоевропейских народов, сохранились не только в нартском эпосе, но и в эддической поэзии. Главные герои скандинавских легенд носят имя АСЫ, как и осетины: АСЫ / ОСЫ / ОВСЫ / ЯЗЫ (вспомним абхазское название таинства – АСРА!). В «Старшей Эдде» упомянуты соседние с асами ВАНЫ, кавказские параллели которых – СВАНЫ и ВАЙНАХИ; эддические АЛЬВЫ напоминают об АЛВАХ / АЛБАХ – древних «албанцах» на территории нынешних Дагестана и Азербайджана, эддические ИРЫ – о жителях легендарных «каинитских» городов Колхиды. «Прорицание Вёльвы» говорит о «сынах БОРА» (прошедших через таинство АБР?), которые построили великолепный Мидгард («средний город»), подобный Асгарду – «верхнему городу» АСОВ; параллель «сынам Бора» – каста богатых земледельцев БОРАТА, которая с древности имела особый квартал в осетинских поселениях (наряду с кварталами воинов и жрецов). «АСЫ на ТИНГЕ» – это совещание эддических героев за трапезой, а у осетин ФИНГ – это «круглый стол» и «угощение, пиршество». «Нарты вокруг финга» превращаются в «РЫЦАРЕЙ КРУГЛОГО СТОЛА» кельтских легенд, волшебный сосуд нартов (содержимое которого не иссякает) – в ЧАШУ ГРААЛЯ. Подобные параллели можно умножать, но остановимся на предположении: не восходит ли имя предводителя асов, покровителя воинских союзов и верховного бога германцев ОДИНА / ВОТАНА к протоабхазскому АДАНУ – «Ада(м)у Божьему»?
ТЕО. Академик Н.Я. Марр выдвинул гипотезу о том, что на языках кавказской (яфетической) семьи говорили многие древние народы Средиземноморья, создавшие высокую культуру, – пелазги Балканского полуострова, этруски Италии, жители Трои (в Малой Азии), а главное, шумеры Месопотамии. Этот лингвист считал, что наиболее существенных открытий можно ожидать от изучения так называемых «изолированных» языков, которые пока не находят определенного места в генетической классификации. Марр писал:
– Нельзя без баскского и с ним увязанных языков Кавказа пройти в глубину начал латинской речи, нельзя без абхазо-черкесских материалов, в увязке с баскским и берберским, разъяснить греческий язык… Абхазский язык и в настоящем своем состоянии представляет строй речи, систему более архаичную, чем язык шумерских клинописных надписей, имеющих сейчас изначальную дату почти шесть тысяч лет.
Если наша гипотеза верна, то имена сынов Ноя, перечисленные в Библии, должны поддаваться расшифровке на основе протоабхазского языка – по тому же методу, которым мы пользовались раньше. Приведем примеры.
Имя ИАФЕТ / ЙЭФЭТ (ивр. «распространение») соответствует библейскому благословению Ноя: «да распространит Бог Иафета; и да вселится он в шатрах Симовых» (Быт. 9: 27). В абхазском языке имя ЙЭФЭТ звучит как ЙАФЫТ, что в протоабхазском (адамитском) могло значить «тот (ЙА), кто от молнии (АФЫ)». Вероятно, образ молнии трансформировался в семитских языках в представление о быстром движении, распространении: именно так должно было восприниматься неожиданное появление персов и мидян (которые считались потомками МАДАЯ – сына Иафета) на территории семитской Ассиро-Вавилонии. А трижды повторенные слова Ноя, что Ханаан будет рабом «у братьев своих» (Быт 9: 25-27), означали признание еврейскими мудрецами воли Яхве в грядущих событиях: овладении «землей Ханаанской» избранным народом Божьим (потомками ЕВЕРА из рода Сима) под эгидой персидских царей. Одного из этих царей пророк Исайя даже называет МЕССИЕЙ / МАШИАХОМ («помазанником»): «Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтобы отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись… Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя; хотя ты не знал Меня» (Ис. 45: 1, 4).
Образ «открытых дверей» этого пророчества Исайи будет использован Иоанном Богословом, который в Откровении свидетельствует о словах Иисуса, обращенных к Филадельфийской церкви: «Знаю твои дела; вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее» (Откр. 3: 8).
