ОБРАЩЕНИЕ К СОБОРУ РПЦ 1971 г.
ПО ПОВОДУ НОВОЯВЛЕННОГО ЛЖЕУЧЕНИЯ МИТРОПОЛИТА НИКОДИМА РОТОВА И ЕДИНОМЫСЛЕННЫХ ЕМУ ЛИЦ
Священник Николай Гайнов. Миряне: Феликс Карелин, Лев Регельсон, Виктор Капитанчук.
.

Это Обращение было отпечатано на машинке в количестве около 100 экз. и разослано по почте всем правящим епископам Руской Церкви. Известно, что оно горячо обсуждалось в кулуарах Собора и стало одной из причин того, что при избрании Патриарха  кандидатура митрополита Никодима не была выдвинута. Впоследствии это Обращение никогда и нигде не публиковалось. Для того, чтобы облегчить читателю ориентировку в сложной структуре документа, я даю его детальную рубрикацию. Документ строился по следующему принципу: сначала мы приводили цитаты из высказываний Митрополита  Никодима или кого-то из единомысленных ему лиц, а затем подвергали их суждения критическому анализу в форме вопросов и примечаний.  Лев Регельсон. 2007 г. Публикуется впервые


Оглавление
Введение

Глава I.  О приближении Царства Божия, грядущего в силе

     Текст.   Митр. Никодим
           ВОПРОСЫ

Глава II. О  "Царстве счастливых времен"

Текст I.  Митр. Никодим
       ВОПРОСЫ
Текст II.   Митр. Иоанн (Вендланд)
       О Царстве Благодати
       О мире и счастье народов на земле
       Об эсхатологическом свершении
       ВОПРОСЫ
       ПРИМЕЧАНИЕ ко II-й главе:
Откровение Иоанна Богослова, глава 19:11-21.

Глава III. О завете жизни и мира и новом свидетельстве
Текст I. Прот. Виталий Боровой
Текст II: Из работ Второго ВМК (Всехристианского Мирного Конгресса)
        ВОПРОСЫ
Текст  III.  Прот. Либерий Воронов
Текст  IV. Из работ Третьего ВМК
        ВОПРОСЫ

Глава IV. О техническом прогрессе и Новом творении
Текст I.  Митр. Никодим 
       ВОПРОСЫ
       ПРИМЕЧАНИЕ:
       О всеобщей одушевленности природы
Текст II. Прот. Либерий Воронов
       ВОПРОСЫ
Текст  III. Митр. Никодим
Текст IV. Митр. Никодим
       ПРИМЕЧАНИЯ К IV главе:
       1. Краткое изложение Библейского учения о Новом творении.
       2. К вопросу о техническом прогрессе

Глава V. О роли социальных и религиозно-социальных движений в деле построения
Царствия Божия на земле и о силах противления
Текст I. Митр. Никодим
        ВОПРОСЫ
        ПРИМЕЧАНИЕ: Об отречении от мира
Текст II. Митр. Никодим
        ВОПРОС: Об отношении к масонству
        Текст III. Прот. Виталий Боровой
        ВОПРОСЫ: О Византийской Империи
Тексты IV:
        Прот. В. Боровой;
        Резолюция Комитета ХМК (Христианская Мирная Конференция);                
        Доц. ЛДА Н. Заболотский; 
        Резолюция Молодежного Комитета ХМК;
        А. С. Буевский.
        ВМЕСТО  ВОПРОСОВ
Текст V. Арх. Николай (Юрик)
        ВОПРОС: По поводу обновленчества

Глава VI. Об участии человеческого рода в Теле Христовом
Текст I. Богословская комиссия ХМК
Текст II. Н.Заболотский
Текст III. Руководители ХМК о "ведущей роли православных братьев"
Текст IV. Митр. Никодим
Текст  V.  Н. Заболотский
Текст  VI. Митр. Никодим
Текст  VII. Митр. Никодим
Текст  VIII. Митр.Никодим
        ВОПРОС к текстам  I - VIII
        ПРИМЕЧАНИЯ  СОСТАВИТЕЛЕЙ: О Боговоплощении 

Глава VII. О единстве Церкви и мира
Текст I. Митр. Никодим
          ВОПРОСЫ
Текст II. Митр. Никодим
          ВОПРОСЫ
Тексты III. О Царствии Божием и Царствии Небесном:
        Митр. Никодим;
        Прот. Л. Воронов;
        Материалы богословского собеседования.
          ПРИМЕЧАНИЕ к текстам III
          ВОПРОСЫ к текстам III
Текст IV. Арх. Николай (Юрик)
          ВОПРОСЫ
Текст V. Митр. Никодим
          ВОПРОС

Глава VIII. О Правосудии Божием и космических катастрофах
Текст I. Митр. Никодим
Текст II. Митр. Никодим
         ВОПРОСЫ   
         ПРИМЕЧАНИЕ: О Шестой Печати

Глава  IX. Об искренности иерарха по отношению к братьям соепископам и к народу Божию

Текст. Митр. Никодим
         ПРИМЕЧАНИЕ: О Папе Иоанне XXIII    


  ТЕКСТ ДОКУМЕНТА

  ОБРАЩЕНИЕ К  ПОМЕСТНОМУ СОБОРУ РУССКОЙ  ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
                                                                   1 9 7 1  ГОДА
                                                                                        
по поводу богословской деятельности Высокопреосвященного Никодима, Митрополита Ленинградского и Новгородского и других, единомысленных ему лиц