АБХ. Первое из упомянутых в Библии имен сыновей Ноя – СИМ / ШЭЙМ расшифровывается из яфетического языка как «имеющий общий свет» (Ш – свет, ЭЙ – общий, М – имеющий). При усвоении этого священного языка семитами слово ЭЙ(Л) стало одним из титулов Бога, а имя ШЭЙМ приобрело значение «имеющий Божественный свет»; в наши дни у евреев любое имя человека считается проводником Божественного света.
Имя ХАМА обычно связывают со словом «хом» (ивр. «тепло»), но его интерпретация на основе абхазского языка гораздо содержательней: ХАМ – «имеющий владычество», ХАРАМ – «жадный».
ТЕО. Попробуем проследить судьбу народов, которые традиционно считались потомками сыновей Ноя, спасшихся от «всемирного потопа».
Как уже было сказано, ИАФЕТ остался жить со своим отцом на земле Адама; потомки Иафета, говорящие на «яфетических» языках (протоабхазских, с самым значительным «адамитским» слоем»), расселились по Кавказу и смежным территориям.
Потомки СИМА и ХАМА двинулись на юг вдоль черноморского побережья, почти опустевшего после потопа, вовлекая в свое движение остатки каинитов. Сирийская пустыня считается центром расселения потомков СИМА среди племен, языки которых впоследствии стали называться «семитскими». Близ нынешнего Дамаска до сих пор сохранилось горное поселение, жители которого говорят на «мертвом» арамейском (протосемитском) языке и твердо верят, что когда-то Сим жил именно здесь. В семитских языках, как и в яфетических, сохранился мощный «адамитский» пласт, а главным наследием семитских народов стал пламенный монотеизм.
Сложнее проследить ареал распространения потомков ХАМА, так как к ним присоединилось больше всего каинитов, которые тоже стали жрецами племен, говорящих на языках «хамитской» семьи. Следуя указаниям Библии, можно считать, что первенец Хама ХУШ / КУШ поселился в Северной Месопотамии, второй его сын МИЦРАИМ обосновался в Египте (в дельте Нила), а третий – ХАНААН – в «земле хананейской» (будущей Святой земле).
Следы влияния жрецов-каинитов сохранились в названии упомянутого в Библии племени КЕНИТОВ; о каких-то КЕЙНИТАХ сообщает и Коран, а легендарная династия древних иранских царей тоже называлась КЕЙНИТАМИ. Город КАНЕС в Малой Азии был политическим центром ХУРРИТОВ – главных носителей каинитской духовности, которая со временем распространилась на хеттов, угаритов, критян, финикийцев (а от них – на карфагенян).
АБХ. Традиции этих народов включали осквернение отцовского начала, культ братоубийства, магию огня, урбанизм (УРБ – лат. «город»). В армянском эпосе ХУР – воплощение искусственного огня, высеченного человеком, в противоположность небесному огню молний.
ТЕО. Каинитская струя прослеживается во всех великих цивилизациях древности, она не иссякла и в наши дни. Но именно после потопа проявилась еще одна форма мирового зла (впервые после гибели гипотетических атлантов) – имперская гордыня, связанная с именем внука Хама НИМРОДА – «сильного зверолова». Согласно Библии, «царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар» (Быт. 10: 10). Можно предполагать, что Нимроду удалось подчинить себе многие племена Месопотамии, сделав Вавилон центром своего государства (обширного по меркам того времени). Вероятно, именно пределы царства Нимрода имели в виду составители Библии, утверждая: «На всей земле был один язык и одно наречие» (Быт. 11: 1). Мы предполагаем, что речь идет об «адамитском» языке потомков Ноя, ставших первой в истории «имперской администрацией» – жрецами, распорядителями и переводчиками для разноязычных «допотопных» племен.
В библейском сказании о Вавилонской Башне («высотою до неба») важную роль играет намерение ее строителей: «сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт. 11: 4). Эту имперскую претензию обличает Господь, принимающий решение: «Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт. 11: 7).