     Составители:
     Русской Православной Церкви
     Священник  Николай Гайнов
     Миряне        Феликс Карелин
                           Лев Регельсон
                           Виктор Капитанчук

     Примечание (Лев Регельсон, 2007)
     При публикации данного документа я считаю своим долгом указать, что еще одним автором этого Обращения был отец Глеб Якунин. Однако его подпись было решено не ставить, на том основании, что, согласно канонам, от лиц, подвергнутых церковному прещению, никакие заявления, кроме относящихся к их делу, не принимаются. Это могло послужить формальным поводом для отказа в рассмотрении выдвинутых обвинений.
    Отец Глеб Якунин в это время состоял под запрещением в священнослужении: указом Патриарха  Алексия от 1966 г. – за Открытое письмо Патриарху Алексию (совместно с о.Николаем Эшлиманом).

Преосвященные Владыки!  
                             Досточтимые клирики!
                             Честные братья!
                             Главы и Представители народа  Божия!
                             Отцы и Учители!

     Чрезвычайные обстоятельства побуждают нас обратиться к Святыне Великого Собора.

    Вот уже десять лет как религиозная совесть русского православного народа смущена и встревожена тем духом богословского модернизма, который проник в Русскую Церковь вместе с началом Епископского  служения Преосвященного Никодима (Ротова), ныне Митрополита Ленинградского и Новгородского.

    Всякий православный христианин, хоть сколько-нибудь внимательно следящий за церковной жизнью, не мог не заметить, что на протяжении последних десяти лет, сначала митрополит Никодим, а затем и  другие единомысленные ему лица, среди которых особенно выделяются Митрополит Ярославский и  Ростовский Иоанн (Вендланд), Архиепископ Львовский и Тернопольский Николай (Юрик) и два  профессора Ленинградской духовной академии: протоиерей Ливерий Воронов и протоиерей Виталий   Боровой – на всевозможных религиозных конференциях, на страницах Журнала Московской Патриархии и даже во Святых Храмах излагают и проповедуют такое учение, которое с точки зрения традиционного православного сознания, воспитанного на богословском синтезе Великой Церкви, нельзя назвать иначе, как новым.

     Конечно, несмотря на свое совершенно исключительное значение в жизни Восточной Церкви,  богословский синтез, осуществленный средневековой Византией, нельзя считать окончательным выражением всей полноты Христианского Откровения. За пределами Византийского синтеза остался целый ряд глубоких религиозных прозрений раннего христианства, опыт и богословие Церкви Западной; разумеется, в состав Византийского синтеза не мог войти также и богатейший духовный опыт и религиозно-творческие искания Церкви Российской. Поэтому сама по себе новизна какого бы то ни было богословского учения по отношению к традиционному богословию Великой Церкви еще не является предосудительной.   
    
     Но дело в том, что учение Митрополита Никодима и других единомысленных ему лиц не только ново. Оно весьма сомнительно даже с точки зрения тех, не вошедших в Византийский синтез, апокалиптических аспектов Божественного Откровения, вокруг которых сгущается его собственная проблематика: учение о Тысячелетнем Царстве (Откр.20:1-11), учение о Новом Творении (Откр.21:5) и  учение о народах земли, ходящих в свете Нового Иерусалима (Откр.21:24 - 22:2).

     Три момента в деятельности Митрополита Никодима и других единомысленных ему лиц вызывают особую тревогу:

     1) то, что они не пытаются обосновать свое новое учение религиозным опытом Вселенской Церкви, но предпочитают «мудрствовать не по Отцам»;

     2) то, что они излагают свое учение двусмысленно, избегая откровенных наименований, фрагментарно, отрывочно, зачастую вкрапливая небольшие тексты значительного религиозного и богословского содержания в пространные рассуждения на мирские темы, не столько обращаясь к Церковному самосознанию, сколько постепенно и незаметно изменяя в Церкви духовную атмосферу; и, наконец:

    3) то, что Митрополит Никодим (Ротов) и другие единомысленные ему лица дерзают свое новое учение, соборным сознанием Церкви еще не рассмотренное и соборной властью не одобренное, навязывать и Русской Церкви и даже всему христианству в качестве руководства к действию. При этом тревога по поводу нового учения несомненно усиливается теми общеизвестными фактами, что Митрополит Никодим за короткое время сумел занять в жизни Русской Церкви совершенно исключительное место, а его экуменическая деятельность приобретает всемирный характер. С каждым годом становится все яснее и яснее, что учение и деятельность Митрополита Никодима и единомысленных ему лиц представляет собой явление провиденциального масштаба, перед лицом которого следует проявить всю силу христианской бдительности. На основании всего вышеизложенного, мы, чада Русской Православной Церкви – так же, как и все православные христиане, имеющие религиозный долг быть хранителями веры и благочестия – просим Отцов Великого Собора предложить Митрополиту Никодиму (Ротову) и названным выше единомысленным ему лицам, дать ясное, полное и недвусмысленное изложение своего нового учения так, чтобы соборная полнота Церкви могла его рассмотреть и высказать о нем свое авторитетное суждение. Это особенно необходимо сделать именно теперь, дабы неясность духовной атмосферы не помешала Великому Собору узреть перст Божий, указующий истинного избранника Божий воли на великое патриаршее служение, так, чтобы скрепляя свои деяния, Священный Собор воистину мог сказать: «Духу Святому и нам изволилось…».  





Священник Николай Гайнов. 2003 г.
Митрополит Никодим (Ротов)