Согласовать библейское повествование с исторической реальностью позволяет такая гипотеза: башня должна была стать храмом новой религии, связанной с «низвержением» Всевышнего Бога АН, но корпорация жрецов отказалась служить Нимроду, получив откровение свыше. Возможно, им помог свернуть с духовно опасного пути сам ЕНОХ – основатель адамитского священства, оставленный Всевышним на земле именно для подобной миссии.
АБХ. Без участия жрецов стало невозможно строить храм религии, враждебной Богу, но империя Нимрода имела сильную армию, которая угрожала соседним народам завоеванием и внедрением каинитско-кнаанской духовности. Армянские предания рассказывают о великой войне, которую вели народы Кавказа, победившие Нимрода (арм. НЕМРУД). Естественно предположить, что кавказскую армию возглавляли «яфетиды» – племена, вождями которых были потомки Иафета.
Возвышение Нимрода произошло вскоре после смерти патриарха Ноя, прожившего «после потопа триста пятьдесят лет» (Быт. 9: 28), а крушение его империи совпало с рождением сына Евера ФАЛЕКА (ивр. «разделение»); он был так назван «потому, что во дни его земля разделена» (Быт. 10: 25). Таким образом, хронологические рамки царствования Нимрода приблизительно заключаются в пределах 2900-2800 гг. до н.э.; к этому же времени относятся первые достоверные данные о древних государствах Шумера, Элама и Египта, которые могут считаться осколками империи Нимрода.
Раввинистическое предание сообщает, что против Нимрода выступил также правнук Сима ЕВЕР, который отказался от участия в строительстве Вавилонской Башни, получив повеление об этом от самого Бога. История ЕВЕРА упоминалась в проповедях славянских первоучителей Кирилла и Мефодия, она была включена в болгарские хроники и русскую «Повесть временных лет».
К имени ЕВЕРА (ивр. ЭБЕР / ЭЙВЕР, араб. ХЕВРА) средневековые толкователи возводили этноним «еврей», язык Библии «иврит», а также имя патриарха АВРААМА / АБРАМА. Загадочной остается связь того же имени с названиями ИБЕРИЙСКОГО полуострова и упомянутой Геродотом ИБЕРИИ – территории картлийцев (грузин), пришедших в долину Куры во II тысячелетии до н.э.
Согласно нашей гипотезе, корень ИБР / ЭБР – это отголосок адамитского (яфетического) слова АБР, напоминающего о священном камне древнейшего адамитского таинства. В течение целого тысячелетия после крушения горделивых властолюбцев империи Нимрода росла активность миссионеров из рода Иафета и возглавленных ими «яфетических» племен – «дольменного народа». Цепь дольменов протянулась от Кавказа по Ближнему Востоку, побережьям Европы и Северной Африки, а тысячелетием позже они появились даже на Дальнем Востоке. Наряду с дольменами, яфетиды создавали и другие мегалитические сооружения – менгиры и кромлехи, имеющие ритуальный и астрономический смысл; самый известный памятник такого рода – Стоунхендж в Англии, созданный в период 2700 – 1800 гг. до н.э.
Мегалитические сооружения служили антитезой Вавилонской Башни, как и кавказские храмы-памятники Ноева Ковчега, воздвигнутые во времена ЕВЕРА в ознаменование победы над НИМРОДОМ.
КРИ. Остается неясным, что стало причиной заката цветущей дольменной культуры «яфетической эпохи». Этому могли способствовать волны нашествий ираноязычных аланов, скифов, сарматов, заполнивших земли яфетидов и частично смешавшихся с ними. Кроме того, какая-то новая геологическая катастрофа могла опустошить основной очаг дольменной культуры – землю АПСНЫ (Абхазии). Предания иберийских басков (живущих в горах на севере Испании и юге Франции) сохранили память об их далекой родине на востоке, где произошла «страшная битва между огнем и водой»; об этом же говорит надпись на «платине басков», возраст которой определен археологами в 1500 лет до н.э. Возможно, так было воспринято возгорание сероводорода, который в результате землетрясений может подниматься на поверхность Черного моря (это – постоянная угроза и сейчас).
ТЕО. И все же главной причиной ухода яфетидов с переднего плана сцены истории мы считаем Божий промысел: была исчерпана их основная миссия – приобщить все народы Земли к праотцу Адаму через таинство АБР и дольменные ритуалы. Библейское предание запечатлело акт передачи факела первичного монотеизма от яфетидов к семитам в яркой сцене. В 1800 г. до н.э. праотец семитов АВРААМ / АВРАМ покинул Ур Халдейский (на севере Месопотамии) и отправился, по призыву Всевышнего, на поиски новой Святой Земли. Вблизи будущего Иерусалима произошло знаменательное событие: «И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священник Бога всевышнего. И благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога всевышнего, Владыки неба и земли» (Быт. 14: 18-19).
Тайна личности МЕЛХИСЕДЕКА давно привлекала теологов, и наиболее убедительной версией нам представляется отождествление его с бессмертным ЕНОХОМ – участником важнейших религиозных реформ и грядущих событий апокалиптической эпохи. И хотя со II тысячелетия до н.э. инициатива творческого развития монотеизма перешла к семитам, земля Адама осталась сокровенной святыней человечества, ожидающей своего исторического часа.
Согласно преданию, одним из семидесяти переводчиков Библии на греческий язык был легендарный старец Симеон (снова Енох?), которому «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2: 26). Апостол Лука рассказывает, что когда родители принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы совершить традиционное обрезание, Симеон взял Его на руки и провозгласил, что видит в Его лице «Свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2: 32). Кроме того, Симеон благословил Мать Иисуса и сказал Ей: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – И Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2: 35). И Богородица приняла в Свое сердце все страдания Иисуса и после Его Воскресения стала душой апостольской общины.
АБХ. Мы выдвигаем гипотезу о том, что целый ряд событий, упомянутых в Евангелии, тоже связан с землей Адама. Прежде всего, у Матфея сказано: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2: 1-2). Так выглядит синодальный перевод с греческого, но в устном арамейском языке (как и на иврите) слова «восток» и «Мизрах» созвучны. На вопрос местных жителей о том, откуда пришли столь важные гости, волхвы могли произнести слово МИЗРАХ / МЫСРА, что было понято и как «восток», и как «Египет» (МИЦРАИМ). Мы же предполагаем, что евангельские «волхвы» – это адамитские жрецы священного абхазского урочища Мысра (Мюссера), которые получили от Всевышнего пророчество о рождении Иисуса и отправились в далекий путь, чтобы спасти Его от преследований Ирода. «Звезда на востоке», которая вела жрецов к пещере Рождества, – это АНЫХА святилища Мысра. А евангельские слова Ангела Господня, явившегося во сне Иосифу: «встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет» (Мф. 2: 13) – звучали на арамейском языке как «беги в Мысру». Поэтому жрецы отправились на Родину, обогнув владения Ирода и забрав с собой Святое Семейство. Именно на земле Адама Иисус настолько глубоко освоил древнюю мудрость адамитских жрецов, что, вернувшись в Иерусалим (в 12-летнем возрасте), вполне мог проповедовать в Храме (Лк. 2: 46).
ТЕО. Древнее христианское предание сообщает, что когда воскресший Иисус послал апостолов проповедовать Евангелие всем народам, то они бросили жребий о том, куда именно следует идти каждому. Мария приняла участие в жеребьевке, и ей выпала ИВЕРИЯ / ИБЕРИЯ, но апостолы настояли на том, чтобы Богоматерь не подвергала себя опасности, а выбрала своего заместителя. Им стал Ее родственник Симон Кананит (жених на свадьбе в Кане Галилейской), который после проповеди у бриттов отправился с той же миссией в «удел Богородицы» – Иверию. Обычно считается, что речь идет о Грузии, но в апостольские времена центральная и восточная часть этого княжества входила в состав враждебного Риму Парфянского царства. Доступным для христианской проповеди оставалось только Черноморское побережье, где в Питиунте (Пицунде нынешней Абхазии) и Себастополисе (Сухуме) стояли римские гарнизоны. Именно на земле Адама Симон Кананит претерпел мученичество и был казнен по приказу римских властей, так как они считали христиан иудейской сектой, готовящей восстание против власти их императора.
АБХ. В Анакопии (Новом Афоне), у подножья Иверской горы, на месте захоронения останков этого апостола стоит старинный храм Симона Кананита. А на вершине горы, в часовне, поставленной русскими монахами в конце XIX века, в алтарной апсиде помещены камни с древними надписями и рисунками, среди которых выделяются изображения рыб – тайный знак первых христиан. Сама Иверская гора считается у абхазов «горой Богородицы», и с ней связан ряд замечательных местных преданий и пророчеств. Например: Господь спрятал рай в земле и накрыл его Иверской горой; под Иверской горой начинается подземный ход, который ведет прямо к Храмовой горе в Иерусалиме; приближается время, когда все истинное православие, которое останется на земле, соберется вокруг Иверской горы.
ТЕО. Есть основания предполагать, что христианская община абхазов, созданная Симоном Кананитом, пережила римские гонения. Св. Ириней Лионский (130 – 202 гг.) свидетельствует об очень раннем распространении христианства в Иверии. Значит, первой проповедницей этой религии на Кавказе не могла быть святая Нина (IV в.), хотя грузинское предание утверждает, что именно она была направлена в столицу Иверии Мцхету самой Богородицей, явившейся ей во сне. Действительно, уже в 325 году участником Первого Вселенского Собора был епископ Питиундский Стратофил, что говорит о глубоком укоренении христианства к этому времени в Абхазской Иверии.
АБХ. Вероятно, «удел Богородицы» посещали и другие апостолы – прежде всего, Андрей Первозванный. Христианский историк Евсевий, ссылаясь на Оригена (конец II – начало III вв.), утверждал, что «Андрей получил жребий в Скифию». Согласно ранней церковной традиции, народы Северного Причерноморья приняли христианство именно от этого апостола, что подтверждается археологическими находками в Херсоне, Танаисе, Аксайском городище: это штампы для просфор I – III вв. с крестом в виде буквы «Х»; именно на таком кресте, по преданию, был распят Андрей Первозванный. Если этот апостол действительно отправился в Скифию из Иудеи, то по пути он мог посетить Абхазию и встретиться там с Симоном Кананитом.
Жития святых упоминают ученика самого апостола Павла – святого мученика Евтихия, память которого Церковь отмечает 6 сентября (по новому стилю). Согласно тексту жития, Евтихий был в узах приведен в Себастополис (вероятно, абхазский Сухум); постоянным спутником Евтихия был Ангел, а в темнице невидимой рукой ему был принесен хлеб от Бога; когда палачи бросили мученика в костер, внезапно раздался гром небесный, и сильный дождь с градом погасил огонь.
Абхазская церковь сохранила память и о мучениках Василиске, Евтропии и Клеонике, пострадавших при императоре Диоклетиане (начало IV века). Не исключено, что это были местные жители (в основном, абасги), принявшие при крещении греческие имена, так как язык проповеди и богослужения в то время был греческим, а по сообщению Прокопия император Юстиниан учредил в Пицунде митрополию «для абасгов и лазов».
Святой Иоанн Златоуст, патриарх Константинопольский и автор основного текста литургии, по ложным обвинениям был сослан сначала в г. Кукуз (в Армении), а через два года отправлен в абхазскую Пицунду. Не выдержав тягот пути, он умер в 407 году и был похоронен в поселке Команы (близ Сухума) – в каменной гробнице возле могилы мученика Василиска. Тело Иоанна Златоуста пролежало здесь 40 лет, после чего было с почестями переправлено в Константинополь. Каждый раз в конце православной литургии имя этого отца Церкви поминается вместе с двумя другими великими ее деятелями – Василием Великим и Григорием Богословом.
Кафедральный собор в Пицунде, построенный почти одновременно с константинопольским Софийским собором (в 551 году), тоже был освящен во имя святой Софии. Несомненно, что это женское имя вызывало у христиан той эпохи ассоциацию с «невестой Агнца» из пророчества Иоанна Богослова (Откр. 21: 9). Агнец Откровения – это Иисус Христос, а «невестой Христовой» всегда считалась Церковь. Культ Софии выражает апокалиптический настрой народа, поскольку грядущее воцарение Бога на земле связано с идеей брака Агнца (Откр. 19: 6-7). Но обсуждение церковных представлений о главных событиях и персонажах апокалиптической эпохи – это тема нашей следующей беседы.